Что такое футуризм в живописи?

В этом, предыдущих и последующих постах я использую материал из книги Уилла Гомперца «Непонятное искусство», цикла лекций в музее Гараж Ирины Кулик, лекций Дмитрия Гутова, книги Сьюзи Ходж «Современное искусство в деталях», документальных фильмов BBC, и др.

Изобретение Маринетти ( идеолог футуризма, см.пред.пост) особенно живо было воспринято в творческой среде России. Однако, русский футуризм был не про политику, в отличие от итальянского, а больше про культуру.

Современное искусство по кусочку, Русский футуризм

Футуризм в живописи: история стиля картины художники

РУССКИЙ ФУТУРИЗМ (1910 — 1917 примерно)

Вообще говоря, дать определение футуризму, как стилистическому направлению, довольно сложно, потому что это течение не обладало едиными стилистическими чертами. Скорее, это был образ жизни. Мне понравилось, как раскрыл этот термин искусствовед, специалист по русскому авангарду, Евгений Семенович Штейнер.

Футуризм — это стратегия единого художественного поведения.

Эта стратегия включает: разрыв с традициями прошлого, вызывающие, иногда агрессивные жесты, желание поддеть, порой оскорбить зрителя, чтобы пробудить его к новой эстетике, словотворчество (образование новых слов),  создание новых рифм и разрушением старых канонов во всех формах искусства и общественной жизни в целом.

Сразу скажу, что в этом посте будет не так много картинок (позже станет понятно почему). Я не буду углубляться во все исторические тонкости появления и развития футуризма в России, а напишу о том, что показалось мне наиболее интересным.

Во-первых, в России некоторые футуристы называли себя будетляне ( отличный образец словотворчества). Придумал термин поэт Велимир Хлебников, который любил старославянские слова, умело ими жонглировал и создавал новые. Задумка очевидна — переложение понятие футуризм на русский манер ( будущее- будет — будетляне) Правда словечко, в итоге,  не прижилось.

Футуризм в живописи: история стиля картины художники

Велимир Хлебников

Во-вторых, русские футуристы не ассоциировали себя с итальянскими коллегами, наоборот, во многом они демонстративно противопоставляли себя сторонникам Маринетти, считая, что футуризм в России совершено самобытен. Кстати, во многом это было действительно так.

Кроме того, что в русском футуризме, как я уже упоминала, почти отсутствует политическая составляющая, в нем нет и милитаризма, как у итальянцев, которые войну считали «гигиеной мира». В-третьих, русский футуризм наиболее ярко расцвел в литературе.

Он зародился в поэтических кругах ( первым эго-футуристом назвал себя Северянин и пошло-поехало: Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Василий Каменский и так далее) Они создавали разные группы и объединения:

  • Гилея (1910е)- московская группа ( Хлебников, Крученых, братья Бурлюки, Каменский, Маяковский, Елена Гуро);
  • Мезонин поэзии (1913) — питерская группа, представители эго-футуризма ( во главе Вадим Шершневич);
  • Центрифуга (1914) — опять Москва (Николай Асеев, Борис Пастернак и др.).

Дальше, я буду говорить про участников первой группы — Гилея, так как мне кажется их деятельность наиболее ярко характеризует понятие русский футуризм.

Футуризм в живописи: история стиля картины художники

Итак, в живописи одним из основоположников нового движения стал художник Давид Бурлюк.

Футуризм в живописи: история стиля картины художники

Давид Бурлюк, Женщины будущего, 1911

Футуризм в живописи: история стиля картины художники

Давид Бурлюк, Украинцы, 1912

Вообще говоря, у Давида Бурлюка были несомненные способности к эпатажу. Например, он любил делать рисунки на лице ( что, кстати, стало фишкой некоторых футуристов). А его красная деревянная ложка, вставленная в петлицу, была даже запечатлена некоторыми художниками и являлась визитной карточкой Бурлюка.

Футуризм в живописи: история стиля картины художники

Давид Бурлюк

Кроме прочего, у него было хорошее чутье на время и людей. Например, открытие Маяковского как поэта, во многом, заслуга Давида Бурлюка, так как изначально Маяковский учился в Строгановке и собирался заниматься художественной деятельностью. Владимир Владимирович успешно вписывается в канву нового течения и становится соавтором первого манифеста русских футуристов.

Футуризм в живописи: история стиля картины художники

Пощечина общественному вкусу, 1913

Вот тут русские футуристы проявляли полную солидарность с итальянскими коллегами. В принципе, основной частью стратегии продвижения нового мировоззрения было то, чем так охотно и ловко пользовался Маринетти, а именно: шум, гам, скандал.

Это был отчасти возврат к карнавальной культуре ( аналог карнавалов в России — святки), когда происходит смена социальных ролей, недозволенное становится возможным и даже желательным. Каждое выступление футуристов сопровождалось какими-либо провокационными выходками, будь то одежда, жесты или громкие заявления.

Последние декларировались в многочисленных манифестах, наиболее известный из которых назывался «Пощечина общественному вкусу».

» Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности»

«Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. – нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.

С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!»

Вот такими заявлениями обозначили свой приход в мир искусства  группа поэтов-футуристов.                                                                                                                    И хотя все старое и отжившие,по мнению футуристов ,должно было быть сметено и забыто, сами они не брезговали аналогиями с образами древнерусских икон.

Футуризм в живописи: история стиля картины художники

Давид Бурлюк, портрет Василия Каменского, 1917

Футуризм в живописи: история стиля картины художники

Наталья Гончарова, Святой Андрей, 1914

Наталья Гончарова писала и в жанре кубофутуризма ( а позже и супрематизма). Художница очень интересная и разносторонняя. Она глубоко изучала и народную живопись ( лубок), и религиозную. Вот, например, две работы, глядя на которые, с трудом вериться, что их писал один и тот же человек.

Читайте также:  Как рисовать масляной пастелью?

Футуризм в живописи: история стиля картины художники

Наталья Гончарова, мотивы иконописи, 1912

В 1913 году четверо товарищей-единомышленников: композитор Владимир Матюшин, поэты Алексей Крученных и Велимир Хлебников и художник Казимир Малевич, решаются на творческий эксперимент. Они ставят оперу, которая называется «Победа над солнцем». Конечно, в классическом понимании оперой это назвать нельзя. Собственно, от всей оперы в полном виде сохранился только текст.

Именно этот текст, по мнению Евгения Штейнера, является самым важным документом русского футуризма.

Однако, идея создать оперу родилась не сразу. Сперва, они создали объединение «Союз молодежи». Вдохновение переменами, светлым будущим и новой эстетикой придало словам «юный/молодой» большой вес. Согласно логике футуризма, новый мир должен был стать делом рук молодых) правда понятие это оказалось весьма растяжимым.

И вот эти серьезные дяди при жилетках объявляют себя молодыми революционерами ( на секундочку, Матюшину уже под 50, он состоявшийся музыкант в придворном императорском оркестре), план минимум которых перевернуть все с ног на голову.

И замахнулись они сразу на мировое светило.        » Победа над солнцем — есть победа над привычным понятием о солнце, как о красоте» — эти слова Матюшина, на мой взгляд, наиболее емко характеризуют весь смысл оперы.

Победа над солнцем — похороны солнца, как символа всей предшествовавшей апполонической культуры, гуманистической культуры. Принципы, провозглашавшиеся футуризмом, не имели с ней ничего общего. Задача футуристов — разрушение всех существующих логических, причинно-следственных связей.

В этой концепции солнце выступает,как та наиболее незыблемая истина, разрушив которую, мир погрузится в хаос, что и будет толчком к новой эстетике.

Эскизы костюмов и декорации писал Малевич. Все костюмы призваны максимально скрывать биологические формы человеческого тела. Вообще говоря, биологизм был не в чести у футуристов. Прекрасный мир машин должен был лишить человека тягот жизни, тем самым обеспечив ему наиболее комфортное существование.

Существование оперы «Победа над солнцем» для многих будет открытием. Но, наверное, почти все знают произведение Малевича, изначально бывшее декорацией к этой опере.

В качестве декорации черный квадрат не сохранился. Сам Малевич называл квадрат царственным младенцем. Младенцем нового искусства. Характерно, что на выставке представителей русского авангарда «0,10» 1915 года, он разместил ее в красном углу — так называли место, где в избах на Руси вешали иконы.

Таким образом, черный квадрат можно назвать иконой русского авангарда. Про него есть тысячи статей и толкований, которые нет смысла все писать. Однако, в контексте «Победы над солнцем», мне кажется интересным такое объяснение ( опять же слова Евгения Штейнера — очень интересного искусствоведа).

Черный квадрат — новое солнце? Есть понятие в алхимии «сол нигер»- черное солнце. Это один из этапов на пути превращения тел в золото, к чему ( если очень упростить) стремились алхимики средневековья. Так вот это этап развоплощения тел, когда все превращается в темную массу, чтобы затем воплотиться в новом виде.

Знал ли об этом Малевич? Вполне возможно, учитывая что в то время огромной популярностью пользовались работы Елены Блаватской, которая занималась исследованием философских и мистических вопросов. Вот несколько картин, где встречается прообраз черного квадрата.

Кстати, здесь опять-таки не обходится без христианской символики, которую, как я уже говорила, весьма жаловали футуристы.

Например, на картине «Англичанин в Москве»: рыба- символ Христа, пила — символ Иосифа Плотника, лестница — духовное восхождение, свеча — символ истины.

Кстати, есть версия, что это портрет Давида Бурлюка — красная ложка в верней части картины дает такую отсылку. Обе картины перекликаются и надписями: Затмение Частичное.

Что за частичное затмение? Скорее всего, это рефлексии Малевича на «солнечную» тему. Кроме того, в 1912 году действительно произошло солнечное затмение, которое вызвало большое любопытство общества. В Петербурге строились даже специальные обсерватории для наблюдения затмения.

Футуризм был ступенью для многих художников и поэтов в их дальнейших поисках.

Малевич, как известно, благодаря футуристической школе, пришел к супрематизму ( об этом отдельно), а супрематизм, в свою очередь, захватил потом многих. Само направление себя изжило к 17-20 годам.

При советской власти уцелевшие футуристы-авангардисты ушли в подполье, некоторые эмигрировали (Давид Бурлюк, Александра Экстер, Игорь Северянин), умерли или покончили с собой.

Сценарий событий начала XX века отчасти напоминал тот,  к которому стремились футуристы ( по крайней мере, на словах). Да, они действительно призывали к слому системы и социальным изменениям, какие, собственно, и последовали в 1917  году.

Можно ли возложить на них ответственность за это? Скорее нет. Все-таки представители русского футуризма, это, в первую очередь, чуткие к социальным изменениям художники и поэты, которые больше уловили настроения, царившие в стране в то время.  По словам Штейнера, социальная революция в России — вторая ступень революционных преобразований. Первая — революция в искусстве. Но, все-таки, это не футуристы научили всему коммунистов.

На прошлой неделе мир искусства потрясла новость: под картиной Малевича «Черный квадрат», в ходе экспертизы, проведенной в Третьяковке, были обнаружены две другие супрематические композиции. Но это полбеды, о том, что под квадратом есть другие изображения уже было известно, да и практика рисунка поверх рисунка не нова.

Но там была обнаружена и надпись автора, следующего содержания: «Битва негров в темной пещере».  Каламбур и бессмыслица? Стеб? Все оказалось интересней.

В 19 веке во Франции был такой персонаж — Альфонс Алле — журналист, писатель, эксцентрик, любитель черного юмора и эпатажа. Так вот он пробует себя в роли художника и создает вот такое произведение в 1893.

Читайте также:  Узнаем, что такое имприматура

Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/vokrug_sveta/134120_sovremennoe-iskusstvo-po-kusochku-russkiy-futurizm

Русские художники-футуристы

Слово futurum в буквальном переводе с латинского означает «будущее», «будущность». Так именовали себя литераторы и художники, которые в первые десятилетия ХХ века заявили о разрыве с творческими устремлениями и традициями минувших времен. Родина футуризма — Италия.

Его первые шаги связаны с «Манифестом футуризма», который был опубликован в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 года. Вдохновителем и вождем нового течения и автором «Манифеста» стал писатель Эмилио Филиппо Томмасо Маринетти (Emilio Filippo Tommaso Marinetti, 1876—1944).

Космополитические убеждения этому итальянцу были предначертаны судьбой. Появился он на свет божий в портовом египетском городе Александрии, а учился в Париже и Генуе.

Свои мысли и чаяния, связанные с новым литературно­художественным учением, Маринетти изложил в книге «Футуризм», изданной в 1911 году, и в четырехтомном «Манифесте футуризма», увидевшем свет в 1920­м.

В 1918 году Маринетти стал членом фашистской партии, которая, как он думал, сможет активно противостоять замшелому, с его точки зрения, реализму.

Показательно, что сторонниками тоталитарного режима были и российские футуристы, которые в первые годы после Октябрьской революции объявили себя рупором революционных идей. Однако уже В.И.Ленин относился к ним настороженно, а при И.В. Сталине футуризм был назван буржуазным модернистским течением, категорически чуждым устремлениям пролетариата.

В России футуризм заявил о себе вскоре после того, как здесь ознакомились с зарубежными манифестами. В 1911 году был издан «Пролог футуризма» Игоря Северянина (Игорь Васильевич Лотырев, 1887—1941), а год спустя — «Грамоты и декларации русского футуризма». В 1913­м появился нашумевший поэтический сборник с недвусмысленным названием «Пощечина общественному вкусу».

Возникший первоначально как литературное направление, футуризм вскоре распространил свои постулаты и на изобразительное искусство — к нему примкнули итальянские художники Умберто Боччиони (Umberto Boccioni, 1882—1916) и Джиакомо Балла (Giacomo Balla, 1871—1958).

Русские художники­футуристы наиболее ярко проявили себя в области оформительского искусства. При этом сами литераторы нередко выступали в роли оформителей собственных книг. С их первыми опытами наших читателей знакомит книга «Будетлянский клич!», выпущенная в 2006 году московским издательством «Фортуна Эл».

Будетляне — так называли себя русские футуристы. Но самоназвание это, надо сказать, широкого распространения не получило. Издание, о котором идет речь, вышло в серии «Книжная коллекция», издающейся уже не первый год.

В этой серии были воспроизведены такие издания, как библейская «Книга Руфь» и пушкинские «Маленькие трагедии» с гравюрами Владимира Андреевича Фаворского (1886—1964), «Кола Брюньон» Ромена Роллана с иллюстрациями Евгения Адольфовича Кибрика (1906—1978), «Мертвые души» Н.В.

Гоголя, проиллюстрированные Марком Шагалом (1887—1985), и «Для голоса» В.В.Маяковского в оформлении Эль (Лазаря Марковича) Лисицкого (1890—1941). В книге «Будетлянский клич!» факсимильно воспроизведены пять книг русских футуристов.

Свою издательскую деятельность будетляне начали поздней осенью 1912 года. Инициатором был поэт и художник Алексей Елисеевич Крученых (1886—1968). Уроженец Херсонской губернии, он в 1906 году окончил Одесское художественное училище и некоторое время работал учителем рисования.

Крученых выставлял пейзажи импрессионистского толка, но, познакомившись с братьями Бурлюками, стал убежденным футуристом.

Вскоре Крученых перебрался в Москву, где Давид Давидович Бурлюк (1882—1967) свел его с Владимиром Владимировичем Маяковским (1893—1930) и Виктором (Велемиром) Владимировичем Хлебниковым (1885—1922).

Футуризм в живописи: история стиля картины художники

Портрет В.В.Маяковского из сборника «Я!» работы Л.Ф.Шехтеля

Излюбленной техникой футуристической книги была литография, с которой Крученых был знаком издавна. Среди первых изданий — книжки «Старинная любовь», «Игра в аду», «Мирсконца». В сборнике «Будетлянский клич!» факсимильного воспроизведения этих изданий мы не найдем.

Отбор материала для сборника, который в целом оценивается нами положительно, все же несколько случаен.

Здесь нет, например, работ, пожалуй, наиболее талантливого представителя оформительского футуризма — Михаила Федоровича Ларионова (1881—1964), а его соратница Наталия Сергеевна Гончарова (1881—1962) представлена лишь несколькими рисунками в коллективно оформленном сборнике. Об этих художниках мы предполагаем отдельно рассказать в одной из будущих статей.

Футуризм в живописи: история стиля картины художники

Разворот сборника «Я!» с рисунком Л.Ф.Шехтеля

Футуризм в живописи: история стиля картины художники

Хлебников В. Изборник. СПб., 1914. Обложка с портретом автора работы В.В.Маяковского

Среди ранних футуристических изданий в сборнике «Будетлянский клич!» представлена книга Владимира Владимировича Маяковского «Я!», вышедшая в 1913 году. Оформили ее художники Лев Федорович Шехтель (1892—1969) и Василий Николаевич Чекрыгин (1897—1922). И автор и художники были еще очень молоды и полны сил и задора.

Обложку сборника, напечатанного на грубой бумаге, делал сам Маяковский. Как вспоминал впоследствии Шехтель, на обложке «весьма декоративно расположены какоето черное пятно и надпись: “В.Маяковский. Я!”».

Это пятно, которое, как рассказывал Шехтель, «можно признать просто за растекшуюся чернильную кляксу, имеет в основе реальный прообраз: это галстук­“бабочка”, который тогда носил Маяковский. На фотографиях, сохранившихся от того времени, галстук этот запечатлен»1.

Открывался сборник портретом Маяковского, помещенным на обороте обложки, который нарисовал Л.Ф.Шехтель, видимо, не стремившийся к точному сходству с оригиналом, ему важно было передать образ — «байроновский поэт­корсар, сдвинутая на брови широкополая черная шляпа». Кроме портрета, в сборнике еще семь рисунков.

Три первые иллюстрации сделаны Л.Ф.Шехтелем, остальные — В.Н.Чекрыгиным. Сюжетной близости со стихотворениями В.В.Маяковского мы здесь не найдем. По словам Шехтеля, увлекавшегося древнерусским искусством, это была «свободная транскрипция Ферапонтовых фресок».

Речь идет о фресках Ферапонтова монастыря, расписанного в конце XV века прославленным Дионисием и его сыновьями. Маяковский к рисункам Чекрыгина относился иронически: «Ну вот, Вася, — говорил он художнику, — опять ангела нарисовал, нарисовал бы муху — давно не рисовал». Но против публикации рисунков в сборнике не возражал.

Читайте также:  Описание того, что такое алла прима

Футуризм в живописи: история стиля картины художники

Разворот «Изборника» В.В.Хлебникова с рисунками работы П.Н.Филонова

Футуризм в живописи: история стиля картины художники

Каменский В., Кравцов А. Нагой среди одетых. СПб., 1914. Обложка

Футуризм в живописи: история стиля картины художники

Разворот из книги «Нагой среди одетых»

Футуризм в живописи: история стиля картины художники

Разворот из книги «Нагой среди одетых» с портретом В.Каменского

Текст книги «Я!» шрифтом не набирали. Стихотворения свободным и весьма характерным почерком переписал В.Н.Чекрыгин. Все это воспроизвели с помощью ручного литографского станка.

Пренебрежение к заранее заданной четкости типографского шрифта свойственно и многим другим футуристическим изданиям, предпочитавшим «свободное» письмо. В литературе иллюстрациям Чекрыгина и Шехтеля присвоили названия, например «Женщина или ваза с цветами» или «Старец, благословляющий зверей», но они во многом условны.

На последней странице обложки сборника «Я!» приведены имена автора, художников и издателей — Г.Л.Кузьмина и С.А.Довинского. Была обозначена и цена — «50 к.». Здесь же в порядке, так сказать, рекламы, названы и два других издания футуристов: «Сборник троих» и «Пустынники» В.Крученых.

Пиковый король. Линогравюра О.В.Розановой из «Заумной книги» А.Крученых и Алягрова (Р.О.Якобсона)

Переписан от руки и воспроизведен литографским способом был и сборник стихотворений «Изборник» Велемира Хлебникова. Обложка его, однако, была набрана, но литерами разного кегля и рисунка.

Сборник иллюстрирован 11 рисунками Павла Николаевича Филонова (1883—1941), техника которых обозначена так: «кисть, перо и резец». Еще один рисунок сделал Казимир Северинович Малевич (1878—1935), едва ли не самый старший из будетлян и единственный из них (если, конечно, не считать В.В. Маяковского), кто впоследствии стал всемирно знаменит. Обложка «Изборника» украшена портретом поэта, о котором здесь же сказано: «Подобель В.Хлебникова

Источник: https://compuart.ru/article/17017

Футуризм в живописи

Футуризм в живописи: история стиля картины художники

 

Футуризм, слово, вызывающее ассоциации с чем-то фантастическим, возможно, абстрактным и совершенно иррациональным.

Такие характеристики идеально подходят под описание одного из необычных стилей в искусстве, в том числе распространенного и в живописи. Современному человеку слово футуризм будет понятным без перевода, ведь оно похоже на английское слово «future», означающее «будущее», однако название стиля произошло из латинского языка и переводится также – «будущее».

Стиль зародился в Италии, в начале 20 века, а точнее между 1910 и 1920 годов. Наибольшее распространение получил в стране родоначальнице и России, в других странах стиль также имел своих последователей, но их было достаточно мало.

Название стиля отображает главный его принцип – создать образ будущего. Но построить это будущее футуристы собирались только после того, как будут разрушены все стереотипы и напоминания о прошлом.

Среди людей искусства, футуристы стали своеобразными революционерами, которые пытались заставить людей позабыть прошлое, отстраниться от прежних идеалов и правил, а вместо этого с чистого листа создавать будущее.

С такими принципами, отвергающими все наследие мира искусства, наработанного веками, художественное направление находило последователей только среди молодых художников, желающих стать настоящими мастерами и поэтому быстро впитывающих любые неординарные идеи.

Футуризм в живописи: история стиля картины художники

Футуристы хотели быть во всем новаторами, поэтому общались между собой только новыми словами, иногда, выдуманными ими же и понятными только им. Кроме того они могли использовать слова из жаргона художников и не брезговали не нормативной лексикой.

В творчестве их привлекала форма и любое новаторское видение привычных вещей. Все новое, все научно-технические и социалистические идеи, их восхищали и находили отклик в творчестве.

Они отказывались от всего привычного, романтичного и возвышенного, взамен выбирая урбанистичность, новаторство и современность. Все картины футуристов проникнуты скоростью, пластичным движением и энергией, что достигалось использованием простых приемов и форм.

Самыми любимыми формами футуристов и потому наиболее часто используемыми были спираль и зигзаг. Наиболее известные представители этого стиля Дж. Северини, У. Боччони, Л. Руссоло, М. Сирони, Ю. Анненков и др.

Стиль искусства будущего по своему исполнению имеет сходство с экспрессионизмом, ведущий представителем которого являлся  американский художник Марк Ротко, один из дин из создателей живописи «цветового поля». Узнать подробнее об этом уникальном художнике и увидеть его картины можно по ссылке — марк ротко картины .

Футуризм в живописи: история стиля картины художники

А футуризм преследует совершенно другие цели. Футуристы всеми способами пытаются перенести зрителя в центр картины, дать прочувствовать движение и пространство изображения. Именно поэтому для футуристических картин характерны многогранные геометрические фигуры, которые создавали иллюзию калейдоскопа.

Еще одной отличительной чертой футуристических картин является многообразие цветовой гаммы, используемой художниками. Футуристы не придерживались каких-то определенных цветов, и у них не было правил по использованию определенных оттенков в том или ином случае. Футуризм давал художникам полную свободу по использованию цветового спектра.

Художники обычно не вкладывали смысл в картины, вместо этого они пытались вызвать ассоциации и эмоции, визуализировать различные физические явления, показать энергию и скорость.

Поэтому каждый футурист использовал те цвета, которые ему нравились. Кто-то выбирал только яркие чистые цвета, без смешивания, другой художник творил только в темных цветах. Именно по таким личным предпочтениям в цвете складывался индивидуальный стиль.

Футуризм в живописи: история стиля картины художники

Русский футуризм отличался от итальянского, несмотря на близость суждений и приветствие новаторских идей этого стиля в живописи. Самое главное отличие – это не воспевание техники, технического прогресса в целом и его превосходства над человеком, а одиночество человека среди этого прогресса.

В попытках добавить футуризму человечности и душевности, русские художники отходят от главного принципа стиля и время от времени возвращаются к традиционным методам искусства.

Футуризм в живописи: история стиля картины художники

Футуризм достаточно провокационный стиль в живописи, призывающий забыть прошлое, в том числе, всю историю искусства. Движение и форма превозносились выше содержания и смысла. Именно поэтому он не просуществовал долго, практически сразу исчерпав себя, но сумел перерасти в другие течения.

Источник: https://oblacco.com/futurizm-v-zhivopisi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector