Какие представители барокко в живописи?

Живопись Барокко (в пер. с ит. – «причудливый») принято называть художественный стиль, преобладавший в искусстве Европы в 16-18 веках. Именно эта эпоха считается началом триумфа «западной цивилизации».

Оно возникло благодаря двум важным событиям Средневековья. Первоначально изменились мировоззренческие представления о человеке и мироздании, благодаря эпохальным научным открытиям того времени.

Художники направления барокко

Барокко в живописи: картины художники представители

В дальнейшем возникла необходимость власти создать имитацию собственного величия на фоне материального упадка. Для этого стали использовать художественный стиль, прославляющий могущество знати и церкви. Однако человек стал ощущать себя деятелем и созидателем и уже в сам стиль прорвались дух свободы и чувственность.

Этот художественный стиль возник в Италии, в частности в Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции, и распространился в другие страны после эпохи Ренессанса. В 17 веке Италия потеряла свое могущество в политике и экономике. Ее территория начинает подвергаться нападению со стороны иностранцев – испанцев и французов.

Однако истощенная невзгодами Италия не потеряла своих позиций. Культурным центром Европы все равно осталась Италия. Церковь и знать стремилась показать свою мощь и состоятельность, но так как денег на это не было, они обратились к сфере искусства. Благодаря ему была создана иллюзия богатства и могущества.

Основными чертами данного стиля являются торжественность, парадность, пышность, жизнеутверждающий характер, динамичность.

Искусство барокко обладает смелыми контрастными масштабами колористики, тени и света, совмещении фантазии и реальности. Живописи этого направления характерны прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничном и многообразном мире, его непостоянстве.

Барокко в живописи: картины художники представители

Святое Семейство, Антонис ван Дейк

Барокко в живописи: картины художники представители

Томас Говард, 2-й граф Арундель, Антонис ван Дейк

Барокко в живописи: картины художники представители

Портрет Филадельфии и Елизаветы Уортон, Антонис ван Дейк

Человек – это часть мира, сложная личность, которая переживает жизненные конфликты. Интерьер стали украшать портретами, подчеркивающими положение человека в обществе. Также очень популярны портреты правителей, на которых они изображены с античными Богами. Для барокко также свойственны натюрморты с изображением даров природы.

Барокко в живописи: картины художники представители

Джованна Гарцони

Барокко в живописи: картины художники представители

Благая весть, Филипп де Шампень

Барокко в живописи: картины художники представители

Джованна Гарцони

Известными представителями барокко являются Рубенс, Ван Дейк, Снейдерс, Йорданс, Маульберч. Немного художников, даже выдающихся, заслужили честь быть основоположниками этого стиля в искусстве живописи. Рубенс оказался исключением. Он создал волнующую, живую манеру художественного выражения.

Этот способ письма присущ его раннему произведению «Святой Георгий, поражающий дракона». Стиль Рубенса характеризуется показом крупных и тяжелых фигур в действии – они возбуждены и эмоциональны. Его картины наделены огромной энергией.

Никому не удавалось изобразить людей и животных в смертельной схватке так, как Рубенсу.

Барокко в живописи: картины художники представители

Раньше художниками изучались прирученные звери, они изображали их вместе с людьми. Эти работы обычно демонстрировали анатомические знания о строении животных. Их образы брали из рассказов Библии или мифов. Воображение художника порождало реальные картины сражающихся людей и зверей в настоящей схватке.

К этому стилю относятся и другие мастера живописи, к примеру, Караваджо и его последователи. Их картины реалистичные и обладают мрачными цветами. Караваджо – наиболее значимый творец среди итальянских художников.

Его картины основываются на религиозных сюжетах. Им создан контраст эпох между поздней античностью и Новым временем.

Барокко в живописи: картины художники представители

Марта и Мария Магдалина, Караваджо

Барокко в живописи: картины художники представители

Музыканты, Караваджо

Источник: https://allpainters.ru/napravleniya/barokko-v-zhivopisi.html

Барокко: буйство красок и пылкость чувств

Стиль барокко начал зарождаться еще в эпоху Возрождения в Италии, откуда постепенно распространился по всей Европе и преобладал в европейском искусстве конца XVI — середины XVIII века. Его приметы — пышность и размах, обилие деталей, вычурность.

Происхождение стиля и названия

Две самые популярные версии происхождения слова «барокко» — от итальянского baroсco («причудливый, странный») и от португальского perolabarroca («жемчужина неправильной формы»). Этот стиль, в котором все преувеличено и чрезмерно, проявил себя и в живописи, и в музыке, и в архитектуре, и в моде. Каковы же были причины его появления?

К концу XVI века позиции церкви в Европе серьезно пошатнулись благодаря открытиям Николая Коперника и борьбе Мартина Лютера с церковными злоупотреблениями. Люди стали уделять больше внимания земным удовольствиям. Новые дворцы знати возводились с размахом и пышностью.

При этом новые храмы также отличались роскошью и гигантскими размерами — священнослужители желали вернуть церкви былое могущество…

«Барокко — трагичный, массивный, мистический стиль. Оно стихийно. Оно требует глубины и прозрения.» С. Моэм

Италия тогда была практически полностью захвачена испанцами. Тем не менее эта страна, которая всегда славилась своим искусством, не желала отказываться от звания «культурного центра Европы». Отсутствие самостоятельности итальянцы компенсировали роскошью — вот еще одна причина показного великолепия барокко.

В разных странах Европы существовали свои варианты стиля барокко. Более скромное «северное» барокко было характерно для Германии, Голландии и Британии. «Южное» барокко — итальянское, испанское и французское — отличалось невероятной пышностью.

Читайте также:  Рекомендации о том, как нарисовать губы

В России барокко принято делить на петровское (относительно строгое) и елизаветинское — блестящее и масштабное.

Черты барокко:

  • Динамичность образов
  • Преувеличенная эмоциональность
  • Смешение реального и иллюзорного

Человек эпохи барокко. Знаменитые итальянцы

Барокко в живописи: картины художники представители

Костюм европейского аристократа того времени был сложен и необычен: многоэтажные парики, корсеты, кружево. И мужчины, и женщины носили каблуки и использовали много косметики. Все естественное в среде знати подвергалось гонениям, поскольку приравнивалось к варварству, дикости и невежеству.

Все это нашло отражение и в живописи: картины, созданные в стиле барокко, даже вполне реалистические, сложны по композиции, отличаются обилием фигур и напряженностью сюжета. В Европе выдающимися мастерами барокко были итальянец Караваджо, испанцы Веласкес и Эль Греко, «великий фламандец» Рубенс и голландец Рембрандт.

Живописец Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610) любил рисовать простых людей из толпы: мальчишек, уличных торговцев, музыкантов, но охотно воплощал и религиозные сюжеты. Персонажи его картин, как правило, будто выхвачены ярким лучом света из окружающей тьмы, что придает полотнам загадочность и таинственность.

Художник Караваджо был знаменит не только своими картинами, но и вспыльчивым характером, разгульным образом жизни и пристрастием к алкоголю. В расцвете славы он был обвинен в убийстве, объявлен вне закона, бежал из Рима и умер в изгнании.

Караваджо «Положение во гроб» (1604) Первоначально духовенство отвергло картину из-за несоответствия церковным канонам

Барокко в живописи: картины художники представители

Караваджо «Гадалка» (1595)

Однажды Караваджо приказал доставить в мастерскую мертвое тело, чтобы правдоподобнее изобразить сцену воскрешения Лазаря

Испанское барокко. Эль Греко и Веласкес

Будучи глубоко верующим человеком, художник Эль Греко (1541–1614, настоящее имя Доменико Теотокопули) часто обращался в своем творчестве к библейским мотивам. При этом он трактовал изображаемые события как нечто иллюзорное, воображаемое.

Его картины: «Святое семейство», «Апостолы Петр и Павел», «Сошествие Святого Духа» и другие — отличаются особой, свойственной только этому художнику серо-перламутровой цветовой гаммой.

Чтобы получить такой эффект, он так наносил основные краски на белый грунт, чтобы тот частично просвечивал на полотне.

Барокко в живописи: картины художники представители

Эль Греко «Святое семейство» (1585)

Внимание посетителей музеев всегда привлекают его картины, на которых фигуры персонажей вытянуты по вертикали, представлены в неожиданных ракурсах и «одеты» в беспокойные, словно пульсирующие цвета. Известнейшая картина Диего Веласкеса (1599–1660) — «Менины» («Фрейлины»).

На полотне художник представил себя пишущим портрет… Кого? То ли королевской четы — Филиппа II и его жены Марианны (которых мы не видим — только их смутное отражение в нарисованном зеркале).

То ли их дочери — инфанты Маргариты: в окружении многочисленной свиты она кокетливо смотрит прямо на зрителя.

Барокко в живописи: картины художники представители

Веласкес «Менины» (1656)

В 23 года Веласкес стал придворным портретистом. По легенде, Филипп IV однажды сказал художнику: «Никто, кроме тебя, изображать меня не будет»

Иллюзорность, игра, загадка — тоже характерные черты искусства барокко.

Фламандское и голландское барокко

Фламандец Питер Пауль Рубенс (1577–1640) учился живописи в Италии и Антверпене (Бельгия) и в своем творчестве успешно соединил традиции «северного» и «южного» европейского барокко. Он создавал парадные портреты («Герцог Лерма»), картины на мифологические сюжеты («Персей и Андромеда»), а также на религиозные сюжеты («Святой Георгий и дракон»).

Барокко в живописи: картины художники представители

Рубенс «Самсон и Далила» (1609) Красное платье Далилы предвещает последующие кровавые события

Барокко в живописи: картины художники представители

Рубенс «Калидонская охота» (1611) В центре — древнегреческий герой Мелеагр, побеждающий чудовищного кабана

Во многом благодаря этому художнику появились устойчивые выражения «фламандская пышность» и «рубенсовская красавица»: Рубенс всегда был страстным жизнелюбом, большинство его картин — это торжествующий гимн телесной красоте человека, пышущего здоровьем.

Рубенс не только писал картины на любые темы, но и делал на заказ эскизы для гобеленов, иллюстрировал книги

Уравновешенные и трудолюбивые голландцы ценили не бурное проявление эмоций, а спокойствие и практичность.

Именно таковы были ранние картины Рембрандта (1606–1669). Признанный мастер барокко, он всегда старался отразить в своих полотнах внутреннюю суть людей и явлений, работал почти во всех жанрах живописи и к концу жизни пришел к своему собственному узнаваемому стилю.

Его поздние картины, например знаменитое «Возвращение блудного сына», при внешне довольно статичной композиции отличаются колоссальным внутренним накалом.

Барокко в живописи: картины художники представители

Рембрандт «Возвращение блудного сына» (1669)

Барокко в живописи: картины художники представители

Рембрандт «Блудный сын в таверне» (1635) У картины есть и другое название: «Автопортрет с женой Саскией на коленях»

Еще одна известнейшая картина Рембрандта — «Ночной дозор» (1642). Едва ли не впервые в истории художник отступил от традиций парадного портрета, изобразив многочисленную группу стрелков в момент выхода из арки на площадь.

Читайте также:  Узнаем то, что такое сангина

Барокко в живописи: картины художники представители

Рембрандт «Ночной дозор» (1642) Автор назвал картину «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга»

Скульптура. Великий Бернини

Характерные черты скульптуры барокко — групповая композиция из нескольких фигур, обилие деталей и «закрученность» по спирали: статую можно неоднократно обойти кругом, каждый раз открывая для себя что-то новое.

Непревзойденным мастером своего времени был выдающийся скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680). Он участвовал в создании грандиозного римского Собора Святого Петра. Его «Аполлон и Дафна, превращающаяся в лавр», «Экстаз святой Терезы» и композиция «Фонтан четырех рек» — подлинные шедевры скульптуры барокко.

Барокко в живописи: картины художники представители

Бернини «Экстаз святой Терезы»

Источник: https://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/barokko_bujstvo_krasok_i_pylkost_chuvstv.html

Барокко — стиль в изобразительном искусстве и его особенности

Барокко — стиль в изобразительном искусстве и его особенности

Барокко — (итал. barocco — причудливый, странный, склонный к излишествам; порт. perola barroca — жемчужина с пороком) — характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.Барокко в живописи: картины художники представители

Барокко в живописи: картины художники представители Барокко в живописи: картины художники представители

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность.

Яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо с их буйствами чувств и натурализмом в изображении людей и событий.Барокко в живописи: картины художники представители

Барокко в живописи: картины художники представители

В итальянской живописи эпохи барокко развивались разные жанры, но в основном это были аллегории, мифологический жанр. В этом направлении преуспели Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, Тьеполо, братья Карраччи (Агостино и Лодовико).

Прославилась венецианская школа, где большую популярность получил жанр ведуты, или городского пейзажа. Самый прославленный автор таких работ — художник Каналетто.Барокко в живописи: картины художники представители

Рубенс сочетал в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко — Ван Дейк.

С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Халс и Ян Вермеер. В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес, а во Франции — Никола Пуссен, в России — Иван Никитин и Алексей Антропов.Барокко в живописи: картины художники представители

Барокко в живописи: картины художники представители Барокко в живописи: картины художники представители

В России развитие барокко падает на первою половину XVIII в. Русское барокко было свободно от экзальтации и мистицизма, характерных для католических стран, и обладало рядом национальных особенностей, таких как чувство гордости за успехи государства и народа.

В архитектуре барокко достигло величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села. В изобразительном искусстве, освободившиеся от средневековых религиозных пут, обратились к светским общественным темам, к образу человека-деятеля.

Барокко повсеместно эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1760-х гг. вытесняется классицизмом.

Источник: https://www.designonstop.com/webdesign/trends/barokko-stil-v-izobrazitelnom-iskusstve-i-ego-osobennosti.htm

Барокко в живописи

Барокко — стиль живописи, возникший после маньеризма.

Жанр изобразительного искусства не вобрал в себя ни один фактический критерий отбора предшественников. Использовался, как и в архитектуре, так и в живописи на равных условиях.

До настоящего момента времени аналитики, и исторические исследователи впервые вынесли художественную смуту за скобки, сделав упор именно на создании самого понятия маньеризм .

История создания

Как только художники решили отказаться от теории сжатых линий, им на смену пришли новые идеи и идеалы. Пришла пора поиграть с формой, создавая новые изобразительные пути решения поставленной задачи. При этом, теория линий пропала без вести.

Если раньше художники еще думали, как именно линии могут изменить картину, то сейчас, пришла пора играть уже с цветом, или разбавляя его, или наоборот, придавая нарисованным образам определенную стилистику. Проблема была именно в том, что не все были готовы так радикально менять подход к рисованию.

Если раньше потребовалось около ста лет, чтобы сформировать одно течение школы, то сейчас все устои были забыты, и правила ушли на второй план, а после не использовались никогда.

Барокко в живописи: картины художники представители Рембрандт ван Рейн Автопортрет

Средний период

Забавно, что барокко сразу же имело много проблем. Игра с формами ознаменовала поиск истинной золотой середины. Впервые художники задумались, какое построение объектов оптимальное, с точки зрения переноса смысла посредством картины.

Конечно, были и такие представители цеха, что старались работать по-старому, фактически, ничего не меняя в своей работе. Но они очень быстро сошли на нет, так как, конкуренция постоянно выкидывала людей. А те, кто не хотел меняться, вылетали еще быстрее.

Создается определенный свод правил. В нем обозначено несколько интересных идей. Во-первых, теперь форма должна полностью зависеть от содержания. А во-вторых, под него впервые подстраиваются шаблоны.

Читайте также:  Характеристика религиозного искусства

Настоящее время

Сейчас барокко сумело сформировать определенный круг последователей, которые стараются забрать идею построения шаблонных форм, и вознести ее на рукотворный Олимп. Но пока что течению неизвестно большому зрителю. И люди не могут понять, в какой именно момент новая школа станет законодателем стиля.

С точки зрения анализа изобразительного искусства, именно во время этого жанра живописи, закончила формироваться двух ступенчатая подача теории. Появились последователи линий, и после, добавили адепты форм.

Барокко в живописи: картины художники представители Диего Веласкес Коронование Марии

Источник: https://wpainting.ru/stili/barokko-v-zhivopisi.html

История живописи эпохи барокко

Барокко в живописи: картины художники представители

Термин происходит от итальянского слова, используемого во времена Средневековья, чтобы описать отказ от схематической логики. Впоследствии слово стало обозначать любую искаженную идею или особый процесс мышления.

Другим возможным источником является португальское слово «Barroco» (испанское «Barrueco»), используемое для описания несовершенной формы жемчуга. История работ в стиле насчитывает около 200 лет – развитие эпохи длилось с 1600-х по 1700-е годы.

В искусствоведении слово барокко используется для описания всего причудливого, ассиметричного, необычного, яркого, символизирующее отказ от установленных правил и пропорций. Это представление появилось, благодаря критикам XVII века.

До конца XIX века этот термин всегда носил подтекст гротеска, преувеличения, избытка декораций, пышности.

Только в 1888 году термин стал использоваться в качестве обозначения стилистического направления, а не в качестве понятия, критикующего избыточность, чрезмерность в живописи.

Барочный стиль написания эмоционально насыщенной картины оказал глубокое воздействие на все формы искусства, в том числе архитектуры и скульптуры. Именно в живописи это направление искусства наиболее выражено.

История развития стиля

Часть усилий по реформированию церкви должна была воспитывать своих прихожан, помогая им понять больше о вере. Это не было легкойзадачей, поскольку большинство людей были неграмотными в это время.

Было принято решение сделать искусство понятнее простым людям – необходимо использовать творение живописи для объяснения глубоких догматов веры всем, а не только образованным. Для достижения их цели, картины на религиозную тематику должны было быть однозначными, эмоционально убедительными, мощными, чтобы вдохновлять зрителя к большей набожности.

Новые конфессии, например кальвинисты, считали, что церкви и церковные службы должны быть простыми. Однако официальная церковь и священники постановили, что искусство и его красота могут донести больше, чем их слово.

Караваджо

Барокко в живописи: картины художники представители

Основал стиль Караваджо – самый влиятельный художник раннего периода барокко. Ему принадлежит открытие главной особенностью – яркое освещение сцены из темноты работ в стиле барокко. В дальнейшем этот признак станет общей чертой живописи барокко.

Караваджо вызывал критику своего творчества. Его картины на религиозную тематику вызвали споры относительно его желание отображать людей без идеализации. Живописец стремился передавать их несовершенство. Благодаря Караваджо произошел отрыв от ренессансной традиции идеализма, особенно – религиозных сюжетов.

Источник: https://artrecept.com/zhivopis/stili/barokko

Барокко Искусство, картины живописцев

Барокко (итальянское barocco, буквально – причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и изобразительном искусстве Европы и Латинской Америки конца шестнадцатого – середины восемнадцатого века.

Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма.

Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Всеобъемлющий характер приобрел в эпоху барокко синтез искусств: городские ансамбли, дворцы и церкви благодаря причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и абрисам приобрели живописность и динамичность, как бы вливались в окружающее пространство.

Интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала эффект разверзшихся сводов.

В изобразительном искусстве барокко идеализация образов сочетается с неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность – с фантазией, религиозная аффектация – с подчеркнутой чувственностью.

В живописи большое значение приобрели эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, непринужденная свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости образа.

На родине барокко, в Италии, наиболее яркое и законченное воплощение этот стиль нашел в полных религиозной и чувственной аффектации произведениях архитектора и скульптора Лоренцо Бернини, архитектора Франческо Борромини, живописца Пьетро да Кортона; позднее он эволюционировал к фантастичности построек Гварини Гварино, бравурности живописи Сальваторе Роза и Алессандро Маньяско, головокружительной легкости росписей Джованни Батиста Тьеполо.

Источник: http://smallbay.ru/baroc.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector