Это первая статья из цикла по композиции цветочного натюрморта. В данном цикле мы поговорим о том, как нарисовать букет цветов, чтобы картина была и красивой и интересной, нескучной для зрителя.
Цветочный натюрморт может быть различным по своей сложности и насыщенности деталями. Можно нагромоздить несколько ваз и букетов, заполнить стол посудой и фруктами, развесить красивые драпировки — будет богато и красиво. А можно поставить одну единственную розу в обычный стакан. И будет не менее красиво и выразительно.
Как нарисовать букет цветов в вазе правильно?
Михаил Врубель «Роза в стакане»
Или не красиво и не выразительно, а наоборот, скучно, сумбурно и дробно. У вас так бывает? От чего зависит, удастся ли картина?
Это зависит от того, насколько грамотно и творчески художник подошел к сочинению композиции картины. От того, как он продумал расположение различных деталей и траекторию движения зрителя по ним. Да, это целая наука!
Надеюсь, вам уже хочется погрузиться в изучение секретов этой науки, композиции? Тогда начнем!
Часть 1. Расположение букета цветов в картине
Увлеченные красотой букета, мы часто не задумываемся о том, чтобы подать его как-то интересно и сложно. Поставили цветы в вазу, вазу перед собой, и прямо так, в центре картины и нарисовали! Ведь главное — цветы, не так ли?
Симметричное расположение букета
Это вполне простое и логичное решение.
В этом случае ось симметрии букета совпадает с центром картины. Букет по массам уравновешен, его силуэт примерно симметричен.
Это очень популярный вид расположения букета в картине. На картинах старых мастеров мы видим множество таких примеров.
Симметрия даёт нам ощущение стабильности, равновесия, четкой упорядоченности. А порядок — это ведь красиво, правда?
Ян Брейгель Старший «Натюрморт с тюльпанами, нарциссами, ирисами и рябчиками в глиняной вазе»
Жан-Батист Симеон Шарден «Цветы в сине-белой вазе»
Дабы придать еще больше устойчивости симметричной композиции, художники создают в картине равносторонний треугольник из объектов.
Вершиной треугольника служат цветы, а ее основанием — ваза и несколько предметов по бокам от нее.
Еще одна хорошо работающая композиционная схема — S-образное движение. Она представляет собой проявление асимметрии в рамках симметрии. И, в отличие от треугольника, такая схема задает глазу направленное движение, а значит делает картину более динамичной.
Я не случайно говорю о динамике в изображении. В симметричных композициях есть некий недостаток. Абсолютный порядок и симметрия — это скучно.
Слишком правильная симметрия с выстроенными по линейке головками цветов, четким однородным силуэтом букета не задержат внимание зрителя надолго. А нам ведь хочется, чтобы зритель как можно дольше любовался картиной, чтобы она была ему интересна, правда? Как же можно сделать симметричную композицию с букетом цветов более интересной? Продолжим логику асимметрии в симметрии! И посмотрим на ритм отдельных элементов цветочного натюрморта.
Источник: https://izo-life.ru/kak-narisovat-buket-tsvetov-v-vaze/