Как выражается экспрессионизм в живописи?

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия двадцатого века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к отображению окружающего мира, сколько к выражению художественными способами эмоционального состояния автора.

Полагают, что сам термин «экспрессионизм» был введен чешским историком искусств Антонином Матешеком в 1910 году в противоположность термину импрессионизм. Экспрессионист желает, превыше всего, выразить себя, мгновенное впечатление и строит более сложные психические структуры.

Экспрессионизм — стиль в изобразительном искусстве и его особенности

Экспрессионизм в живописи: история художники картины

Экспрессионизм в живописи: история художники картины

Экспрессионизм в живописи: история художники картины Экспрессионизм в живописи: история художники картины

Впечатления и умственные образы проходят через человеческую душу, как через фильтр, который освобождает их от всего наносного, чтобы открыть их чистую сущность.Экспрессионизм в живописи: история художники картины

Своими предшественниками немецкие экспрессионисты считали постимпрессионистов, которые открывая новые возможности цвета и линии, перешли от воспроизведения действительности к выражению собственных субъективных состояний.

Драматические полотна Винсента ван Гога, Эдварда Мунка и Джеймса Энсора пронизаны зашкаливающими эмоциями восторга, негодования, ужаса.Экспрессионизм в живописи: история художники картины

Экспрессионизм в живописи: история художники картины Экспрессионизм в живописи: история художники картины

Тем не менее отдельные художники продолжали работать в рамках экспрессионизма на протяжении многих десятилетий. Резкие, нервные мазки и дисгармоничные, изломанные линии отличают работы крупнейших экспрессионистов Австрии — Оскара Кокошки и Эдмона Шиле.

В поисках эмоциональной выразительности французские художники Жорж Руо и Хаим Сутин резко деформируют фигуры изображаемых. Макс Бекман преподносит сцены богемной жизни в сатирическом ключе с налётом цинизма.Экспрессионизм в живописи: история художники картины

Также к основным представителям экспрессионизма можно отнести следующих художников — Эдвард Мунк, Эрнст Людвиг Кирхнер, Франц Марк, Рихард Герстль, Зинаида Серебрякова, Франк Ауэрбах, Альберт Блох, Пауль Клее, Макс Курцвайль, Ян Слейтерс , Николае Тоница, Мильтон Эвери.Экспрессионизм в живописи: история художники картины

Гротескные искажения пространства, стилизованные декорации, психологизация событий, акцент на жестах и мимике — отличительные черты экспрессионистского кинематографа, который расцвел на студиях Берлина с 1920 по 1925 годы.

После прихода власти нацистов в 1933 году многие кинематографисты экспрессионистского направления, перебрались в Голливуд, где внесли весомый вклад в формирование американских жанров фильма ужасов и фильма-нуар.

Источник: https://www.designonstop.com/webdesign/trends/ekspressionizm-stil-v-izobrazitelnom-iskusstve-i-ego-osobennosti.htm

Экспрессионизм в живописи

Экспрессионизм (лат. expressio — выражение) — стиль живописи, одно из течений авангардного искусства. Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму. Наибольшее развитие получил в начале XX века. От импрессионизма экспрессионизм отличает яркая выразительность, эксцентричность, преувеличенная эмоциональность.

В своих картинах художник-экспрессионист пытается выразить не столько внешние качества, сколько внутренние переживания за счёт внешних образов.

Если импрессионизм, который пришёл на смену классическим техникам живописи, всё также изображал действительность, лишь различными техниками подчёркивая настроение, атмосферу, лёгкие переживания и впечатления, то последующий за ним экспрессионизм перешёл от копирования и созерцания к самостоятельному творению и переосмыслению всех канонов искусства.

Можно сказать, что экспрессионизм — это новый виток в революции искусства, когда художники от просто копирования действительности всё больше уходили в авангардные техники, которые позволяют ярче выразить ощущения, эмоции, абстрактные чувства, переживания.

Художники-экспрессионисты начала XX века особое внимание обращали на такие эмоциональные переживания, как страх, боль, отчаяние, тревога.

После Первой мировой войны художники пытались выразить не только своё впечатление от мира, который настолько нестабилен, что в любую минуту может стереть с лица земли тысячи людей, но и крайне обеспокоенное настроение общества.

Потому для зрителя того времени эти картины были максимально понятны, а новый стиль своевременным и актуальным.

Новый стиль в искусстве, который стал настоящим открытием как для художников, так и для зрителей, развивался очень быстро и стремительно. У экспрессионизма есть особая стилистика изображения.

Здесь присутствуют упрощения, практически сравнимые с примитивизмом, преувеличения, которые подобны гротеску, элементы импрессионизма, угловатые линии, грубые мазки, яркие цвета, вызывающий контраст оттенков — все эти техники направлены только на то, чтобы отбросить всё лишнее, не зацикливать человека на красоте деталей, а сосредоточить всё его внимание на главной идее.

Также как и в импрессионизме, здесь сохранился такой элемент, как изображение мгновенного впечатления, который способен передать всю глубину переживаний. Особое влияние на экспрессионистов оказали постимпрессионисты, которые к тому времени разработали множество техник изображения, работы с цветом и линией.

Самыми известными экспрессионистами стали: Эдвард Мунк, Эрнст Людвиг Кирхнер, Франц Марк, Зинаида Серебрякова, Франк Ауэрбах, Альберт Блох, Пауль Клее, Ян Слейтерс, Николае Тоница, Мильтон Эвери, Макс Бекман и многие другие.

Картины в стиле экспрессионизм

Экспрессионизм в живописи: история художники картины

Алексей фон Явленский — Фермер

Экспрессионизм в живописи: история художники картины

Амедео Модильяни — Молодая женщина с маленьким воротничком

Экспрессионизм в живописи: история художники картины

Анри Матисс — Портрет Л. Н. Делекторской

Экспрессионизм в живописи: история художники картины

Богумил Кубишта — Курильщик

Экспрессионизм в живописи: история художники картины

Макс Бекман — Цирковые артисты II

Экспрессионизм в живописи: история художники картины

Оскар Кокошка — Автопортрет (Фьезоле)

Экспрессионизм в живописи: история художники картины

Пауль Клее — Голова бандита

Экспрессионизм в живописи: история художники картины

Эгон Шиле — Сидящая женщина с согнутым коленом

Экспрессионизм в живописи: история художники картины

Эдвард Мунк — Крик

Для кафе или ресторана вам необходима красивая, качественная и надёжная мебель? На сайте компании Premier Decor http://www.premierdecor.ru/ вы сможете приобрести стулья для барной стойки и многое другое по самым адекватным расценкам. Большой ассортимент продукции для тех, кто заботится о своих посетителях.

Источник: https://art-assorty.ru/7859-ekspressionizm-v-zhivopisi.html

Экспрессионизм – это крик!

Нет, не для сытой европейской публики, не для гармонии и красоты экспрессионисты создавали свои работы. А вопреки общим современным стандартам и потребностям толпы, сиюминутному мгновенному впечатлению, внутренней глухоте людей и, быть может, собственной душевной боли за наступающее будущее.

Сочетая глубокую архаичность с мрачной патетикой форм, напряженных линий и штрихов, с раздражающей обнаженностью тел, но больше душ, экспрессионизм рождал у зрителя ядовитые ощущения внутреннего беспокойства, дисгармонии и обреченности. Экспрессионизм в живописи: история художники картины Экспрессионизм в живописи: история художники картины Экспрессионизм в живописи: история художники картины

Бурное развитие индустрии, науки, искусства конца 19-го – начала 20-го века настигло Европу накануне первой мировой войны. Противоречивое время породило глубокий мировой экономический кризис, а также растерянность людей, изуродованность их жизни. Результатом первого военного конфликта такого огромного масштаба стал распад множества империй, в том числе и Российской.

Неудовлетворенность жизнью, властью, политическими режимами породили пугающие, изломанные образы людей, животных, мира. Безжалостно обнажая душу, экспрессионисты словно предчувствовали катастрофу и ужасались своим мыслям.

Охарактеризовать стиль экспрессионизм можно как субъективно-эмоциональное отражение художником того, что он видит, переживает, ощущает, предугадывает. Это личное и даже интимное искусство, рождающееся в творческом одиночестве.

Не видимый реальный мир важен экспрессионистам, а поиски собственной души, которая является неким фильтром, освобождающим от всего ненужного и наносного.

Это случилось в 1905 году. Группа молодых дрезденских художников решили бороться с «отжившими установками стариков» и создавать свободное искусство. Спустя время объединение «Мост» уже в Берлине!

Так они представлялись на выставке прогрессивных художников, отвергавших академизм. Итак, символичный «мост» должен быть протянут в новое искусство. Будущие архитекторы Фриц Блейль, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф – основатели экспрессионизма – желали изменить у публики и художников ожидание от творчества, преобразовать его. Экспрессионизм в живописи: история художники картины Экспрессионизм в живописи: история художники картины Экспрессионизм в живописи: история художники картины

Читайте также:  Какие бывают техники рисования гуашью?

Объединение пыталось вернуть в живопись тонкость внутренних чувств, индивидуальность художественного почерка, а главное – авторскую эмоцию, пропадающую в банальности современных картинных образов и сюжетов. Несмотря на то, что официально экспрессионизм рожден в начале XX века, его зачатки проявлялись и раньше: в творчестве постимпрессионистов.

Любовь к передаче настроения, чувств с помощью игры цвета, искажений линий и форм, роднит Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Анри Матисса, Поля Сезанна с будущими экспрессионистами.

Проникновенные, глубокие, сверхэмоциональные картины Эдварда Мунка часто считают олицетворением экспрессионизма. Хотя этот художник шел своей собственной дорогой намного раньше молодой «дрезденской четверки», разъедая себя изнутри тяжелыми воспоминаниями жизни, страхами и болью. И все же – норвежец Мунк стал символом стиля.

Его знаменитая картина «Крик» потрясает чудовищной агонией одинокой, истерзанной души в огромном, движущемся мире. Автор потом пояснял, что это услышанный им крик природы на закате.

Но Ван Гог однажды изрек тонко подмеченную мысль: «Настоящие художники не рисуют вещи такими, как они есть… Они рисуют их, поскольку сами чувствуют себя ими».

Свое яркое, запоминающееся имя стиль экспрессионизм обрел с легкой руки немецкого философа, искусствоведа Вильгельма Воррингера, который описал термин в книге «Абстракция и вчувствование». Само слово произрастает от латинского expressio, что означает «выражение». Предполагают и другую версию.

В журнале «Der Sturm» (1911 г.) экспрессионистами назвали авторов скандальной берлинской выставки «бунтарей», отвергавших академическое искусство. Среди них были скандинавские, французские постимпрессионисты, «новые» немецкие художники, а также основоположники кубизма: Жорж Брак и Пабло Пикассо.

Экспрессионизм в живописи: история художники картины Экспрессионизм в живописи: история художники картины Экспрессионизм в живописи: история художники картины Расцвет и жизнь особенного, экзотического стиля был недолог. В 1933 году при власти Гитлера сам экспрессионизм, картины художников этого направления объявляют «дегенеративным искусством». Некоторым чудом удавалось спасти холсты, кто-то канул в небытие. Но истинные продолжатели экспрессионизма работали в этом направлении и дальше.

Мир знает таких крупнейших художников-экспрессионистов, как: Жорж Руо, Макс Бекман, Оскар Кокошка, Макс Курцвайль, Ян Слейтерс, Николае Тоница, Эдмон Шиле, Франц Ауэрбах и многих других.

Намного позже, в конце 40-х годов XX века, в американской живописи зародился абстрактный экспрессионизм, отличающийся полной независимостью от форм окружающего мира, выражающий себя лишь через текстуры цветовых пятен, линий, мазков, но с той же остротой чувств и непосредственностью творческого самовыражения.

Источник: https://izokurs.ru/blog/ekspressionizm-eto-krik/

Экспрессионизм: предчувствие катастрофы

Как и для любого мощного художественного движения, для экспрессионизма невозможно назвать точную дату или год рождения. Невозможно провести границу на карте и указать территорию, на которой экспрессионизм родился и окреп. Все приблизительно.

Кроме одной железобетонной пространственно-временной характеристики: северная Европа накануне Первой мировой войны. Экспрессионизм — это авангардное художественное течение, новое трагическое мировоззрение и целый свод многозначительных мотивов, символов и мифов.

И, кстати, это революционная реакция не только на поношенное, безжизненное традиционное академическое искусство, но и на светлую, идиллическую, южную импрессионистскую «видимость» мира.
Экспрессионизм в живописи: история художники картины

Термин «экспрессионизм», как чаще всего бывает, придумали критики или журналисты. Версий несколько — и, с большой долей вероятности, все они верные.

Первая — красивая: на одной из выставок коллекционер поинтересовался, глядя на картину: «Это что, ?» «Нет, — ответили ему в шутку, — экспрессионизм».

Вторая — задокументированная: в 1911 году в журнале «Штурм» (Der Sturm) экспрессионистами называют французских постимпрессионистов, а также Мунка, Пикассо, Брака и уже некоторых немцев в этой компании — художников, чьи работы представлены на выставке Берлинского сецессиона.

Третья — мировоззренческая: искусствовед Вильгельм Воррингер (Wilhelm Worringer) впервые дал философское и искусствоведческое описание термина в книге «Абстракция и вчувствование». Это тот самый ученый, который позже вместе с Василием Кандинским и Францем Марком в манифесте «В борьбе за искусство» расскажет о связи экспрессионизма с готикой и северной традицией.

Экспрессионизм не случился вдруг от зашкалившего социального напряжения и всеобщей усталости после торжественного импрессионистского светового шоу — у движения были пророки-одиночки, сочинившие для него основы, живописный язык, вернувшие в современность Христа, запустившие в нее экзотических богов и чудовищ.

Предтечами экспрессионистов называют голландца Ван Гога и француза Гогена — как раз благодаря завезенному с островов экзотическому варварству и спустившемуся на землю Христу.

Бельгийца Джеймса Энсора себе в предшественники берут не только экспрессионисты, но и сюрреалисты: у него люди в застывших масках, а маски, наоборот, как живые, — первобытный страх и ирония.

Норвежца Эдварда Мунка для простоты даже называют экспрессионистом — это у него впервые любовь становится пугающей, жадной, вампирской, а пейзажи вызывают необъяснимое ощущение постоянной угрозы.

Эдвард Мунк экспрессионистом не был. В молодости он восхищался импрессионизмом, ездил во Францию, писал статую Родена и делал копии картин Гюстава Кайботта. А когда приближалась Первая мировая война, 50-летний Мунк уже давно пережил несколько нервных срывов, годы отчаянных страхов и необъяснимой тревоги, написал несколько вариантов «Смертного одра» и «Крик».

Его личный север и его личная война сделали Мунка экспрессионистом до того, как придумали этот термин, и до того, как его молодые последователи в Германии и Австрии заговорили о предчувствии глобальной катастрофы, об искаженном мире, о деформированной реальности.Эдвард Мунк — художник вне стилей и движений.

Но его художественный мир, страшный, враждебный, подсказанный трагическими детскими воспоминаниями и взрослыми страхами, оказался созвучен ощущениям и мировоззрению целого поколения молодых художников десятки лет спустя.

Благополучные дети разумных родителей, студенты архитектурного отделения Высшей технической школы, они расслышали в вызывающих живописных контрастах, пылающих небесах, искаженных лицах на картинах Мунка единственно верный язык, на котором можно говорить о современном мире. Берлин стал столицей Германии в 1871 году.

До начала Первой мировой войны его население увеличилось в 2,5 раза: в столицу съезжались в поисках работы, удачи, денег. В начале ХХ века рост города были головокружительным, а жажда обновлений — неутолимой и опасной.

Машин было столько, что возникла необходимость в регулировщиках, в любой конец города можно было добраться на трамвае или автобусе, на Потсдамской площади выросла самая большая в Европе гостиница.

Берлин сияет витринами, рекламами, фарами, огнями ночных клубов и театров — это самый освещенный город Европы, потому что здесь есть целый квартал, названный в честь промышленного гиганта Siemens. В начале века именно здесь изготавливают электрокабели.Берлин получил в начале века хлесткое прозвище — Вавилонская блудница.

В отличие от других европейских городов, здесь не было организованных борделей. Проститутки искали клиентов прямо на улицах и площадях, смешивались с толпой несущихся по улицам прохожих. Но работа была не из легких: нужно быть достаточно заметной, но нельзя выглядеть слишком вульгарно.

Отряды моральной полиции, отслеживающие проявления неподобающего поведения на ночных улицах, не должны ничего заподозрить. Так между проститутками и их клиентами складывается особый язык улыбок, подмигиваний, незаметных жестов, по которым можно было распознать нужную особу и договориться о деле.

Берлин стремился стать самым прекрасным городом в мире, не хуже, чем культурная столица Париж и индустриальная столица Лондон. Он развивался в бешеном темпе, накапливая напряжение людей, не готовых к таким быстрым переменам.

Все больше женщин работают на производствах — все больше недовольных мужчин, которые видят в этом угрозу для семьи, будущего потомства и собственного эго. Все больше рабочих с отчаяньем перестают чувствовать себя мастерами и оказываются безымянными винтиками в машине серийного производства.

Выбирая из десятков новейших, модных питейных заведений, берлинцы не имели возможности выбирать власть. Строятся мосты, заводы, устраиваются впечатляющие индустриальные выставки — и при этом безбожно перемалываются культуры и традиции колоний.

Читайте также:  Когда появилась аллегория в живописи?

Именно в такой Берлин в 1911 году приехали из Дрездена создатели художественного объединения «Мост», первой экспрессионистской группы.

Официальным годом рождения экспрессионизма считается 1905 — год создания объединения «Мост». В Дрездене четыре студента-архитектора — Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель — решили менять немецкое искусство.

В разное время к ним присоединялись Эмиль Нольде, Макс Пехштейн и другие художники. «Мост», как и экспрессионизм вообще, некоторое время был просто синонимом нового искусства.

Программа группы, оформленная в виде гравюры, была не о стилистических особенностях, а о революции: «Мы, молодые, — залог будущего, хотим добиться свободы в жизни и в сопротивлении отжившим установкам стариков. К нам принадлежит каждый, кто непосредственно и искренне выражает то, что понуждает нас творить».

Любое авангардное движение, противопоставлявшее себя традиционной живописи, находило собственный путь из академизма. Импрессионисты ушли в острую современности и сиюминутность.

Экспрессионистам же современность не особо нравилась, как, впрочем, и импрессионистская имитация реальности — и они ушли в архаику, экзотику и мистику. Видимый мир виден каждому, считали они, нет смысла его изображать.

Важно лишь эмоциональное состояние автора — и его способность при помощи формы, цвета, штриха передать это состояние зрителю.Из готического искусства они с наслаждением забирают вытянутые вертикально формы и повторяют древнюю иконографию в построении лиц и фигур.

Им очень близки гротескные видения Босха и Гойи, им по душе мистические ожидания и культ чувств эпохи романтизма, они любят за мрачную патетику и напряженность линий.

Экспрессионисты возрождают гравюру, нарочито грубо режут на дереве фигуры, оставляя видимыми зазубрины, шероховатости. За пределами цивилизованной Европы, в колониях, в Африке, они восхищаются примитивными, но удивительно выразительными формами масок, ритуальных скульптур, цветовой простотой гравюр.
Экспрессионизм в живописи: история художники картиныПервая выставка художественного объединения «Мост» проходила в выставочном зале электролампового завода (на фото вверху; источник: tate.org.uk). Афишу выставки разработал Фриц Блейль (репродукция слева), а немецкая полиция ее запретила как непристойную и целенаправленно уничтожала.

В этот дрезденский период участники «Моста» каждое лето уезжают на Морицбургские озера и находят в этих богемных, расслабленных, нудистских тусовках-пленэрах выход из современного ада, ужаса и одиночества.

Они пишут обнаженных женщин, скорее, варварок и диких животных, чем цивилизованных немок, пишут друг друга и не питают иллюзий: там, где дикая, неуправляемая энергия вырывается в человеке наружу, обнаруживаются не только невинность и природная грация, но и звериное, голодное, аморальное, воинственное.

С переездом в громкий, сияющий Берлин каждый из участников «Моста» постепенно расстается с прежними сюжетами и надеждами на спасение в дикой природе. В оставшиеся три года до войны они создадут самые важные и эмоционально острые работы. Но уже каждый сам по себе.

Этот первоначально постулированный экспрессионистами художественный вызов «писать эмоции художника, а не внешний мир», «искать собственную душу» ведет еще и к творческому одиночеству и непохожести всех на всех. В экспрессионизме не предусмотрена общность.

В Австрии художники, которых потом причислили к экспрессионистам, были одиночками всегда.

Оскар Кокошка и Эгон Шиле участвовали в общем противостоянии академизму. Но если большинство австрийских художников (в том числе Густав Климт, учитель Шиле) писали декоративные панно в стиле и планировали изменить художественный мир, пробравшись в гостиные и спальни обывателя с новыми художественными идеалами, то Шиле и Кокошку в респектабельных гостиных не охотно принимают.

Эротизм и мистицизм модерна всегда приятен глазу — узоры, распахнутые глаза, золотистые волосы, ощущение тайны. Эротизм и мистицизм экспрессионизма — пугающие, бездонные, раздражающие и обнажающие: нечеловечески заломленные руки и ноги, мир, разобранный на простейшие куски, насыщенные до ядовитости или до грязноты краски, ощущение обреченности.Эгон Шиле писал вызывающие , обнажая уже не тело, а душу модели.

Кокошка — гротескные, как будто недолепленные фигуры в нелепых театральных позах. Кстати, Кокошка был признанным драматургом-экспрессионистом — и его пьесы вызывали не меньше возмущения и благочестивого ропота, чем картины и тряпичная кукла, с которой он ходил в оперу и на светские приемы.

Экспрессионисты вообще часто блестяще совмещают разную художественную деятельность: театр, литературу, музыку, живопись, скульптуру. Экспрессионисты теоретизируют свое искусство — и теоретизируют очень убедительно. Особенно там, где к истории движения подключаются русские.

Художественные поиски объединения «Синий всадник», на первый взгляд, лежат где-то за пределами экспрессионистского круга тем и настроений. Об их причастности к направлению часто спорят: ни напряженного ожидания катастрофы, ни городского одиночества, ни мистических видений.

Но исходная программная задача у многонационального объединения из Мюнхена «Синий всадник» — та же: противопоставить насквозь продажному, зацикленному на материальном миру некую духовную основу, докопаться до нее и предъявить еще не совсем погибшему человечеству.

Сюжетных усилителей произведение искусства, по теории Василия Кандинского и Франца Марка, не требует — духовная и эмоциональная энергия зашита уже в цвете и форме. Да, от экспрессионизма «Синего всадника» уже рукой подать до абстракции — все так и будет.

Но собрав в 1911 году русских художников Марианну Веревкину, Алексея Явленского, Василия Кандинского, немецких — Франца Марка, Августа Маке, Пауля Клее, «Синий всадник» ищет все тот же выход из традиционного искусства и из огрубевшей реальности.

К примеру, художественный мир Франца Марка — это не анимализм в классическом значении. Это философский анимализм: по той же причине, по которой мостовцы уходили в архаику и мистику, он уходит в мир животных, смотрит на окружающую реальность их глазами.

С одной стороны — получает от такого взгляда новые художественные формы, откровения, с другой — под грязью и мишурой внешнего силится рассмотреть «мечту», «внутреннюю истину».

О духовности искусства, о синтезе искусств участники «Синего всадника» пишут в одноименном альманахе. Но успеют издать только один выпуск — и группа распадется. В Европе начнется катастрофа, которую предчувствовали и предсказывали экспрессионисты.

P.S. Та неотвратимая буря, которой с ужасом ждали художники-экспрессионисты, разразилась войной, эпидемиями и бедностью — и каждый из них очутился в эпицентре этой бури. Август Маке и Франц Марк погибли в Первой мировой совсем молодыми. Эгон Шиле вместе с беременной женой умер от испанского гриппа, когда ему было 28.

Оскар Кокошка вернулся с войны после потери памяти и нескольких ранений, Людвиг Кирхнер — с тяжелым психическим расстройством. Василию Кандинскому пришлось вернуться в Россию. И каждый экспрессионист, который дожил до второй немецкой катастрофы (прихода к власти национал-социалистов), увидел свои картины на выставке «Дегенеративное искусство».

Если уж говорить о возможных отметках начала движения, то это абсолютно точно должен быть «Крик» Эдварда Мунка. Первобытный, инстинктивный страх, мистическое предчувствие неотвратимого, природа как стихия, природа, которая больше не приносит успокоения и душевного отдыха.
Экспрессионизм в живописи: история художники картины

Семья

Картину «Семья» Шиле написал незадолго до смерти: это с женой Эдит и с их нерожденным ребенком, который так и не успеет родиться. Странный семейный , страшный: обреченная грусть, смирение, предчувствие и принятие приближающегося будущего.

Раньше всегда вызывающая нагота моделей превращается здесь у Шиле в незащищенную наготу.Кирхнер ушел на войну добровольцем и вернулся уже год спустя. Он не был ранен и не потерял на войне руку. Кровавая культя, напоминающая срез окорока в мясном магазине, — это не портретная деталь на первом послевоенном автопортрете Кирхнера, а символ бессилия.

Безрукий художник — это не только физиология (у Кирхнера парализовало руки от нервного срыва), это еще и невозможность высказаться.Любовь в системе ценностей экспрессионизма не приносит счастья — только непродолжительные иллюзорные надежды.

Влюбленные на картине «Невеста ветра» Оскара Кокошки не борются с бурей, не побеждают ее силой любви, а замирают в объятиях посреди неотвратимой стихии, надвигающегося хаоса.

Христианские мотивы у экспрессионистов — способ говорить о страдании и боли на повышенных тонах, максимально громко, способ приблизиться к архаическому, средневековому переживанию мирозданья и, наконец, возможность использовать примитивный рисунок и примитивную живопись. «Распятие Христа» Эмиля Нольде — это часть полиптиха «Жизнь Христа». Он складывается из 9 частей и напоминает алтарную картину из средневековой деревенской церкви.

Источник: https://artchive.ru/encyclopedia/39~Ekspressionizm_predchuvstvie_katastrofy

Экспрессионизм в живописи

Экспрессионизм – жанр живописи, возникший после появления модернизма. Если разбирать само слово на несколько деталей, то будет известно, что основной смысл всего жанра живописи, в изображении эмоций, их экспрессивной подачи. Жанр существовал всего десять лет, после чего, разделился на новые подкатегории.

Читайте также:  Как освоить технику пуантилизм?

История создания

Когда в двадцатом веке перед двумя мировыми войнами общество только начинало разбираться, кто такой человек, и какие у него есть права, художники, как и другие творцы, чуть ли не первыми бросились осмысливать данную деталь.

Все творчество было направленно на борьбу именно со внутренними демонами, и в ход шли интересные приемы написания, которые не использовались до этого момента. При этом, экспрессионизм просуществовал всего год, а после вернулся сразу же после первой мировой войны.

Так уж вышло, что изначально идеалы художников не пришлись по вкусу никому, и за недостатком денег на продолжение творчества, многие прекратили его, ради прибыльных проектов. После первой мировой войны, когда большинство пороков всплыло наружу, экспрессионисты вступили в свой бой.

Средний период

К сожалению, средним периодом считается именно период после первой мировой войны. От начала творчества сохранилось только пару имен. Кокошка, Эль Греко, Тучинни. Остальные мастера не создали даже немного интересных работ, и их имена канули в лету.

После же возвращения жанра живописи, основные его представители появились в Германии и Англии, двух странах, где итог первой мировой войны принес максимальное количество бед. Основной упор делался не на натурализм картины, и стандартные критерии рисунка.

Перед создателями ставилась одна задача – картина должна кричать, а вот какими способами художник мог добиться подобного, никого не волновало.

Настоящее время

Так как чтобы донести смысл, многие авторы меняли как форму, так и банальные похожести человека на его собратьев, подобное наследие и пришло на смену натуральным величинам, и эстетике правдивости. Экспрессионизм остался, как смысловая нагрузка.

Сам стиль живописи разделился, и художники перешли в два лагеря. Одни стали кубистами, и начали совершенствовать саму идею развития формы. Другие же решили создавать картины именно асоциального плана, и ушли в социальную повестку.

И те и те авторы, не могли бы существовать, если бы не экспрессионизм.

Экспрессионизм в живописи: история художники картины Эдвард Мунк картина Вампир

Источник: https://wpainting.ru/stili/ekspressionizm-v-zhivopisi.html

Экспрессионизм в живописи, художники экспрессионисты

Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве. Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения. Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию. Именно протест против старой культуры зародил футуризм.

Богатейшие традиции Франции довели до того, что там зародился кубизм, а вот мирный островок спокойствия в Швейцарии оказался родиной дадаизма. Германия также не осталась в стороне.

Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм».

Зарождение экспрессионизма в живописи необходимо искать в многообразии и богатстве немецкой культуры, послужившей основой этому направлению в искусстве.

Ту точку зрения на творчество, оказавшейся ключевой для экспрессионизма, в большей мере определил Фридрих Ницше. Книга «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (1871 г.) выделяет древнегреческое искусство. В ней Ницше старается по-новому его осмыслить.

Философ указывает на 2 типа эстетического начала, называющиеся им дионисическим и аполлиническим. Ницше излагает новый взгляд в этой книге и во многом оспаривает обычный немецкий подход, трактирующий древнегреческое искусство оптимистически, воспринимая его светлое – аполлиническое начало.

Автор показывает другую Грецию – опьяненную мифологией , трагическую – дионисическую Грецию, и в этом он видит ее схожесть с современной ему Европой.

По Ницше дионисическое начало– это опьянение, хаос, забвение, экстатическое растворение идентичности в массе.

Художники экспрессионисты:

  • Август Маке,
  • Альберто Джакометти,
  • Амедео Модильяни,
  • Бальтюс,
  • Василий Кандинский,
  • Димитрис Митарас,
  • Зинаида Серебрякова,
  • Иоганнес Иттен,
  • Карлос Саенс де Техада,
  • Кэте Кольвиц,
  • Линд Уорд,
  • Люсьен Фрейд,
  • Макс Бекман,
  • Мстислав Добужинский,
  • Николаос Литрас,
  • Осип Цадкин,
  • Оскар Кокошка,
  • Панаиотис Тетсис,
  • Пауль Клее,
  • Рамон Овьедо,
  • Рафаэль Забалета,
  • Рихард Герстль,
  • Спирос Папалукас,
  • Теофрастос Триантафиллидис,
  • Франк Ауэрбах,
  • Франц Марк,
  • Хаим Сутин,
  • Эгон Шиле,
  • Эмиль Нольде,
  • Эрнст Людвиг Кирхнер,
  • Ян Слёйтерс,
  • Янис Царухис,
  • Яннис Моралис.

Невзирая на то, что Ницше является основным фактором, спровоцировавшим появление экспрессионизма, это не было единственной причиной рождения нового течения в искусстве.

Всё дело в том, что немецкое изобразительное искусство характерно поиском эстетики уродства. Еще во времена средневековья художники Германии могли находить красоту в безобразном и прекрасное – в отвратительном. Экспрессионизм во многом опирался на опыт мастеров прошлого, таких как Грюневальд, Кранах и Дюрер.

Творчество готических мастеров, таких как Питер Брейгель Старший и Эль Греко, оказало влияние на живопись экспрессионизма.

Экспрессионизм в живописи: история художники картины

Художественное достоинство экзотического искусства Дальнего Востока, Африки и Океании, во многом, открывалось заново. Это все замысловато смешивалось и превращалось в чрезвычайно самобытные картины экспрессионизмаЭкспрессионизм стал такой спорной культурой.

С одной стороны, экспрессионисты не выпускали какой угодно возможности для громкой декларации на тему рождения нового течения, с другой стороны, — рекомендовали отказаться от реальности ради углубления в субъективное переживание. Поклонение индивидуализму в экспрессионизме в живописи удивительным образом совмещается с непрерывным стремлением объединяться.

Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». В него вошло четверо художников-экспрессионистов.

Ими были студенты-архитекторы, слушатели Высшей технической школы Дрездена: Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель. Они были недовольны своим архитектурным образованием, они начали сходиться для коллективных сеансов рисования с натуры.

Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. Члены «Моста» вместе и жили, и работали.

Экспрессионизм в живописи также раскрыл такие особенности изобразительного искусства, как завышенное напряжение цветового контраста, укрепление энергетики формы благодаря деформации и употребления открытых кричащих цветов.

Экспрессионизм в живописи: история художники картины

Купальщицы в Морицбурге, Эрнст Кирхнер

Экспрессионизм в живописи: история художники картины

Девушка под японским зонтиком., Эрнст Кирхнер

Кирхнер обнародовал «Хронику художественного объединения «Мост»» в1913 г. Она вызывала сатирическое несогласие других «мостовцев», которые посчитали, что автор чересчур превысил оценку личной роли в функционировании группы. В итоге объединение официально завершило свою деятельность.

В XX веке экспрессионизм зачастую познавал гонения. Нацисты, которые пришли к власти в Германии, совершили кошмарную акцию. В 1937 г. организовали большую выставку работ экспрессионистов под названием «Дегенеративное искусство». Картины экспрессионизма, которые были выставлены, подлежали уничтожению.

Экспрессионизм в живописи оказал огромное воздействие на развитие изобразительного искусства, невзирая на всю внутреннюю особенность и противоречивость.

Картины Модильяни, Кирхнера, Мунка Кандинского, Нольде и большинства ярких представителей- экспрессионистов поменяли воспринятие людей, свели точку зрения и приготовили мир к восприятию нового, еще более причудливому и странному искусства.

 

Источник: https://allpainters.ru/napravleniya/jekspressionizm.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector