Рекомендации о том, как нарисовать человека

Рисунок состоит из нескольких этапов. С композиции начинается любой рисунок. В зависимости от позы натуры, выбирается вертикальный или горизонтальный формат. Лёгкими линиями создаются движение и силуэт тела.

Масштаб изображения нужно выбирать соответственно формату. Слишком крупный рисунок производит впечатление тесноты, требует добавить пространство вокруг. Мелкий – создаёт иллюзию пустоты, хочется обрезать лист.

Этапы рисования

Как нарисовать человека карандашом: пропорции

 

Набросочными линиями намечается изгиб позвоночника, поворот головы, осевые плечевого пояса и тазобедренных суставов. Линейно схематично указывается направление плечей, предплечий, бёдер, голеней, кистей и стоп.

Как нарисовать человека карандашом: пропорции

Построение

На этом этапе прорабатываются характерные анатомические особенности. Действует принцип – от общего к частному. Детали вырисовываются только после построения крупных частей.

Как нарисовать человека карандашом: пропорции

Тело человека симметрично, и позвоночник используется в построении как естественная ось симметрии при откладывании отрезков вправо и влево.

Рисунок ведётся мягко, без нажима на карандаш, для того, чтобы вспомогательные линии построения можно было свободно удалить. Одновременно намечается граница света и тени.

Светотеневая проработка

В зависимости от художественной задачи, светотень может ограничиваться лёгкой растушёвкой, или состоять из сложной многослойной штриховки, передающей особенности кожи и фактуры материала одежды.

Как нарисовать человека карандашом: пропорцииКак нарисовать человека карандашом: пропорции

Работа карандашом для начинающих художников

Начинать рисование человека желательно с кратковременных набросков с натуры. Каждодневная практика поможет быстрее развить глазомер и приобрести необходимые графические навыки.

Обязательно следует изучить пластическую анатомию. Без базовых знаний устройства тела хороших результатов достичь не удастся, рисунок будет сводиться к копированию увиденного. Замечательным учебным пособием могут стать книги Готтфрида Баммеса.

Как нарисовать человека карандашом: пропорции

В помощь начинающим художникам существует специальная методика измерения для определения точных пропорций тела:

  1. Перед собой, вытягивается рука, в кисти держится карандаш перпендикулярно руке. Закрыв один глаз, сопоставляется верхняя точка измеряемой части тела (допустим, головы) с верхним концом карандаша. Нижняя точка измерения (подбородок) отмечается на карандаше большим пальцем руки.
  2. Теперь можно измерить, сколько отрезков, равных высоте головы, составляет рост натуры. Верх карандаша совмещается со 2 точкой измерения (с подбородком). Зрительно на натуре отмечается нижняя точка, совпадающая с большим пальцем на карандаше (примерно на уровне грудных мышц).
  3. Третье и последующие измерения будут от грудных мышц до пупка, и далее вниз.

Рисунок тела в разных положениях

Попробуем нарисовать человека в разных позах.

Силуэт

Силуэтное рисование может использоваться для натурных набросков, карикатур, иллюстрирования, создания мультипликационных персонажей. При таком виде изображения, пропорции зачастую не сохраняются и даже намеренно искажаются. Контурный тип рисования обычно используют дети. Любой рисунок тела человека также начинается с подготовительного силуэтного наброска.

Как нарисовать человека карандашом: пропорции

 Стоящая фигура

Пропорциональное построение фигуры в полный рост связано с условным делением её на части. На листе чёрточками отмечаются вертикальные габариты изображаемого человека. Лонное сращение ориентировочно делит тело взрослого человека пополам, голова занимает 1/8 – 1/7 часть. Голова ребёнка в зависимости от возраста – от 1/4 до 1/6.

Как нарисовать человека карандашом: пропорции

И ещё некоторые пропорции:

  1. Руки в опущенном состоянии доходят до середины бедра, локти расположены на уровне талии.
  2. Расстояние, образуемое расставленными в стороны руками, равно росту.
  3. Длина кисти взрослых людей сопоставима с лицевой частью, стопа примерно равна высоте головы.
  4. Между глазниц должен убираться ещё один глаз. Лоб, нос, ухо, расстояние от кончика носа до подбородка приблизительно одной величины.

Как нарисовать человека карандашом: пропорции

Чтобы «поставить» человека на листе, требуется определиться с центром тяжести. Для этого проводится вертикаль от ярёмной ямки (у основания шеи спереди по центру) через центр таза вниз.

У стоящего с опорой на одну ногу человека, вертикаль проходит через стопу опорной ноги. При этом тазобедренный сустав этой ноги находится выше, таз наклонён вниз от опоры, плечевой пояс – в противоположном направлении.

Если натурщик стоит на двух ногах, или облокотившись, оперевшись руками, плечом, спиной, центр тяжести располагается между двух опор.

 В движении

Для того, чтобы нарисовать человека в движении, необходим анатомический анализ для точного воспроизведения динамики:

  1. Положение позвоночника (наклон вперёд при беге, езде на лыжах, наклон с распрямлением поясничного отдела при прыжке вперёд, скручивание при метании и т.д.)
  2. Взаимодействие частей опорно-двигательного аппарата относительно позвоночного столба. Например, у идущего и бегущего человека тазовые кости и плечевой пояс работают в противовес друг другу. Перенося вес на правую ногу, человек выносит вперёд и вверх левое плечо. При этом левая рука движется вперёд, правая – назад.
  3. Напряжение определённой группы мышц в каждом движении.

Начало рисунка всегда схематичное: движение хребта, расположение осей плечевого и тазового пояса с обозначением суставов, поворот черепа, направление костей конечностей с одновременным определением их длины, положение стоп и кистей.

Сидящая натура

В рисовании сидящего человека важную роль играет выбор ракурса. Неудачным считается положение прямо перед натурой. У сидящего на стуле в таком случае бёдра расположены в резком перспективном сокращении.

В положении сидя на земле – сокращаются ноги или торс, в зависимости от выбранной линии горизонта. Убедительного изображения в такой позиции добиться сложно.

Лучшие ракурсы для сидящей натуры – боковые, с линией горизонта на уровне головы, или немного ниже.

В положении сидя поясничный отдел позвоночника распрямлён. Центр тяжести является центром опоры. Большая часть мускулатуры находится в расслабленном состоянии. Деформации подвергаются ягодичные мышцы, и другие, соприкасающиеся с поверхностями.

Фигура сбоку

Изображение в профиль позволяет наиболее остро передать характерные особенности тела – осанку, посадку головы и плеч.

Требуется построение в перспективе грудной клетки, плечевого пояса и тазовых костей. Если голова не находится в чётком профиле, то и черепа. Удалённые от зрителя конечности также будут несколько меньше.

Для верного изображения необходимо найти точку схода на линии горизонта (на уровне глаз) и собрать в ней все осевые линии. Через парные точки (например: грудные мышцы, передневерхние ости подвздошных костей, брови, уголки губ) тоже следует провести вспомогательные линии, чтобы сохранить симметрию тела.

 Лежащая натура

Особенности лежащего человека — расслабленность мышц и обвисание мягких тканей под силой земного притяжения. Мышцы, соприкасающиеся с поверхностью, расплющены.

Трудность рисования лежащего тела заключается в перспективном сокращении пропорций. Самые сложные ракурсы лежащей натуры – со стороны головы и стоп. В таких позициях сокращение тела максимальное, построение проблематичное.

В ракурсном изображении частей тела используется метод построения в перспективе геометрических тел.

Рисунок со спины

Стоящего спиной натурщика рисуют в той же последовательности, что и находящегося лицом. Пропорциональные членения переносятся на заднюю часть тела. Так, половина роста находится на уровне крестца. Подбородок располагается по центру шейного отдела позвоночника, следующая отметка – в средней части лопаток и т. д. Задача упрощается отсутствием необходимости рисовать лицо.

Анатомические формы подвергаются геометризации. Стоит избегать прямого освещения, которое затрудняет понимание формообразования.

Женская фигура

Рисуем женскую фигуру

 Фигура в одежде

Рисование одетого человека сводится к построению обнажённого тела с последующим моделированием драпировок поверх построения.

Изображая одежду, нужно разобрать, в каких частях ткань повторяет рельеф тела, а где имеет собственный объём.

Например: на  женском теле блуза прилегает к телу от ключиц до середины груди спереди, от капюшонных мышц до верха лопаток сзади. Ниже этой границы ткань свободно драпируется.

При разработке светотени учитывается, что ткани присущи собственный тон и фактура. Распространённой ошибкой является более тщательная проработка деталей и складок материала, чем лица натуры, в связи с чем одежда начинает играть главную роль в рисунке.

 Обнажённая натура

Женская фигура имеет ряд пропорциональных отличий от мужской. Плечи несколько уже, грудная клетка меньше по объёму, тазовые кости шире, ноги короче мужских. У мужчин длиннее голени, на черепе более развиты надбровные дуги.

Важный момент при рисунке женщины: у дам центр тяжести находится ниже, чем у мужчин. Смещение центра тяжести происходит при надевании обуви на каблуке и у беременных. Наиболее заметно это сбоку, выражается изменениями прогиба в поясничном отделе. Рисовать женское тело нужно с учетом этой особенности.

Благодаря равномерному распределению подкожного жира, мускулатура скрыта, обладает спокойным рельефом. Это требует плавных линий рисунка и тонкой светотеневой моделировки.

Рисование различных поз

Освоив рисунок с натуры, используя полученные знания об анатомии, можно рисовать тело в разных позициях по представлению.

Какая бы ни была задумана поза – естественная или акробатическая, важно понимать систему работы скелета и мышц в каждом конкретном случае.

Представление о женском теле, как о геометрическом конструкторе поможет грамотно смоделировать светотень от воображаемого источника света.

Рисование группы людей

Рисунок нескольких персонажей – составная задача из уже рассмотренных. Дополнительно решаются композиционная составляющая и проблема удалённости людей в перспективе.

Кроме линейной перспективы, в рисунке группы используется воздушная. Фигуры первого плана прорисовываются конкретнее и контрастнее находящихся на втором плане. Светотеневая проработка центральных моментов композиции наиболее скрупулезная. При необходимости второстепенный план обобщается лёгким широким штрихом.

Рисование человека – занятие не только сложное, но ещё и очень интересное. Научившись рисовать тело, всегда хочется большего – передать характер персонажа и своё отношение к нему.

Источник: https://wikiw.life/handmade/risovanie/figuru-cheloveka.html

Наброски людей карандашом в разных позах. Рисование пошагово для начинающих

Одно из самых трудных занятий в рисовании — наброски людей. В отличие от разнообразных натюрмортов, пейзажей и прочих видов картин, люди являются самой трудной фигурой.

Рисование человека в разных позах может полностью изменить восприятие самой картины. Но для того, чтобы грамотно рисовать человека, как великие мастера, для начала нужно научиться создавать наброски. Быстро и грамотно.

Начало работы, выбор положения

Благодаря регулярным наброскам человека можно развить ощущение масштабирования. Поскольку человеческое тело разбито на определенные пропорции, часто случается, что новички, которые прежде не рисовали, делают набросок человека с чрезмерно большой головой или маленьким телом. Это умение приходит с опытом, когда появится ощущение легкости в карандаше.

Для того чтобы как можно быстрее изучить человеческое тело и его основные черты, необходимо поэкспериментировать с ракурсами. Для начала можно взять самые распространенные среди них.

Ракурс Описание изображения
Профиль Наблюдается только одна сторона человеческого лица.
Пол оборота Когда лицо модели повернуто лишь на три четверти. Данный ракурс является одним из самых сложных, но и с ним есть множество вариаций для живописного рисунка.
Анфас Положение лица, которое направленно прямо к зрителю. Человек поворачивается так, чтобы его тело выглядело полностью симметричным к художнику.

Далее подобные наброски нужно рисовать по памяти. До тех пор, пока закрепленный образ не останется в голове. Не стоит останавливаться лишь на одной позиции. Лучше рисовать сразу же несколько простых набросков, но в разном положении тела и головы. Затем стоит нарисовать каждую из позиций по памяти, тем самым закрепляя полученные навыки.

На данном этапе лишь происходит ознакомление с телом человека и его особенностями. Отличия в строении женского тела от мужского и так далее. Подобные анатомические различия должны плотно закрепиться перед тем, как перейти к сложным зарисовкам.

Как нарисовать набросок человека карандашом: пропорции

Пропорции – то, что позволяет воспринимать готовую работу более реалистично. Всем известна популярная работа Леонардо да Винчи «Витрувианский человек», где художник во всей силе показал пропорциональность анатомического тела человека.

Определение основных пропорций

Как нарисовать человека карандашом: пропорции

К примеру, если длина головы равна 2 см, то необходимо сделать еще 6 таких же отметок вниз. Это будет правильная пропорция человека среднего роста. Далее нужно уделять внимание каждому «отделу» тела, который выделен по вышеупомянутому правилу.

Голова и лицо

Для большего удобства, каждый из отделов нужно пронумеровать.

Для того чтобы набросать голову, нужно:

  1. Голова человека по форме напоминает яйцо. Для начинающих лучше использовать обычный овал. Не стоит стараться, чтобы он был идеально ровным, ведь это – всего лишь набросок.
  2. Чтобы сделать вид, что голова – не простой овал, ее нужно слегка сузить на подбородке. Таким образом, набросок приобретет черты настоящего лица. Здесь нужно отталкиваться от внешности модели для наброска, ведь у кого-то подбородок шире, а у кого-то уже.
  3. Для симметричного распределения черт лица проводят среднюю линию. Она должна проходить через середину тела человека. Благодаря данной линии, тело приобретает правую и левую сторону.
  4. Далее необходимо провести линию глаз. Данная ось должна располагаться чуть выше середины овала. С ее помощью будет проще расположить глаза.Как нарисовать человека карандашом: пропорции

Не стоит слишком стараться для прорисовки черт лица. Достаточно лишь нескольких черт карандашом для схематического показания. Поскольку это набросок человека в полный рост, правильность черт лица здесь не играет роли.

Волосы могут быть показаны не только схематически, лишь изображая общую массу, но и детализированными – с небрежно падающими локонами и прядями волос. Данное решение зависит от желаемого результата в скетче.

Шея

Наброски карандашом данной части тела всегда имеют важность. Люди в разных позах по-разному поворачивают шеей, поэтому ее ракурс так важен даже на первых стадиях наброска.

Главное, что стоит знать при рисовании шеи – она не может быть толще самой головы. Если рисунок делается в анфас, то шея изначально выглядит прямой, а затем имеет плавный переход на плечи. Схематически можно обозначить ключицы и сухожилия для больше реалистичности.

Если необходимо набросать шею в профиль, то начало шеи берется от середины челюсти. Она проходит чуть ниже и потом плавно переходит в саму шею. Задняя часть берет начало с тыльной части головы, имея совсем небольшой изгиб.

Стоит учесть, что если это мужская шея, то она должна выглядеть более мускулисто, чем женская. Так же в женской шее больше замечается изгиб. Не стоит забывать про кадык на шее у парней, который обязательно нужно выделить.

Плечи

Как нарисовать человека карандашом: пропорции

Плечо должно иметь округлую форму, но не выглядеть, как сплошной овал. Для того, чтобы грамотно изобразить плечевой сустав, нужно примерно понимать, какие мышцы находятся в нем. Плечо имеет несколько изгибов, которые обязательно нужно передать в наброске для большей реалистичности.

Плечо не должно быть слишком острым, но и не слишком покатым. Данный параметр зависит либо от самой модели, либо от желаний художника. Однако не с первого раза получается правильно передать строение плеча, все приходит с опытом.

Читайте также:  Методы того, как нарисовать розу

Торс и таз

Строение женского и мужского тела в этой части значительно отличается, поэтому необходимо разобрать каждое из них отдельно. Считается, что гораздо лучше можно научиться рисовать мужское тело после того, как изучается тело женщины, чем наоборот. Поэтому начать нужно с женского телосложения.

Торс и таз девушки. От начала плеч идет грудная клетка. В месте, где кончается плечо, должна быть размещена грудь, которую в набросках так же показывают лишь схематически. Особенность женского телосложения – выделенная талия. Однако не стоит здесь сильно увлекаться, достаточно лишь подчеркнуть изящный изгиб тела. Таз девушки, обычно, имеет округлую форму. Бедра у девушки должны выделяться и подчёркивать женственность тела.

Торс и таз парня. Туловище парня отдаленно напоминает прямоугольник, суженый к бедрам. Поэтому многие начинающие художники используют его как опору. Грудная клетка у мужчин значительно шире, чем у женщин. Не стоит забывать про выделение груди, которое так же заметно и у парней, особенно, если речь идет о рисовании обнаженной натуры. Бедра парня узкие и непримечательные, в отличие от женских. Но, несмотря на это, не стоит забывать про эту часть тела.

Руки

У большинства новичков, старающихся рисовать руки, возникает большая трудность с рисованием не только предплечья, но и ладоней. Не стоит изначально стараться добиться идеального результата, потому что навык в рисовании рук приходит с опытом.

Однако для того, чтобы избежать некоторых ошибок, следует помнить:

  • Руки имеют рельеф. В зависимости от мышечной массы форма, объём и рельефность рук может изменяться. Для того чтобы полностью овладеть данным навыком, нужно внимательно рассматривать формы рук разных людей.
  • Ладони и их размер. Многие художники, даже которые давно занимаются рисованием людей, могут допустить ошибку в размере ладоней. По пропорциональности тела, размер ладони должен совпадать с размером лица.Как нарисовать человека карандашом: пропорции

На ранних этапах наброска, ладони имеют вид квадрата. Позже приобретают очертание варежки, из которой вырисовываются фаланги пальцев и кисть. Для начала следует рисовать руки в расслабленном положении. После этого стоит переходить к более сложным позам рук, которые будут добавлять готовому эскизу больше динамичности.

Наброски людей карандашом в разных позах часто акцентируются именно на руках. Благодаря действию кистей и пальцев можно определить эмоциональное состояние человека или его намерения даже на рисунках.

Ноги

Завершающий этап в эскизе. Начинать рисунок ноги необходимо с бедра. Если модель стоит в профиль, то не стоит забывать о выделении ягодиц среди задней стороны бедра.

Женские бедра имеют более округлую форму, чем мужские. Не стоит пренебрегать изгибами, поскольку бедра и голени не должны выглядеть, словно палки. Особое внимание следует уделять коленям, которые соединяют голень и бедро.

Внутренняя часть голени должна иметь небольшой изгиб внутрь, а наружная немного выгибаться. Величина изгибов зависит от физической массы натуры. Если модель имеет открытую обувь, то не стоит забывать о щиколотке, которую необходимо выделить.

В набросках и зарисовках стопам не уделяется много времени, а лишь показываются схематично, как 2 овала или прямоугольника, в зависимости от ракурса.

Набросок человека в простых позах

Наброски людей карандашом в разных позах помогают развивать скорость в рисовании не только скетчей, но и полноценных работ. После того, как основные понятия о теле человека крепко закрепились, можно переходить к наброскам людей в простых позах. Например, сидя или в процессе ходьбы.

Человек сидя

Как нарисовать человека карандашом: пропорции

На данном этапе важно грамотно распределить тело. Для начала стоит практиковаться на фотографиях моделей, или же, рисуя с натуры. В сидячем положении важно учитывать расположение рук. Набросок или готовая работа будут смотреться лучше, если ладони не будут спрятаны за другими частями тела.

Немалую роль играет расположение головы и туловища. В зависимости от того, в каком положении сидит модель, голова и тело не должно казаться слишком выгнутым или повернутым.

Сложные позиции

Наброски людей карандашом в разных позах являются трудной задачей. Особенно, когда речь идет о непростых позициях. Однако данная практика необходима для того, чтобы полностью изучить человеческое тело снаружи. Для подобных тренировок отлично подойдут гимнасты или балерины, изображенные на фотографиях, в эстетических позах.

Танцующие или прыгающие тела находятся в позах, рисование которых может осложниться из-за необычного положения рук, изгибов в спине и ногах. Подобные скетчи смотрятся красиво, но на них приходится тратить больше времени, чем на человека в обычной позе.

Наброски людей карандашом в разных позах сложны в передаче динамики движения. Проблема заключается в том, чтоб не только правильно передать черты тела, но и придать им движение и свободу. Не стоит сразу же требовать идеального наброска, поскольку данное умение появляется после того, как уже сделаны сотни скетчей людей в разных позах.

Обнаженная фигура

Как нарисовать человека карандашом: пропорции

Для того чтобы облегчить рисовать обнаженной натуры, можно использовать бумагу большого формата. К примеру, если обычные скетчи проходящих мимо людей делаются на формате А5 или А4, то для рисования обнаженной модели можно использовать формат А3 или А2.

Сначала нужно делать наброски в неограниченное время. Однако после того, как будет ощущаться некая смелость в скетчах, нужно поставить ограниченное время на один набросок. Например, на одно положение в эскизе выделяется 2 мин., позже время сокращается. Пусть подобные тренировочные скетчи будут неидеальны, но их нужно нарисовать за определенный, довольно маленький промежуток времени.

Многие художники советуют изначально делать лишь несколько линий, набрасывающих основную фигуру, а дальше начинать детальную проработку с части тела, которая больше притягивает.

Таким образом, можно проследить то, насколько детализация важна даже в набросках. Однако данный способ может сбить пропорциональность тела. Но даже в таком случае, это добавляет лишь шарма готовому эскизу.

Одна из важных деталей – выбор положения при рисовании. Необходимо устроиться так, чтобы не выполнять сильных движений головой, чтоб просмотреть натуру. Лист бумаги, планшет или блокнот должен находиться напротив расположившейся модели.

В одежде

Наброски в одежде намного проще, чем обнаженной натуры. Однако здесь также следует не расслабляться. Первое, что очень важно в изображении одетых людей, – передача складок и текстуры вещей.

Как нарисовать человека карандашом: пропорцииКак нарисовать человека карандашом: пропорции

Лучше всего в изображении людей в одежде помогают модели, участвующие в показах мод. Поскольку они профессионально обучены позированию, их рисование будет более простым. Для набросков одежды лучше использовать твердый карандаш.

Так же, если речь идет о стилизованном эскизе, то правило «семи голов» можно увеличить до восьми, и «лишнюю голову» использовать для увеличения длины ног. Таким образом, модель в одежде будет выглядеть более роскошно.

Очень важна детализация в одежде. Если, например, на натуре надета клетчатая рубашка, то важно прорисовать клетки. То же самое касается подобных украшений, как колье, браслеты или кольца. Все они должны быть изображены, иначе весь образ потеряет свой шарм.

Особенности рисования человека с натуры

Полное понимание человеческого тела приходит лишь тогда, когда хоть несколько раз приходится рисовать с натуры. Поскольку фотографии могут достаточно сильно исказить настоящее тело модели. Невозможно овладеть навыком рисования людей в одежде, если нет понятия о том, что у человека под одеждой и как обнаженное тело должно выглядеть.

Читайте также:  Как написать пейзаж маслом?

В качестве натуры не обязательно вызывать специальную модель. Можно попросить близкого человека, например, вторую половинку, позировать для практики. Также можно позировать самостоятельно.

Для этого понадобится лишь большое зеркало и желание. К тому же, позировать для самого себя не надоест никому, потому что будет необходимо углубиться во весь процесс с головой.

Легкие наброски людей карандашом, вне зависимости от сложности позирования, являются обязательной частью для полного изучения рисования. Для того, чтобы достичь желаемого результата, важно лишь не останавливаться на достигнутом и совершенствовать свои навыки ежедневно.

Источник: https://handsmake.ru/nabroski-lyudey-karandashom.html

Учимся рисовать пропорции фигуры человека. Рисование правильного и пропорционального лица

Чтобы академический рисунок выглядел гармонично и реалистично, в нем все должно быть четко продуманным и соразмеренным. Поэтому правильное построение пропорций – это одна из основных задач, которую надо решить при создании рисунка. Эта работа не самая простая, но для создания красивых изображений просто необходима.

Зачем нужно строить пропорции?

Любой художник, независимо от стиля, в котором он собирается работать, должен овладеть академическим рисунком. Это своего рода фундамент всей живописи, необходимый как художникам, так и архитекторам, дизайнерам, скульпторам.

Изучение академического рисунка начинается с азов. Ученики сначала проходят геометрические фигуры, затем розетки и капитель. И только после этого переходят к изображению головы и тела человека.

Осваивая портреты, они начинают с гипсовых голов, а затем переходят к рисованию с натуры. Если речь идет об изображении людей в полный рост, то тут процесс тоже проходит постепенно – скелет, мышцы, гипсовая фигура, обнаженная натура.

Художник очень часто сталкивается с тем, что изображаемый объект значительно больше, чем лист бумаги или, наоборот, меньше. В натуральную величину не всегда получится изобразить ни фигуру человека, ни маленькую бабочку.

Чтобы передать изображение максимально точно, необходимо уменьшить или увеличить исходный объект, при этом правильно передавая соотношение его размеров. Рисуете ли вы портрет, пейзаж или натюрморт – соблюдать пропорции необходимо. Умение делать это является одним из самых важных для любого художника.

Как правильно рисовать пропорциональное лицо?

Как нарисовать человека карандашом: пропорции

Работа над портретом начинается с компоновки. Размер изображения должен быть гармоничным, не слишком большим и не слишком мелким, сопоставимым с размером листа бумаги.

Многие художники, когда впервые берутся за портрет, уделяют основное внимание отдельным чертам – глазам, носу, губам. И это ошибочное решение, ведь зачастую при этом они не видят общего – овала лица. А ведь рисунок начинается именно с него.

По форме голова человека напоминает яйцо, однако это аналогия весьма примерная, это надо учитывать, занимаясь рисованием.

Всем известно, что тело человека не полностью симметрично. Тем не менее, при создании портрета придерживаться симметрии необходимо. Поэтому преподаватели на курсах всегда учат начать работу над изображением с построения оси симметрии, которая поделит рисунок на правую и левую части.

Еще одну линию необходимо провести перпендикулярно оси симметрии. Она поделит изображение по горизонтали. Эти две прямые помогут правильно расположить глаза, нос, губы и брови.

Поставьте по точке на середине левой и правой частей горизонтальной линии – там будут располагаться глаза. Нижнюю половину вертикальной линии нужно поделить на пять одинаковых частей.

Вторая сверху точка – это кончик носа, а третья – складка между губами.

Верхняя часть делится на четыре одинаковых отрезка. Между второй и третьей точкой снизу, как правило, находится линия роста волос. Уши нужно рисовать примерно между верхним веком и кончиком носа, при этом имейте в виду, что если взгляд модели направлен вверх или вниз, расположение уха изменится.

Если на вашем портрете будет изображен человек в профиль, пропорции не поменяются, только ракурс и компоновка на листе бумаги. Форма головы все также будет напоминать яйцо, но его острый кончик будет направлен в сторону. Вам необходимо нарисовать те же центральные линии, однако теперь они будут делить голову на лицо и череп (переднюю и заднюю части).

Ухо на портрете в профиль расположено за центральной горизонтальной линией. Черты сохраняют свое положение как на изображении в анфас. Переносица находится аккурат на центральной линии, иногда чуть выше.

Во время рисования портрета нужно иметь в виду, что у каждого свои особенности внешности – длина и толщина носа, размер, разрез, посадка глаз и так далее. Чтобы добиться портретного сходства, нужно точно уловить и передать эту специфику. Для этого вам понадобится много практики, мастерство улавливать пропорции и мелкие детали придет со временем.

Рисуем пропорциональное тело

Как нарисовать человека карандашом: пропорции

Художники-новички, как правило, сначала работают с фигурами среднего размера, потому что на этом примере проще понять, как строить пропорцию человеческого тела. На первом этапе обучения необходимо освоить скелет, потом перейти к мышцам, а уже после этого браться за изображение человека

Чаще всего в качестве единицы измерения используют высоту головы. В среднем длина тела – это семь голов, но шесть или восемь тоже считается нормой. Кроме того, туловище вместе с шеей – это три головы, столько же – верхние конечности, а нижние – три с половиной.

У детей голова занимает большую часть всего тела. У новорожденного она вообще составляет примерно четверть всей высоты. Однако с возрастом у ребенка ноги становятся все длиннее, поэтому со временем голова пропорционально уменьшается.

Когда человек стареет, его тело претерпевает определенные изменения. Тело сгибается, плечи становятся более круглыми, позвоночник и шея как бы толкают голову вперед. Кожа утончается, из-за чего вены могут стать более видными. Локти и запястья кажутся крупнее.

Работа над фигурой начинается с проведения вертикальной прямой линии, длина которой соответствует его росту. Если разделить ее пополам, то в середине окажется лобковая кость.

Верхнюю и нижнюю часть делим еще пополам и определяем положение сосков и коленных чашечек. Голова составляет половину самого верхнего отрезка. На середине линии от груди до лобковой кости располагается пупок. Кисть руки нужно рисовать от уровня той линии, которая делит рост пополам.

Рисование пропорциональных фигур

Как нарисовать человека карандашом: пропорции

Работаете вы с моделью или предметом, начинать всегда стоит с наброска. Установите место изображаемого объекта на листе бумаги и определите его примерный размер.

Если вы рисуете портрет в полный рост, то можно сначала построить пропорциональный скелет, а уже потом «надевать» на каркас тело, прорисовывать рельеф мышц.

Делать пропорциональные изображения людей, архитектуры или предметов непросто, и вряд ли у кого-то получится правильно сделать это с первого раза. Для этого необходима долгая и упорная тренировка. Их рисованию учат на любых художественных курсах, потому что без этого знания освоить рисунок невозможно.

Абитуриентам художественных вузов на вступительном экзамене необходимо рисовать гипсовые головы, а это значит, что умение рисовать пропорциональный портрет им просто необходимо.

Источник: https://arch-risunok.ru/osnovy-akademicheskogo-risunka/akademicheskij-risunok-proporcii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector