Как появился минимализм в живописи?

Минимализм как стиль искусства зародился в 60-х годах прошлого века. Родиной его стала Америка. Основные черты минимализма—это простота форм выражения, а также буквальный, объективный подход.

Автором термина «минимализм» стал британский философ и искусствовед Ричард Уолхейм. Он выделил это направление, анализируя творчество художников, идущих в своих работах путем наименьшего вмешательства в окружающий мир. Истоки минимализма лежат в таких течениях, как поп-арт и супрематизм. Повлияло на развитие направление также творчество К. Малевича и тенденции школы Баухаус.

Основные черты

Минимализм в живописи: особенности картины художники

Постепенно минимализм отдалялся от всех прочих стилей живописи. В результате сформировались его главные черты. Это в первую очередь выразительность цветов, а также гладкость и геометричность.

Русский конструктивизм, на волне возросшего к нему интереса, побуждает художников широко использовать промышленные материалы для выражения своего замысла. Живописным работам часто присущи асимметрия, повторение различных геометрических фигур. Пространство картины, как правило, простое и незагруженное.

Цвет в минимализме выполняет задачу зонирования пространства, а не выражения эмоций или передачи настроения. Для течения также характерно отсутствие субъективности и реалистичности: художник стремится к тому, чтобы зритель самостоятельно воспринимал объект.

Еще одна черта минимализма—стремление к демистификации искусства, с тем чтобы суметь выявить то, что является его фундаментальной основой.

На первом плане у минималистов оказывается форма, с помощью которой они передают глубину цвета. Сюжеты картин наполнены метафорами, символами. Эмоции живописцы передают нестандартным путем: используют для этого линии и различные геометрические формы. Также работы минималистов несут в себе какой-либо подтекст, часто имеют острое социальное значение.

Художники-минималисты

Минимализм в живописи: особенности картины художники

Фрэнк Стелла

Американский художник, мастер постживописной абстракции Фрэнк Стелла (г.р. 1936) жил преимущественно в Нью-Йорке, где начинал как чертежник и оформитель.

В 1959-1960 годах вышла серия работ Стелла «Черные картины». Как ясно из названия, доминирование черных линий было отличительной чертой полотен.

Этот творческий подъем художника, был замечен владельцем нью-йоркской галереи Лео Кастелли, который осознал гениальность мастера и выставил его картины у себя. За «Черными картинами» последовали «Алюминиевые картины», а потом и «Медные картины». В память о страшных исторических событиях создается цикл работ «Польские деревни».

Фрэнк Стелла: «Ты видишь то, что ты видишь»

В своих работах Стелла предпочитал черный цвет как доминирующий, да и вообще тяготел к монохромности, но иногда он отходил от своих традиций и тогда появлялись на свет работы как в цикле «Концентрические квадраты», в которых появлялась полихромия и рельеф.

Минимализм в живописи: особенности картины художники Минимализм в живописи: особенности картины художники Минимализм в живописи: особенности картины художники Минимализм в живописи: особенности картины художники Минимализм в живописи: особенности картины художники Минимализм в живописи: особенности картины художники Минимализм в живописи: особенности картины художники Минимализм в живописи: особенности картины художники

Фрэнк Стелла был удостоен Национальной медали США в области искусств и премии Международного центра скульптуры за жизненное достижение.

Эльсуорт Келли

Эльсуорт Келли (1923-2015)— американский художник и скульптор, один из главных представителей минимализма, хард-эдж и живописи цветового поля.

Для творчества Келли характерно исключительная четкость и простота. Четкие абстрактные контуры геометрических поверхностей выполнены интенсивным цветом.

В конце шестидесятых работал как скульптор, позже начал использовать в своих произведениях металл. В творчестве художника есть ряд работ в жанрах поп-арт и сюрреализм.

Эльсуорт Келли: «Я не хочу рисовать людей. Я хочу рисовать то, что я никогда не видел прежде». Эльсуорт Келли умер 27 декабря 2015 года в возрасте 92 лет. Был награжден Национальной медалью США в области искусств.

Антон Ламасарес

Испанский художник Антон Ламасарес (р.1954) выражал свои мысли в работах в нарочито примитивной форме.

Из-за отсутствия полотенец он использовал дерево, ребристый картон, упаковку и лак. Так выработался его личный художественный стиль привлекший внимание критиков. Первоначально увлекался экспрессионизмом, позже развился до своего рода минимализма.

В 19 лет первый раз участвовал в выставке молодых художников проводимой на площади Праза-да-Принчеса в городе Виго. С тех пор выставки проводились огромное количество раз в разных странах мира.

Работы художника хранятся в многочисленных известных учреждениях культуры, таких как Центр искусств королевы Софии, галисийский Центр Современного искусства, Мадридский Музей Современного искусства и музей Маругами Хираи в Японии, а также во многих частных коллекциях и фондах.

Хосе Эстебан Бассо

Чилийского художника Жозе Бассо можно назвать эталоном минимализма. Сам художник называет свой стиль  «ритуальной живописью». Картины его немногословны, сдержанны и лаконичны, позволяют отдохнуть, расслабится, не задумываясь на увиденным. Минимум объектов, чистые цвета, никакой детализации, никакой фактуры, только застывшая бесконечность.

Произведения мастера вызывают только позитивные эмоции, наполняя зрителя светом и теплом и позволяют наслаждаться легкостью и простотой, перед ними можно смело медитировать.

Кроме написания картин, художник также занимается фотографией и компьютерной графикой, и конечно же всем этим работам так же свойственна сдержанность и немногословность.

Эволюция течения

Постепенно развились такие направления минимализма, как нео-минимализм и пост-минимализм. Для первого характерны неточность, расплывчатость, а представители второго отличаются стремлением не столько передать саму идею, сколько сделать акцент на способе такой передачи.

Читайте также:  Когда появилась аллегория в живописи?

Назначение минимализма

Значение этого направления в искусстве—в борьбе с академизмом и догматизмом, стремлении к простоте, полному отказу от разного рода излишеств в пользу глубины смысла. Для этого художники пересматривают существующие каноны, отказываются от прежних правил в пользу новых идей для передачи цвета, а также используют изображения геометрических форм.

Минимализм сегодня

В наше время идеи минимализма проникли в различные отрасли, например, дизайн интерьеров, ландшафтный дизайн, дизайн одежды и другое. Так же минимализм не обошел стороной и информационные технологии, например, веб-дизайн и программное обеспечение (разработка интерфейсов ПО).

Довольно часто мы можем видеть результаты влияния минимализма и при разработки технических решений, например, в автомобилестроении, в бытовой и инженерной технике. В своих работах по росписи стен наша студия тоже иногда использует принципы минимализма.

Минимализм в графическом дизайне

Минимализм в графическом дизайне это упрощение композиции, акцент на важной детали.

Ничего лишнего и много пустого пространства. В основном работы, выполненные в данном стиле, используют 1-2 цвета и несколько оттенков этих цветов. Понятный шрифт не несет визуальную нагрузку и использует не более 2-3 шрифтовых гарнитур.

Источник: http://art-plane.ru/minimalizm-kak-stil-iskusstva

Минимализм

Минимализм (Минимал арт) – художественное течение, возникшее в Нью-Йорке в 1960-х годах. Искусство минимал арта обычно включает в себя геометрические формы, повторяемость, монохромность, нейтральные поверхности, промышленные материалы и способ изготовления. Основные установки минимализма: отказ от эмоционального восприятия и интеллектуального осмысления произведения.

«Ты видишь то, что ты видишь» (Фрэнк Стелла), – ничего более. Домысливание в минимализме не предполагается. Следовательно – это безраздельное господство формы, чистый формализм. Содержание исключается как нечто лишнее и мешающее работе формы.

Ещё проще минимализм можно охарактеризовать так: «Минимализм изображает «ничего».

Но хотя интеллектуальное осмысление в минимализме не предполагается, в этом течении преобладает символика цвета, пятна и линий. И это неизбежно сближает минимализм с символизмом, а также с абстрактным экспрессионизмом и концептуализмом, в который он плавно переходит во многих работах минималистов. Например, в творчестве Сола Ле Витта (1928-2007).

Минимализм в живописи: особенности картины художники

Сол Ле Витт «Открытый модульный куб» (1966)Концептуальные произведения Сола Ле Витта, базирующиеся на идее куба, повернули развитие творчества художника от минимализма к концептуальному направлению. Из области минимализма он перемещается в область концептуализма, смещая свое внимание от формы к идее.

Сол Ле ВиттНа Ле Витта оказали сильное влияние русские авангардисты и конструктивисты. Считается, что как художник Сол Ле Витт вышел из «Черного квадрата» Малевича. Ле Витт называл куб своей «базовой единицей». Он то усекал его грани, превращая куб в решетку, то множил кубы, создавая хаос.

Художник экспериментировал с формой и цветами объектов, работая с простыми геометрическими фигурами, преимущественно в монохромной технике. На более поздних этапах творчества Ле Витт создавал скульптуры и графические серии, делал настенные росписи. Работы художника находятся в крупнейших собраниях современного искусства.

Минимализм проявил себя в различных видах искусства: в живописи, скульптуре, архитектуре, дизайне.

Карл Андре (р. 1935)

Американский художник и скульптор. Характерные черты скульптуры Андре: использование промышленных материалов, модульных единиц, артикуляция трёхмерности. Андре стремился свести скульптуру к базовым формам: квадраты, кубы, линии и диаграммы.

Его композиции лежат где-то между бытием идей и тестированием границ физического присутствия. К. Андре. Композиция из кирпичей «Equivalent VIII». Эта работа стала центром полемики в Британии о современном искусстве.

А вот эта работа (автор неизвестен) в стиле минимализма изображает жизнь и смерть. Жёлтый цвет символизирует жизнь, зелёный – природу, чёрный – эгоизм, красный и синий – смерть.

Дональд Джадд (1928-1994)

Американский скульптор и искусствовед. Он известен как один из ключевых представителей минимализма.Сначала (в конце 1940-1950-х годов) он работал как живописец.

Затем начал добавлять трёхмерные элементы на поверхность своих работ, создавая рельефы, а затем перешёл к полностью автономным структурам, которые он называл «конкретными объектами».Поначалу Джадд работал в дереве, промышленно изготовленные металлические ящики появились в конце 1960-х.

В начале 1970-х его работы приняли форму инсталляций, Джадд начал выставлять работы на открытом пространстве. В это же время он переехал в Техас, где превратил военную базу в личную студию.

Используя промышленные материалы для создания абстрактных произведений, которые подчеркивают чистоту цвета, формы, пространства и материалы, Джадд описывал собственную работу как «простое выражение сложной мысли».

Он заложил новые основы в исследовании объема, интервала, пространства и цвета; отверг традиционные формы и средства, используя промышленные материалы: оргстекло, листовой металл и фанера, а с середины 1960-х его работы производились промышленным способом.

Читайте также:  Как выражается экспрессионизм в живописи?

Концентрируясь на объеме, наличии структуры и пространстве вокруг, работы Джадда обращают внимание на взаимосвязь между объектом, зрителем и окружением. Эта взаимосвязь стала центральной темой творчества Джадда.

Она расположена в саду павильона диализа в больнице Пистойя (Италия)Минимализм в архитектуре предполагает исключение декора и украшения. Расцвет минимализма произошёл в 60-е годы XX в. Новую популярность минимализм обрел на рубеже XX-XXI вв. Сейчас стиль минимализм – одно из самых востребованных архитектурных направлений.

Минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм, нейтральных цветов (чёрный, серый) и малых объёмов. Истоки минимализма в дизайне – в конструктивизме и функционализме.

Интерьер в стиле минимализма подразумевает:• Пространственную свободу: малое количество мебели и аксессуаров.• Многоуровневое освещение.• Светлую цветовую палитру, основанную на игре полутонов, много белого цвета, подчёркнутого чёрным или серым.

Палитру дополняют естественные тона дерева, кирпича, металла, блеск стекла.• Простые природные отделочные материалы, часто необработанные, с грубой фактурой: кирпич, бетон, дерево или штукатурка.• Простые формы и линии, практически отсутствие декора на окнах и стенах.

Одной из самых популярных разновидностей минимализма является японский минимализм.Здесь часто используют перегородки-ширмы, тканевые или деревянные жалюзи, соломенные циновки и лаконичные аксессуары: букеты-икебаны, статуэтки, скульптура.

Многоуровневое освещение производится с помощью цвета пола, полупрозрачной ткани или стекла раздвижных перегородок с матовым стеклом, с помощью подсветки в стенах, полу или потолке. Светильников обычно не видно или они просты по форме. Также органично выглядят бамбук, абажуры из рисовой бумаги и включения камня.

Стеклянные полки стеллажей, стеклянные столешницы и двери шкафов как бы растворяются в воздухе, не занимая пространства. Никаких безделушек, аксессуаров очень мало. Жалюзи или занавеси на окнах полупрозрачны, почти незаметны. Светлые матовые стены могут быть украшены небольшим количеством японской графики в тонких простых рамах.

Ещё один необходимый атрибут такого интерьера — неглазурованная, вылепленная от руки японская керамика.

 Наото Фукасава (р. 1956) – японский индустриальный дизайнер-минималист.

Самым известным проектом Наото Фукасава считают дизайн проигрывателя компакт-дисков для компании MUJI. Этот проигрыватель компакт-дисков имитирует настенный вентилятор, в котором на виду вращается диск. Единственный динамик встроен в корпус, а крышка отсутствует.

Шнур питания просто свисает, действуя также в качестве выключателя: достаточно потянуть за него, чтобы включить музыку.

Джонатан Айв (р. 1967) – англо-американский дизайнер, директор по дизайну (CDO) компании Apple.

Известен как дизайнер iMac, алюминиевых и титановых PowerBook G4, MacBook, MacBook Pro (Unibodi), iPod, iPhone, iPad.

Интересно высказывание Д. Айва о стремлении к простоте, частично это высказывание помогает понять суть минимализма: «Почему мы считаем, что простота – это хорошо? Потому что, когда мы имеем дело с предметами, нам важно чувствовать, что мы управляем ими.

Упорядочивая хаос, вы находите способ подчинить себе предмет. Простота – это не только наглядный стиль. Это не минимализм или отсутствие беспорядка. Чтобы достичь простоты, необходимо прорыть туннель в недрах сложности.

Чтобы быть по-настоящему простым, нужно добраться до самой глубины. К примеру, если вам не хватает каких-нибудь винтиков, вы рискуете создать нечто чрезмерно сложное и запутанное. Но куда лучше сосредоточиться на простоте, познать её, разобраться, из чего она состоит. Чтобы избавиться от второстепенного, нужно проникнуть в суть предмета».

Минимализм в моде провозглашает те же принципы, что и дизайн вообще: «Ничего лишнего!». Черты минимализма в моде:

  • минимум деталей, отделок, украшений, меха;
  • цвета монохромные или спокойные (чаще всего пастельных оттенков);
  • используются всего два достаточно спокойных оттенка (красный и серый, тёмный синий и блеклый жёлтый, бежевый и травянисто-зелёный);
  • простые формы, чёткие силуэты, отсутствие видимых застёжек и пуговиц, простой и качественный крой пояса.

Минимализм в одежде больше всего присущ скандинавским, бельгийским, английским модельерам.Барбара Роуз (р.1938), американский историк искусства и художественный критик, считает, что минимал арт является одновременно и трансцендентным (принципиально недоступным опытному познанию или не основанном на опыте), и негативным: «Искусство (минимал арт), очевидно, является негативным искусством отрицания и отречения.

Такой длительный аскетизм обычно свойственен размышляющим или мистикам… Как и мистики, эти художники в своих работах отрицают эго и индивидуальность в попытке пробудить полугипнотическое состояние чистого бессознательного».

История минимализма

Считается, что минимализм стал продолжением фумизма (фюмизма). Фумизм – условно-декадентское течение в парижском искусстве, существовавшее с конца 70-х годов XIX в. до первой четверти XX в. Или же можно сказать наоборот: фумизм – предтеча минимализма.

Основателями и идейными вдохновителями течения были Эмиль Гудо (поэт, писатель, чиновник министерства финансов и основатель «Общества Гидропатов»), а также Альфонс Алле (французский журналист, эксцентричный писатель и чёрный юморист, известный своим острым языком и мрачными абсурдистскими выходками).

Читайте также:  Что такое футуризм в живописи?

В краткой форме фумизм можно охарактеризовать как «искусство пускать дым в глаза», – практически, то же самое, что дадаизм, только на сорок лет раньше.Термин «фумизм» образован из существительного fumée (фр.) – дым. Это философский термин, обозначающий отношение человека к миру, самому себе, а также к искусству.

Новое отношение выражалось в намеренном осмеянии и высмеивании всего и вся без каких бы то ни было ограничений и запретов, посрамлении обыденного скудоумия и бюргерского сознания. Чем непонятнее и абсурднее, чем сильнее недоумение, тем лучше и выше результат – таков был идейный девиз фумистов.

Какие свойства должнó иметь эстетическое течение (или стиль), основа которого – «дым»? «Толковый словарь» Ожегова одно толкование этого слова: «дым – летучие продукты горения с мелкими частицами угля». Устойчивые выражения: «Густой дым.

Нет дыма без огня. Дым коромыслом. Поругаться в дым. Дымовая завеса». Но во французском языке слово fumée и производные от него, а также созвучные имеют больше значений: собственно дым и курение, печники, трубочисты, болтуны, лжецы, пустомели.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/raznoobrazie-stilej-v-iskusstve-i-ikh-osobennosti/487-minimalizm

Минимализм (minimal art) в живописи, купить картины в стиле минимализма

Минимализм (minimal art) это направление в искусстве, где приоритетом является простота и лаконичность форм, допускается минимальное искажение материалов, используемых в творчестве. Минималистическое искусство начало набирать популярность в 60-х годах прошлого века.

Художники стремились дать почувствовать зрителю всю натуральность и конкретику произведения, не отвлекая его внимания на фон, детали и композицию.

Минимализм можно встретить не только в живописи. Это направление очень популярно и в дизайне. Минимум предметов, спокойные цвета, лаконичные композиции, много свободного  пространства  – вот основные черты этого направления в дизайне интерьеров. Среди экзотических направлений минимализма особо стоит выделить японский.

Помещение украшается бамбуком, простой и незамысловатой мебелью, шторы и жалюзи выполнены в этническом японском стиле, стены выкрашены в спокойных светлых тонах. Также минимализм можно встретить в веб-дизайне, в автомобильной индустрии, в моде и в промышленном дизайне.

Можно сказать, это направление охватывает практически все сферы человеческой деятельности, где задействовано творчество.

Оформление интерьера в стиле минимализма

Минимализм в живописи: особенности картины художники

Пожалуй, самой первой, получившей известность работой, выполненной в стиле минимализма, является скульптура в виде сферы и куба. Ее воздвиг в своем саду немецкий писатель и философ Гете. Эта скульптура по замыслу автора символизировала «стабильную и уверенную удачу».

В 20-30 годы прошлого века минимализм получил продолжение в работах Малевича и Дюшана. А уже как самостоятельное направление в искусстве оформилось в 60-х годах. Американский художник Ф.Стелла, представил публике серию «Черных картин», на которых были изображены упорядоченные черные линии.

Наиболее известные художники минималисты это: Бочнер, Де Ма-риа,   Флэвин. Ле Витт, Раймэн и прочие. Эти художники помогли минимализму стать отдельным направлением в искусстве. Лаконичность и простота форм вызвала неподдельный интерес у зрителей.

Казалось бы простые и естественные формы не могут означать ничего кроме самих себя, а оказалось, что каждый человек видит их по своему.

Одна из культовых работ минимализма «Die» (умирать), автор Tony Smith.1962 год

Минимализм в живописи: особенности картины художники

Мощный толчок это направление искусства получило в начале 1960-х годов в Нью-Йорке среди художников, которые считали, что искусство стало слишком скучным и академичным. Волна недовольства спровоцировала большие изменения в творческом мышлении  многих авторов.

Скульптуры стали использовать в качестве основы промышленные материалы и предметы строгой геометрические формы. Они как и художники избегали  явного символизма и эмоционального содержания, но вместо этого старались обратить внимание на материалы и композицию.

К концу 1970-х минимализм обрел настоящую популярность в Европе и Америке и не в последнею очередь благодаря музейным кураторам, арт-дилерам, журналистам и публике, которая благосклонно отнеслась к набиравшему популярность направлению искусства.

Основные идеи и черты:

  • Минималисты стремились к разрушению традиционных представлений о скульптуре. Они стереть различия между живописью и скульптурой. Именно поэтому на многих картинах изображены геометрические фигуры, а в скульптурах присутствуют элементы живописи.
  • Минималисты не хотели, чтобы их работы вызывали ассоциации и яркие эмоциональные переживания. Их девиз можно сформулировать как,-  квадрат это просто квадрат.
  • Большое влияние на это течение оказал русский конструктивизм. В работах Марселя Дюшана были использованы промышленные материалы с простой и грубой формой. Он сознательно отказался от долгого творческого процесса с использованием различных декоративных техник. Его работы больше напоминали выпущенные изделия с завода, чем творчество сделанное руками человека.

Источник: https://gogetart.art/blog/75-minimalism

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector