Какие черты символизма в живописи?

С течением времени символ из обычного знака превратился в одно из самых значимых понятий философии и искусства. Само направление символизм возникло в конце XIX века, как альтернатива реализму и импрессионизму.

Именно в символизме художники выражали свой страх перед окружающим миром, перед техническим и научным прогрессом, перед будущим. Символисты черпали вдохновение в образах и темах смерти, болезней, страданий, порока, греха, любви. Нет смысла бесконечно описывать символизм, его надо видеть.

5 самых известных художников — символистов

Символизм в живописи: черты художники картины

Джованни Сегантини

Джованни Сегантини – итальянский художник, воспевший альпийские горы.  Известность великий мастер получил уже при жизни: его работы с успехом выставлялись в Вене, Милане, Париже. Несмотря на то, что символизм относится к позднему творчеству художника, он не только оставил достойной наследие, но и сумел стать одним из лидеров символизма.

Символизм остро ощущается в его картине «Злые матери», которая была написана на сюжет поэмы буддийского монаха XVII века – «Нирвана». В поэме описываются женщины, отказавшиеся от обязанностей материнства. Эта тема вдохновила Сегантини на создание полотна «Злые матери».

В картине изображены души женщин, которых наказывают за то, что они решились на аборт. Однако работа не так пессимистична. Деревья в этой картине символизируют древо жизни, которое способно возродиться весной. Так, Сегантини, путем изображения религиозного символа, предполагает возможность «возрождения» плохой матери, которая в конечном итоге придет к своим природным инстинктам.

Арнольд Беклин

Символизм в живописи: черты художники картины

Выдающийся швейцарский представитель символизма часто использовал образы нимф, морских чудовищ и других мифологических фигур при написании своих картин. Именно поэтому для его работ характерны таинственность, резкость и яркость по цвету, фантастическая символика. Интересно, что практически все полотна Беклина написаны темперой.

Позднее, в своем творчестве, Беклин все чаще и чаще обращается к теме смерти. Отвечая на вызовы времени, художник наполнял свои картины меланхоличностью, пессимизмом, мрачностью.

Его работа «Остров мертвых» принесла небывалую славу художнику и стала настоящей иконой символизма.

Сюжет картины отражает античную мифологию, где души любимцев богов находили успокоение на уединенном острове.

Полотно в точности отражало настроения эпохи: усталость от жизни, интерес ко всему потустороннему, непонятную тоску. Для современников картина символизировала прощание с целой эпохой, реквием культуре.

Альфред Кубин

Символизм в живописи: черты художники картины

Еще один признанный представитель символизма, известный своей «темной» символикой. В его работах ужас уживался с иронией, тревога и страх – с сарказмом. Постоянные галлюцинации, преследовавшие художника, только усиливали градус мрачности в его картинах. Изображения страха перед будущим, мотивов безысходности, безнадежности принесли художнику мировую славу.

Полотно Кубина «Дух воды» – одно из ярких отражений темной символичной фантазии художника. Путем слияния иррационального мира с реальным, Кубину удалось воплотить в картине свой главный мотив: бессилие человечества перед природной стихией.

Эдвард Мунк

Сумрачная реальность, аллегории, цветовые контрасты, раздутые эмоции – все это символизм. И все эти черты можно встретить в работах яркого норвежского художника – Эдварда Мунка.

Сложная судьба художника наложила опечаток и на стиль его живописи. Мотивы одиночества, страха, смерти – его картины вызывают эмоции даже у тех, кто совершенно не знаком с биографией Мунка. Сам художника не раз говорил: «Болезнь, безумие и смерть – эти ангелы мрака стояли у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь».

Одним из ярких периодов в жизни Эдварда Мунка были 1890-е годы, в которые он создал самые значительные свои произведения. Он использовал одни и те же образы: пожилая женщина в черном, страдающий мужчина, молодая девушка со светлыми волосами, берег моря.

Так, например, в его полотне «Расставание» центральной фигурой является мужчина, который не может расстаться со своим прошлым. Как мы понимаем, что главному герою тяжело уйти от своего прошлого?

Все дело в волосах девушки: длинные волосы развиваются, касаются головы мужчины, пытаясь удержать его.  Девушка символизирует светлое прошлое, а мрачный мужчина – печальное настоящее.

Жизнь Мунк представлял, как вечное расставание со всем, что дорого человеку. А девушка на полотне – лишь часть того, с чем придется расстаться в своей жизни главному герою.

Символизм в живописи: черты художники картины

Эдвард Мунк, «Расставание», 1896г.

Михаил Врубель

Русский символизм – уникален. Символизм в России связывали с религией, мистикой, христианством. В живописи ярким представителем русского символизма является М. Врубель.

Эпичность, монументальность, противоречия между реальным миром и внутреннем миром художника – все это чувствуется в его живописи.

Работы Врубеля сказочны и фантазийны хотя бы потому, что художник часто изображал героев былин, древность и т.д.

Ярким примером символизма является одно из последних творений М. Врубеля – «Жемчужина». Здесь бесконечная галактика, целая вселенная отражается в крошечном жемчуге.

Читайте также:  Какие существуют жанры живописи?

Две девушки – античные богини, наблюдают из мира бессмертных. Создается ощущение чего-то неопознанного, неизвестного, а оттенки черного, белого и перламутровых тонов только усиливают этот эффект.

Но, несмотря на такие смешанные чувства, от картины невозможно отвести взгляд.

Символизм в живописи: черты художники картины

Источник: http://sar-gallery.ru/simvolism-izvestnie-hydozhniki

Художники символисты

Символизм (от греч. Symbolon — символ, знак) — направление в живописи, возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и пришедшее к своему наивысшему расцвету в конце XIX-XX веков как в самой Франции, так и Бельгии, Германии, Норвегии (и ряде иных европейских стран), а также в России (русский символизм по праву признается одним из наиболее ярких явлений в символизме как направлении) и Америке.

Символизм в живописи: черты художники картины

Офелия. Эбер Антуан Огюст Эрнест

Следует отметить тот факт, что первоначально стиль символизм появился как направление в литературе. Так, одними из наиболее ярких представителей раннего европейского символизма являются знаменитые французские поэты Шарль Бодлер, Поль Верлен, Стефан Малларме и др.

Символизм в искусстве поэзии (собственно, как и родившийся вслед за ним символизм в живописи) вдохновлялся, прежде всего, не миром материальным (объективно — далеко не идеальным), а миром духовным, полным возвышенных идей и порывов (что особенно отчетливо чувствуется в творчестве первых художников французского символизма, тогда еще не оформившегося четко в мощный единый поток общеевропейского течения символизма).

Тем не менее, эстетика символизма не предполагает абсолютного противопоставления мира идей и мира вещей (если попытаться оформить сущность стиля символизма максимально просто) — отнюдь.

Главной задачей как символизма в живописи, так и символизма в искусстве, в целом, следует признать, пожалуй, именно желание построить тот самый хрупкий мостик между двумя такими непохожими мирами, живущими как в самом человека, так и в окружающей его действительности.

Несколько забегая вперед, отметим — именно русский символизм, по мнению очень многих критиков веков как ушедших, так и века нынешнего, достиг в этом благородном, но сложно выполнимом намерении, наибольшего успеха. Именно русский символизм подарил Миру бесценные работы художников символистов Михаила Врубеля, Николая Рериха, Константина Сомова и др. известных русских живописцев.

Символизм в живописи: черты художники картины

Следует отметить, что символизму как направлению предшествовало существование символики, как таковой, пожалуй, родившейся почти одновременно с самим человечеством.

Речь идет о том, что черты символизма присущи любым изображениям, посвященным религиозному культу (изначально имеющему в качестве основной цели — соединение мира духовного с миром материальным).

Будь то священные изображения богов Древнего Египта и Вавилона или же Христианских святых и апостолов — все они относится к стилю символизма (пусть они и не включаются непосредственно в образцы символизма в искусстве или символизма в живописи, как таковой).

Итак, сам стиль символизм уходит корнями в древнейшую история человека, тем не менее, четкая эстетика символизма была выработана много позже, благодаря достижениям русского символизма, французского символизма, символизма серебряного века, а также стоящего несколько обособленного от европейского символизма — символизма в искусстве Америки.

Символизм в живописи: черты художники картины

Символизм в изобразительном искусстве характеризуется своей концентрацией не на повседневности, в которой, а на таинственных (и даже божественных) силах, проявляющих себя через душевные переживания персонажей картин символизма, или же яркие проявления божественного в природе.

Одной из ярчайших картин символизма является «Демон сидящий» художник символист Михаила Врубеля. Поистине, данная работа знаменитого русского художника является, безусловно, одной из знаковых для самого течения — русский символизм.

Как читать скрытые смыслы и подтексты в живописи

Пожалуй, именно символизм в живописи наиболее четко передает саму эстетику символизма, саму его суть, ведь именно картины символизма демонстрируют идею, символ «наглядно», не заставляя зрителя сомневаться в том, что же является наиважнейшим элементом композиции и где именно, что называется, спрятан истинный посыл автора. В данном ключе символизм в изобразительном искусстве действительно обладает наибольшей «поражающей» силой, нежели его проявления в иных областях искусства.

Символизм в живописи: черты художники картины

Символизм в России, прежде всего ассоциируют с именами художников периода символизма серебряного века — Михаила Врубеля, Валентина Серова, Николая Рериха, Константина Сомова и ряда иных, не менее талантливых художников, чьи выдающиеся картины символизма по праву являются национальным достоянием России.

Символизм серебряного века обладает такой характерной чертой (главным образом, символизма в России), как концентрация на личности человека, не наделенного божественными силами (исключение следует сделать для ряда известнейших работ М. Врубеля, посвященных мифологической тематике), а обычного, чьи душевные переживания создают, тем не менее, впечатление возвышенности и внутренней погруженности.

Источник: https://beauty-body-studio.ru/simvolizm/

Символизм в живописи

Изначально древнегреческое слово «символ» означало монетку, которая разделена надвое. Двое людей, которые имели по половине этой монетки, при встрече могли узнавать друг друга, путем сложения обеих частей между собой.

Читайте также:  Что такое футуризм в живописи?

Тем не менее, с течением времени символ из обычного опознавательного знака стал одним из самых сложных глубоких и емких понятий мировой культуры философии и искусства.

Тематику символизма в живописи нельзя уместить в рамки определенного направления, манеры, школы, стиля ….

Символизм, как направление изобразительном искусстве складывался в одно время с символизмом в литературе 60-70 годов XIX века, в эпоху «fin de siecle», называемую ее культурологом Максом Нордау, или декаданса. Тем не менее, характерные черты символизма обнаруживаются намного ранее: вся живопись и иконопись средневековья характеризовалась глубоко символическим характером.

Колоссальное влияние на возникновение символизма выразила романтическая эстетика к. XVIII — н. XIX столетия, которая основана на классической философии Германии и особенно, на идеализме И. Канта.

Он утверждал, что нашему разуму приемлемы только феномены, то есть лишь то, как этот предмет представляется в восприятии нашими органами чувств. Непосредственно, природа предмета непостижима.

Тут, человеческому разуму, блуждающему во тьме, и приходит на помощь символ. Он призван выразить умопостигаемый смысл явлений и порожденпрозрением художника.

Источник: https://allpainters.ru/napravleniya/simvolizm.html

Символизм в живописи

Символизм в живописи: черты художники картины

Символизм – жанр живописи, возникший уже во время становления новых государств, в начале двадцатого века.

Во время того, как в разных уголках планеты художники боролись за фактическую революцию в изобразительном искусстве, многие страны не могли позволить себе так ярко выражать протестные настроения. Приходилось обходиться литературными приемами, благо, немногие могли усмотреть завуалированные идеи в рамках живописи.

История создания

Так как в Советском Союзе нельзя было явно выразить определенный протест, художники научились использовать символизм, в качестве своего основного оружия.

При этом, жанр живописи был придуман во Франции, но был забыт, и снова использовался только во время немецкой оккупации второй мировой войны. Общество правда, быстро перешло к экспрессионизму, и попытке свергнуть террор звучными листовками, и призывами к войне.

В стране же советов, художники не могли идти против своих же лидеров. И старались драться за ум жителей, а не выводить их на убой.

Символизм изначально не имел никакого стиля написания. Художники лишь апеллировали идеей, но сначала, очень топорно.

Средний период

Но после, появились первые интересные образы. Вообще весь символизм завязан именно на образности мышления, и лишь создав интересную затравку, можно было и дальше развивать картину. Так символизм впервые пережил изменение. Появились четкие правила игры, которые, могли и нарушаться, если на это была своя причина.

Творчество многих художников зависело напрямую именно на литературе. Можно сказать, что на протяжении всей истории жанра, его вели вперед сразу два фактора – осведомленность зрителя, и игра на этом знании со стороны художника.

Настоящее время

Сейчас символизм остался, но в совсем другой форме. Жанр живописи сумел пережить трудные времена, но ушел на новую дорогу конечного восприятия. Теперь символизм разделился. Появился предметным символизм – когда те или иные качества пытаются объяснить посредством схожести людей с какой-нибудь вещью, и психологический символизм.

Первый иногда показывается в форме инсталляций, когда второй стал только воплощением живописи. Картины показывают личность, но посредством искажения ее роли в нескольких парадигм сразу. Именно поэтому, многие относятся к современному искусству с легкой настороженностью. Не совсем понятно, как именно трактовать многие картины двадцать первого века.

Символизм в живописи: черты художники картины Видение отроку Варфоломею Картина – Михаил Васильевич Нестеров

Источник: https://wpainting.ru/stili/simvolizm-v-zhivopisi.html

Символизм в живописи

Кажется, что самое интересное в мире искусства начало происходить с наступлением ХХ века. Да, настоящее бурление, манифестации разрыва с традицией, с прошлым случились на заре последнего столетия второго тысячелетия, но всего этого не произошло, если бы век XIX не готовил почву (весьма крепкую) для эстетического переворота во всем Западном Мире.

Художественные направления, кажущиеся нам сегодня вполне консервативными, традиционными на тот момент подтачивали фундамент академической (застойной) эстетики. Одним из таких направлений был символизм, расцвет которого пришелся на последнюю четверть века и эмоционально запечатлел страхи и мечты всего уходящего столетия.

Наполненный мистицизмом, обращенный к непознаваемому, сокрытому за видимой действительностью, символизм в живописи явился полной противоположностью реалистического направления, сосредоточенного на материальной стороне человеческой жизни.

Хронологически наследуя реализму, символизм (как и импрессионизм) дал возможность зрителям и самим художникам расширить эстетическую палитру. Как бы разнообразны ни были вариации бытовых зарисовок, проявления социального угнетения, пресыщение постепенно приходит.

Собственно, современному (в широком смысле) человеку свойственно пресыщаться похожими сюжетами, он всегда начинает искать обновления репертуара.

Читайте также:  Техника пастозной живописи

С другой стороны, свободные мазки, нечеткость, эмоциональность сближали символизм с импрессионизмом.

Но, если импрессионизм ловит мгновение, то символизм смотрит намного глубже в ткань окружающего мира, связывает его элементы сетью переплетающихся знаков и образов (Михаил Врубель «Сирень», 1900; Михаил Врубель «Валькирия», 1899).

Видимое становится воплощением (всегда присутствующих!) нематериальных идей, искусство соединяет материальное и абстрактное, тело или вещь и идею.

Единство в многообразии

Художники-символисты в живописи повсеместно обращались к мифологическим образам, вплетая их в ткань своих картин (Арнольд Бёкли «Игра нереид», 1886; Гюстав Моро «Фракийская девушка с головой Орфея», 1864).

Они занимались созданием сложных систем отсылок к сюжетам культуры, которые расширяли бы тексты живописных произведений, предлагали новые возможности прочтения.

Аллюзивность, вариативность использования разными авторами одних образов делала изображения интересными, подталкивала к поиску ключей, которые художники любовно распределяли по произведениям.

Таким образом, и образы женщин в живописи Михаила Врубеля, Арнольда Бёклина или Густава Моро могли отсылать к совершенно разным смыслам.

Портрет дамы мог стать воплощением меланхолии (Арнольд Бёклин «Меланхолия», 1871) или одной из возможных трактовок общеизвестного сюжета (Гюстав Моро «Похищение Европы», 1869). Интересно, что образы нередко оказывались переходящими из картины в картину.

Символизм объединял живопись одного автора между собой семантически и, конечно, визуально. Живописная манера, техника, гамма сближали разные произведения, написанные одной рукой (Микалоюс Чюрленис «Сказка королей», 1909; Микаолюс Чюрленис «Сказка. Путешествие королевны.

Правая часть триптиха», 1907). Творчество символистов затуманило реальный мир, подарив взамен женщин в живописи, сотканной из дурманящих облаков соответствий, сблизив идею с материей, воплотив образ мыслей художников.

Источник: https://www.shad.ru/media/publikacii/simvolizm-v-zhivopisi/

Символизм в живописи, купить картину в стиле Символизм

Стиль возник в конце XIX века, охватив такие направления искусства, как литература, архитектура, театр, музыка и живопись. Стремительно развиваясь, символизм обрел популярность, признание и преданных последователей на рубеже ХХ века. Основными чертами стиля считают стремление к экспериментальному началу, поиску новшеств, недосказанности и таинственности.

Описание стиля Символизм

Родившись в философских идеях французских мыслителей в 1980-х годах, стиль нашел отражение сначала в литературе Франции, России и Бельгии, а после завладел творчеством художников и музыкантов. Определение термину дал французский поэт Жан Мореас, издав манифест «Символизм» в 1986 году в периодическом печатном издании «Le Figaro». Он обосновал главные принципы художественного течения:

  1. Отрицание главенства разума над выражением чувств в любой форме их проявления;
  2. Выведение духовной раскрепощенности и свободы самовыражения на первое место;
  3. Негативно отношение к устаревшим моральным ценностям буржуазного класса;
  4. Ожидание перемен социального, исторического и политического характера.

Главная идея символизма в живописи – это использование различных символов для описания подлинных эмоций творца.

Как правило, это непонимание мира и взаимных отношений людей, мистическое представление действительности, видение предзнаменований, предвестников будущих несчастий в представленных фактах.

Символисты использовали таинственные образы, подчеркивали связь с мистическими сущностями, использовали в своих работах собирательные образы и знаки.

Известные художники

Работы символистов наполнены философским смыслом, в них превалируют темные тона, чувствуется трагизм и глубокие переживания художника. Тематика художественных картин самая разнообразная:

  • религиозны сюжеты;
  • мифологические истории и персонажи;
  • герои легенд, преданий, героических эпосов;
  • изображение сверхъестественных сущностей с человеческими качествами.

Известные представители символизма изображали на своих полотнах сильные эмоции: любовные переживания, страх смерти, гнев, ненависть, радость от ожидания несбывшегося. В историю искусств вошли имена и выдающие работы ярких символистов:

  1. Поля Гогена с образной картиной на религиозную тему «Видение после проповеди…»;
  2. Гюстава Мюро с работами исторического и мифологического характера, как, например, «Эдип и Сфинкс»;
  3. Пюви де Шаванна с эзотерическими картинами и наполненными эмоциями литературных персонажей («Джульетта», «Сон»).

Красной нитью в истории символизма проходит творчество норвежца Эдварда Мунка. На первый взгляд в нем нет высокой эстетики и академической красоты. Но сюжеты картин запоминаются с первого взгляда. Они исполнены чувства отчаяния, страха, одиночества. Одной из самых известных работ автора считают «Крик».

Среди русских художников-символистов известны имена Михаила Врубеля, изображавшего своего демона в различных формах, Святослава Рериха, пишущего на духовную тематику.

Современный символизм в живописи

В каталоге онлайн-галереи представлены картины одаренных современных художников, работающих в стиле символизма . Выбранную картину можно купить, оформив сделку с автором через форму на сайте.

Стоимость, размеры, использованные материалы указаны под каждой работой. Живопись в стиле символизм представляет острую грань современного искусства. Она актуальна в интерьере гостиной, офиса, кафе, библиотеки. Картины неизменно вызывают переживания, эмоции, стремление понять автора и постигнуть его философию.

Источник: https://ArtDoArt.com/paintings/style-symbolism

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector