Мифологический жанр — разновидность изобразительного искусства, черпающая сюжеты из мифологий разных народов. Особенность мифологического жанра – свободная трактовка легендарных сюжетов. Он сложился еще в античном искусстве, а в эпоху Возрождения достиг расцвета.
Колыбельная песня — жанр детского фольклора бытового назначения. Колыбельные песни пелись матерью у колыбели засыпающего ребенка в возрасте до пяти лет. В русской народной культуре колыбельные носят мифологический характер, в них много мифических персонажей – Дрема … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Мифологический жанр
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ — территория на юге Балканского п ова (см. также статьи Античность, Греция). История Д. Г. охватывает период с нач. II тыс. до Р. Х. по нач. I тыс. по Р. Х. География и этнография Фестский диск. XVII в. до Р. Х. (Археологический музей в Ираклио,… … Православная энциклопедия
Миф и сказания тесно переплетаются с повседневной жизнью обывателя.
Для современного зрителя повествование мифологических сюжетов в полотнах кажется обыденностью, однако ценители, знающие исторические корни возникновения такого жанра, как античная мифология в живописи, с особым трепетом ценят то искусство, с каким мировые художники подходили к созданию образов и сцен жизни сказочных персонажей древней мифологии.
Миф в значении русского языка — «сказание». И так, античная мифология. Почему античная? Потому, что antigues переводится как «древний» с латинского. Почему в живописи? Да потому, что яркие образы и фантазия художника наделяет воображаемых персонажей некой телесностью и пущей фантазийностью.
Начиная с эпохи Возрождения, мастера черпали идеи из сюжетов древней мифологии Греции и Рима. Помимо всем известных направлений, здесь имело место быть другое ответвление — пантеизм. Причем последнее в большей степени присуще эллинским (древнегреческим) мастерам.
Свое название «пантеизм» берет от названия Пана — бога природы, козлоного и не в меру похотливого. Его изображения всегда наделялись, без стеснения, эрегирующим фаллосом и встречались в амулетах, рельефах и статуях греческих дворцов. Наиболее знакомой современникам стала картина Врубеля «Пан».
Однако приближенными к «истинному» Пану становятся те полотна, что принадлежат кистям Пуссена Николы («Пан и Сиринга»), Франса Снейдерса («Церера и Пан») и многим другим авторам.
Обращаясь к наиболее распространенным мифологическим сказаниям, с героями, многократно встречающимся в детских и школьных книгах: Гераклу, Медее и Персею, Пандоре и Сиренам, — зритель получает возможность и некий кайф созерцать сюжеты по мотивам древнегреческих и древнеримских сюжетов.
Эта тема смакуется в произведениях эпохи Возрождения, Барокко и особенно выразительна в караваджинских мотивах и работах учеников и последователей великого мастера. Техника, в которой пишутся сказочные существа основана на игре света и тени, с приглушенным фоном и жирными светлыми мазками основных героев.
Такой прием позволяет «вытянуть» персонажей на передний план и создать еще более гнетущее настроение.
Зато на рубеже XIX века, когда классицизм взял в свои руки палитру, настроение картин с мифологической тематикой меняется в сторону света и теплых красок (Гюстав Моро — «Апполон и девять муз » и «Фракийская девушка с головой Орфея на его лире», Густав Климт — «Афина Паллада », Ханс Макарт — «Триумф Ариадны » и др.).
Полотна становятся по-настоящему сказочными и радужными. В некоторые произведения просачивается эротизм, в другие — некая детскость, в третьи — аллегоричность. Причем, аллегория и олицетворение в мифологических сюжетах чаще всего используются мастерами для передачи собственного восприятия.
Для создания подобных сюжетов художникам приходилось изучать античную литературу, выискивая характерные черты персонажей, соединять образы с книжным повествованием. И, кроме того, обыватели той эпохи, когда писались полотна, имели высокий спрос на подобные сюжеты.
Не всегда художники творили во благо собственным пристрастиям, скорее вопреки, кропотливо объединяя мифологических существ с земными селянами и природой, переплетая свое мастерство и пожелания зрителя видеть то, что называется сказкой наяву.
Те, кто хочет увидеть то, чего не было на самом деле, могут обратиться к картинам определенного жанра. На таких полотнах изображены сказочные существа, герои легенд и преданий, события фольклора. В такой манере пишут художники мифологического жанра.
Как оживить картину
Несомненно, для того чтобы отобразить события, которых не видел своими глазами, мастер должен обладать отменной фантазией и знать сюжет произведения, на основе которого он собирается творить.
Чтобы зрителю понравилась картина, надо умело пользоваться кистью, тогда образы, существующие в голове у художника, оживут и превратятся в сказку наяву. Мастера, умеющие сделать это, прославились во всем мире. Среди известных имен: Боттичелли, Васнецов, Мантенья, Кранах, Джорджоне.
Зарождение
Мифологический жанр в искусстве появился тогда, когда люди перестали верить в то, что им рассказывали их предки. Произведения на тему былых событий стали простыми рассказами, в которых существование их героев на самом деле ставилось под сомнение.
Тогда-то художники смогли дать волю своему воображению и изобразить на холстах участников древних событий такими, какими они их представляли. Мифологический жанр в изобразительном искусстве особенным образом расцвел в эпоху Ренессанса. Причем в каждом веке сюжетами для творчества становились разные легенды, благо недостатка в них не было.
Изначально мифологический жанр предполагал изображение героев Древней Греции и событий, связанных с их жизнью. Постепенно, в 17 веке, на картинах появлялись сюжеты, наполненные особенным смыслом, затрагивающие эстетические и нравственные проблемы, приближенные к жизненным реалиям.
А уже в 19-20 веках поле деятельности художника, работающего в таком направлении, как мифологический жанр, стало особенно широким. В качестве основы для изображения служат кельтские, германские, индийские, а также славянские мифы.
Сандро Боттичелли
Этот живописец стал первым, кто начал использовать мифологический жанр для создания До него сюжеты такой тематики использовали для декоративных украшений. Частные заказчики делали заказ, часто сами придумывая то, что должно быть изображено и какую смысловую нагрузку оно будет нести.
Поэтому они были понятны только тем, кто покупал такую работу. Интересно, что мастер писал свои картины так, чтобы они сочетались с какими-либо предметами мебели и быта. Поэтому необычный размер или форма его полотен оправдана тем, что в совокупности с предметом, под который они писались, все смотрелось вполне гармонично.
Среди его работ известны «Рождение Венеры», «Весна». Также Боттичелли использовал мифологический жанр для того, чтобы расписывать алтари. К знаменитым работам такого рода относят «Благовещение Честелло» и вместе с Иоанном Крестителем.
Андреа Мантенья
Мифологический жанр в изобразительном искусстве принес известность этому художнику. В частности, в этом направлении выполнена его картина «Парнас». Только такой знаток древности, как Мантенья, мог создать такое полотно, наполненное тонкими аллегориями, некоторые из которых до сих пор не разгаданы.
Основной сюжет картины — это любовь Марса и Венеры. Именно их фигуры художник поместил в центре. Это адюльтер, поэтому Мантенья посчитал нужным отразить негодование обманутого мужа — Гефеста. Он покинул свою комнату и стоит у входа в кузницу, посылая проклятия в сторону влюбленной пары.
Два и Меркурий, способствующие сближению Марса и Венеры, также присутствуют на картине. Кроме того, здесь изображены девять танцующих муз, которые способны своим пением вызвать извержение вулкана. Но справа от центра картины стоит Пегас.
Этот крылатый конь, по преданию, был способен остановить извержение, топнув копытом.
Джорджоне
Мастер написал несколько картин в мифологическом жанре. Среди них «Спящая Венера», которую автор не смог закончить, так как в процессе создания заболел чумой и скончался. До сих пор продолжаются споры о том, кто завершил полотно. Также знаменита «Юдифь».
Эта картина создана на основе библейского сюжета. Эта тема занимала и других художников, но на полотне Джорджоне она изображена скромной, нежной и полной собственного достоинства. Ногой она наступает на голову Олоферна. Это отрицательный персонаж, но внешность его не отталкивает зрителя, хотя в то время отрицательных героев изображали безобразными.
Виктор Васнецов
Создатель полотен, на которых ожили всеми любимые сказки, представляет в своих работах мифологический жанр в живописи. Неспроста его картины очень нравятся детям.
Ведь на них изображены герои всеми любимых и знакомых с детства произведений русского фольклора. Мифологический жанр позволяет художнику проявить фантазию и изобразить на полотне то, что он представляет в своем воображении.
Но работы Васнецова настолько затрагивают душевные струны человека, что находят отклик в каждом сердце.
Может быть потому, что он любил и умел передавать в своих работах многогранность русской природы. Всеми любимые березки не могут не тронуть своей тихой грустью. Все, что видит человек на картинах Васнецова, ему знакомо. Даже узнаваемы, хотя их невозможно было увидеть нигде раньше.
Работы мастера не просто изображают, они учат тому, как должна выглядеть чистая женская красота, мужественность и богатырская сила. Поэтому его творчество знакомо каждому. Это такие картины, как «Снегурочка», «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич и Серый Волк», «Кощей бессмертный».
Михаил Врубель
Мифологический жанр стал основой творчества не менее известного живописца Михаила Врубеля. Всем известна его картина «Царевна-лебедь», написанная по мотивам сказки Пушкина.
Хотя образ вполне мифологический, на самом деле Врубель изобразил свою жену в Она пела в опере, декорации для которой также нарисовал ее супруг. Цвета, которые использовал мастер, наполняют изображение нежностью и легкостью. Автор старался передать момент, когда птица превращается в прекрасную царевну.
Это ему вполне удалось. До сих пор волшебный эффект его картин заставляет многих людей становиться поклонниками его творчества.
Мифологический жанр интересен, пробуждает фантазию не только у художника, но и у зрителя. А самое главное — источников для вдохновения множество, так что просторы для творчества безграничны.
Жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов, называется мифологическим жанром (от греч. mythos — предание). Мифы, легенды, предания есть у всех народов мира, и они составляют важнейший источник художественного творчества.
Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами с нравственно-аллегорическим содержанием. Собственно мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, А. Мантеньи, Джорджоне, фресок Рафаэля
Источник: https://windows10official.ru/mifologicheskii-zhanr-v-izobrazitelnom-iskusstve-prezentaciya-na-temu-mifologicheskii-zhanr-mifologich/
Мифологический жанр в живописи
Мифологический жанр – это жанр в искусстве, который посвящен героям и событиям мифов и легенд различных народов мира. Легенды, мифы и предания являются неотъемлемой частью художественного творчества разных народов на ранних этапах их развития. В мифологическом жанре искусства события были вымышленные, а герои мифов и легенд имели необычные способности.
Историческое развитие мифологического жанра в живописи
В искусстве мифологический жанр стал появляться в позднеантичном и средневековом периоде, когда люди перестали верить легендам и мифам, а они в свою очередь превратились в сказки, где все герои были вымышленными. Лишь тогда художники позволили себе включить свое воображение в полной мере и смогли изобразить вымышленных героев такими, какими они их представляли.
Самый пик развития мифологический жанр достиг в эпоху Ренессанса. Представители этой эпохи ставили на первое место морально-этические проблемы, которые пытались объяснить, используя тематику мифов и легенд.
В XVIII-XIX веках особенно резко возрастает интерес к Римской мифологии. Для политических деятелей мифы и легенды становятся частью их идеологии. Например, Наполеон увлекался военным искусством древних римлян и подвигами Александра Великого. Под действием правителей соответственно менялось и искусство и приобретало соответствующую тематику.
На рубеже XIX-XX веков возродился интерес к народному творчеству. В качестве основы в мифологической живописи стали использоваться мифы славян, кельтов, индийцев, индейцев, африканцев.
Особенности мифологического жанра
Геракл, Медея и Персей, Пандора и Сирена – эти и многие другие мифические герои знакомы зрителям и ценителям искусства из детских книг. Благодаря этому знакомству сюжеты на полотнах художников захватывают каждого. Если зритель знаком с сюжетом и героями картины, то и картина для него более интересна.
Для картин с мифическим сюжетом времен Возрождения характерна техника, основанная на игре света и тени, с приглушенным фоном и светлыми мазками основных героев. Этот прием позволяет выделить главных персонажей на переднем плане.
В конце XIX века художники смягчили цвета и на полотнах стали появляться светлые и теплые краски. Картины стали производить более доброе впечатление. В одних стала просачиваться детскость, в других эротизм, в третьих — аллегоричность.
Для создания образов главных героев художникам приходилось изучать античную литературу, делать сравнение с книжными героями мифов и при этом выискивать характерные черты персонажей.
Но не все художники творили во имя своих пристрастий. Многие писали свои картины на заказ. Им приходилось соединять черты героев и обычных людей, и воплощать желания зрителя видеть сказку наяву.
Для полотен мифологического жанра характерны:
- реалистичные образы;
- яркие детали и внимание к ним;
- многообразие образов и насыщенность сюжета;
- динамичность сюжета;
- объемность изображения.
Яркие представители мифологического жанра
Первым, кто стал использовать мифологический жанр, был Сандро Боттичелли. В его мифологических полотнах прослеживается зависимость от античных и современных для него источников.
С еще большей очевидностью в его картинах прослеживается оригинальность в истолковании художником античных сюжетов и образов. Он индивидуален в понимании античности.
Это понимание строится не на археологическом интересе к образам героев, а на основе его поэтического мироощущения, которое пронизывает его творчество.
Одна из знаменитых картин Боттичелли — «Рождение Венеры» стала попыткой соединить древний миф и библейское предание о крещении Христа. Явление богини ассоциируется с возрождением души.
Строгий аскетизм средневекового христианства здесь заменён всевластием Эроса, а женская нагота, вместо напоминания о первородном грехе, олицетворяет искренность и чистоту.
Мифологический жанр в живописи принес известность художнику Андреа Мантенья. Его картина «Парнас» выполнена в этом направлении. Только такой знаток древних мифов и легенд мог исполнить свое произведение, наполненное тонкими аллегориями и символами. Некоторые из них до сих пор не разгаданы искусствоведами. Богат и разнообразен колорит картины, не менее интересен и цветовой язык картины.
Несколько картин в мифологическом жанре написал художник Джорджоне. Самая известная из них «Юдифь». Картина создана на основе сюжета из Библии. На полотне Джорджоне героиня изображена скромной, нежной и имеющей чувство собственного достоинства. Несмотря на то, что во времена художника отрицательные герои изображались безобразными, Джорджоне написал Олоферна не безобразным.
На полотнах русского художника Виктора Васнецова оживали герои русского фольклора. Используя мифологический жанр, художник смог воплотить на холсте все, что он представлял в своем воображении. Работы Васнецова затрагивали и продолжают затрагивать тонкие струны души у каждого зрителя.
Картины Васнецова «Снегурочка», «Иван-Царевич и серый волк», «Кощей Бессмертный», «Аленушка» учат тому, как должны выглядеть женская красота, мужественность и богатырская сила. Он умело передавал всю красоту и многогранность русской природы. Все, что написано на его картинах знакомо каждому человеку.
Мифологический жанр картин Михаила Врубеля стал основой его творчества. Написанная по мотивам сказок А. С. Пушкина, картина «Царевна-лебедь» одна из самых известных в копилке художника. Врубель умело использовал цвета и наполнял изображение легкостью и нежностью. Ему удалось запечатлеть момент, когда птица превращается в царевну.
До сих пор многие ценители искусства становятся поклонниками его творчества благодаря волшебному эффекту его картин. Мифологический жанр интересен, пробуждает фантазию не только у художника, но и у зрителя. А самое главное — источников для вдохновения множество, так что просторы для творчества безграничны.
Источник: https://spravochnick.ru/iskusstvo/mifologicheskiy_zhanr_v_zhivopisi/
Мифологический жанр
Мифологический жанр (от греч. μυθολογία — коллекция мифов) — жанр изобразительного искусства, сюжеты которого почерпнуты из мифов. Мифологический жанр формируется в эллинистическом и римском искусстве, в ходе выделения системы жанров из синкретизма архаичной традиционной культуры, единственным содержанием которой и был миф.
Таким образом, возникновение мифологического жанра сопряжено с демифологизацией сознания; миф воспринимается как художественный вымысел, его герои подвергаются всевозможным трансформациям и переосмыслениям: оказываются в бытовой обстановке, служат образцами поведения, иногда подвергаются осмеянию или же выступают в качестве аллегорий, персонификаций.
Если в средне-вековом искусстве христианская сюжетика почти полностью вытесняет «языческую», то в эпоху Возрождения античные мифы переосмысливаются и сближаются с христианскими, наполняются новым аллегорическим содержанием (А.
дель Поллайоло, С. Боттичелли, А. Мантенья, Пьеро ди Козимо, Ф. дель Косса, Рафаэль, Корреджо, Б. Перуцци, Дж. Романо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто, А. Бронзино, Дж. Вазари, Л. Кранах Старший, Ж. Гужон, Н. дель’Аббате, художники Фонтенбло школы и др.).
«Метаморфозы» Овидия, наряду с гомеровским эпосом, становятся основнм источником мифологических сюжетов в искусстве барокко и классицизма XVII века (скульптура Дж.Л. Бернини, живопись Караваджо, братьев Карраччи, Дж.Б. Тьеполо, П.П.
Рубенса, Рембрандта, Д. Веласкеса, Н. Пуссена, К. Лоррена и др.), рококо (Ф. Буше, Ж.О. Фрагонара) и классицизма второй половиныXVIII — начала XIX веков, когда мифологический жанр сближается с исторической и религиозной живописью, наполняясь идеальными классицистическими образами (скульптура А. Кановы, И.Г. Шадова и Б.
Торвальдсена, живопись Ж.Л. Давида, Ж.О.Д. Энгра, А.Р. Менгса, В. Камуччини и др.) или получая трагическое переосмысление в живописи романтизма (Ф. Гойя, Э. Делакруа).
Утратив глубокий подтекст и пластическую остроту стиля в позднеакадемическом и салонном искусстве второй полоины XIX века, мифологический жанр выродился в поверхностно-иллюстративные произведения (В.А. Бугро, Л. Альма-Тадема, Ф. Лейтон и др.), получил сатирическое истолкование в серии литографий О. Домье.
В XIX веке, благодаря интересу романтиков к национальным корням и средне-вековой и народной культуре, в искусство вошли сюжеты германских, кельтских, индийских и славянских мифов. Вместе с тем в творчестве прерафаэлитов и мастеров неоидеализма возрождается интерес к античной тематике (живопись Х. фон Маре, А. Бёклина, скульптура А. Хильдебранда).
Мифологический жанр широко представлен в искусстве XX века, начиная с символизма и модерна рубежа XIX-XX веков (Г. Моро, М. Дени, Ф. Валлоттон, Ф. фон Штук, Г. Климт, А. Муха), архаизирующей неоклассики (А. Майоль, Э.А. Бурдель и др.) и авангардистской живописи и графики (М. Бекман, П.
Клее, П. Пикассо). Индивидуальное мифотворчество отличает произведения мастеров сюрреализма. Тоталитарное иск-во Италии, Германии культивировало мифологический жанр. Антитоталитарная интерпретация мифа характерна для представителей постмодернизма (К.М. Мариани, Дж. Шоу и др.).
В России мифологический жанр получил распространение с XVIII века, особенно в искусстве классицизма конца XVIII — начала XIX веков (скульптура С.С. Пименова, В.И. Демут-Малиновского, И.П. Мартоса, живопись А.П. Лосенко, П.И. Соколова, К.П. Брюллова, А.А. Иванова).
Во втрой половине XIX — начала XX веков интерес к национальному фольклору порождает своеобразную интерпретацию мифологического жанра в стиле модерн: сказочные образы живописи В.М. Васнецова и М.А. Врубеля, графики И.Я. Билибина и Е.Д. Поленовой, скульптуры С.Т. Конёнкова и К. Эрьзи. Славянская и восточная мифология представлены в полотнах Н.С. Гончаровой и Н.К. Рериха. Мифы Эллады преломились в произведениях Вл.А. Серова и Л.С. Бакста.
В современном искусстве мифологический жанр представлен отдельными работами на античную тему П.П. Кончаловского, В.Н. Яковлева, Э.И. Неизвестного и др., а также рядом произведений художников СССР, посвящённых героям национальных эпосов.
На рубеже XX-XXI веков наблюдается возрождение мифологического жанра в отечественном искусстве, к нему обращаются А.Г. Акритас, Д.Д. Каминкер, М.М. Шемякин, З.К. Церетели и мн. др.
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/mifologichieskii_zhanr
Батальный и Мифологический жанр в изобразительном искусстве
Батальный жанр- в переводе с фр-битва, — жанр изобразительного искусства, посвященнй темам войн, битв, походов, эпизодов военной жихни. Этот жанр характерен для живописи, отчасти также графики и скульптуры.
Он может быть составной частью мифологического или исторического жанра. Он может включать в себя элементы других жанров- бытового, портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта. Художники-баталист стремятся передать героическую готовность к борьбе, воспевают воинскую доблесть, торжество победы и др.
Мифологический жанр- от греч. сл. « муфос»- предание.- жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды, предания есть у всех народов мира, и они составляют важнейший источник художественного творчества.
Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековом искусстве, когда Греко- римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами, с нравственным содержанием .
Мифологический жанр служит нормой высокого идеального искусства. В эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, Джорджоне, фресок Рафаэля значительно расширяется представление о картинах мифологического жанра. Они сближают с жизнью, создают праздничное зрелище.
Виды орнамента.
Орнамент — узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов, исполненный средствами живописи, рисунка, скульптуры или вышивки; художественное украшение. Бывают орнаменты геометрические, растительные, животные (зооморфные), антропоморфные, символические, комбинированные и другие.
Геометрический орнамент может состоять из точек, прямых линий, ломаных, зигзагообразных. Кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток лотоса, папируса, пальмы.
Зооморфный орнамент -изображает стилизованные фигуры реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Не всякий узор можно назвать орнаментом. Узор , свободно заполняющий пространство, таковым не является.
По характеру композиции можно выделить такие типы орнамента: ленточный (фриз, бордюр, кайма), орнамент в круге (розетка), в квадратной или прямоугольной фигуре, сетчатый Все орнаменты можно классифицировать по трем основным группам: замкнутые (в круге, в квадрате и т. п.)ленточные; сетчатые. Раппорт — повторяющаяся часть орнамента.
Орнамент можно нарисовать графически, написать яркими красками, выткать или вышить из ниток, вырезать по дереву или сделать чеканкой, его даже можно сплести в виде кружева, циновки, вязаных изделий.
Орнамент передает стиль эпохи, принадлежность произведения к данному времени и к данной стране (сравните готику и модерн, барокко, египетские и арабские, греческие, китайские и индийские узоры). Во всех орнаментах мы видим декоративную переработку форм — упрощение реальных форм ради большой графической и цветовой выразительности.
Сюжетные, символические изображения узора (орнамента) своими ритмами, симметрией, контрастами повышают эмоциональную выразительность вещей, красоту их формы, единство их внешнего вида и содержания, эстетическую и художественную ценность предмета. Классификация орнаментов: т. п. Какой-либо орнамент из каких-либо фигур: веточек, листочков, квадратов, крестиков,
Стилизация- декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет детали объекта, а также отказаться от передачи объема.
Орнамент
Орнамент — узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов, исполненный средствами живописи, рисунка, скульптуры или вышивки; художественное украшение. Бывают орнаменты геометрические, растительные, животные (зооморфные), антропоморфные, символические, комбинированные и другие
Основным источником создания орнамента всегда была природа. На шкурках змей, гусениц, крыльях птиц и бабочек, на растениях и плодах природа нарисовала чудесные узоры, открыв человеку бесконечное множество орнаментальных форм, цветовых оттенков и богатство их сочетаний, цельность и строгую соподчиненность всех элементов.
Человек, очарованный красотой и сказочным разнообразием природы, наслаждался, внимательно изучал эту красоту, стремился использовать закономерности, лежащие в ее основе, и создавал новые орнаментальные формы, чтобы ими украсить вещи и свой быт.
Орнамент может изображать конкретные формы- листочки, цветы,6 насекомых, птиц- с довольно большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщенные и даже абстрактные формы- прямоугольники, треугольники, ромбы и прочие фигуры.
Орнамент — узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов, исполненный средствами живописи, рисунка, скульптуры или вышивки; художественное украшение. Орнамент (от лат. ornamentum «украшение») выполняет декоративную функцию; является частью произведения искусства, изделия.
Источник: https://arhivinfo.ru/2-97082.html