Как появился абстракционизм в живописи?

В прошлом веке абстрактное направление стало настоящим прорывом в истории искусства, но вполне закономерным — человек всегда находился в поиске новых форм, свойств и идей. Но и в нашем веке этот стиль искусства вызывает немало вопросов. Что же такое абстракционизм?

В стиле абстракционизм художник использует визуальный язык форм, контуров, линий и цветов, чтобы интерпретировать предмет.

Абстракционизм в живописи и искусстве

Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

Это контрастирует с традиционными формами искусства, которые получают более литературную интерпретацию предмета – передают «реальность». Абстракционизм же уходит как можно дальше от классического изобразительного искусства, насколько это возможно; представляет предметный мир совсем не так, как в реальной жизни.

Абстракционизм в искусстве бросает вызов уму наблюдателя, точно так же, как и его эмоциям – чтобы полностью оценить произведение искусства, наблюдатель должен избавиться от необходимости понять, что художник пытается сказать, а должен сам почувствовать ответную эмоцию. Все аспекты жизни поддаются интерпретации через абстракционизм — вера, страхи, страсти, реакция на музыку или природу, научные и математические вычисления, и т. д.

Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

Это направление в искусстве возникло в XX веке, наряду с кубизмом, сюрреализмом, дадаизмом и другими, хотя точное время неизвестно. Основными представителями стиля абстракционизм в живописи принято считать таких художников, как Василий Кандинский, Робер Делоне, Казимир Малевич, Франтишек Купка и Пит Мондриан. Об их творчестве и важных картинах речь и пойдет дальше.

Картины известных художников: абстракционизм

Василий Кандинский

Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

Кандинский был одним из пионеров абстрактного искусства. Свои поиски он начинал в импрессионизме, а уже потом пришел к стилю абстракционизм.

В своем творчестве он эксплуатировал взаимосвязь между цветом и формой для создания эстетического опыта, который бы охватывал одновременно и видение, и эмоции зрителей.

Он считал, что полная абстракция дает простор для глубокого, трансцендентного выражения, а копирование реальности только мешает этому процессу.

Живопись была глубоко духовной для Кандинского. Он стремился передать глубину человеческих эмоций через универсальный визуальный язык абстрактных форм и цветов, который превзошел бы физические и культурные границы.

Он видел абстракционизм как идеальный визуальный режим, который может выразить «внутреннюю необходимость» художника и передать человеческие идеи и эмоции.

Он считал себя пророком, чья миссия – делиться этими идеалами с миром, на благо общества.

«Композиция IV» (1911)

Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

Скрытые в ярких цветах и четкие черные линии изображают несколько казаков с копьями, а также лодки, цифры и замок на вершине холма. Как и во многих картинах этого периода, она представляет собой апокалиптическое сражение, которое приведет к вечному миру.

Для того, чтобы облегчить разработку беспредметного стиля живописи, как описано в его работе «О духовном в искусстве» (1912), Кандинский уменьшает объекты до пиктографических символов.

Благодаря удалению большинства отсылок ко внешнему миру, Кандинский выразил свое видение более универсальным образом, переведя духовную сущность предмета через все эти формы в визуальный язык.

Многие из этих символических фигур были повторены и уточнены в его поздних работах, став еще более абстрактными.

Казимир Малевич

Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

Идеи Малевича о форме и значении в искусстве так или иначе приводят к концентрации на теории стиля абстракционизм. Малевич работал с разными стилями в живописи, но больше всего был сосредоточен на исследовании чистых геометрических форм (квадраты, треугольники, круги) и их отношении друг к другу в изобразительном пространстве.

Благодаря своим контактам на Западе Малевич был в состоянии передать свои идеи о живописи друзьям-художникам в Европе и Соединенных Штатах, и таким образом глубоко воздействовать на эволюцию современного искусства.

«Черный квадрат» (1915)

Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

Культовая картина «Черный квадрат» была впервые показана Малевичем на выставке в Петрограде в 1915 году. Эта работа воплощает в себя теоретические принципы супрематизма, разработанные Малевичем в его эссе «От кубизма и футуризма к супрематизму: новый реализм в живописи».

На полотне перед зрителем находится нарисованная на белом фоне абстрактная форма в виде черного квадрата – она является единственным элементом композиции. Несмотря на то, что картина кажется простой, на ней присутствуют такие элементы, как отпечатки пальцев, мазки кистью, проглядывающие через черные слои краски.

Для Малевича квадрат обозначает чувства, а белый – пустоту, ничто. Он видел черный квадрат как богоподобное присутствие, икону, словно она могла стать новым священным образом для беспредметного искусства. Даже на выставке эта картина была размещена на том месте, где в русском доме обычно располагают икону.

Пит Мондриан

Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

Пита Мондриана, являющегося одним из основателей голландского движения «Де стиль», признают за чистоту его абстракций и методичную практику. Он довольно радикально упрощал элементы своих картин, чтобы отображать то, что он видел, не напрямую, а образно, и создавать четкий и универсальный эстетический язык в своих полотнах.

В своих наиболее известных картинах с 1920-х годов Мондриан сводит формы к линиям и прямоугольникам, а палитру – к самой простой. Использование асимметричного баланса стало основополагающим в развитии современного искусства, а его культовые абстрактные работы сохраняют свое влияние в дизайне и знакомы популярной культуре и в наши дни.

«Серое дерево» (1912)

Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

«Серое дерево» является примером раннего перехода Мондриана к стилю абстракционизм. Трехмерное дерево сокращается до простейших линий и плоскостей, с использованием всего лишь только серых и черных оттенков.

Эта картина является одной из серии работ Мондриана, созданных с более реалистичным подходом, где, к примеру, деревья представлены натуралистично.

В то время как более поздние произведения становились все более абстрактными, например, линии дерева уменьшаются до тех пор, пока форма дерева не станет едва заметной и вторичной по отношению к общей композиции вертикальных и горизонтальных линий.

Здесь еще можно увидеть интерес Мондриана к отказу от структурированной организации линий. Этот шаг был значительным для развития чистой абстракции Мондриана.

Робер Делоне

Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

Делоне был одним из самых ранних художников стиля абстракционизм. Его творчество повлияло на развитие этого направления, основываясь на композиционном напряжении, которое было обусловлено противопоставлением цветов.

Он довольно быстро попал под нео-импрессионистское колористическое влияние и очень внимательно следил за цветовым строем работ в стиле абстракционизм.

Цвет и свет он считал главными инструментами, с помощью которых можно повлиять на предметность мира.

К 1910 году Делоне сделал собственный вклад в кубизм в виде двух серий картин, изображающих соборы и Эйфелеву башню, которые соединили в себе кубические формы, динамику движения и яркие цвета.

Этот новый способ использования цветовой гармонии помог отделить данный стиль от ортодоксального кубизма, получив название орфизм, и сразу же повлиял на европейских художников. В этом же стиле продолжила писать картины жена Делоне, художница Соня Терк-Делоне.

«Эйфелева башня» (1911)

Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

Главная работа Делоне посвящена Эйфелевой башне — знаменитому символу Франции. Это одна из самых внушительных из серии одиннадцати картин, посвященных Эйфелевой башне между 1909 и 1911 гг.

Она окрашена в ярко-красный цвет, что сразу отличает ее от серости окружающего города. Внушительный размер холста дополнительно усиливает величие этой постройки.

Как привидение, башня возвышается над окружающими домами, в переносном смысле потрясая сами основы старого порядка.

Картина Делоне передает это чувство безграничного оптимизма, невинности и свежести времени, которое еще не стало свидетелем двух мировых войн.

Франтишек Купка

Франтишек Купка – чехословацкий художник, рисующий в стиле абстракционизм, окончивший Пражскую академию искусств. Будучи студентом, он, прежде всего, рисовал на патриотические темы и писал исторические композиции.

Читайте также:  Техника пастозной живописи

Его ранние произведения были более академическими, однако, его стиль развивался на протяжении многих лет и в итоге перешел в абстракционизм.

Написанные в очень реалистической манере, даже его ранние произведения, содержали мистические сюрреалистические темы и символы, что сохранилось и при написании абстракций.

Купка верил, что художник и его творчество принимают участие в продолжительной созидательной деятельности, природа которой не ограничена, как абсолют.

«Аморфа. Фуга в двух цветах» (1907-1908)

Начиная с 1907-1908 гг., Купка стал рисовать серию портретов девушки, держащей шар в руке, как будто она собиралась играть или танцевать с ним. Затем он разработал все более схематические ее изображения, а в конечном счете, получил серию полностью абстрактных рисунков. Выполнены они были в ограниченной палитре красного, синего, черного и белого цветов.

Источник: http://megapoisk.com/abstraktsionizm-hudozhniki-20-veka

Топ-10 самых известных художников-абстракционистов, о чьих работах вы, наверняка, слышали

Когда речь заходит о таком направлении в живописи, как абстракционизм, то на ум сразу приходит знаменитая картина Малевича «Черный квадрат». Пожалуй, этому есть объяснение. Эта картина одна из самых известных, и, несмотря на то, что ей уже более 100 лет, она до сих пор будоражит умы искусствоведов.

Если говорить об абстракционизме, то это такой вид искусства, который отказывается от реальных форм и вещей. Произведения представляют собой сочетание геометрических форм, пятен и линий.

Одним из самых известных абстракционистов является Маркус Роткович – он говорил, что его произведения отправляют зрителя в неизвестный мир, в который наблюдатель навряд ли сам захотел бы отправиться.

Картины великого русского художника Василия Кандинского понятны не всем – человек, не разбирающийся в искусстве, не понимает их, однако ценители творчества прекрасно видят философский взгляд автора на вещи.

10. Аршил Горки (Восданик Адоян)

Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

Годы жизни: 1904-1948

Аршил Горки – американский художник армянского происхождения, который творил в новом стиле.

Для работы он разработал одну технику – на пол художник раскладывал белые холсты, и лил на них краску из емкости. После того, как краска застывала – он процарапывал в ней линии, создавая что-то наподобие барельефов.

Картины мастера отличаются насыщенностью – зрители, смотря на них, чувствуют исходящую от полотна, выполненного в ярких красных и оранжевых цветах, пульсацию.

Художник испытывал одиночество, и грусть переполняла его, даже будучи окруженным родными и друзьями. В 1948 году мастер в возрасте 44 лет покончил жизнь самоубийством, повесившись у себя дома.

Известные произведения: «Обнаженная», «Обручение II», «Агония».

9. Маркус Роткович

Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

Годы жизни: 1903-1970

Маркус Роткович родился в еврейской семье в Латвии. В 1930-40-х годах мастер увлекся экспрессионизмом и сюрреализмом, а с 1947 стал работать в жанре абстракционизм.

Он изображал треугольники, располагающиеся параллельно друг другу. Странные полотна навеивали состояние покоя и погружали зрителя в раздумья о судьбе, смерти, трагедии.

Неопытный зритель видит в полотнах Ротко «мазню», однако его работы признаны гениальными творениями.

Любопытный факт: в 1968 году у художника была обнаружена артериальная аневризма, но, несмотря на это, Ротко продолжал много выпивать и курить. Неоднократно мастер впадал в клиническую депрессию, и, оставив своих детей и жену, художник переехал в свою студию. В 1970 году он году принял большую дозу антидепрессантов и перерезал себе вены, ему было 66 лет.

Известные произведения: «№ 1 Королевский красный и синий», «Белый центр», «Чёрное на тёмно-бордовом».

8. Франтишек Купка

Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

Годы жизни: 1871-1957

Искусство живописи не сводится к воспроизведению реальности, и XX век прекрасно смог это доказать.

Франтишек Купка, родившийся в маленьком городке Восточной Чехии – яркий представитель абстрактного искусства. Его картины являются художественными эквивалентами философских решений, которые касаются законов природы, творения, космоса, жизненного цикла.

Последние годы своей жизни Купка провел в Пюто, где умер в 1957 году в возрасте 85 лет.

Известные произведения: «Vertical Plains Blue and Red», «Blue», «Disks of Newton, Study for Fugue in Two Colors».

7. Жоан Миро

Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

Годы жизни: 1893-1983

Испанский художник – один из самых выдающихся сюрреалистов. Жоан Миро был человеком счастливым, он ощущал себя создателем в любой момент своей жизни: когда делал наброски, рисовал, рассказывал что-то или напевал песню. Каждое произведение мастера – это оживленный, танцующий сад, поющая опера.

В 1939-1944 гг. по Европе растекается фашизм, и, обеспокоенный за жизнь своей семьи, Миро переехал в Варанживиль (маленькая деревушка на побережье Нормандии), где отрешился от войны и внешнего мира.

Замкнувшись в себе, мастер начал свою работу над красивой серией «Созвездия», они чисты и прекрасны. В 1945 году «Созвездия» были выставлены в галерею, выставка имела огромный успех, и это время стало началом успеха художника, он получил мировое признание.

Известные произведения: «Созвездия», «Голубая звезда», «Синий II».

6. Пауль Клее

Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

Годы жизни: 1879-1940

Пауль Клее – первый человек, назвавший рисунки сумасшедших и детей настоящим творчеством. Мастер изобрел свою собственную технику – гравюру иглой по стеклу.

Пауль Клее много времени отводил образованию, в том числе самообразованию, считая, что художник должен быть и философом, и натуралистом и поэтом.

Кроме того, он родился в семье преподавателя музыки, и какое-то время играл на скрипке. Клее был музыкально одарен, но решил стать художником.

Интересный факт: Арсений Тарковский написал стихотворение, посвященное Клее, которое было опубликовано в сборнике.

Известные произведения: «Абстрактная цветовая гармония», «Full moon», «Strong Dream».

5. Робер Делоне

Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

Годы жизни: 1885-1941

Делоне – известный французский живописец. С раннего детства парижанин был очарован солнцем, цветами, наблюдение за которыми привило ему тонкое восприятие света и цвета.

Мастер воспитывался у дяди после того, как его родители развелись. Робер Делоне вместе со своей женой разработал художественное течение – орфизм, что стало новой ветвью абстракционизма.

Известные произведения: «Ритм 1», «Синхронный диск», «Ритм».

4. Пит Мондриан

Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

Годы жизни: 1872-1944

Пит Мондриан – художник из Нидерландов. Его шедевры были созданы нарочно элементарных линий, форм, именно этот прием, который гласит: «Все гениальное – просто», сделал Мондриана узнаваемым художником.

На своих работах Пит Мондриан представил свое ощущение мира путем противоположностей – вертикали и горизонтали, женское и мужское начала, минусы и плюсы. Его картины поразили мир искусства, и до сих пор подражание гениальности мастера встречаются в архитектуре, моде и т.д..

Известные произведения: «Композиция с красным, желтым и синим», «Композиция в цвете А», «Буги-Вуги на Бродвее».

3. Казимир Малевич

Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

Годы жизни: 1879-1935

Российский художник-авангардист, Казимир Малевич, работал в разных стилях: импрессионизме, кубизме, неопримитивизме и др.

Детство мальчика прошло далеко от крупных городов – в украинских деревушках. Живописная природа и сельская жизнь вдохновляли его, и в будущем повлияли на его творчество. В его картинах можно увидеть крестьянскую тематику.

Художник изобрел супрематизм и вошел в историю искусства как автор «Чёрного квадрата».

Известные произведения: «Чёрный квадрат», «Чёрный круг», «Красный квадрат», «Скачет красная конница».

2. Джексон Поллок

Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

Годы жизни: 1912-1956

В детстве художник не отличался способностью к рисованию, и никто не мог подумать, что Поллок станет лидером абстрактного экспрессионизма. Однако он внес значительный вклад в искусство второй половины XX века.

Джексон Поллок не любил прибегать к использованию кистей и красок, вместо этого он просто разбрызгивал их на холст, создавая шедевры. Сам художник назвал этот прием «льющаяся техника», за которую его называли Джеком Разбрызгивателем. Такая форма живописи имела связь с сюрреализмом, поскольку выражала эмоции своего создателя.

Читайте также:  Жанр карикатура в искусстве

Джексон Поллок тяжело переживал разрыв со своей женой – Краснер, он замкнулся в себе и стал мрачным. Находясь в пьяном состоянии, художник сел в свой кабриолет, и не справился с управлением. Автомобиль вылетел с дороги и опрокинулся. Джексон скончался, ударившись о дерево.

Известные произведения: «№5,1948», «Номер 17А».

1. Василий Кандинский

Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

Годы жизни: 1866-1944

Художник не родился талантливым, он начал заниматься живописью только в 30 лет. Однако ему удалось прославиться не только картинами, но и теоретическими трактатами, один из самых известных «О духовном в искусстве».

Кандинский занимался научной деятельностью, блестяще закончил юридический университет МГУ, но решил оставить свою деятельность ради живописи. В 1900 Василий Кандинский отправился в Мюнхен и поступил там в частную школу Антона Ажбе, почувствовав свое истинное призвание.

Известные произведения: «Зеленая композиция», «Композиция IV», «Контрастные звуки», «Черное и фиолетовое», «Капризный».

Источник: https://top10a.ru/samye-izvestnye-xudozhniki-abstrakcionisti.html

Абстракционизм

Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

С момента, когда фотография избавила художников от необходимости соревноваться в искусстве реалистичного изображения действительности, живопись начала постепенно избавляться от предметных форм.

А когда творцы смогли окончательно абстрагироваться от объектов или образов на своих картинах в начале прошлого века, возникло новое искусство — абстрактное.

Почву для появления абстракционизма начали возделывать задолго до этого момента. Одним из праотцов всех возможных -измов по праву считается Уильям Тернер. И правда, в наследии англичанина есть полотна, на которых объект или сюжет можно угадать, только лишь взглянув на название.

Затем были импрессионисты, кубисты, фовисты, чьи эксперименты все дальше уводили живопись от академреализма. Существуют разные мнения касательно того, кто же был первым художником, осмелившимся окончательно избавиться от предметности.

По одной из версий это был Франтишек Купка, по другой, более распространенной — Василий Кандинский. Как бы там ни было, в 1910-х годах живописное искусство достигло точки невозврата, отказавшись от выполнения одной из своих главных функций — отображать реальность.

Строго говоря, абстракционизм — понятие растяжимое, поскольку это название применимо к нескольким течениям, общим для которых было отсутствие фигуративности.

В зависимости от того, на чем сосредотачивали внимание представители каждого из них, формировались принципы и названия новых стилей. Так, к абстрактному искусству относятся лучизм, ташизм, орфизм, супрематизм, неопластицизм, абстрактный экспрессионизм и другие.

Особенно удачно взошли семена беспредметной живописи в СССР — здесь в 1920-х годах возделыванием авангардных течений занимались целые артели художников: Малевич, Суетин, Гончарова, Чашник, Матюшин и другие.

Абстракционизм в живописи: стиль картины художники
Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

  • Александр Михайлович Родченко. Абстрактная композиция №60, 1918
  • Александра Александровна Экстер. Беспредметное, 1918

В опосредованном виде черты абстракционизма можно отследить у приверженцев многих авангардных течений: футуристов, сюрреалистов, экспрессионистов, конструктивистов и так далее. Грубо говоря, абстрактное искусство своим появлением развязало руки всем, кому было тесно в каноне академической живописи, ведь отныне можно было делать все что угодно — да хоть бы взять и повесить в красном углу «Черный квадрат».
Абстракционизм в живописи: стиль картины художники
Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

  • Пауль Клее. Флора на песке, 1927
  • Пауль Клее. Перед снегом, 1929

Все произведения абстракционизма делят на геометрическую абстракцию и лирическую. Острые углы, бесстрастная атмосфера и четкие формы определяют первую категорию, а плавные текучие линии и лирический настрой характерны, соответственно, для второй.

Толчком к появлению первых образцов абстрактной живописи стали именно музыкальные произведения. Художники пытались достичь эффекта, который производила на слушателя музыка.

Не имея физической или какой-либо другой осязаемой формы, то есть будучи понятием по сути абстрактным, звуки музыки, тем не менее, могут заставить человека ощутить вполне реальные эмоции: плакать или от радости или грусти, поднимать настроение или воодушевлять.

Так опера Вагнера «Лоэнгрин», вызвавшая у начинающего художника Василия Кандинского целую бурю не только эмоций, но и зрительных образов, заставила его задуматься о попытке сделать что-то похожее при помощи холста и красок — что-то настолько же сильное по воздействию на зрителя, но без непосредственного привлечения конкретных образов.

Одним из первых экспериментов на этом пути стала картина «Импрессия III (Концерт)», написанная после посещения Кандинским выступления композитора Арнольда Шёнберга из Вены. К слову, он творил в атональной манере — то есть, был авангардистом от музыки.

И хотя на этой работе еще можно разглядеть некоторые фигуры — очертания рояля и головы зрителей в партере — эту живопись уже сложно отнести к фигуративной.Стремился создавать живописные симфонии и Робер Делоне.

Даже основанное им совместно с супругой Соней Делоне течение было названо в честь Орфея, певца и музыканта из мифов Древней Греции. Хотя придумал это название вовсе не Делоне (он предпочитал термин симультанизм — в честь теории симультанных цветовых контрастов), а французский поэт Гийом Аполлинер.Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

  • Робер Делоне. Женщина с зонтиком. (Парижанка), 1913

Во-первых, не все абстрактные картины выглядят так, словно их мог нарисовать ребенок. Чаще всего такие претензии выдвигают представителям абстрактного экспрессионизма.

Но их работы, как и полотна деятелей других течений, часто бывают технически сложными, либо кажутся простыми лишь на первый взгляд. Да и хаос на них преимущественно упорядочен, из-за чего становится возможным безошибочно отделить оригинал от подделки. Например, определенные математические вычисления могут помочь определить фальсификацию картин Поллока в 93% случаев.

Как показывают эксперименты, даже простой человеческий глаз способен вычислить, где работа художника-абстракциониста, а где — детский рисунок или шедевр, созданный животным: например, шимпанзе.

В 60 — 70% случаев участники таких тестов успешно справляются с задачей. Можно убедиться в этом на собственном опыте, пройдя специальный тест Артхива и заодно увидеть результаты других респондентов по каждому вопросу.

Абстракционизм в живописи: стиль картины художники
Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

  • Фернан Леже. Русский балет, 1914
  • Пит Мондриан. Трафальгарская площадь, 1943

Некоторые деятели абстрактного искусства пытались избавляться от любых намеков, которые могли бы подтолкнуть зрителя на ассоциации с предметами или образами, изображенными на полотнах, и поэтому давали им максимально отвлеченные названия вроде «Сюжет номер такой-то», «Композиция», или вообще никак не называли.

А вот другие, напротив, при помощи названий обозначали то, что по идее должен увидеть зритель на холсте — будь то «Русский балет» или «Трафальгарская площадь», например: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Франтишек Купка, Пауль Клее, Пит Мондриан, Жоан Миро, Фернан Леже, Тео Ван Дусбург, Робер Делоне, Любовь Попова, Хильма аф Клинт, Йозеф Альберс, Герхард Рихтер, Марсден Хартли, Огюст Эрбен, Наталья Гончарова, Николай Суетин, Михаил Матюшин.

Хотя формально впервые абстрактный рисунок Кандинский создал в 1910 году, первым его полотном, написанном целиком и полностью в абстрактном стиле, считается «Картина с кругом» (1911).

Возможно из-за того, что «Первая абстрактная акварель», хранящаяся в Центре Жоржа Помпиду в Париже — относительно небольшой скетч, выполненный на бумаге. Во время создания «Картины с кругом» Кандинский был одержим идеями взаимосвязи живописи и музыки, и эту работу он задумывал как отклик на оперу Вагнера.

Художник ставил музыкальность своих картин на первое место по значимости после символизма, и стремился при помощи цвета играть на струнах души зрителя.Одна из первых беспредметных картин чешского художника, преимущественно проживавшего в столице Франции.

Попробовав силы в фовизме, кубизме и орфизме, Купка в конце концов приходит к окончательному отказу от фигуративной живописи. Хотя в этой его работе чувствуются космические мотивы — и не зря — художник увлекался лекциями по физике и биологии, а в студии у него стояли микроскоп и телескоп.

Парадоксальным образом именно интерес к точным наукам привел его к абстракционизму: «Природа все время меняется, ее суть — в метаморфозах, — пояснял он. — Поэтому беспредметная картина воспроизводит жизнь точнее, чем самая верная реалистичная живопись».

По стечению обстоятельств Купка всегда оказывался в тени других авангардистов. Но были и те, кто отдавал должное его вкладу в становление абстрактного искусства. Американский искусствовед Альфред Барр писал: «В сравнении с решительными и старательно продуманными работами Купки появившиеся немного раньше абстракции Кандинского и Ларионова кажутся несмелыми».

Практически параллельно с Кандинским и Купкой возделывал почву абстракционизма и французский художник Робер Делоне. Картина «Синхронный диск» в целом и ее название в частности вдохновлены «Законом синхронности контраста цветов» Мишеля Шевреля. Будучи химиком, тот работал над окрашиванием ковров для мсье Гобелена, чья фамилия со временем стала именем нарицательным.

Поскольку из-за сочетания некоторых цветов, расположенных по соседству, иногда не удавалось достичь предполагаемого результата, Шеврель изобрел цветовой круг, на котором отобразил закономерности влияния цветов друг на друга.

Эта теория, разработанная им в 1839 году, оказала огромное влияние на развитие многих живописных стилей, в том числе стала толчком к возникновению дивизионизма.

По отсутствию особого ритма, выбору цвета и небезупречной композиции способны почувствовать фальшь в подделках абстрактных картин известных художников.

В интеллектуальной беседе об истоках абстракционизма можете удачно ввернуть замечание о том, что за полвека до Кандинского и Купки беспредметные полотна писала медиум Джорджиана Хаутон.

Читайте также:  Какие представители неоклассицизма в живописи?

Правда, источником своего вдохновения она считала ангельских сущностей, являвшихся ей на спиритических сеансах. Как и в случае с ее шведской коллегой Хильмой аф Клинт, по странному совпадению в 1906 году также начавшей писать абстрактные картины в результате общения с духами.

Убеждены, что создать произведение искусства в абстрактном стиле способен любой маленький ребенок. Действительно, некоторые музейные экспонаты иногда наталкивают на подобные мысли.

Но и в таких случаях немаловажное значение имеет контекст их создания, обеспечивший картинам место в музейной экспозиции и истории искусств.Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме Наталья АзаренкоТитульная иллюстрация: Василий Кандинский. «Несколько кругов», 1926

Источник: https://artchive.ru/encyclopedia/3363~Abstraktsionizm

Абстракционизм как стиль в живописи

Термин «абстракционизм» («беспредметное искусство», «геометрическая абстракция») — это довольно широкое понятие, применяемое для любой картины или скульптуры, отображающей нереальные объекты или сцены. Не существует четкого определения сути и главных черт абстрактного искусства. Наибольшую популярность абстракционизм в живописи получил в США.

История

Абстрактное искусство появилось около 70 000 лет назад – первые доисторические рисунки на стенах пещер в виде геометрического орнамента найдены в Южной Африке. Искусство периода позднего палеолита представляет широкий спектр абстрактных рисунков, связанных с первобытными религиозными верованиями. Орнаменты и символы встречаются во всех культурах мира.

Зарождение

До конца 19 столетия, известные живописцы следуют традиционным принципам классического реализма и академизма. Главный принцип – стремление передать объект максимально реалистично.

В последней четверти 19 столетия ситуация изменилась. Импрессионизм продемонстрировал, что строгий академический стиль больше не основной.

В период 1900-1930 годов формировались направления, ставшие течениями абстрактной живописи, художники вырабатывали новые методы и приемы работы.

Начало развития стиля в Европе связывают с зарождением футуризма и супрематизма –экстремального направления абстракционизма, с деятельностью Кандинского и Малевича.

Первым продемонстрировал отказ от традиций академизма импрессионизм. Картины К.Моне называют первыми шагами в формировании абстракционизма как самостоятельного направления в живописи. На формирование «беспредметного искусства» оказывало сильное влияние движение арт-нуво конца 19 – начало 20 века.

Основатели

Абстракционизм в живописи основали русские художники К.Малевич и В.Кандинский, нидерландец П.Модриан, чех Ф.Купка.

Акцент на цвете и форме, а не на реалистичности изображения, имеет первостепенное значение в развитии абстрактного искусства. Немецкий экспрессионизм сделал это краеугольным камнем живописи.

Известный абстракционист Василий Кандинский в 1911 году опубликовал книгу под названием «О духовном в искусстве», которая стала идейной основой стиля. Кандинский считал, что картину нельзя анализировать интеллектуально – необходимо эмоциональное восприятие, ощущение цвета.

Художнику было свойственна сверхчувствительность к цвету – синестезия, поэтому оттенкам и их передаче он придавал наибольшее значение. Живописец отмечал, что чувственное восприятие абстрактной живописи не должно превратить картину в простую декорацию помещения.

Философия абстракции, по мнению Кандинского, содержится в трудах Е.Блаватской и Р.Штейнера. До Второй мировой войны Париж был центром развития новых направлений современного искусства. После войны центр переместился в Нью — Йорк.

Развитие в новых направлениях

В ходе развития абстракционизма появляются новые направления:

Лучизм

Направление основано в начале 20 века. Характерными чертами стала игра с цветовым спектром, специфическая светопередача. Художники за основу творчества взяли идею о том, что предметы, которые видит человек – продукт восприятия глазом лучей, идущих от источника света.

Супрематизм

В России абстрактное искусство развивалось в форме супрематизма в начале 20 столетия, основанного К.Малевичем. Направление связывают с работами Кандинского.

В основе построения композиции – геометрические фигуры, яркие цвета, прямые линии, ассиметричность. Направление наиболее ярко демонстрирует особенности русского авангардного искусства в работах художников Л. Поповой, И.Пуни, О.Розановой, А.Родченко, А.Экстер.

В русском супрематизме можно увидеть серьезное влияние византийского искусства, античности, религии. Кандинский стал отцом нового направления, которое связывают со школой Баухаус.

Неопластицизм

Голландское направление абстракционизма, основанное в 1917 – 1925 годах. Основными деталями изображения являются квадраты и прямоугольники различных цветов и размеров. Крупнейшим представителей стиля считается П.Модриан.

Орфизм

Французская версия абстрактной живописи начала 20 века. Художники-орфисты стремились связать живопись и музыку, использовали закономерности музыкальных ритмов для передачи оттенков и цветов. Характерны криволинейность, ассиметричность, использование контрастных оттенков.

Ташизм

Направление развивалось в Западной Европе и США в середине 20 века. Представители отказались от воссоздания образов реальности, при написании картин использовали яркие цветовые пятна, линии, бесформенные мазки. Ташизм воплощает спонтанность, работу без четкого плана.

Абстрактный экспрессионизм

Движение представлено во многих странах. Художники работали с пятнами, точками, кривыми и прямыми линиями, штрихами, отказавшись от четкой геометричности. Экспрессионизм призван передавать эмоции и мимолетные чувства, поэтому для написания картин используются только яркие цвета.

Оп-арт

Одним из направлений авангарда и абстракции считают движение оп-арт или «оптическое искусство».

Отличительной чертой является стремление создать сложные оптические иллюзии при помощи цвета, формы, монохромности, повторяющихся геометрических узоров. Ведущие художники, представители направления В.Вазарели, Б. Райли. Движение не стало популярным и трансформировалось в другие направления в начале 70-х годов 20 столетия.

С развитием постмодернизма в середине 60-х годов 20 века современное искусство имеет тенденцию распадаться на местные школы.

Особенности

Основная идея абстракции – формальные качества живописи также важны, как форма, цвет и изобразительные качества объекта.

Условно выделяют несколько типов абстрактной живописи:

Криволинейная

Ассоциируется с кельтским искусством, в котором использовали ряд абстрактных мотивов: узоры, линии, спирали, символы с определенной смысловой нагрузкой.

Многие ранние культуры использовали кельтский орнамент на протяжении многих веков. Мотивы были отмечены в культурах стран Западной Европы. В 19-20 веках зародилось движение за возрождение кельтской культуры в рамках стиля модерн.

Абстрактные узоры криволинейного типа свойственны исламскому традиционному искусству.

Цветовая

Встречается в работах Тернера и Моне, которые используют цвет для отделения искусства от реального мира. Яркие цвета играют большую роль, чем реалистичность изображенного объекта. Пример цветовой абстракции – стиль пэчворк. Некоторые картины А.Матисса, К.Моне, Ф.Купки, В.Кандинского – репрезентативные образцы цветовой абстракции.

Направление сформировалось в 40-50-х годах 20 века, благодаря М.Ротко.

Геометрическая

Тип интеллектуального абстрактного искусства появился примерно в 1908 году. Ранний формой считается кубизм аналитического типа, который отверг линейную перспективу и иллюзию пространственной глубины в живописи, сосредоточился на плоском изображении объектов. Геометрическая абстракция известна как беспредметное искусство – именно этот тип ассоциируется с абстрактным искусством.

Эмоциональная

Эмоциональная или интуитивная абстракция – смесь стилей с общим уклоном в натурализм. Стремление к натуральной, реалистичной передаче выражается в цветах и игре света, отображенной на полотнах.

В отличие от геометрической абстракции, которая против природности и академизма, интуитивное направление часто обращается к натурализму. Источниками направления являются сюрреализм и органическая абстракция. Художники: М.Ротко, И. Танги, некоторые картины В.Кандинского.

Жестикуляционная

Форма абстрактного экспрессионизма. Представители направления придавали значение не сути изображения, а процессу написания картины. Работы характеризуются специфическим способом использования краски – нанесение быстрыми, прерывистыми мазками. Репрезентативны картины Дж.Поллока, В. Де Кунинга, К.Аппеля, Р.Мазервелла.

Минималистская

Тип абстракции, ставший попыткой возврата к основам авангардного искусства. Основа творчества – передача цвета и формы, без попытки отобразить внутреннее содержание.

Современное развитие

На теперешнем этапе направление продолжает развитие в новых формах и движениях. В современном искусстве формы и цвета имеют особое значение, специфический философский смысл. Основы стиля, заложенные Кандинским, развивают новые представители направления.

Абстрактное искусство 20 века стало окончанием доминирования реалистичности, натурализма и академизма в живописи. Благодаря появлению нового движения в искусстве стали возможны эксперименты с цветом, формой, перспективой.

Источник: https://artrecept.com/zhivopis/stili/abstraktsionizm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector