Как появилась готика в живописи?

Средневековье – время крестовых походов, доминирования религии над светской жизнью, переломный период в развитии европейских стран. На фоне политических и военных преобразований сформировался узнаваемый, яркий стиль – готика, оказавший влияние на развитие живописи, архитектуры, музыки, скульптуры.

Периодом формирования стиля стало развитое Средневековье, XII века в странах Западной Европы, в XIII – XVI веках — в Центральной Европе. Грандиозность стиля граничит с устрашением, которое способны вызывать работы живописцев и архитекторов этого периода.

Зарождение и развитие стиля

Готический стиль в живописи: история художники картиныГотическая живопись отличается специфической композицией, обилием цветов и оттенков, динамичностью изображения, напряженностью сюжета. В рамках изучения творений живописцев стоит рассмотреть книжную миниатюру, как репрезентативное направлении в искусстве.

Родиной стиля является Франция, где в XII веке. Оттуда готика распространилась в Германию, Испанию, Англию, Австрию. В следующем столетии готические влияния стали заметны в Италии, где сформировалось местное самобытное ответвление стиля.

В период раннего нового времени стиль оформился в интернациональный формат. Дольше всего влияния готики были заметны в странах Восточной Европы.
Готика в живописи в Средние века появилась в искусстве создавать витражи.Готический стиль в живописи: история художники картины

Особенности стиля на раннем этапе развития

Готика сменила романский стиль – сложно не заметить принципиальные различия этих направлений искусства. В искусстве готика ассоциируется с величием, грандиозностью, особой декоративностью.

Особенность готической живописи – наличие значительного разнообразия в региональном развитии стиля. Определить единую «формулу», по которой можно дать четкую характеристику направлению искусства, невозможно.

В результате исследований многих искусствоведов, готическому стилю на всей территории распространения свойственны такие черты:

  • Особое построение композиции, иллюзия материальности изображения, созданная мастерами средневековья.
  • На полотне преимущественно соседствуют различные группы лиц – их взаимодействие декоративно, лишено естественности.
  • Готика не полностью отошла от романского влияния передавать через личность изображенного человека определенный скрытый символический смысл.
  • Изображения на картинах не выглядят целостными, композиция расчлененная, каждый элемент необходимо рассматривать отдельно.
  • Картины передают реальность через метафоры.
  • Экспрессия, передаваемая через оттенки и динамику сюжета.
  • Схематичность отображения действия.
  • Религиозность, доминирование библейских и мистических сюжетов.

Наиболее ярким жанром считается портрет.

Развитие искусства книжной миниатюры

Оформление книг в Средние века трудно не узнать. Книжная миниатюра достигла высокого уровня развития, отображая религиозные, светские сюжеты при помощи ярких красок в узнаваемом, готическом стиле:

  1. В миниатюрах отображалась взаимосвязь реального и мистического, переплетение светского и религиозного.
  2. Иллюстрации характеризуются многоплановостью, плоской передачей динамического сюжета.
  3. Особое внимание уделяют деталям: узорам, иллюстрации бытовых сцен, эмоциональности передачи атмосферы изображения, птицам, бабочкам, зверям.
  4. Техника исполнения миниатюр позволяет передать движение – сцены, отображенные в книге, не статичны.
  5. Для исполнения миниатюры художники выбирали яркие краски.

Миниатюра зародилась во Франции в XIII веке, наиболее известным творцом был Жан Пюссель. Благодаря развитию миниатюры в искусстве, сформировалась узнаваемая парижская школа миниатюры.

В период развитого Средневековья стало принято украшать миниатюрами не только художественные и религиозные книги, но и научные трактаты, хроники. Узоры стали более филигранные, ажурные, угловатые. Миниатюра стала более осмысленной, точнее передавала суть события, которое отображено художником.

Примером наиболее удачной передачи суть явлений и событий при помощи миниатюры является «Большая французская хроника».Готический стиль в живописи: история художники картины

Интернациональная готика

На последних этапах развития стиля в период развитого средневековья появилось интернациональное направление. Родина – Богемия, Северная Италия, Бургундия. Именно с этим направлением связывают искусство периода «заката Средних веков» или «осени Средневековья».

Отличительными чертами являлась декоративность, пышность, обилие насыщенных красок. Это наиболее вычурная готика, характеризующаяся экзальтированностью, утонченностью, особой экспрессией.

Термин «интернациональная готика» предложили только в конце XIX века искусствоведы Юлиус Шлоссер и Луи Куражо. А использовать его для обозначения поздней готики начали только во второй половине XX века.

До этого времени направление называли «поздней готикой», «придворной готикой», «особенной готикой», если речь идет о живописи Германии, «мягкий стиль», «космополитическое искусство».

С XX века «поздней» начали называть полотна, созданные до 1430 года, остальные перешли в разряд «интернациональной».

Узнать картины в этом направлении просто:

  • Отсутствие изображения фона и пренебрежение пространством. Фон, преимущественно, золотой;
  • Графичность изображения;
  • Гротескность;
  • Плоское изображение, лишенное перспективы;
  • Отсутствие дополнительных предметов, которые обычно сопровождают изображенных людей;
  • Внимание облачению людей;
  • Эмоциональность в изображении лиц.Готический стиль в живописи: история художники картины

Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран. Готическое искусство этого типа имела свои особенности в каждой стране, что должно бы позволять искусствоведам без труда понять, к какой стране принадлежит конкретное полотно. Но это не так.

По причине активного культурного обмена и сети династических браков, из-за которых культурные особенности растекались по всему континенту, очень трудно точно установить, из какой страны был художник или где была написана картина, если отсутствует подпись автора.

Еще одна причина сложностей идентификации – работа художников на заказ. По этой причине француз мог писать полотна для итальянского, испанского двора, его работы могли быть подарены, а из-за этого образовывалась еще большая культурная путаница.

Тематикой ранних произведений в готическом стиле была религия, библейские сюжеты. Интернациональное направление отходит от этой готической догмы. Период развитого Средневековья характеризуется появлением работ на светскую тематику – их заказывают представители дворянства для декорирования интерьера.

Не смотря на появление светской тематики, базовыми остаются алтарные сюжеты и религиозные образы. Интернациональная готическая живопись схожа с иконописью – особенно, наличием золотого фона, прописями золотом.

Для оформления картин использовали вычурные рамы, иногда полотно составляло несколько створок. В качестве полотен для картин использовали деревянные дощечки.

Известные мастера готики

Дуччо из СиеныГотический стиль в живописи: история художники картины

Создатель алтаря «Маэста» в Сиенском соборе с изящными панелями, украшенными изображениями на религиозную тематику. В его манере творчества отслеживаются византийские влияния.

Джотто Готический стиль в живописи: история художники картины

Мастер создания настенных росписей. Наиболее яркая работа – роспись в церкви Капелла-дель-Арена. Стиль Джотто практически не имеет влияний – это чистая готика, наполненная динамикой.

Симоне МартиниГотический стиль в живописи: история художники картины

Один из наиболее ярких творцов Флоренции. Работа «Путь на Голгофу» отличается яркостью красок, наполненностью динамикой.

Траини

Готический стиль в живописи: история художники картины

Создатель известной фрески на крытом кладбище рядом с Пизанским собором.

Микелино да БезоццоГотический стиль в живописи: история художники картины

Известный живописец и создатель миниатюр в стиле интернациональной готики.

Жан Фуке

Французский портретист.

Ангерран Картон

Один из художников авиньонской школы живописи.

Значение для развития мирового искусства

Готика стала логичным этапом в развитии живописи. Картины легко узнать, благодаря ярким, выразительным особенностям. Произведения мастеров живописи осмыслены, повествовательны, наполнены динамикой и действиями. Мастерам этого стиля удалось объединить реалистичность и мистицизмом, светскость и религиозность.

Период развитой или «придворной» готики стал вратами Ренессанса. Особенно, влияние помпезной, вычурной, роскошной готики заметно в работах художников Северного Возрождения. Благодаря полотнам в готическом стиле, искусствоведы и историки могут понять психологию и мировоззрение человека периода Средних веков.

Источник: https://artrecept.com/zhivopis/stili/gotika

Готика в живописи

Ключевым направлением искусства Средневековья была готика. Она охватывала культуру, развивавшуюся в большинстве регионов Западной, Центральной, а также Восточной Европы.

Возникла готика в Северном регионе Франции в 12 в., а уже в следующем столетии она появилась в Англии и Германии, а затем в Австрии, Чехии и Испании. Позднее готический стиль достиг Италии.

После интенсивной трансформации образовалась «итальянская готика», а в завершении 14 века — интернациональная. Восточноевропейские художники с готическим направлением познакомились позднее, на их родине оно продержалось немного дольше – почти до 16 столетия.

В период Возрождения этим определением уничижительно обозначали все художество Средневековья, признанное «варварским». Но вначале 19 в. для мастерства 10-12 вв. употребили понятие романского стиля и, соответственно, ограничили хронологические рамки готического стиля. В нем выделились фазы: ранний период, зрелый и поздний.

В европейских странах правила католическая церковь, поэтому идеология готики сохраняла феодально-церковные устои. По назначению готика была в основном культовой и тематически религиозной. Ее сравнивали с вечностью и «высшими» силами.

Читайте также:  Узнаем, что такое имприматура

Готический стиль в живописи: история художники картины

Она характеризовалась символико-аллегорическим образом мышления и условным изобразительным языком. Этот стиль сменил романский, а в дальнейшем полностью вытеснил его. Понятие данного направления обычно применяют к архитектурным объектам. Также оно охватило живопись, орнамент, книжную миниатюру, скульптуру и прочее.

Стоит отметить, что его зарождение в архитектуре, в особенности именитых соборов, совпадало с триумфальной эпохой романской живописи, а именно фресковой.

Готический стиль в живописи: история художники картины

Со временем ключевую роль в декоре храмов взяли на себя иные виды декоративного искусства, в результате чего живопись оттеснилась на другой план. Замена в зданиях соборов времен готики сплошных стен большими окнами послужила причиной полного исчезновения жанра монументальной росписи, занимавшей особое место в романском стиле.

Фреску сменил витраж – уникальная разновидность живописи, в которой картины составляются из кусочков расписных стекол, скрепленных тонкими свинцовыми полосками и обрамленных арматурой из железа.

Художники готического искусства

Готические черты в художестве появились на несколько десятков лет позже возникновения таковых в образцах архитектуры. Отметим, что во Франции и Англии произошел переход от романского направления к готическому в 1200-ом г., в Германии – в 1220-ых, а в Италии – примерно в 1300-ом.

Готический стиль в живописи: история художники картины

Особенностью готического художества являются вытянутые фигуры. Живопись подчинялась жестким канонам. Мастера кисти на своих картинах изображали трехмерность пространства довольно редко. Такая перспектива была случайной и весьма сомнительной.

На исходе 14 столетия в искусстве появилось стремление к элегантному и утонченному письму, а также возник интерес к сюжетам реальной жизни. Постоянными элементами в живописи стали мельчайшие детали растительного и животного мира. Появилась интернациональная готика – это направление позднего периода Средневековья, который объединил живопись многих стран.

Во Франции 13-14 веков расцвело искусство книжной миниатюры. В ней проявлялось светское начало. Так, к примеру, светская литература расширила спектр иллюстрированных рукописей. Стали создавать богато расписанные псалтыри и часословы для домашнего пользования.

Готический стиль в живописи: история художники картины

Рукопись готических времен изменила внешний вид страниц. Так, иллюстрация наполнилась звучными по чистоте цветами, включила реалистические элементы, совместила растительную орнаментику, библейские и бытовые сцены. Характерной чертой рукописей 13 века был бордюр, обрамляющий поле страницы.

Художники помещали на страницы завитки орнамента, украшающего поля, линии, обрамляющие маленькие фигурки, и комические либо жанровые сцены. Содержание рукописей не всегда имело с ними связь. Это были фантазии миниатюристов.

Назывались они «дролери»– то есть забавы. В миниатюрах поздней готики с особой непосредственностью выражались тенденции реализма, были проделаны первые успехи в передаче бытовых картин и пейзажей. Вскоре художники устремились к достоверному и подробному изображению натуры.

Наиболее известными представителями книжной миниатюры эпохи готики стали братья Лимбурги.

Источник: https://allpainters.ru/napravleniya/gotika-v-zhivopisi.html

Готика

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии, а в конце XIV века пришла в Италию. В Восточную Европу стиль пришел позже и продержался дольше всего — до XVI века.
Готический стиль в живописи: история художники картины

Так случилось потому, что готика пришла на смену романскому стилю, который зародился и распространялся из Италии — страна неосознанно сопротивлялась новым веяниям извне.Конечно, больше всего готический стиль заметен в архитектуре. Однако в живописи его устрашающее величие тоже проявляется.
Готический стиль в живописи: история художники картины

Петрус Кристус — представитель Ранней нидерландской живописи, которая соединяет в себе черты поздней готики и раннего Возрождения. Он творил в очень интересный период развития искусства Нидерландов, который заслуживает пристального изучения.

Серьезность и помпезность во всем. Величественность, одухотворенность. Типичные персонажи и темы: религиозные мотивы, Страшный суд, грехи, рыцари, грациозные дамы, государственные деятели на пороге принятия важных решений и так далее.

Персонажи как правило сохраняют серьезные, официальные, суровые позы и лица. К примеру, молодожены на готической картине не будут счастливыми и беззаботными — они будут серьезными и даже суровыми, как будто только что узнали важную тайну мирового значения.

Цвета в готике барочные, с преобладанием бордового, золотого — благородных оттенков, но не светлых, а сочных, густых.В картинах есть некая угловатость, заостренность форм.
Существует отдельный подвид стиля — интернациональная готика, или же мягкий стиль.

Он развивался в Бугундии, Богемии и Серерной Италии в 1380—1430 года. К таким произведениям тяготели все западноевропейские правители того времени. Отсюда третье название направления — придворная готика.

Особенность: красочность, декоративность, изысканность. Здесь меньше тревожности и серьезности, чем в обычной готике, больше цвета. Картины не призывают задуматься о вечном и важном — скорее украшают пространство, предавая интерьеру величественность, строгость. Золотого цвета в мягком стиле непривычно много, света и тени — мало.
Готический стиль в живописи: история художники картины

Наряды у персонажей пышные, как и интерьеры вокруг. Простым языком можно назвать это «готика по-богатому».Для простого зрителя такие картины выглядят как нечто среднее между обычной картиной и средневековой иконой.

Это интересный момент: такой союз религиозного и светского миров подстегнул процесс развития искусства в Европе. В то время значительно увеличилось количество картин, декоративных предметов, которые заказывали не служители церкви и не правители, а обычные люди хорошего достатка.

Условно говоря, именно благодаря интернациональной готике искусство маленькими шажками пошло в массы.

Витраж — одно из основных направлений готической живописи. Художники предпочитали писать не по полотну, а по стеклу. Результат виден в окнах готических церквей.В период готики витраж постепенно вытеснил фрески. В эпоху Ренессанса они вернулись.

Изначально сюжеты были религиозными, но со временем появились витражи на бытовую тему, со сценами из жизни ремесленников, крестьян. Эти работы — история Средневековья в картинках. Благодаря ним мы в современном мире имеем представление о том, что творилось в прошлом — это к вопросу о важности проникновения искусства в повседневность.

Готический стиль в живописи: история художники картины

Готическое цветовое стекло помогло средневековым мастерам выйти на новый уровень развития. Также развитие витражного дела косвенно повлияло на появление муранского стекла в эпоху Феррарской школы живописи.

Понимаете, что мягкий стиль, или же интернациональная готика — переходный период к Ренессансу. Это мостик между средневековым искусством и эпохой Возрождения.
Называете готикой современные здания и картины просто потому, что они выглядят готично.

Эксперты называют готическими только произведения, которые создавались в XII—XVI века. Все более поздние работы в подобном стиле — это неоготика.

В живописи:

  • Мастер Теодорих. Живописное оформление капеллы Св. Креста в замке Карлштейн, возле Праги (примерно 1357 год) ;
  • Петрус Кристус. молодой дамы. Около 1450;
  • Потрет английского короля Эдуарда I Плантагенета (неизвестный автор, предположительно XIII век).

В витражном искусстве: в соборе Шартра «Богоматерь с младенцем», Реймского собора.

В архитектуре:

  • Кельнский собор, Дворец до́жей в Венеции, собор Санта-Мария-дель-Мар в Барселоне;
  • в Украине — Латинский собор во Львове.

В эпоху Ренессанса готика воспринималась как символ всего темного и отсталого, мрачного и упаднического, неестественного, оторванного от реальной жизни.Однако в конце XVIII начале XIX веков классицисты начали бороться со слишком ветреными идеями романтизма. Тут пригодились каноны готики, строгой и фундаментальной. В то время было построено много неоготических соборов.

В период популярности готики развился портретный жанр. До него людей изображали без эмоций, «как на паспорт». У персонажей готических портретов появились эмоции, индивидуальность. Художникам стало мало передать внешность — они начали передавать характер, настроение человека.

Готический стиль в живописи: история художники картины

Существует так называемое готическое письмо — набор почерков эпохи средневековья. Буквы выписывались с особыми строгими завитками. Позже появились печатные готические шрифты. Ими набрана знаменитая Библия Гутенберга.

Источник: https://artchive.ru/encyclopedia/224~Gotika

Готическая живопись

Вторым (после романского) и завершающим стилем в развитии средневекового искусства Западной Европы является готика.

Местом ее рождения была Франция, откуда она распространилась по другим странам. Время господства готики ограничивается XII-XVI вв., но в Италии от этого стиля отказались уже в XV в.

Свое название готика получила позднее, в эпоху Возрождения, от германского племени готов (кстати, не имевшего ничего общего с данным стилем). В этом слове отразилось презрительное отношение последующих поколений к готическому искусству, считавшемуся варварским и диким. Но теперь мы знаем, что искусство готики необыкновенно выразительно, прекрасно и совершенно. Почему же в Западной Европе появился этот стиль, сменивший романское искусство?

Готический стиль в живописи: история художники картины

Поль де Лимбург. Месяц март. Из «Роскошного Часослова герцога Беррийского». XV в.

В ходе истории во многом изменилась общественная обстановка в западноевропейских странах. Укрепляли свое могущество монархи, уменьшилось число крупных феодальных владений.

В борьбе с монархами утрачивали свою былую власть монастыри. Росли и богатели города; рядом с духовенством, феодалами и крестьянами появилось новое сословие — горожане (бюргеры). В их число входили в основном купцы и ремесленники.

Читайте также:  Описание того, что такое маньеризм

Постепенно бюргерство укрепляло свои позиции. Создавались городские общины с самоуправлением. Большую роль играли ремесленные цехи, число которых постоянно увеличивалось.

Усиливалась эксплуатация крестьянства. Крестьяне не хотели мириться со своим положением: в Германии, Англии и Франции часто вспыхивали восстания. Феодализм постепенно уступал свои позиции буржуазии, утверждавшей свои представления и идеалы в культуре.

Хотя наиболее крупные достижения готики были по-прежнему связаны с христианской церковью, руководство строительством храмов от монастырей перешло к бюргерству. Зодчество, как и в романском искусстве, занимало в эту эпоху важное место.

В отличие от романских церквей в готических храмах с огромными окнами почти не оставалось места для фресковой живописи. Поэтому росписи обычно заменялись витражами.

Один из самых знаменитых — в Шартрском соборе — «Богоматерь с младенцем», созданный в конце XII — начале XIII в. во Франции. Он поражает зрителя свежей прелестью и чистыми красками: красными, голубыми, золотистыми.

Яркие эффекты создает свет, проникающий сквозь цветное стекло и наполняющий пространство храма разноцветным сиянием.

Витраж, идеально подходившие к архитектуре готического храма, создавали у молящихся особое, волнующее настроение, отвлекали их своей волшебной красотой от обыденного, земного и уносили в сказочные небесные дали.

Замечателен дошедший до нас готический витражный ансамбль в капелле Сен-Шапель в Париже. В него входят 146 окон с 1359 сюжетами.

Со временем в витраж стали привносить элементы, свойственные картине. Но эксперименты в области тональности и светотени уничтожили очарование, присущее сверкающему чистыми красками готическому витражу.

Витражное искусство, неразрывно связанное с готикой и ее храмами, оказало большое влияние на художников последующих эпох (особенно восхищались им художники-импрессионисты). И в наше время витраж вызывают огромный интерес и нередко используются в современных интерьерах.

В отличие от других государств Западной Европы в Италии почти не строили храмов с огромными окнами, поэтому стенные росписи там по-прежнему играли важную роль. Фигуры святых, которые изображались итальянскими живописцами в эпоху готики, кажутся хрупкими, невесомыми и безжизненными.

Большое место в готическом искусстве занимают алтарные росписи. Поражает своей красотой живопись на створках алтарей в храмах Чехии, входившей в те времена в состав Германской империи. Замечательна композиция «Рождество Христово» мастера Вышебродского алтаря (1350).

Восхитительны изящные «Воскресение Христа» и «Моление о чаше», исполненные мастером Тржебоньского алтаря (1370-1380). Нам известно имя талантливого придворного чешского живописца Теодориха, выполнившего 129 картин на дереве с изображениями короля и святых.

Хотя они кажутся современному зрителю несколько наивными и грубоватыми, удивляет умение мастера передавать объемы, контрасты света и тени, а также яркие черты индивидуальности моделей. Так впервые в Западной Европе зародилась станковая живопись.

В эпоху готики продолжала развиваться миниатюра. Если прежде рукописи создавались в монастырях, то теперь ими
стали заниматься светские мастера.

Религиозные и бытовые мотивы нередко переплетались в творениях художников. Так, в «Псалтыре королевы Марии», созданном неизвестным английским мастером в первой четверти XIV в., аллегория декабря представлена в виде молодой женщины, надевающей чулок.

Готический стиль в живописи: история художники картины

Ян де Лимбург. Грехопадение и изгнание из Рая. Из «Роскошного Часослова герцога Беррийского». XV в.

Талантливые иллюстраторы работали во Франции при дворах герцогов Бургундских и Беррийских. По заказу герцога Беррийского художник Поль де Лимбург и два его брата создали чудесные миниатюры к т. н. Часослову.

Изяществом и свободной манерой исполнения отличаются эти рисунки, рассказывающие о временах года и о соответствующих им работах и развлечениях. Вероятно, впервые в искусстве готики живописцы очень точно и умело передают перспективу, изображая замки и природные ландшафты на дальних планах.

Эпоха готики приближалась к своему завершению. Новую страницу в западноевропейской культуре открывала Италия, первой вступившая в мир Возрождения.

Источник: http://istoriya-iskusstva.ru/goticheskaya-zhivopis/

Готический стиль в живописи

Важную роль в декоративном оформлении интерьера готического собора играло его светоцветовое решение. Обилие позолоты во внутреннем и наружном убранстве собора (окно-роза), ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическая расчлененность пространства лишали материю непроницаемости и тяжеловесности и как бы одухотворяли ее.

Этому способствовали и витражи, заполнявшие огромные поверхности окон, их композиции воспроизводили апокрифические сказания, исторические события, религиозные и литературные сюжеты, а также изображения сцен из жизни и труда ремесленных корпораций, крестьян, представляя своеобразную энциклопедию средневекового уклада жизни. Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны.

Техника витража, позволявшая сочетать цветовое и световое начала живописи, сообщала этим композициям повышенную эмоциональность. Огненные, цвета граната, густо-алые, красные, желтые, зеленые, ультрамариновые, голубые и темно-синие стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, пропуская наружный свет, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма, настраивая человека на возвышенный лад.

Готическое цветовое стекло создало новые эстетические ценности – дало краске наивысшую звучность чистого сияющего цвета. Порождая атмосферу окрашенной воздушной среды, играя на полу, колоннах, витраж воспринимался как источник света, который углублял перспективу.

Неодинаковые, но довольно толстые стекла часто были с пузырьками и не совсем прозрачными – это усиливало художественный эффект, производимый витражом. Проникая сквозь неравномерную толщу стекол, свет дробился, играл. Лучшие подлинные готические витражи находятся в соборах Шартра («Богоматерь с младенцем»), Парижа, Буржа.

Великолепна «темно-пурпуровая роза» Реймского собора, «мечущие молнии» «огненные колеса» Шартрского собора.

В середине 13 века в красочную гамму вводили сложные цвета, которые образовались путем дублирования стекол (Сент-Шапель, 1250). Контуры рисунка по стеклу наносились коричневой эмалевой краской, формы имели плоскостной характер. В готическую эпоху высокого расцвета достигло искусство миниатюры, искусство средневековой книги.

Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Даже в иллюстрации с многофигурными композициями религиозного содержания включались тонко наблюденные реалистические детали: орнаменты из растительных мотивов, изображение птиц, бабочек, зверей, бытовых сценок, поэтическое очарование которых передавал французский миниатюрист Жан Пюссель.

Ведущее место в развитии французской миниатюры 13–14 веков принадлежало парижской школе. В Псалтыре святого Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию.

Фигуры рыцарей и дам исполнены грации – их формы нанесены струящимися линиями, создающими иллюзию движения. Декоративная архитектура рисунка, густота и сочность красок превращают миниатюры в украшение страницы.

Беспокойный угловатый ритм, заостренные формы, топкость извилистых линий, филигранность ажурного узора отличают стиль готической книги. В 14–15 веках иллюстрировали и светские рукописи – научные трактаты, часословы, хроники, сборники любовных песен.

В произведениях куртуазной литературы в миниатюре получил воплощение идеал рыцарской любви, воспроизводились сцены окружающей жизни (Рукопись Манес, около 1320). Усилилась повествовательность.

В «Больших французских хрониках» (конец 14 века) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события – это настоящие иллюстрации литературного произведения.

Вместе с тем книге придавалась декоративная нарядность с помощью причудливых форм рамок и изысканных виньеток. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись.

Готическое искусство – важное звено в общем развитии культуры; произведения готики, одухотворенные и величавые, обладают неповторимым эстетическим обаянием.

Готическое искусство породило новое понимание синтеза искусств. Реалистические завоевания готики, мастера которой часто воспроизводят образ своего современника в природной и предметной среде, подготовили переход к искусству эпохи Возрождения.

Источник: http://smallbay.ru/article/gothic_painting.html

Готический стиль в живописи

Готика – жанр живописи, возникший в начале 1200 года. Ознаменовал переход от романского стиля к более продвинутой технике, при этом, сохраняя его частичные изобразительные формы и навыки. В основном готика разделяется по странам, где она происходила во множестве случаев.

Читайте также:  Характеристика того, что такое лессировка

Принято считать, что на самом деле готического направления ознаменует фактического начало средневековья.

История создания

Готический стиль в живописи: история художники картины

Готика появилась сразу же после окончания романского стиля, и впервые была замечена в Англии. Так как не все страны сразу же перешли на новые изобразительные формы, само развитие готики происходило следующим образом.

Как только жанр умирал в одном государстве, сразу же появлялись новые представители этого жанра, но уже в другой стране. Так что, если документально следить за развитием готики, нужно сразу же охватывать огромный пласт произведений. Как архитектурных, так и художественных.

Также, готика не должна быть воспринята как всего лишь еще один стиль, которому нет места в наше время. Из-за того, что именно средневековье во многом создало существующие и по сей день рамки всего изобразительного искусства, люди до сих пор пользуются ими, постоянно потребляя в том или ином виде.

Средний период

Средний период готики начинается с ее приходом в Германию. Именно тогда известные художники решили создать каноничные портреты святых, а заодно попытаться выйти за рамки созданных форм и объемов. И новый расцвет готики произошел именно во время ее прихода в Германию. По всем фронтам.

Появились новые элементы архитектуры, которые нравились людям, и их хотели использовать по всему миру. Готика как дизайн интерьера тоже потерпела перемены, и теперь королевские семьи в Германии на равных также пользовались идеями своих поданных. Все сферы жизни так или иначе, получил новое воплощение.

И уже было сложно представить, кто именно виноват в этом, а кто нет.

Настоящее время

В настоящем времени Готика уже точно не используется, ни как стиль архитектуры, ни как жанр живописи. Ей на смену пришли новые направления, которые нравились людям, и были комфортны для именно этого века.

Но благодаря готическому направлению изобразительного искусства, плотно вошла идея смены формы, и игра как с линиями, так и с цветами. То этого все написанные картины были статичны, и не выражали никакой концепции.

Источник: https://wpainting.ru/stili/goticheskij-stil-v-zhivopisi.html

Готика в живописи

За 300 лет существования готики развитие идеи пространства было в общем весьма незначительно: готика приняла романскую схему и лишь видоизменила её. Новые архитектурные замыслы и новое понимание пространственного разрешения появляются лишь в «зальных храмах».

Где бы вы не жили — у вас сегодня есть возможность заказать или купить картину в готовом виде, в любом жанре, с доставкой к вам домой.

В Соборе Парижской Богоматери, строившемся более ста лет с момента его закладки в 1163 году, кубическая основа, особенно его алтарной части, расчленена, причем конструктивная система столбов и стрельчатых арок служит лишь поводом для передачи пластических функций.

Основа здания обрастает лесами, как корабль, стоящий на верфи; за этими лесами скрыто архитектурное тело. Множественность заступает вместо единства, искусство отходит от простоты и закономерности.

Высокая готика не видела смысла в поисках членений и ритмического построения групп пластических тел, поскольку замкнутость тела не существовала. Простота и единообразие чужды готике, которая в своих формах всегда стремится к живости и разнообразию форм.

Готика не знает группы, в которой части рождаются из единого целого, она не сопоставляет подобных величин. Она обычно ограничивается тем, что нагромождает. Реальное соотношение отдельных частей, капелл, для неё не существенно, однако это не исключает необычайно тонкого расчета оптических масштабов.

При этом малые величины всегда служат большим. Другими словами, в ней царит не соподчинение, а пирамидальное нагромождение.

Готическое здание понимается и трактуется как органическая функция устремленных вверх отдельных частей, причем движение это основало не на своевольном преодолении материала, а является своеобразным осмыслением телесного и психического движения человека.

Из этого следует, что скульптурные декорации здания внедряются в это органическое движение и подчас его заменяют. Человеческое тело не становится архитектурой, — скорее отдельные части этого архитектонического острова приобретают форму человеческого тела.

Колонны порталов превращаются в святых и пророков, застылых, суровых и окованных. Движение этих скульптур приобретает больше свободы лишь по мере роста динамики в пластических деталях здания.

Примерам подобного решения могут служить скульптурные украшения портала соборной башни в Регенсбурге, где кольцо фигур на выступающем столбе напоминает чашечку цветка, из которого вырастают лепестки.

Ограничивающая плоскость теряет свой смысл, если ни пространство, ни ясность пластического тела не имеют ценности. В качестве образца плоскостного стиля в живописи можно назвать египетскую живопись, в которой ясно выступают её взаимоотношения с пространством и объемом.

Наоборот, готическая живопись в основе своей не была плоскостной, так как не выявляла и не подчеркивала плоскости. Было бы неверно думать, что все линейное непременно должно быть плоско. Готическая живопись разрушает своей чисто линейной динамикой плоскость стены и плоскости сводов.

Позднеготический орнамент Израиля ван Мэкенена состоит из совершенно тонких линий — спиралей, которые могли бы расчленить на самостоятельные части плоскость листа. Но художника интересуют главным образом завитки зубчатой листвы. Весь орнамент напоминает сплетение жил под снятым покровом кожи.

Орнамент Ренессанса делит, членит и укрепляет плоскость. Готический орнамент всегда производит впечатление насильственно стиснутой живой поросли, стремящейся выбиться за пределы отведенного ей места. Орнамент покоится не на плоскости, он как бы за ней.

Глубина его неопределенна, — многие листья точно сжаты, другие выпячиваются наружу или уходят назад. Животные и люди превращают темный фон в неопределенную среду, подобную сумеречным пространствам «зальных церквей».

Монументальная живопись так, же не дает четкого представления о плоскости, ограничивающей пространство. Было бы неверно считать плоские и бесперспективные готические росписи элементами чисто плоскостного членения. И здесь имеются только линейно выраженные функции, пронизывающие своей вязью массу стены.

Правда, стенная роспись начала XIV века церкви Картезианского монастыря в Винхаузене близ Ганновера делит стену хора на горизонтальные полосы, но эти полосы не связаны с архитектурным членением, они не совпадают с членениями окна.

Сцены из истории сотворения мира, поклонении Марии на узкой стене помещения, перекрытого четырьмя крестовыми сводами, а также извивающиеся ленты изречений — все это трактовано совершенно орнаментально. В сводах эту игру линий продолжает растительный орнамент, заполняя их одной лишь спиралью лозы.

Я нарочно выбрал пример, показывающий Крайнее выражение пространственности в живописи, едва доступное северному (готическому) человеку. Бесчисленное множество готических памятников в Германии, Франции и Скандинавии украшены одной орнаментальной бесконечной лозой.

Она незаметно переходит со стены на потолок, не соблюдая при этом цезуры между горизонтальными и вертикальными плоскостями, хотя это имеет большое значение для ясного понимания пространства. Та же функциональная игра — и в рисунках тканей и в искусстве витражей той эпохи.

Здесь нет членения плоскости, основанного на взаимоотношениях высоты и ширины, нет и осознания самой плоскости в отношении к единству пространства и массы, к пространственному и пластическому телу, здесь царит исключительно функциональная игра линий и пластически обособленных мелких единиц.

Готический стиль кажется нам наиболее одухотворенным, ибо каждая форма полна внутренних сил, отражающих психологию эпохи. Однако такой вывод не вполне справедлив. Рядом с «душой деятельной» (anima activa) существует тихая и спокойная «душа созерцательная» (anima contemplativa).

ВЫВОДЫ. Развитие пространства в готике очень не значительно. Искусство сосредоточивает все внимание на пластических темах. Последнее понимается и разрабатывается как функция. Поэтому его легко заменяет вытянутая человеческая фигура. Стена трактуется как не ограничивающая пространство плоскость, она пронизана также функциональностью.

Орнамент, стенная живопись, ткани, витражи служат выражением сходных плоскостных функций.

Источник: https://gallerix.ru/tribune/gotika-v-zhivopisi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector