История возникновения бытового жанра

Бытовой жанр – направление изобразительного искусства, связанное с использованием в качестве сюжета картин, сцен обычной жизни людей. Особенность – в качестве тем для работ выбирают только современные художнику события. Бытовой жанр распространен в скульптуре, живописи, графике – работы изобразительного искусства отличаются небольшими параметрами, реалистичностью передачи объектов.

В качестве отдельного жанра сформировался в эпоху Средневековья, хотя первые репрезентативные работы можно отнести к времени существования древнейших цивилизаций. Бытовой жанр посвящен частным, обыденным событиям – лучше всего иллюстрируют особенности исторического периода.

Возникновение

Бытовой жанр: история картины художники

Периодом формирования жанра является Новое время, поскольку тогда произошла резкая популяризация реалистичной живописи, демократических взглядов на социум.

В 17-19 веках художники начинают обращаться к жизни обычных людей в качестве центральной тематики картин. Благодаря обострению социального противостояния в обществе, росту интереса к повседневной жизни развивался бытовой жанр.

Первые работы

Бытовая живопись впервые зафиксирована во времена античности – в Древнем Египте, Риме, Греции, Месопотамии. В античную эпоху живопись в привычном смысле не была популярна. Сохранилось малое количество картин на стенах древних зданий. Репрезентативными образцами считаются рисунки на посуде.

Бытовой жанр: история картины художники

Вазопись – одно из видов древнегреческого искусства, сюжетами которого были бытовые и религиозные сцены.

Направления на Востоке

Первые репрезентативные работы, найденные исследователями, датируются 4 в. н.э. – это поучительные зарисовки, характерные для философии древнего Китая. Жанровая живопись формируется в Китае периода династии Тан. Бытовой жанр отражал особенности императорского двора и сцены из жизни простых людей. Китайское искусство оказывало влияние на живопись Кореи и Японии.

В арабских странах встречаются миниатюры с характерными сценами, но мусульманский запрет на фигуративные изображения оказал влияние на развитие направления.Бытовой жанр: история картины художники

Культура индийской и персидской античности богата картинами с характерными сценами: «Акбар верхом на слоне», «Женщина с попугаем», авторы работ не известны.

Европейское Средневековье и эпоха Ренессанса

В европейских странах бытовой жанр был очень популярен, представлен миниатюрами и полотнами, написанными известными мастерами. Ренессанс стал периодом триумфа направления. Лидером в развитии изобразительного искусства являлась Италия, где работал Джотто. Не отставали художники стран Северной Европы — Питер Брейгель Старший, Ян ван Эйк, Боутс.Бытовой жанр: история картины художники

Во Франции и Италии в 15 столетии популяризировалась тематика народного трудового быта в миниатюре и настенных росписях. В Италии бытовой жанр долгое время не отделялся от религиозного – размежевание произошло в 16 веке. Наиболее ярко это демонстрируют работы Джорджоне, Карраччи.

Особая роль в развитии направления принадлежит Голландии. Причины популярности направления:

  1. Распространение протестантизма, что повлекло отказ от картин на религиозную тематику;
  2. Слабые позиции католической церкви;
  3. Разрыв связи с Ватиканом;
  4. Падение популярности религиозной живописи, в результате отсутствия заказчиков, перемен в политическом и культурном развитии страны.

Не смотря на то, что в Голландии не было величественной архитектуры или старинных руин, как в Италии, Франции или Испании, живописцы нашли себя в жанровых картинах. Художники специализировались на изображении:

  • Сцен в рыбацких деревушках, кабаках и ресторанах;
  • Сцен на фоне морского или зимнего пейзажа;
  • Аккуратных улочек и горожан.Бытовой жанр: история картины художники

Работы выполнялись в разных стилях профессиональными и полупрофессиональными художниками. До нашего времени дошло несколько картин признанных мастеров живописи: «Скотный двор зимой» Рубенса, «Старая женщина, готовящая яичницу» Веласкеса.

Даже работы Веласкеса и Рубенса не смогли изменить пренебрежительного отношения к тематическим сюжетам во многих странах Западной Европы. Постепенно внимание художников перемещается с крестьянских сцен на тематику дворянского быта, полотна становятся аристократичными.

В 18-19 веках

В 18 веке происходит перелом в отношении к бытовой тематике. Именитые художники обращаются к этому направлению чаще, работая в стилях реализм, классицизм, романтизм. Популярности направления способствует заинтересованность в бытовых сюжетах со стороны коллекционеров. Русская живопись тяготела к бытовому направлению.

Бытовой жанр: история картины художники

В зависимости от особенностей стиля художника, бытовой жанр был представлен работами с сентиментальным, сдержанным, романтичным, поэтичным, реалистичным оттенком. Во Франции 18 века на аукционах устраивали настоящие «войны» за право обладать картиной бытовой тематики от известного мастера.

Художники 18 века, работающие, в бытовом направлении: Француа Буше, Антуан Ватто, Никола Ланкре, Жан-Оноре Фрагонар, Томас Гейнсборо.Бытовой жанр: история картины художники

В 19 веке происходит демократизация искусства. Популяризируются новые тематики – представители социального дна были центральными фигурами большинства работ. Изображение рабов, нищих и пленников было своеобразным признаком монаршей власти.

Картины отмечены эмоциональностью, динамикой, особенной передачей чувств. Отмена рабства во всех странах мира в 19 веке породила новые сюжеты живописи.

Русское изобразительное искусство отмечено работами реалистов и передвижников: Врубеля, Серова, Репина. С появлением новых стилей живописи в конце 19 – в начале 20 веков, изобразительное искусство теряет доминанту реализма. Это подтверждается картинами Мане, Дега.

В 20 веке

Тематикой работ 20 века стали войны, революции, глобальные преобразования быта, связанные с радикальными экономическими и политическими превращениями. Перемены вызывали у людей растерянность, падение духовности, страх.

Это было отображено на картинах художников. Мастера 20 века учатся не просто отображать жестокую реальность, а находить индивидуальность, прекрасное и доброе в людях.Бытовой жанр: история картины художники

Художники 20 века: Пабло Пикассо, Рокуэлл Кент, Александр Мурашко, Диего Ривера, Алла Горская, Игнасио Сулоага. Бытовой жанр остается популярным и на современном этапе.

Источник: https://artrecept.com/zhivopis/zhanry/bytovoi

Картины художников. Бытовой жанр в живописи

Пожалуй, ни с одним жанром не связано столько предрассудков и превратностей толкования, как с бытовым. Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом. Лучшие произведения бытового жанра притягивают зрителя как умело построенные рассказы.

И, в то же время, картины такого рода часто упрекают в анекдотизме, мелочной описательности. Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств? Иные художники даже обижаются, когда их называют жанристами, считая, что это определение незаслуженно принижает их творчество. Кажется, будто жанризм, скользя по внешности вещей и событий, исключает полет фантазии, мечту и символ, поэтическое иносказание.

Бытовой жанр: история картины художники

Что означает само понятие бытовой жанр? Тесно соприкасаясь с исторической живописью и портретом, он отличается от них.

Художники, пишущие картины на бытовые темы, обращаются не к конкретным историческим событиям, не к отдельным личностям, а к потоку жизни. Бытовой жанр повествует о типичном, дает подробную характеристику сложившихся традиций. Но, он невозможен без взаимодействия со своими соседями пейзажем и натюрмортом, усиливая с их помощью воздействие образов.

Когда же впервые художник запечатлел бытового человека в его житейских заботах?

Цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен. Слитые с мифами, они еще не превратились в отдельный жанр, хотя и оставили натурные зарисовки, поражающие яркой жизненностью.

Древнеегипетская живопись и мелкая пластика сохранила массу выразительных мотивов повседневного труда, входивших в погребальный ритуал. Фигурки трудолюбивых слуг предстают в виде магических заместителей живых людей, призванных обслуживать своего хозяина в загробном мире.

Мозаики, декоративное искусство поздней античности содержат немало сюжетов бытового жанра трудовых, семейных, любовных, театральных, карикатурно-сатирических. Плиний Старший в “Естественной истории” (I век н. э.) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей, изображавших лавчонки сапожников и цирюльников.

Раннее христианство таилось в римских катакомбах, пользуясь языком изобразительных намеков и символов

И бытовая жизнь, внешне совершенно обыденная, занимала в этой тайнописи почетное место: рыбная ловля обозначала крещение, строительство – созидание церковной общины, веселое застолье – блаженство праведных душ в раю.

Любовь к жанровым наблюдениям перешла и в искусство зрелого европейского средневековья, хотя теперь они заняли более второстепенное место. Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов.

В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров – едва ли не все профессии средневекового мира.

Их хлопотливые труды – наглядная иллюстрация земного времени, в повседневных делах свершающего свой годовой цикл. И в Древней Руси, наравне с иконами создавались житейские жанровые образы, сперва – маргинальные, затем, в XVII веке, существующие уже в виде самостоятельных бытейских писем. Органическое слияние бытового и религиозного жанров характерно для искусства многих стран средневекового Востока Индии, Индонезии, Ближнего и Среднего Востока, Китая и Японии.

Особое влияние на дальневосточную культуру оказала секта чань (в Японии дзэн), в учении которой мелкий житейский эпизод покупка коня, рубка мясником туши мог превращаться в предлог для философских размышлений о глубинной сути мироздания.

Бытейские письма(если использовать древнерусский термин) вобрали в себя духовные искания людей эпохи Возрождения

В XV начале XVI века окончательно складывается тип самостоятельной картины, посвященной свадебным и карнавальным обрядам, жизни различных сословий. Каждая деталь этих образов полна символической значительности.

Свеча может начать человеческую жизнь, цветы и фрукты стихию Земли и плодородия, птица в клетке девичье целомудрие, метла очищение жилья не просто от пыли, но от злых духов.

Как в народном обряде, вещи и события составляют театральное действо, вводящее частную человеческую судьбу в русло мироздания, малый круг людских дел в большой круч космоса. При этом, бытовые образы Возрождения в отличие от средневековых реалистичны, иносказание отнюдь не исключает в них правду жизни.

На смену средневековому миросозерцанию приходит религия Природы и человека, обожествляющая уже не столько творца, сколько само творение, земной мир в его бесконечном многообразии. И потому живописцы старательно доказывают материальность бытия, наделяют предметы и ситуации чувственной убедительностью.

Переоценка средневековых ценностей зримо осуществляется, к примеру, в рыночных сценах нидерландца Иоахима Бейкелара, где евангельские эпизоды оттесняются на задний план, а вперед выдвигаются крепкие крестьяне-торговцы и их товары. Овощи, рыба и мясо, плоды матери Природы, наглядно воплощающие ее плодородие, вечно обновляющуюся энергию.

Этот настрой господствует в лучших бытовых картинах XVI – XVII веков, принадлежащих кисти Питера Брейгеля Старшего, Караваджо, братьев Ленен, Веласкеса, Вермера, Браувера. При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаются с особой любовью – эти малые мира сего ближе всего к общей матери, их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума.

Бытовой жанр: история картины художники

Век Просвещения, окончательно ставший на точку зрения земного человека, передал бытовому жанру воспитательное значение

Но, с другой стороны, эта установка, несмотря на достижения Хогарта, Шардена, Греза, это привело к тому, что жанр измельчал, будучи обремененным нравоучительностью.

Он уже не являл зрителю таинственную взаимосвязь человека и космоса, но на живых анекдотических примерах повествовал о том, как нехорошо пьянствовать, плутовать и, напротив, как приятен благочестивый семейный быт и трудолюбие. Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все более и более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне –  просто жанр) несколько обесценился.

Художник Александр Иванов даже задал недоуменный вопрос: “Вообще, жанры, что за живопись? Разве это живопись?” Но, словно отвечая на этот скепсис, бытовые образы в первой половине XIX века возродили свой авторитет, доказывая, что им под силу воплощение значительных идейных задач, которые волновали и самого создателя “Явления Христа народу”.

Бытовой жанр: история картины художники

Во многих странах Европы бытовой жанр поэтически отображал черты национального характера

Таковы образы А. Венецианова в России, либо, напротив, запечатлевал социальные недуги общества с выразительностью, не уступающей литературе критического реализма. Ф.М. Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательства, в частности, подметил, что: “исторический живописец знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад”, помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В.Перова. Наряду с драматическим направлением, в жанре XIX века развивается и идиллически-повествовательное представление, например, картинами К.Маковского.

Читайте также:  Как освоить живопись гохуа?

Салонный вкус нанес бытовому жанру XIX века немалый ущерб, доводя многие его образы до уровня забавной сплетни, милой, но пустой картинки нравов. Однако импрессионизм, а затем искусство рубежа XIX – XX веков вновь вернуло значение бытовой картине.

Поток сиюминутного бытия, остановленный и преображенный художником, стал куда значительнее, чем масштабные исторические полотна. Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность.

Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (В.Борисов-Мусатов, К.Петров-Водкин, Дж.Сегантини, Ф.Ходлер).

С другой стороны, частная жизнь, ее радости и бытовые неурядицы стали ценным материалом для картин, как бы подводящих итог существованию дореволюционной России, в ее ярмарочно – пестром (Б. Кустодиев) или лирически-грустном облике (А. Корин).

Бытовой жанр: история картины художники

В судьбах русского бытового жанра после революции отразились противоречия художественной жизни

Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа), и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина), и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец).

Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся “все лучше, все веселее”. Бытовой жанр требовался для показа колхозных праздников со столами, ломящимися от яств, разного рода сияющих глянцем образов счастливого детства и счастливой старости. Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда.

Изредка появлявшиеся камерные сценки повседневной жизни, давали надежду и душевный отдых от трагедий и окружающего лицемерия. В послевоенное время бытовой жанр стал, на некоторое время, едва ли не самым популярным видом искусства.

В картинах запечатлевалось возвращение к мирному труду, незатейливые радости и заботы дня (двоечники, мальчишки-футболисты, суворовцы на каникулах). Их безыскусное бытописательство, в контрасте с обезличенными псевдо монументальными полотнами, выглядело естественным, спокойным и, от того – привлекательным.

Бытовой жанр: история картины художники

Во второй половине XX века, в разных национальных школах, темы и мотивы, связанные с бытовым жанром, нашли многообразные воплощения

Драматическая жесткость языка, как, например, в полотнах художников 1960-х годов, ироническое превращение современников в персонажей старинных картин, любование патриархальными чертами национального уклада жизни все это, проходя перед нами, составило обширный театр жизни. Художники 1970-х годов внесли в свое искусство документальную остроту восприятия, последующее же поколение, наоборот, предпочло лирическую непосредственность энергичной, темпераментной живописи.

Художники бытового жанра и сегодня продолжают обогащать многовековую традицию, останавливая мгновения и претворяя их в символы времени.

Источник: https://www.5arts.info/home-genre-painting/

Жанры в русской живописи XIX века

Русскую живопись XIX века нельзя ограничить рамками какого-то одного стиля или жанра. Искусство развивалось во всех направлениях, охватывая основные аспекты жизни того времени.

Религиозный жанр

Будучи законодательницей мод в живописи, Петербургская академия поощряла написание полотен на библейские сюжеты и мифологические темы. Поэтому в творчестве многих живописцев есть свое видение этого жанра. У Верещагина, Боровиковського, Васнецова, Айвазовского, Брюллова, Семирадского есть немало образцов работ на эту тему.

Но именно в творчестве Н.Н. Ге красной линией проходит религиозная тема:

  • «Тайная вечеря»,
  • «Христос и Мария, сестра Лазаря»,
  • «Братья Спасителя»,
  • «Выход с Тайной вечери»,
  • «Что есть истина?»,
  • «Иуда»,
  • «Распятие»,
  • «Голгофа».

Бытовой жанр: история картины художники

Он понимал свой дар как назидание людям на их пути к Богу, к идеалам добра и нравственности. Эти же цели ставил перед собой художник А. Иванов, когда в молодости начинал писать свое масштабное религиозное полотно «Явление Христа народу», ставшее впоследствии величайшим шедевром.

Античный жанр

Эту тематику вместе с религиозной очень поощряла Академия художеств.

Бытовой жанр: история картины художники

Вот и за полотно «Римская оргия блестящих времен цезаризма» художник Г. Семирадский, работавший в стиле позднего европейского академизма, получил довольно приличную сумму. Его в Академии признавали и присвоили все возможные звания.

Вершиной творчества в жанре античной тематики Семирадского стало полотно «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине», еще при жизни автора признанное шедевром.

Также особо выделялись «По примеру богов», «Танец среди мечей», «У храма (Идиллия)», сюжеты которых взяты из древнегреческой и древнеримской культуры.

Бытовой жанр

Решению общественных проблем была подчинена живопись бытового жанра. Внимание теперь уделялось не только элите общества, но и представителям из народа.

Сочувствуя сложной и нелегкой судьбе простых людей, художники останавливали свой взгляд на детях из беднейших семей, крестьянах, городской бедноте. Они стали главными героями картин П. Федотова, Т. Шевченко, В. Перова, П. Шмелькова. Этой же теме посвящали свои работы и художники-«передвижники»: И. Репин, К. Савицкий, Г. Мясоедов, В. Максимов, В. Маковский.

Бытовой жанр: история картины художники

Важным этапом в развитии этого жанра стало известное полотно И. Репина «Бурлаки на Волге», вскрывшее такое возмутительное явление, как бурлачество.

В рядах угнетенного народа, изображенного на картинах бытового жанра, постепенно появляются сильные личности, борцы за свободу и справедливость, символизирующие подъем в сознании передовой части общества. Художники пытались заявить, что у народа еще есть и силы, и желание изменить жизнь к лучшему.

Исторический жанр

На своих полотнах художники этого жанра изображали как прошлые исторические события, так и недавно произошедшие. Часто историческая тема переплеталась с другими жанрами:

  • батальным,
  • бытовым,
  • портретом,
  • пейзажем.

Бытовой жанр: история картины художники

Противоречия в народной среде, важные исторические события, героические характеры в сочетании с национальными пейзажами и архитектурой находили свое воплощение на полотнах великих художников. А после войны 1812 года данный жанр приобрел особую актуальность. Прославлению героизма самоотверженных освободителей русского народа посвящено немало произведений.

Самые выдающиеся произведения исторического жанра в русской живописи 19 века:

  • И.Репин  («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван»);
  • В. Васнецов («Богатыри»);
  • В. Суриков («Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы»);
  • В. Верещагин (Туркестанская серия );
  • К. Брюллов («Последний день Помпеи»);
  • Г. Семирадский («Похороны вождя руссов в Булгаре», «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году»).

Батальный жанр

Во многом для того, чтобы раскрыть античеловеческую суть войны и роль простого народа в ней, воспитать гражданина-патриота, использовался батальный жанр. Художники пытались реалистично передать картины войны и весь ужас положения в это время простого человека.

Бытовой жанр: история картины художники

Суровые военные будни особенно правдиво изобразил в своем цикле работ, посвященных 1812 году, В. Верещагин, который хотел привлечь внимание общества к бездушности завоевателей и к мужеству русского народа. Батальный жанр, как и исторический, развивался в строго определенных Академий художеств традициях. Многие картины того времени можно было отнести одновременно и к историческим, и к батальным. Взаимодействовали также батальный и бытовой жанры.

Батальные сюжеты прослеживаются в творчестве:

  • И. Прянишникова («В 1812 году»);
  • И. Прянишникова и В. Маковского (серия картин «Севастопольская оборона»);
  • Н. Дмитриева-Оренбургского;
  • А. Кившенко («Военный совет в Филях в 1812 году»);
  • В. Верещагина (цикл о войне 1812 года);
  • Б. Виллевальде;
  • А. Зауервейда;
  • А. Коцебу;
  • К. Филиппова.

Источник: http://velikayakultura.ru/russkaya-zhivopis/zhanryi-v-russkoy-zhivopisi-xix-veka

Сюжетные картины в живописи

Бытовой жанр: история картины художники

Не всегда знаменитые картины пишутся в одной манере, чаще всего это комбинация нескольких направлений. Смешение разных жанров родило новое течение в искусстве – сюжетно-тематическое.

Разновидности тематических жанров

Сюжетными называют такие произведения, в которых заложена определенная идея, действие, где присутствует несколько участников, людей или неодушевленных объектов. В таких картинах автор описывает какой-либо момент или событие из жизни человека. Сюжетные картины характеризуются отображением реальных событий и несут в себе социальную значительность.

Комбинация тематических произведений может быть разнообразной:

  • Религиозно-историческая.
  • Быт и религия.
  • Изображение батальных сцен на фоне пейзажа.
  • Портрет и историческая эпоха.

Словом, любые события, которые происходят в жизни человека или в развитии общества, могут стать для художника идеей для создания тематического полотна.

Исторические сюжетные картины

К ним относят произведения, в которых отражены грандиозные события, происходившие в прошлом. Признанным мастером-художником, работавшим в историческом жанре, был В. И. Суриков. Его самые знаменитые картины – это «Переход Суворова через Альпы», «Утро стрелецкой казни».

Бытовой жанр: история картины художники

К другим известным художникам, писавших в этом стиле относятся: русские мастера Михаил Авилов и Василий Поленов, такой гигант живописи как Иероним Босх , французские живописцы Франсуа Буше и Жан Леон Жером, знаменитый английский художник Альма-Тадема Лоуренс. Эти и многие другие известные сюжетные исторические картины Вы можете приобрести в нашем интернет-магазине.

Батальные сюжетные картин

К батальным тематическим полотнам относят все те произведения, в которых отображены сцены военных походов, сражений. Сюжетные картины могут быть как реалистичного, так и мифологического характера. Одним из многих авторов, который писал на тему батальных сцен, был Ф.А. Рубо, создавший три панорамные знаменитые картины: «Оборона Севастополя», «Штурм аула Ахульго», «Бородинская битва».

Бытовой жанр: история картины художники

Не менее известно творчество известного художника-баталиста Василия Верещагина и прекрасные баталии в жанре «марина» от Ивана Айвазовского.

Бытовой жанр

Тематикой картин в этом направлении были всегда люди, живущие своей простой жизнью. Люди в сюжетно-тематических произведениях запечатлены во время каких-либо занятий. Хорошо просматриваются сцены бытового жанра в таких картинах, как «Купчиха за чаем» Б. Кустодиева, «Дамы в саду» К. Моне, «Опять двойка» Ф. Решетникова.

Бытовой жанр: история картины художники

Заслуживают внимания и сюжетно-бытовые картины голландского мастера Яна Вермеера и французского художника Жана Батиста Шардена.

Словом, тематической картина становится тогда, когда художник, определив идею, конкретный сюжет, который его вдохновляет, выбирает способы реализации, посредством которых может донести до зрителя свой замысел.

Источник: https://ArtDecory.ru/articles/41-znamenitye-syuzhetnye-kartiny.html

Бытовой жанр в живописи

Бытовой жанр – это жанр изобразительного искусства, изображающий реальную повседневную жизнь людей.

Чаще всего на полотнах художников, работающих в бытовом жанре, изображены сюжеты сложившегося жизненного уклада. Это могут быть праздники и будни, труд и отдых, нравы, обычаи, взаимоотношения.

Зарождение и развитие бытового жанра

Первые зарисовки повседневной жизни существовали еще во времена наскальной живописи. В древних пещерах археологами были обнаружены рисунки охоты, рыбалки, танцев и пиров.

В Древнем Египте такие рисунки изображались на стенах гробниц и имели сакральный смысл. Они должны были обеспечить умершему богатую и успешную жизнь в загробном мире. А в Древней Греции бытовые рисунки были распространены на вазах.

В Средние века, несмотря на то, что религии было посвящено все, включая искусство, бытовой жанр начал понемногу насыщать и религиозные сцены. Примером таких работ могут служить росписи Палаццо Скифанои в Ферраре и «Рождество Иоанна Крестителя» Д. Гирландайо. К концу XV века бытовой жанр стал отдаляться от религии. Это можно отследить по картинам В. Карпаччо , Джорджоне , Я. Бассано.

Считается, что признанное рождение и развитие бытового жанра началось в XVII веке в Голландии. В период, когда в стране зарождался буржуазный строй, нашлись художники, которые могли смело изображать жизнь простого народа без прикрас.

Забота о детях, чтение письма или уборка помещения в картинах голландских художников XVII века были окутаны высокой поэзией. В картинах Д. Веласкеса «Севильский водонос» и Л. Ленена «Семейство молочницы» простые люди из низов полны величия и благородства.

Благодаря картинам люди знали о жизни других жителей страны. Становились все популярнее сцены из городских таверн, рынков, сельских хижин и подворий. Перемены в тот период затронули все страны Европы, поэтому и новый жанр в живописи нашел там свое распространение. Многие известные художники все чаще стали обращаться к бытовому жанру и к жизни своих неприметных соотечественников.

Революционные веяния побуждали художников вносить свой вклад в борьбу за права угнетенных жителей своих стран и бороться за права человека. Своими творениями они пытались обратить внимание на неравноправие со стороны буржуазии, и убогую и сложную жизнь низших слоев населения.

Читайте также:  Что такое футуризм в живописи?

В тоже время многие картины показывали и восхваляли человеческий труд. Они восхваляли ремесла, те или иные слои населения без труда и работы которых не было бы нормального существования других слоев.

Голландцы показали, что бытовой жанр прячет в себе не менее достойные сюжеты, чем сюжеты из Библии, античных времен или военных действий.

В XVIII веке английский художник У. Хогарт своей серией картин «Модный брак» положил начало новому направлению в бытовом жанре живописи – сатира. Французский живописец Б. С. Шарден писал сцены из жизни третьего сословия. В них он показывал их реальную жизнь полную тепла и уюта.

На полотнах художников-реалистов, творивших в XIX веке, появляется стремление к точному и объективному отображению действительности и в тоже время возвеличивание человеческого труда. А импрессионисты того времени вычленяли счастливые моменты из обыденной жизни.

Особенности бытового жанра в России

В России бытовой жанр живописи получил свое развитие довольно поздно, только к концу XIX века. Бытовой жанр пришел на смену классического и романтического направления. Тогда художники пытались изучить частную и общественную жизнь человека, такой, какая она есть. Но как считают искусствоведы, бытовой жанр начал зарождаться в России еще в XVIII веке, именно тогда художники впервые начали обращать внимание на сюжеты из жизни простого народа.

В процессе развития и становления бытового жанра в России он получил возможность раскрытия достоверности во взаимоотношениях и поведении людей в быту и глубокое развитие внутреннего смысла и общественно-исторического содержания явлений повседневной жизни. Широкое распространение и развитие бытового жанра пришлось на переломный период в истории России. Ни один художник не смог остаться в стороне видя все трудности русского народа в такой непростой период.

Живопись конца XIX века представляет попытку через картины и изображенные на них сюжеты понять то, что происходило в жизни. Русские художники имели цель рассказать не только о бытовой жизни народа, но и показать отношение народа к самому себе, его стремления.

Представители бытового жанра в живописи

Родоначальником крестьянского бытового жанра является Венецианов Алексей Гаврилович. На его картинах присутствуют самые простые и обыденные сюжеты деревенской жизни:

  • крестьяне в повседневной и нелегкой работе;
  • простые крепостные девушки на жатве;
  • мужики на сенокосе или на пахоте.

Венецианов любил простых людей, показывал их душевную привлекательность. Художник очень сочувствовал крестьянской доле и прилагал много усилий для облегчения положения крепостных художников.

Репутация Яна Вермеера опирается на небольшое количество работ. Темы и сюжеты для своих картин он брал из обычной повседневной жизни: девушка, читающая письмо, черепичные крыши и церковные шпили, девушка в красной шляпе. Во всем этом он видел вечные ценности и эмоции. На протяжении веков картины очаровывают и привлекают зрителей наполненностью смыслом и размышлениями о вечности.

Федотов Павел Андреевич был мастером сатиры в бытовом жанре. Федотов как никто другой показал все темные стороны русской действительности, высмеивал людские недостатки и пороки. Он обладал наблюдательностью и умело показывал жизнь горожан: купцов, офицеров, чиновников и бедняков. Часто действия его картин построены на конфликте, где показывается социальная характеристика героев его картин.

Особый вклад в развитие реалистического бытового жанра внесли художники социалистических стран. Они ярко отразили становление новых общественных отношений в жизни своих народов и показали характерные черты национального быта. К таким представителям можно отнести:

  • Корнелиу Баба в Румынии;
  • Стоян Венев в Болгарии;
  • Вальтер Вомака в ГДР;
  • Мартин Бенка, Людовит Фулла в Чехословакии;
  • Нгуен Дык Нунг во Вьетнаме;
  • Ким Ёнджун в КНДР;
  • Цзян Чжаохэ в КНР.

Источник: https://spravochnick.ru/iskusstvo/bytovoy_zhanr_v_zhivopisi/

Кирилл Лемох: картины, биография художника бытового жанра

В 1863 году в Петербурге произошло событие, на долгое время определившее пути развития русского изобразительного искусства. Четырнадцать учеников исторического класса демонстративно покинули Академию художеств. По словам В.В. Стасова, «эти молодые люди были все крайне недостаточны — значит, от головы до ног зависимые и обязанные дрожать за будущность свою и, однако же, рискуя этой будущностью, они предпочитают лишиться награды и перспективы путешествия за границу, только бы не выполнять того, что претит их художественной совести». Одним из этих художников был Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох.

Лемох родился в Москве 19 июня 1841 года в семье, имевшей непосредственное отношение к искусству. Его отец, Викентий Осипович, преподавал музыку в московских учебных заведениях.

Мальчик рано обнаружил художественные способности и начальное свое образование получил в Московском Училище живописи и ваяния, где он занимался у Е.А.Васильева с 1851 по 1856 год. Желая дальнейшего совершенствования, в 1858 году Лемох приехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Успешная учеба молодого живописца была отмечена малой золотой и серебряными медалями.

Лемох был допущен к конкурсу на большую золотую медаль второго достоинства, но уже в следующем году он вместе с товарищами оставил Академию, получив звание классного художника 2-й степени. Лемох вошел в состав Артели художников, а в 1870 году подписал устав Товарищества передвижных выставок.

В 1868 году Лемох представил на академическую выставку картину «Семейное горе». Над ней художник работал после возвращения из путешествия за границу. Живо и трогательно изображая сцену из жизни мелких чиновников, Лемох взывал к сочувствию своим героям. Привлекшая внимание публики картина была воспроизведена в журнале «Пчела» за 1875 год. За нее Лемох получил звание классного художника 1-й степени.

Сохраняя верность бытовому жанру, художник постепенно находит свой индивидуальный путь внутри этого жанра. Он чаще всего воспроизводит сцены из русского крестьянского быта, в которых всегда присутствуют дети. Лемох не был сознательным обличителем социальной несправедливости, как большинство передвижников.

Он стремился правдиво изображать жизнь тех людей, которые становились жертвами существующего порядка, особенно пагубно отражавшегося на детских судьбах. Но это тихое внимание, это умение почувствовать и стремление разделить чужие страдания как раз и ставили Лемоха в один ряд с его товарищами — живописцами 1860-70-х годов.

В 1875 году Лемох получил звание академика за восемь картин, экспонировавшихся на академической выставке. При этом отмечалось, что звание присваивалось художнику «за искусство в познании живописи народных сцен».

На одной из этих картин — «Утро в швейцарской» (1874, ГТГ) — изображена сцена из жизни «маленьких людей». Многочисленные повествовательные детали не нарушают ясность общей композиции произведения. Внимание ко всем мелочам быта, окружающим героев произведений, было вообще характерно для художников этого времени.

Обращаясь к конкретным явлениям современной им жизни, живописцы проявляли особый интерес к характеристике обстановки, места действия. Однако изображение деталей не становилось самоцелью, а всегда служило раскрытию смысла происходящего, органически включаясь в образный строй картины.

Таковы и наиболее удачные картины Лемоха — «Выговор» и «Круглая сирота», которые экспонировались в 1897 году на 7-й передвижной выставке. Картину «Круглая сирота» (1878) В.В.Стасов считал одной из лучших в творчестве Лемоха, отмечая: «Здесь много грации и чувства. Письмо колоритное». Трагичность сюжета в этой работе удержала живописца от сентиментальности, свойственной многим его произведениям.

Крестьянская тема занимала в 1870-80-е годы одно из главенствующих мест в русской живописи. Крестьянский вопрос не только продолжал оставаться основной социальной проблемой пореформенной действительности, но и приобрел в это время особую остроту.

Жизнь деревни, крестьянский быт Лемох изучал, проводя летние месяцы под Москвой, в селе Ховрино, где он имел небольшую дачу. Там художник наблюдал и характерные сценки из жизни деревенских ребятишек. Часто они позировали Лемоху в его мастерской. Художник-пейзажист Я.Д.

Минченков, автор известных мемуаров «Воспоминания о передвижниках» пишет о жизни Лемоха в Ховрине: «Сюда приходили натурщики из деревни, когда он писал картины из крестьянской жизни. Всех крестьян он знал и почти всем помогал деньгами или подарками. Вырыл для деревни колодец, чтобы не пили из грязного ручья, строил избы погорельцам, давал деньги на разные семейные нужды».

Продолжая работать в бытовом жанре, Лемох часто обращался и к портрету. Он изображал своих товарищей-художников Г.Мясоедова, Е.Волкова, И.Шишкина, архитектора Н.Шохина и других.

Художественную практику Лемох сочетал с педагогической работой. Еще в середине 1860-х годов он получил от Академии свидетельство, дающее право преподавать в высших учебных заведениях. Долгое время Лемох служил при дворе. За обучение великих князей художник получил пенсию, которая позволила ему до конца дней не нуждаться в средствах.

Известное несоответствие пребывания на придворной службе с вращением в кругу независимых передвижников Лемоху помогала преодолеть, по словам современника, «безусловная честность, товарищеские чувства, готовность всякому помочь, его «святая простота» во всех вопросах общественности — простота, на которую трудно было даже рассердиться» (Я.Д. Минченков).

В 1893 году Лемох был избран действительным членом Академии художеств, а в мае 1901 года он был утвержден в должности хранителя художественного отдела Русского музея. На этом посту Лемох пробыл до марта 1909 года, когда вынужден был уйти из-за болезни на пенсию.

9 марта 1910 года Кирилл Викентьевич Лемох скончался. Его имя осталось в истории русского искусства среди имен художников середины и второй половины 19 века, обратившихся к отражению реальной действительности, повседневной народной жизни и отдавших сочувственному ее изображению все свое творчество.

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/2795-lemoh.html

Термины и понятия в искусстве — Бытовой жанр

Бытовой жанр, жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Бытовые («жанровые») сцены, известные в искусстве с глубокой древности, выделились в особый жанр в феодальную эпоху (в странах Дальнего Востока) и в период формирования буржуазного общества (в Европе).

Периоды расцвета бытового жанра нового времени связаны с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к изображению труда и народной жизни.

Изображения на бытовые темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в древневосточных росписях и рельефах (изображения жизни царей, вельмож, ремесленников, земледельцев), в древнегреческой вазописи и рельефах, где они часто включались в мифические композиции или сцены загробной жизни.

Значительное место они занимали в эллинистическом и древнеримском искусстве (росписях, мозаиках, скульптуре). В средневековом искусстве Европы и Азии жанровые сцены часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции (росписи, рельефы и миниатюры). С IV в. развивалась жанровая живопись Дальнего Востока (Китая, позже Кореи, Японии).

В эпоху Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи стали приобретать характер рассказа о реальном событии, насыщались бытовыми деталями (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах), появились изображения трудовой деятельности человека (братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии, Ф. Косса в Италии). В конце XV — начале XVI вв. в творчестве ряда художников бытовой жанр стал постепенно обособляться (у венецианцев В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано, у нидерландцев К. Массейса, Луки Лейденского, П. Артсена). В произведениях П. Брейгеля в Нидерландах и Ж. Калло во Франции изображение картин повседневности служило для выражения общественных и философских идей, утверждения радости мирной жизни, показа социальной несправедливости и насилия. Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII в. в обстановке борьбы феодального и буржуазного укладов и утверждал частный и народный быт как общественно значимое явление. В разных национальных школах XVII в. сложились и различные виды и принципы бытового жанра, нередко утверждавшиеся в борьбе с идеализирующими тенденциями.

Читайте также:  Что такое гиперреализм в живописи?

В творчестве Караваджо в Италии, оказавшем влияние на развитие реализма в европейском искусстве XVII в., подчёркнуто правдивое, монументальное изображение сцен жизни общественных низов в религиозных композициях противопоставлялось идеализирующим принципам академизма.

Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, включённых в мифологические и аллегорические композиции, утверждение заключённых в народе могучих жизненных сил характерны для произведений П. П. Рубенса и Я. Йорданса во Фландрии, полемизирующих с принципами официального барокко. Во Франции в эпоху господства идеалов классицизма братья Ленен стремились показать не только характерные черты облика крестьян, но и моральную ценность их жизненного уклада. В Испании Д.

Веласкес, обращаясь к сценам придворного и народного быта, раскрывал связь человека с окружающей средой, сопоставлял чопорную изысканность и сословную гордость дворян со здоровой, естественной красотой простых людей. Ведущее положение бытовой жанр занял в первой буржуазной стране — Голландии, где окончательно сложились его классические формы.

Поэтизация крестьянского и бюргерского быта с присущей ему интимной атмосферой мирного уюта характерна для А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера Делфтского, Г. Терборха, Г. Метсю. Во второй половине XVII — начале XVIII вв. наметилось расхождение между демократическим направлением в бытовом жанре, приближавшимся иногда к осознанию глубоких противоречий жизни (произведения голландца Рембрандта, фламандца А. Брауэра, итальянцев С. Розы и Дж. М. Креспи), и идеализирующим искусством, рисовавшим идиллические картины жизни крестьян (Д. Тенирс во Фландрии) и богатого бюргерства (К. Нетсхер в Голландии).

В бытовом жанре XVIII в. в противовес идиллическим пасторалям и «галантным сценам» искусства рококо (Ф. Буше во Франции) возникли буржуазный семейный жанр и антифеодальная бытовая сатира. Социально-критическому направлению в бытовом жанре положил начало англичанин У. Хогарт (картины и гравюры, высмеивающие нравы буржуазного общества). Во Франции А. Ватто и Ж. О. Фрагонар внесли в бытовой жанр эмоциональную тонкость и остроту жизненных наблюдений; правдивостью и задушевностью отмечены жанровые сцены Ж. Б. С. Шардена; сентиментально-дидактичные полотна Ж. Б. Грёза утверждали нормы буржуазной морали. Реалистические тенденции проявились в бытовых картинах художников Италии (П. Лонги), Германии (Д. Ходовецкий), Швеции (П. Хиллестрём), Польши (Я. П. Норблин).

Жизнерадостным демократизмом, поэтической красочностью восприятия мира проникнуты ранние произведения на бытовые темы испанца Ф. Гойи. В России бытовой жанр развивался со второй половины XVIII в. (И. И. Фирсов, М. Шибанов, И. А. Ерменёв) и был связан с усиливающимся интересом к правдивому изображению жизни крестьян.

В XVI-XVIII вв. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии — в миниатюре Ирана, Индии, в живописи Кореи и особенно в Японии (гравюры Китагава Утамаро, Кацусика Хокусая).

В XIX в. художники-демократы рассматривали бытовой жанр как поле критики и разоблачения несправедливых социальных отношений, утверждения прав угнетённых людей труда.

В первой половине века в эстетическом утверждении повседневности важную роль сыграло пленяющее поэтическим простодушием и трогательной искренностью идиллическое изображение быта крестьянства и городских демократических слоев (А. Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. К. Бингем и У. С. Маунт в США, Д. Уилки в Шотландии; представители бидермейера  — Г. Ф. Керстинг и К. Шпицвег в Германии, Ф. Вальдмюллер в Австрии, К. Кёбке в Дании). Французские романтики (Т. Жерико, А. Г. Декан) внесли в бытовой жанр дух протеста, обобщённость и психологическую насыщенность образов простых людей; О. Домье в середине XIX в. развил эти искания, дополнив их высоким мастерством социальной типизации, сатирическим разоблачением моральных устоев буржуазного мира.

В середине и второй половине XIX в. характерными чертами демократического бытового жанра стали жизненная достоверность, пафос утверждения красоты и значительности трудового человека (Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во Франции, А. Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Фаттори в Италии, Й. Исраэлс в Голландии, У. Хомер в США, скульптор К. Менье в Бельгии).

В бытовом жанре русского критического реализма разоблачение крепостнического уклада и сочувствие обездоленным дополнялись глубоким и точным проникновением в душевный мир героев, развёрнутой повествовательностью, подробной драматургической разработкой сюжета. Эти черты, чётко проявившиеся в середине XIX в. в полных жгучей насмешки и боли картинах П. А. Федотова, в рисунках А. А. Агина и Т. Г. Шевченко, были восприняты в 1860-х гг. жанристами-демократами — В. Г. Перовым, П. М. Шмельковым, сочетавшими прямую и острую публицистичность с глубоким лирическим переживанием жизненных трагедий крестьянства и городской бедноты.

На этой основе вырос бытовой жанр передвижников, который сыграл ведущую роль в их искусстве, исключительно полно и точно отразившем народную жизнь второй половины XIX в., напряжённо осмыслявшем её социальные закономерности. Развёрнутую картину быта всех слоев русского общества дали Г. Г. Мясоедов, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, В. Е. Маковский, и — с особой глубиной и размахом — И. Е. Репин, показавший не только варварское угнетение народа, но и борцов за его освобождение, таящиеся в народе могучие жизненные силы. Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. В картинах Н. А. Ярошенко, Н. А. Касаткина, С. В. Иванова, А. Е. Архипова в конце XIX — начале XX вв. отразились расслоение деревни, жизнь рабочего класса. бытовой жанр передвижников нашёл широкий отклик в искусстве Украины (Н. К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. М. Пэн), Латвии (Я. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. М. Татевосян) и др. Успехи демократического реализма в бытовом жанре XIX в. были связаны со становлением и подъёмом художественной культуры многих народов в ходе их борьбы за национальное и социальное освобождение (М. Мункачи в Венгрии, К. Пуркине в Чехии, А. и М. Герымские и Ю. Хелмоньский в Польше, Н. Григореску в Румынии, И. Мырквичка в Болгарии, Д. Скутецкий в Словакии, Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор в Бразилии, Л. Романьяч на Кубе).

Жанрово-бытовые черты проявляются также в портретном пейзаже, исторической и батальной живописи. В то же время бытовой жанр порой проникается религиозно-патриархальной или буржуазной моралью, чертами идилличности или развлекательности. Ослаблением социально- критических тенденций отмечено творчество ряда крупных жанристов (Ж. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции, Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии, К. Е. Маковский в России). Художники, связанные с импрессионизмом (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар во Франции), в 1860-80-х гг. утверждали новый тип жанровой картины, в котором стремились запечатлеть как бы случайный, фрагментарный аспект жизни, острую характерность облика персонажей, слитность людей и окружающей их природной среды.

Эти тенденции дали толчок к более свободному толкованию бытового жанра, непосредственно-живописному восприятию бытовых сцен (М. Либерман в Германии, Э. Вереншёлль, К. Крог в Норвегии, А. Цорн, Э. Юсефсон в Швеции, У. Сиккерт в Великобритании, Т. Эйкинс в США, В. А. Серов, Ф. А. Малявин, К. Ф. Юон в России).

На рубеже XIX-XX вв. в искусстве символизма и стиля «модерн» намечается разрыв с традицией бытового жанра XIX в. Бытовые сцены трактуются как вневременные символы; жизненная конкретность изображения уступает место монументально-декоративным задачам (Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген во Франции, В. Э. Борисов-Мусатов в России).

Традиции реалистического бытового жанра XIX в. были подхвачены в XX в. художниками, стремившимися вскрыть противоречия капитализма, показать стойкость, внутреннюю силу и духовную красоту людей из народа (Т. Стейнлен во Франции, Ф. Брэнгвин в Великобритании, К. Кольвиц в Германии, Д. Ривера в Мексике, Дж. Беллоуз в США, Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Деркович в Венгрии, Н. Балканский в Болгарии, Ш. Лукьян в Румынии, М. Галанда в Словакии и др.). После Второй мировой войны 1939-45 это направление было продолжено мастерами неореализма  — Р. Гуттузо, А. Пиццинато и др. в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии.

Характерной чертой бытового жанра стало сочетание обострённо воспринятых характерных черт будничной жизни с обобщённостью, зачастую символичностью образов и ситуаций.

В освобождающихся и развивающихся странах Азии и Африки сложились самобытные школы национального бытового жанра, поднявшиеся от подражательности и стилизации к глубокому обобщенному отражению жизненного уклада своих народов (А. Шер-Гил, К. К. Хеббар в Индии, К. Аффанди в Индонезии, М. Сабри в Ираке, А. Тэкле в Эфиопии, скульпторы Кофи Антубам в Гане, Ф. Идубор в Нигерии). К бытовым сценам иногда обращаются художники модернистских течений — поп-арта и гиперреализма, однако их работы не идут дальше пассивной фиксации вырванных из контекста реальной жизни фрагментов действительности.

После Октябрьской революции 1917 бытовой жанр приобрёл в Советской России новые черты, обусловленные становлением и развитием социалистического общества, — исторический оптимизм, утверждение самоотверженного свободного труда и нового быта, основанного на единстве общественных и личных начал.

Этим единством порождена тесная связь часто переплетающихся между собой бытового жанра и исторического жанра. Бытовой жанр сыграл важнейшую роль в становлении советского искусства, многосторонне отражая строительство социализма и коммунизма, формирование духовного мира советских людей. С первых лет Советской власти художники (Б. М. Кустодиев, И. А. Владимиров) стремились запечатлеть перемены, внесённые революцией в жизнь страны. В 20-х гг. объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. М. Чепцов, Г. Г. Ряжский, А. В. Моравов, Б. В. Иогансон) создали ряд достоверных типических образов, показывающих новые взаимоотношения людей. Художники объединения ОСТ (А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов) создали особый тип картин, посвященных строительству, труду, спорту, в которых обобщённо выражали новые черты облика и жизни советских людей; поэтические картины традиционного и нового быта выполнили П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, П. П. Кончаловский, К. С. Петров-Водкин. Бытовой жанр 30-х гг. утверждал радостное, праздничное восприятие жизни (С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г. Одинцов, Ф. Г. Кричевский). В советском бытовом жанре отразились трудная жизнь фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-45 (Ю. М. Непринцев, Б. М. Неменский, А. И. Лактионов, В. Н. Костецкий, А. Ф. Пахомов, Л. В. Сойфертис), энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (Т. Н. Яблонская, С. А. Чуйков, Ф. П. Решетников, С. А. Григорьев, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калнынь, Л. А. Ильина). Со второй половины 50-х гг. в картинах Г. М. Коржева, В. И. Иванова, Е. Е. Моисеенко, В. Е. Попкова, Т. Т. Салахова, Д. Д. Жилинского, Э. К. Илтнера, И. А. Зариня, И. Н. Клычева, Н. И. Андронова, А. П. и С. П. Ткачёвых, Т. Р. Мирзашвили, С. М. Мурадяна, в гравюрах Г. Ф. Захарова, В. М. Юркунаса, В. В. Толли повседневная жизнь народа предстаёт богатой и сложной, насыщенной большими мыслями и переживаниями. Произведения бытового жанра 60-80-х гг. часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни.

Важный вклад в развитие реалистического бытового жанра внесли художники социалистических стран, ярко отразившие становление новых общественных отношений в жизни своих народов, показавшие характерные черты национального быта (К. Баба в Румынии, С. Венев в Болгарии, В. Вомака в ГДР, М. Бенка, Л. Фулла в Чехословакии, Нгуен Дык Нунг во Вьетнаме, Ким Ёнджун в КНДР, Цзян Чжаохэ в КНР).

Источник: http://www.art-drawing.ru/terms-and-concepts/2014-genre

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector