Описание того, что такое вазопись

Греческие вазы неизменно делали из местных глин красного цвета. Горшки формовали на гончарном круге или поочередно, секциями, основания делали отдельно и фиксировали перед росписью. Мелкие горшки вытачивали на токарном станке для утонения и совершенствования формы. Затем горшок оформляли и обжигали в печи.

Древнегреческая вазопись развивались на протяжении многих веков, и разделились на основные стилевые группы. Впервые греческий гончарный стиль в искусстве появился более тысячи лет до нашей эры. В технике ранних греческих цивилизаций – минойской, микенской, ранней греческой культур гончарные украшения имели простые формы и декор.

Декоративная роспись протогеометрической керамики

Греческая вазопись: краснофигурная чернофигурная античная

Протогеометрическая керамика отличается от минойского и микенского искусства росписи по форме и отделке. Самые популярные протогеометрические конструкции были окрашены кругами, секторами и горизонтальными линиями черного цвета.

Большие вазы мастерили исключительно в черном цвете. Новый мотив античной вазописи — вертикальные треугольные фигуры, которые использовались в течение веков, стали одной из особенностей поздней гончарной чернофигурной техники.

Геометрический стиль

Геометрическая вазопись Древней Греции появилась около 900 г. до н.э. Отличием стиля выступает прямоугольное пространство на основном корпусе вазы между ручками, где применялась роспись:

  • широкими линиями,
  • выделенными линейными конструкциями,
  • вертикальными полосами с обеих сторон.

в этот период впервые появился орнамент — меандр, которому суждено навсегда ассоциироваться в искусстве с Грецией.

В геометрическом стиле нижняя часть сосудов окрашена в черный цвет и отделена от остальной части вазы с помощью горизонтальных линий. В отделке появился характерный элемент – в качестве ручки изготовляли круглый медальон с плоской площадкой, на вершине которой изображали от одной до четырех лошадей.

С 8 в. до н.э. геометрическая гончарная древнегреческая вазопись вазопись включала:

  • стилизованные человеческие фигуры, птиц и животных по всей поверхности вазы,
  • отделку широкими линиями по коричневому или черному полю.

К концу периода в 7 в. до н.э. в Коринфе, благодаря восточным торговыми связями, вазопись Древней Греции пополнилась орнаментальным узором:

  • стилизованные растения (лотосы, пальмы, дерево жизни),
  • фризы из фигурок животных,
  • изогнутые линии египетской и ассирийской гончарной отделки.

Собственный уникальный греческий вариант ориентального дизайна ваз в восточной части Греции отличался красными рисунками на белом фоне. Искусство вазописи по белому фону разработано в конце 6 в. до н.э. Состав из известковой глины наносили на вазу, а затем расписывали. Белый цвет применяли к одежде и человеческим изображениям.

Из-за зернистой природы дополнительного слоя, цвет быстро стирался, поэтому техника белого фона использовалась для погребальных ваз.

Чернофигурная гончарная техника

Греческая вазопись: краснофигурная чернофигурная античная

Чернофигурная вазопись изобретена около 700 г. до н.э. в Коринфе, затем применялась гончарами и художниками в Лаконии, Аттике. Они превосходили техникой в чернофигурной росписи и продолжали доминировать на греческом рынке в течение следующих 150 лет.

Коринфская гончарная древнегреческая вазопись достигла новых высот техники в производстве, обжиге, формах и росписи. Черные стилизованные фигуры становились более точными, подробными, изящными. В это время полностью сформировался знаменитый гончарный чернофигурный стиль.

Не все узоры были окрашены в черный цвет:

  • Изменение составов шликера – смеси глин, позволяло получать любые коричневые и красные оттенки;
  • Добавлялись фиолетовые тона, созданные с помощью пигментов и глинистых смесей;
  • Для женских фигур применяли белый, а для одежды и аксессуаров пурпурно-красный цвет;
  • Характерной особенностью стиля является больший интерес к мелким деталям — мышцам и волосам, которые акцентировали с помощью острого инструмента;
  • Позы изображенных фигурок отличают чернофигурный стиль, как зенит древнегреческой вазописи.

Греческая вазопись: краснофигурная чернофигурная античная

Черная краска представляет собой смесь щелочного поташа или соды, глины с высоким содержанием кремния и черного оксида железа. Состав наносили после сушки изделия с помощью закрепителя из мочи или уксуса, который сгорает в печи, но связывает краску с вазой. Горшок затем обжигался в печи. Красный цвет оксида железа в печи изменяется на черный колер.

Процесс обжига повторялся три раза, чтобы получить уникальные красные и черные цвета на каждой вазе. Неокрашенные части вазы оставались оригинального красно-оранжевого тона. По существу, гладкая, как стекло, пленка формировалась вместе с глиной, расплавляясь при более высоких температурах.

Когда температура достигала около 800 градусов по Цельсию, вентиляционные отверстия в печи закрывали. Тело вазы возвращается к первоначальному красному цвету, а рисунок, нанесенный процарапыванием, остается блестящим и черным.Греческая вазопись: краснофигурная чернофигурная античная

Чернофигурную вазопись художники выполняли, надрезая поверхность инструментами, чтобы процарапать черную поверхность. Этой техникой создана подробная информация о жизни в силуэтах, нанесенных по поверхности вазы.

Самым известным примером Чернофигурной отделки является большой спиральный «Кратер Клития» или «Ваза Франсуа» – вазу сделал гончар Эрготим, а окрасил и Клитий (570-565 до н.э.). Музейный экспонат высотой 0,66 м покрыт 270 человеческими фигурками и животных, изображающих удивительный диапазон сцен и персонажей из греческой мифологии.

Краснофигурная вазопись

Метод чернофигурный вазописи был заменен краснофигурной росписью из Афин около 530 г. до н.э. и развивался около 130 последующих лет. Красные узоры создавали контурную картину на черном фоне глазури. Два стиля развивались параллельно и существуют примеры двойной техники дизайна вазы.

Но краснофигурая вазопись, за счет преимущества применения кисти, позволяла более реалистично изобразить человеческую фигуру.Греческая вазопись: краснофигурная чернофигурная античная

Предварительный эскиз делали на глине с помощью тупого инструмента. Эскизы превращали в рисунок с узкими линиями, а затем дополняли более широкими полосами черного цвета. Контуры и внутренние линии были нарисованы на глазури с помощью кисти, чтобы ясно сформулировать рисунок или выделялись небольшим рельефом.

Чтобы дифференцировать менее значимые линии от более важных, рисовали разбавленной глазурью, и полученный золотисто-коричневый цвет эффектно контрастировал с чернотой контуров. Использование кисти в искусстве росписи позволяло создавать точные контурные рисунки.

Под влиянием искусства стеновых техник живописи, в искусстве вазописи появились характерные для этого стиля признаки:

  • анатомические детали,
  • разнообразные выражения лиц,
  • детали одежды,
  • перспектива, особенности расположения фигур,
  • изображение повседневной жизни, сцен обучения и спортивных соревнований.Греческая вазопись: краснофигурная чернофигурная античная

Формы краснофигурных и чернофигурных гончарных изделий мало отличались. Наиболее распространенными формами керамики были амфоры для хранения вина, большие кратеры для смешивания вина с водой, кувшины для розлива вина, килики или чашки с горизонтальными ручками для питья, гидры с тремя ручками для хранения воды, глубокие миски, банки для хранения масел и отдушек.

Эти предметы имели практическое применение, поэтому ручки делали крепкие, используя тщательно продуманные формы работе с тонкими декоративными дополнениями художников. Кроме того, окрашенный нарратив передавал информацию, которую следовало читать, поворачивая изделие в руке.

В 4 веке до нашей эры предпринимались в попытке скопировать искусство древних техник для фрески, но краснофигурная роспись оказалась частично утрачена и постепенно выродилась.

Греческие гончары создавали оригинальные, красивые формы и искусство вазописи, которое рассказывало о жизни и верованиях древнего народа вместо современных письменных записей.

Источник: https://artrecept.com/zhivopis/zhanry/grecheskaya-vazopis

Краснофигурная и чёрнофигурная вазопись

Древнегреческая вазопись — декоративная роспись сосудов, выполненная керамическим способом, т. е. специальными красками с последующим обжигом. Охватывает период с догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э.

и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства. Наиболее значимыми центрами гончарного искусства — и соответственно вазописи — в Греции считаются Афины и Коринф в Аттике. Получили известность также вазы из Беотии и Лаконии.

Вазы расписывались преимущественно на мотивы из жизни греческих богов и героев, однако присутствуют и бытовые сцены. На многочисленных сохранившихся вазах, к примеру, изображены свадебные пиршества или сцены из жизни атлетов. Часто на вазах встречаются и эротические сцены.

Особой формой нижне-итальянского стиля вазописи считаются «наисковые вазы», получившие своё название соответственно по изображённым на них наискам и предназначавшиеся для погребальных ритуалов. Для успеха в гончарном искусстве решающее значение имеет качество добываемой глины. Горная порода должна быть выветренной.

Исходный материал часто размачивался на месте добычи и смешивался с другими добавками, придававшими глине желаемый цвет после обжига. Глина в Коринфе имела желтоватый оттенок, в Аттике — красноватый, а в нижней Италии — бурый цвет. Перед обработкой глина подвергалась очистке.

Роспись керамики производилась до обжига. Сосуд сначала протирали влажной тряпкой, а затем покрывали разведённым раствором шликера или минеральными красками, которые придавали вазе после обжига красноватый оттенок.

Вазописцы расписывали сосуды прямо на гончарном круге либо осторожно держа их на коленях. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения на готовых вазах, а также отбракованных после обжига и незаконченных изделиях.

Изображения на вазах в геометрическом, ориентализирующем и чернофигурном стиле скорее всего наносились кистью. В период поздней геометрики в росписи ваз использовалась белая фоновая краска, которая, отколовшись в некоторых местах, приоткрывает детали, которые вазописцы пытались скрыть от посторонних глаз.

Насечки на сосудах были характерны для чернофигурной вазописи, и скорее всего эта техника была заимствована у ремесленников-гравёров. Для этих работ вазописцы использовали острый металлический стиль. Ещё в эпоху протогеометрики вазописцам был известен циркуль, которым они наносили на вазы концентрические круги и полукруги.

Начиная со среднего протокоринфского периода обнаруживаются наброски, которые вазописцы наносили на расписываемую керамику острой деревянной палочкой или металлическим инструментом. Эти насечки во время обжига исчезали. Вазопись в краснофигурном стиле часто предваряли эскизы.

Их можно обнаружить на некоторых сосудах, где они проглядывают через конечное изображение. Примером может служить амфора Клеофрада, на которой изображён сатир с копьём, который по изначальному замыслу должен был быть одет в нагрудные доспехи.

На незаконченных краснофигурных изображениях видно, что вазописцы часто обводили свои наброски полосой шириной до 4 мм, которая иногда видна и на готовых изделиях. Для контуров тела использовалась выступающая рельефная линия, которая отчётливо видна на чернофигурных сосудах.

Прочие детали прорисовывались насыщенной чёрной краской либо разведённой до коричневого оттенка фоновой краской. В заключение фон сосуда либо лицевая сторона чаши закрашивались большой кистью в чёрный цвет.

Краснофигурная вазопись — одна из наиболее известных техник древнегреческой вазописи. Она появилась приблизительно в 530 г. до н. э. в Афинах и просуществовала вплоть до конца IV в. до н. э. За несколько десятилетий краснофигурная вазопись вытеснила господствовавшую до этого чернофигурную вазопись.

Своё название краснофигурная техника получила благодаря характерному соотношению цветов между фигурами и фоном, прямо противоположному чернофигурному: фон — чёрный, фигуры — красные.

Главными центрами производства краснофигурной керамики, помимо Аттики, были гончарные мастерские Южной Италии. Краснофигурную технику восприняли многие регионы Древней Греции.

Значимый вклад в её развитие внесли вазописцы Этрурии. Фактически краснофигурная роспись — это чернофигурная вазопись наоборот. Перед обжигом на поверхность подсохшей вазы наносились контуры человеческих фигур и остальные детали изображения. Необожжённая глина в Аттике, к примеру, была оранжево-красного оттенка.

У нового стиля были явные преимущества, и, прежде всего, к ним следует отнести возможность детальной проработки изображения. В технике чернофигурного стиля линии внутри рисунка высекались по нанесённой краске, что не обеспечивало достаточной точности изображения.

Читайте также:  Как сделать декоративное панно своими руками?

По сравнению с чернофигурными силуэтами, выглядящими как тени, краснофигурные изображения стали динамичнее и приблизились к жизни. Кроме того, красные фигуры отличались большей контрастностью на чёрном фоне. Появилась возможность изображать людей не только в профиль, но и анфас, со спины или в три четверти.

Краснофигурная техника позволяла лучше передать глубину и пространство. Однако стиль имел инедостатки. Привычное для чернофигурного стиля изображение женского тела с помощью белой краски стало невозможным.

Ценителям вазописи стало сложнее определить пол изображённого человека по одежде или причёскам, поскольку герои и боги изображались молодыми и безбородыми. На начальном этапе сложности представлял и расчёт пропорций фигур. В чернофигурной вазописи линии контуров визуально входили в изображённую фигуру.

В краснофигурной вазописи контуры проводятся той же чёрной краской, что и фон вазы, поэтому контуры фигур становились частью фона и сливались с ним. Поэтому сначала фигуры на вазах, выполненных в новом стиле, получались достаточно худыми.

Другой проблемой были ограниченные возможности передачи пространственной глубины на чёрном фоне. Но преимущества краснофигурного стиля всё-таки перевесили его недостатки.

Чернофигурная вазопись — один из наиболее значимых стилей вазописи наряду с краснофигурной вазописью. Расцвет древнегреческой чернофигурной вазописи приходится на VII—IV вв. до н. э. Для вазописи большое значение имеет форма сосуда, на который наносится изображение.

Популярность керамических форм варьировала со временем: некоторые сосуды использовались только в определённый период времени, другие выходили из употребления, а третьи претерпевали со временем значительные изменения. Однако общим являлся принцип нанесения росписи. Сначала рисунок наносился на вазу инструментом типа кисти.

Детали внутри изображения прорисовывались с помощью насечек на шликере. Для проработки деталей часто применялись минеральные краски — красная и белая для орнаментов, элементов одежды, волос, гривы животных, деталей оружия и др. Белая краска также использовалась для изображения женского тела. Оценить конечный результат росписи можно было только после сложного трёхкратного обжига.

В процессе обжига глина сосуда приобретала красноватый оттенок, а шликер становился чёрным. Чернофигурная вазопись возникла в Коринфе около 700 г. до н. э. Украшенная росписью керамика из Коринфа господствовала в средиземноморском регионе в VII — начале VI вв. о н. э.

Большая часть изготовленных в Коринфе керамических сосудов были обнаружены в Этрурии, нижней Италии и на острове Сицилия. Коринфская глина была мягкой и имела желтоватый, а иногда зеленоватый оттенок.

Много изделий страдало от ошибок при обжиге. В коринфской керамике различают несколько периодов: протокоринфский, переходный, ранний коринфский (620/615-595 гг. до н. э.), средний коринфский (595—570 гг. до н. э.), а также I поздний коринфский (570—550 v. Chr.) и II поздний коринфский (после 550 г. до н. э.). Установление возраста ваз связано с некоторыми трудностями и часто опирается на даты основания греческих поселений на территории Италии.

После обжига глянцевая глина на вазах становится матово-чёрной. Дополнительные краски — белая и красная — впервые стали применяться именно коринфскими вазописцами. Украшенные росписью сосуды обычно небольшого размера и редко превышают высоту в 30 см.

Росписью преимущественно украшались сосуды для ароматических масел (алабастроны, арибалы), пиксиды, кратеры, ойнохойи и чаши. Часто расписывалась и керамика более сложных фигурных форм. В отличие от ваз аттического происхождения на коринфских вазах редко встречаются граффити или подписи вазописцев.

Из немногих известных по именам коринфских вазописцев выделяются Харес и Тимонидад. Для коринфской вазописи характерны изображения животных во фризах — тонких поясах, горизонтально разделяющих тулово ваз. Часто изображаются мифологические сцены: Геракл и персонажи легенд о Троянской войне.

Боги встречаются в коринфской живописи сравнительно редко. Из повседневной жизни коринфские вазописцы часто изображали сражения, всадников и пиры. Спортивные состязания встречаются редко.

Греческая геометрика.

Геометрическое искусство, широко представленное Олимпией, было открыто в 1875–1881 годах немецкими учеными во главе с Фридрихом Адлером и Эрнстом Курциусом; в раскопках принимали участие два выдающихся знатока античного искусства – Адольф Фуртвенглер и Георг Трей. Эпоха получила название по виду вазописи.

Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике. В протогеометрике начинает использоваться инструменты — циркуль, линейка. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом.

Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки. Первые человеческие изображения появляются около 770 г. до н. э.

на ручках амфор, где мужская фигура изображена с треугольным торсом, овальной головой с выступом вместо носа и длинными цилиндрическими бёдрами и голенями. Женские фигуры также абстрактны: их длинные волосы изображались как ряд линий, а грудь — как мазки на уровне подмышек. В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля — с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка).

Мегарон эволюционирует из дворца в храм: на месте старых мегаронов появляются новые греческие святилища, повторяющие их типологию. Постройки, сырцово-деревянная архитектура, с перекрытиями вальмового типа, как правило, прямоугольные, узкие и вытянутые, могли раскрашиваться.

Примеры: Храм Аполлона Карнейского на о.Фера — создан на основе существовавшего ранее мегарона. Храм Артемиды Орфии в Спарте. Храм Аполлона в Фермосе (Ферме). Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике.

В протогеометрике начинает использоваться инструменты — циркуль, линейка. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом.

Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки.Эпоха поздней геометрики получила название «депилонской» по сосудам, найденным у Депилонских ворот в Афинах.

Начинают делать ленточные вставки на наиболее ответственных чертах, использовать большие фигуративные композиции, появляются изображения геометризированных животных.

Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Центры — в Аргосе, Беотии, Аттике. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака (наследие ахейцев). В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. В рисунках появляется т.н. ковровое решение.

Изображения человека выполняются практически по древнеегипетскому канону. Очень любят изображение коней. Появляется лащение поверхности ваз — проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет.

Направлению свойственна рафинированная стилистика, повышенная тектоничность, замечательное пропорционирование. Крупных скульптур не сохранилось.

Малые формы принято разделять на несколько стилей: стиль «тулово» — массивные статуэтки, камень, терракота, расписаны в геометрическом стилею. Стиль «вытянутых конечностей» — металл, большая привязанность к реальным пропорциям.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/2512.html

Древнегреческая керамика

Понятие, применяемое для нанесённой с помощью обжигаемых красок росписи на древнегреческой керамике. Вазопись Древней Греции включает в себя роспись сосудов различных исторических периодов, начиная от догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.

Греческая керамика является наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить её можно во всём ареале расселения древних греков.

Помимо греческой метрополии, которая в значительной степени совпадала с территорией современной Греции, в него входят: западное побережье Малой Азии, острова Эгейского моря, остров Крит, частично остров Кипр и заселённые греками районы южной Италии.

Как экспортный товар греческая керамика, а вместе с ней древнегреческая вазопись, попала в Этрурию, на Ближний Восток, в Египет и Северную Африку. Расписную греческую керамику находят даже в захоронениях кельтской знати. Первые предметы греческой вазописи были найдены в новое время в этрусских захоронениях.

Поэтому их изначально относили к этрусскому или италийскому искусству. Впервые о греческом происхождении находок заявил Йоганн Йоахим Винкельманн, однако окончательно их греческое происхождение было установлено только на основании первых археологических находок в конце XIXв. в Греции. С XIXв. древнегреческая вазопись является важным направлением исследований классической археологии.

Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения.

Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.

Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцев, начиная с архаического периода. В случае, если ваза не подписана, чтобы различать авторов и их произведения, стили росписи, у искусствоведов принято давать вазописцам «служебные» имена.

Они отражают либо тематику росписи и её характерные черты, либо указывают на место обнаружения или хранения соответствующих археологических объектов. Амфора-билингва вазописца Андокида. Геракл и Афина. ок. 520 г. до н. э.

Периодизация древнегреческой вазописи

В зависимости от времени создания, исторической культуры и стиля, древнегреческая вазопись подразделяется на несколько периодов. Классификация соответствует исторической периодизации и различается по стилям. Стили и периоды не совпадают.

Периодизация начинается с крито-минойской вазописи, за которой следует вазопись микенского или элладского периода, которые существовали отчасти одновременно.

В узком смысле слова древнегреческая вазопись, появившаяся после падения микенских империй и исчезновения их культуры, начинается приблизительно с 1050 г. до н. э. периодом геометрики. По окончании ориентализируюего периода в VII в. до н. э.

и с началом архаического периода появилась чернофигурная вазопись и последовавшая за ней ещё в архаическом периоде краснофигурная вазопись. Оба стиля главенствуют в вазописи классической Древней Греции в Y и IV вв. до нашей эры.

Далее появляются стили, использующие дополнительные цвета, как, например, вазопись по белому фону, а начиная со второй четверти IV в. до н. э. появляются вазы-гнафии, в росписи которых доминирует белый цвет. Начиная со второй половины III в. до н. э.

производство украшенной росписью керамики постепенно угасает, керамические сосуды уменьшаются в размерах, их роспись упрощается или выполняется с меньшей тщательностью. Вазопись на керамике сменяется рельефными украшениями.

Вазопись до Древней Греции

Крито-минойская вазопись, украшенная росписью глиняная посуда появляется в крито-минойском культурном ареале начиная с 2500 г. до н. э. Простые геометрические узоры на первых вазах к 2000 г. до н. э. сменяются цветочными и спиральными мотивами, которые наносятся белой краской на чёрный матовый фон, и так называемым стилем Камарес.

Дворцовый период в минейской культуре (1650 г. до н. э.) внёс серьезные изменения и в стиль росписи керамики, которая в новом морском стиле украшается изображениями разнообразных обитателей моря: наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов, выполняемых на светлом фоне тёмной краской. Начиная с 1450 г. до н. э.

Читайте также:  Особенности натюрморта в искусстве

изображения подвергаются всё большей стилизации и становятся несколько грубее. Микенский период, около 1600 г. до н. э.

С началом позднего элладского периода из микенской культуры вырастает первая высокоразвитая континентальная культура, оставившая след и в вазописи. Ранние образцы отличаются тёмным тоном, преимущественно коричневыми или матово-чёрными рисунками на светлом фоне. Начиная со среднемикенского периода (около 1400 г. до н. э.) становятся популярными животные и растительные мотивы.

Позднее непосредственно после 1200 г. до н. э. в дополнение к ним появляются изображения людей и кораблей.

Древнегреческая вазопись

Геометрика

С закатом микенской культуры около 1050 г. до н. э. геометрическая керамика получает новую жизнь в греческой культуре. На ранних этапах до 900 г. до н. э. керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами.

Типичными украшениями ваз являлись также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд горизонтальными линиями. В период расцвета геометрики происходит усложнение геометрических рисунков.

Появляются сложные в исполнении чередующиеся одинарные и двойные меандры. К ним добавляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и воины во фризообразных процессиях занимают центральные части ваз и кувшинов. В изображениях всё чаще преобладают чёрные, реже красные цвета на светлых оттенках фона.

К концу VIII в. до н. э. такой стиль росписи в греческой керамике исчезает.

Ориентализирующий период

Начиная с 725 г. до н. э. в изготовлении керамики лидирующее положение занимает Коринф. Начальный период, которому соответствует ориентализирующий, или иначе протокоринфский стиль, характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических изображений.

Положение, очерёдность, тематика и сами изображения оказались под влиянием восточных образцов, для которых были прежде всего характерны изображения грифонов, сфинксов и львов. Техника исполнения аналогична чернофигурной вазописи. Следовательно, в это время уже применялся необходимый для этого трёхкратный обжиг.

Чернофигурная вазопись

Чаша с глазами «Дионис» Эксекия Чернофигурная аттическая амфораСо второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне.

Как и в ориентализирующий период, силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожжёной глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем.

Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (т. н. пальметты). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет.

Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе и прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур.

Другие центры производства керамики, как, например, Афины, заимствовали технику коринфского вазописного стиля. К 570 г. до н. э. Афины даже превзошли Коринф по качеству своих ваз и размаху производства. Эти афинские вазы получили в искусствоведении название «аттическая чернофигурная керамика».

Впервые мастера гончарного дела и художники-вазописцы стали с гордостью подписывать свои произведения, благодаря чему их имена сохранились в истории искусства. Самым знаменитым художником этого периода является Эксекий. Кроме него широко известны имена мастеров вазописи Пасиада и Хареса. Начиная с 530 г. до н. э.

с появлением краснофигурного стиля чернофигурная вазопись теряет свою популярность. Но и в V в. до н. э. победителям спортивных состязаний на так называемых Панафинеях вручались панафинейские амфоры, которые выполнялись в чернофигурной технике. В конце IV в. до н. э. даже наступил короткий период ренессанса чернофигурной вазописи в вазописи этрусков.

Краснофигурная вазопись

Амфора-билингва: краснофигурная сторонаКраснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными.

Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой — красными.

Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских.

Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины.Уже в V в. до н. э. в нижней Италии возникли знаменитые мастерские, работавшие с этим стилем вазописи и конкурировавшие с вазописными мастерскими в Аттике. Краснофигурный стиль копировался и в других регионах, где однако не получил особого признания.

Вазопись по белому фону

Лекиф, выполненный в технике по белому фону. 440 г. до н. э.Для росписи ваз в этом стиле в качестве основы использовалась белая краска, на которую наносились чёрные, красные либо многоцветные фигуры. Эта техника вазописи применялась преимущественно в росписи лекифов, арибалов и алабастронов.

Вазы-гнафии

Ойнохойя-гнафия. 300—290 гг. до н. э.Вазы-гнафии, названные по месту первого их обнаружения в Гнафии (Апулия), появились в 370—360 гг. до н. э. Эти вазы родом из нижней Италии получили широкое распространение в греческих метрополиях и за их пределами.

В росписи гнафий по чёрному лаковому фону использовались белый, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, зелёный и другие цвета. На вазах встречаются символы счастья, культовые изображения и растительные мотивы. С конца IV в. до н. э. роспись в стиле гнафии стала исполняться исключительно белой краской. Производство гнафий продолжалось до середины III в. до н. э.

Вазы из Канозы

Около 300 г. до н. э. в апулийской Канозе возникло регионально ограниченный центр гончарного производства, где керамические изделия расписывались водорастворимыми, не требующими обжига красками по белому фону.

Эти произведения вазописи получили название «канозских ваз» и использовались в погребальных обрядах, а также вкладывались в захоронения.

Помимо своеобразного стиля вазописи для канозской керамики характерны крупные лепные изображения фигур, устанавливаемые на вазы. Канозские вазы изготовлялись в течение III и II вв. до н. э.

Вазы из Чентурипе

Как и в случае с каносскими вазами, чентурипские вазы получили лишь местное распространение в Сицилии. Керамические сосуды составлялись воедино из нескольких частей и не использовались по своему прямому предназначению, а лишь вкладывались в захоронения.

Для росписи чентурипских ваз использовались пастельные тона по нежно-розовому фону, вазы украшались крупными скульптурными изображениями людей в одеждах разных цветов и великолепными аппликативными рельефами. На чентурипских вазах изображались сцены жертвоприношения, прощания и погребальных обрядов.

Источник: https://vasily-sergeev.livejournal.com/1457591.html

Краснофигурная вазопись

Краснофигурная вазопись — античная, роспись античных керамических сосудов.

Ведёт своё начало от эгейского искусства. Первые образцы вазописи (около 3000 года до нашей эры) были выполнены от руки и украшены простейшими геометрическими узорами.

Период расцвета критской керамики отмечен вазами в стиле «Камарес» (по названию священной пещеры на острове Крит) с росписью в виде растительных мотивов красной или лиловой красками по светлой поверхности (XX-XVIII века до нашей эры); вазами с изображениями морских животных и растений (XVI век до нашей эры); вазами «дворцового» стиля со строгой композицией и геометрически организованным декором (сложился к конце XV века до нашей эры). Для вазописи в микенском искусстве (XIV-XII века до нашей эры) характерны схематические изображения людей и животных, которые к концу этого периода сменяются геометрическими мотивами.

Нового расцвета вазопись достигла в искусстве Греции Древней, где разнообразным по формам и функциям вазам (смотри Ваза) соответствует чётко сложившаяся художественно-образная структура росписи.

В гомеровский период вазопись проходит в своём развитии «субмикенскую» стадию (1-я половина XI века до нашей эры), прогогеометрический (2-я половина XI-X века до нашей эры) и геометрический (IX-VIII века до нашей эры) стили.

В конце X-VIII веков до нашей эры на первое место среди локальных школ керамики начинает выдвигаться афинская: «дипилонские вазы» (по названию кладбища в Афинах) достигают высоты человеческого роста и украшаются геометрическими росписями, расположенными концентрическими полосами; основные темы росписей — погребение героя или траурные игры в его честь (состязания на колесницах, шествия вооруженных воинов, корабельные походы и т.п.).

Фигурные фризовые композиции чередуются с поясами меандра или полностью тёмными лентами, покрытыми лаком; чёткий ритм изображений подчёркивает тектонику сосудов.

Конец VIII-VII века до нашей эры — период «ориентализирующего» (восточного, или «коврового») стиля: преобладают полихромные изображения животных и фантастических существ, реже мифологических сцен в сочетании с растительными узорами, выполненные на светлом фоне. Этот стиль был порождением греческой колонизации и свидетельством контактов с  восточным искусством.

Греция, входящая в круг художественной культуры Восточного Средиземноморья, начала активно экспортировать расписную керамику. Испытав в начале периода «коврового стиля» воздействие восточного искусства, вазопись позднее начинает оказывать сильное влияние на художественное творчество Востока (ахеменидского Ирана, Этрурии, Италии).

Рост самосознания жителей греческих полисов привёл к появлению сосудов с подписями живописцев и керамистов. В это время в Греции известны, помимо аттической, центры коринфской, лаконской, беотийской, кикладской (островной), критской,  восточно-греческой расписной керамики.

Росписи на вазах этих центров силуэтны, наряду с тёмным лаком мастера употребляют белую и пурпурную накладные краски, детали силуэтных изображений добавляются с помощью резца.

К конца VII века до нашей эры в Афинах и Аттике (под влиянием Коринфа) складывается чернофигурный стиль вазописи: силуэтные изображения наносятся блестящим чёрным лаком на неокрашенную глину. Вазописцы продолжают употреблять накладные краски, детали силуэтов даются резцом.

Преобладают сюжетные росписи (преимущественно мифологические — подвиги Геракла, Тезея, олимпийские боги, эпизоды из Троянской войны; реже — из обыденной жизни). Художники отходят от фризового построения росписей и предпочитают большие расписные клейма; вне клейм поверхность вазы сплошь покрывается чёрным лаком.

Характерная условность этого стиля: мужские тела окрашены в тёмные цвета, женские — в белый. Подписи мастеров ещё более многочисленны, чем прежде, к ним добавляются имена персонажей, а порой — их реплики (надписи даны пурпуром).

Значительные памятники чернофигурного стиля: так называемая ваза Франсуа (2-я четверть VI века до нашей эры, Флоренция, Археологический музей), выполненная в мастерской аттического гончара Эрготима вазописцем Клитием, с росписями на темы Троянского цикла (свадьба Пелея и Фетиды, подвиги Ахилла и его гибель, похороны Патрокла); работы Эксекия. Около 530 года до нашей эры в мастерских аттических вазописцев сложился новый, краснофигурный стиль.

Читайте также:  Характеристика религиозного искусства

Чернофигурная вазопись продолжала господствовать в Аттике до начала V века до нашей эры, сосуществуя с краснофигурной (в эпоху эллинизма в чернофигурной технике продолжали украшать вазы, вручавшиеся победителям на Панафинейских празднествах; на них изображали поединок в том виде состязаний, в каком была одержана победа).

Краснофигурный стиль строился на сочетании фигур цвета нераскрашенной глины и чёрного фона, что позволяло детально прорисовывать линией формы и основные объёмы фигур.

В этом стиле вазописи отмечается влияние как станковой и монументальной живописи, так и собственные поиски мастеров прикладного искусства, стремившихся к более точной передаче окружающего мира, чему мешала условная силуэтная манера чернофигурной вазописи.

В некоторых произведениях аттических мастеров конца VI века до нашей эры представлен переходный этап; в них сосуществуют оба стиля, по-прежнему применяется накладная белая краска поверх чёрного лака: работы мастеров Андокида (амфора с изображением Геракла на Олимпе — одна сторона содержит традиционную чернофигурную роспись, другая — краснофигурную, иллюстрируя один и тот же сюжет; Мюнхен, Музей античного малого искусства) и Эпиктета (чаша с чернофигурным изображением пляшущего юноши внутри и краснофигурным изображением погонщика с мулом снаружи, Эрмитаж).

Аттическую краснофигурную вазопись исследователи делят на периоды «строгого», «переходного», «свободного», «роскошного» и «беглого» стилей.

Ведущими мастерами «строгого» стиля (последняя четверть VI века — начало V века до нашей эры), отличающегося чёткостью и изяществом рисунка при сохранении жёсткости и угловатости форм, были Евфроний, Дурис, так называемый вазописец Брига (смотри Бриг), Амасис.

2-я четверть V века до нашей эры — время «переходного стиля» в вазописи Афин, на формирование которого, как принято считать, оказала влияние живописная манера художника Полигнота Тасосского (кратер так называемого Мастера Ниобид со сценой мифа об аргонавтах, Лувр).

«Свободный стиль» (середина — 3-я четверть V века до нашей эры) вносит в вазописи классическое спокойствие и гармонию форм, стремление к передаче большей объёмности фигур.

Его образцами служат работы так называемого Мастера Виллы Джулия (кратер с изображением младенца Диониса и Гермеса, ГМИИ), так называемого вазописца Клеофона (стамнос со сценой прощания воина, Мюнхен, Музей античного малого искусства), так называемого Мастера Шуваловской амфоры (ойнохоя с изображением свидания гетеры и юного афинянина, Берлин), так называемого Мастера Ахилла (амфора с изображением Ахилла, Ватикан, Григорианский этрусский музей; кратер с изображением Посейдона и Амимоны, Эрмитаж).

В эпоху Пелопоннесской войны (431-404 годы до нашей эры) появляется «роскошный стиль», для которого характерны декоративная пышность, дробный рисунок, преобладание сцен борьбы, похищений, гибели персонажей. Вазописец Мидий — характерный мастер этого стиля (гидрия со сценой похищения Левкиппы — единственная работа с подписью мастера, Британский музей; свадебный лебес с изображением приготовления невесты к свадебному торжеству, Эрмитаж).

Вазы «беглого стиля» росписей обнаруживают своего рода деградацию традиций вазописи в IV веке до нашей эры. Тогда же аттические мастера вводят в краснофигурные росписи рельефные полихромные фигуры (вазы мастера Ксенофанта с изображениями охоты персидского царя и скульптурной группы «Спор Афины с Посейдоном» с западного фронтона Парфенона, Эрмитаж).

Эту технику, с применением рельефных украшений, использовали многих мастерские эпохи эллинизма (ваза из Кампании, которую учёные называют «царица ваз», Эрмитаж).

Особое место в истории вазописи занимает белофонная техника, позволяющая отказаться от условности предшествующих стилей: мастера широко пользуются разбавлениями чёрного лака, добиваясь золотистых, коричневых тонов. Нередко художники прибегают к полихромии: краски голубая, коричневая, красная (иногда — водяные) употреблялись для одежд. Эти росписи можно сравнить с расписными стелами.

К белофонной технике обращались ещё мастера краснофигурной вазописи начала V века до нашей эры (Бриг, изображение менады на дне килика, Мюнхен, Музей античного малого искусства).

Попытки отойти от силуэтных черно- и краснофигурных росписей встречаются у вазописцев «переходного стиля»: работы так называемого Мастера Пана (белофонный лекиф с изображением Артемиды, кормящей лебедя, Эрмитаж), Сотода. Аттические вазописцы, вдохновляемые монументальными фресками Полигнота, создают целые серии белофонных лекифов, которые были предметами погребального культа.

Сюжеты их росписей связаны с культом мёртвых: умерший героизированный воин, сидящий близ погребального памятника; мать, протягивающая руки к оставленному ребёнку; посещение могилы и украшение стелы на кладбище; изображение умершего, находящегося в лодке Харона (например, лекиф так называемого Мастера Ахилла с изображением женщины и умершего воина, Афины, Национальный музей).

Реже в этой же технике расписывались крупные сосуды (кратер так называемого Мастера Клио из Вульчи, Ватикан, Григорианский этрусский музей; чаша так называемого Мастера Сабурова с изображением Геры, Мюнхен, Музей античного малого искусства).

Афинские мастера VI-V веков до нашей эры много работали на экспорт расписной керамики в Этрурию, греческой колонии Апеннинского полуострова, центры Северного Причерноморья, благодаря чему в западной и в  восточной греческих колониях расцвело местное ремесло: этрусские, луканские, апулийские, кампанские мастера продолжили традиции афинских вазописцев.

В III-II веках до нашей эры для вазописи характерны бегло нарисованные простые линейные и геометрические орнаменты. С конца 1-го тысячелетия до нашей эры вазопись постепенно приходит в упадок. Ввиду гибели памятников изобразительного искусства, вазопись является важным источником сведений о достижениях живописцев Древней Греции.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/krasnofigurnaia_vazopis

Чернофигурная и краснофигурная вазопись

Стремление художника и возможно более точная передача образов реального мира, желание подробнее рассказать, сильнее взволновать, ярче выразить ту или иную идею определили кризис коврового стиля, в росписях которого основное место занимал орнамент.

Чернофигурный стиль отличался от коврового рядом существенных особенностей, мастера реже изображали животных и растений, чаще обращались к человеку, представляли его, прежде всего, в каком-либо сюжете, чаще всего в мифологической ситуации. Орнамент, подчинивший в себе обрамление сцен порой украшал узорами донца горла. Они подчёркивали переходы в формах ваз, места крепления ручек.

Вазописцы постепенно отказывались от системы фризов и предпочитали помещать сцены в крупных клеймах. Заполнявшие пустые места между фигурами узоры начинали исчезать. Выдвижение сюжетного начала, оттеснение декоративности приводило к упрощению красочной палитры. Нередко применявшиеся ранее пурпуры и белая краска теперь использовались гораздо реже.

Особенности чернофигурной техники достаточно отчётливо проявляются в коринфских вазах уже в конце 7 — начала 6 вв. до н. э. и в продукции керамических мастерских Беотии, Лаконики, Ионических городов и, конечно, Аттики, с центром в Афинах. В композициях 6 в. до н. э. начинала усложняться сюжетная канва, появлялась многофигурность.

Выразительный памятник ранней чернофигурной вазописи является коринфский кратер с многофигурной сценой, изображающей отъезд царя в походе против Фив.

Манера работы красочным цветовым пятном отличает вазы коринфских мастеров от родосских. На кратере в залитом лаком силуэте процарапаны иглой легко и свободно детали рисунка. Исполнены они с большей артистичностью, как и положено небрежно заходят за края контура.

Отличны от росписи Коринфа, рисунки на чёрнофигурных вазах из Южной Греции (Лаконики). Своеобразие лаконских композиций проявляется не только в тематике, но и в живописной манере. Там художники любят изображать воинов-гоблитов с сильно процарапанными глазами, волосами, мускулатурой.

Ионийскую керамику 6 в. до н. э. всегда можно отличить от лаконской по сюжету и по стилю росписи. Она овеяна большей поэтичностью, в её росписях чаще появляется природа, мастера предпочитают гибкие и плавные линии.

На дне одного из киликов художники расположили по всей поверхности два больших дерева, широко раскинувших ветви. Они показали человека, бегущего с восторженно поднятыми руками, птенцов в гнёздах и птиц, несущих им в клюве червяков. Прямых резких линий в этой росписи не найти.

Особенно успешно работали в 6 веке до н. э. гончарные мастерские Аттики. Там создавались выдающиеся памятники чернофигурного стиля. В произведениях искусства этой области, притягивающей к себе уже в годы архаики лучших художников Эллады. Казалось, аккумулировались самые ценные качества, свойственные другим районам.

И лиричность Ионии, мужественность Лаконики (Спарты), экспрессия Беотии — всё в памятниках Аттических мастеров как бы переплавлялись в новые своеобразные ценившиеся во всех городах Средиземноморья шедевры.

«Замечательным памятником аттической школы можно назвать огромный, почти полуметровый кратер вазописца Клития и гончара Эрготима сосуд выразителен по форме, поверхность кратера разделена на фризы.

Эту вазу называют вазой «Франсуа» (рис.8). Пять поясов, девять мифологических сцен, двести фигур. Торжественное шествие богов на свадьбу, битвы, охота на вепря; люди, кони, кентавры, мчащиеся колесницы. Всё это, вероятно, навеяно ныне утраченной монументальной росписью».

«Но вот проходят всего три-четыре тысячелетия, и перед нами уже иное искусство. Амфора, на которой изображены гомеровские герои Ахиллес и Аякс, играющие в кости (Рим, Ватикан). Роспись исполнена Эксекием, крупнейшим аттическим вазописцем третей четверти 6 в. до н. э.

Мастер свободно расположил фигуры: яростно сопротивляющегося льва и расправляющегося с ним Геракла в большей части на тулове вазы, и его спутника Иолая. Одна из его лучших работ — роспись на амфоре, изображающая двух играющих в шашки воинов. Здесь жанровый мотив приобретает неотложную монументальную внушительность.

Другая его роспись «Дионис о ладье», (около 530 г. до н. э.), снаружи на стенках сосуда показаны большие глаза, оберегающие напиток от дурных сил. На дне сосуда изображён бог растительности, покровитель виноградства и виноделия Дионис, возлежащий в ладье.

Близок Экзению по изящности вазописец Амазия в третьей четверти 6 в. до н. э. В его рисунках так много глубоких выразительных линий. Он любит обозначать процарапыванием детали своих фигур, но в прекрасных линиях его рисунка живёт жестокость контура.

Именно в это время возникают росписи мастера Тлесона, изготавливавшего килики на высокой ножке. На их внешней поверхности он обычно или одну фигурку — птиц, какого-либо животного, или человека, красиво располагаются в его композициях и буквы автографы: «Тлесон, сын Неарха сделал». В Ольвии были найдены подобные килики.

На сосуде изображены пасущиеся животные, и надпись, расположенная по краю, гласит: «Тихон, Апполону Дельфия посвятил».

Ещё во второй половине 6 в. до н. э. в греческой вазописи заявили о себе новые художественные тенденции. Они были вызваны постепенным переходом мастеров от чёрнофигурной техники к краснофигурной.

Хотя силуэтность в чёрнофигурных вазах соответствовала общему характеру архаического искусства, а плоскостность техники фигур полагала сгущение плотности стенок сосудов, чёрнофигурная техника сковывала вазописца-художника.

Сопротивление глины при процарапывании деталей по чёрному лаку мешало мастеру создавать гибкую, плавную линию, усложняло процесс работы.

Тяготение к краснофигурной вазописи выступает особенно ярко в творчестве мастера Андокида, в росписи одного сосуда использовавшего порой старую и новую техники (глаза-обереги — антропеи).

В его композициях пирующий на Олимпе Геракл, выступает большая объёмность, живее воспринимались движения, более реальными казались действия». Сейчас художник больше заинтересован не в изображении абстрактных геометрических фигур, а в прорисовке конкретных лиц, людей, животных.

Источник: https://studbooks.net/1133885/kulturologiya/chernofigurnaya_krasnofigurnaya_vazopis

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector