Какие особенности сюрреализма в живописи?

Если вы когда-нибудь смотрели на произведение живописи, которое напоминает академическое, но не могли понять, какой смысл в нем заложен, то вполне вероятно, что вы столкнулись с сюрреализмом, ведь главная цель, которую поставил перед собой сюрреализм в живописи еще в прошлом столетии – это наводить зрителя на размышления.

Сюрреализм как направление в искусстве сформировался в 20-х годах XX века. Сюрреализм в живописи исследует подсознание человеческого разума и, соответственно, утверждает, что познать правду мира можно именно через подсознание, а не через логическое восприятие действительности.

Что такое сюрреализм

Сюрреализм в живописи: представители известные картины

Большое влияние на развитие этого стиля живописи имела теория психоанализа Зигмунда Фрейда. Очень часто художники-сюрреалисты используют в создании картин образы из собственных сновидений. Среди особенностей стиля сюрреализм выделяют следующие:

  • алогизм;
  • иррациональность;
  • переменчивость образов;
  • фантасмагоричность сюжетов;
  • парадоксальность сочетаний и форм;
  • использование символов.

О пяти художниках-сюрреалистах, ставших самыми яркими представителями этого стиля, об их самых главных работах мы и поговорим далее.

Сальвадор Дали

Сальвадор Дали и сюрреализм уже почти стали синонимами — фамилия именно этого испанского художника первой приходит на ум при упоминании данного стиля живописи.

За время своей долгой карьеры Дали добился успеха в скульптуре, моде, рекламе, литературе и кинематографе, в частности, благодаря своему сотрудничеству с Луисом Бунюэлем и Альфредом Хичкоком, но всемирно известен он благодаря своему вкладу в искусство живописи. Его работы теперь находятся в крупнейших художественных музеях мира.

Сюрреализм в живописи: представители известные картины

В основе попыток Дали создать формальный и визуальный язык, способный передавать его сны и галлюцинации, лежит теория Фрейда. Его работы пронизывают навязчивые темы эротизма, смерти и упадка, отражая их схожесть с психоаналитическими теориями того периода.

Опираясь на очевидно автобиографические материалы и детские воспоминания, творчество Дали изобилует готовым к интерпретации символизмом, от фетишей и образов животных до религиозных символов.

В своем творчестве он использовал так называемый параноидально-критический метод познания — состояние, в котором можно создавать иллюзию, сохраняя собственное здравомыслие. Дали считал, что обладает такой способностью, и может освобождаться от рациональных и моральных установок, приобретая мышление сумасшедшего человека.

«Постоянство времени» (1931)

Сюрреализм в живописи: представители известные картины

Этот культовый шедевр живописи в стиле сюрреализм, репродукции которого создавались наиболее часто, иногда встречается под названием «Мягкие часы». На нем изображены четверо часов, которые показывают собственное время. Находятся они в окружении пустынной местности. При этом часы не твердые и плоские, а изображены в мягком, плавящемся и растекающемся состоянии.

Дали использовал часы, чтобы символизировать смертность, прежде всего, свою собственную (взгляните на часы, которые уже поедают муравьи), и скоротечность времени.

В отличие от распространенного мнения о том, что время имеет линейную форму, подобно прямой, с началом и концом, художник считал, что время — органический процесс, который и сжимается, и растягивается.

А пришла идея написания этой картины к Дали после того, как он увидел на тарелке плавленный сыр камамбер.

«Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937)

Сюрреализм в живописи: представители известные картины

Как и во многих других работах в стиле сюрреализм, значение этой картины нелегко уловить сразу. Условно эту картину можно поделить на две части: плавающих в озере лебедей и их отражение.

Мы можем видеть, как элементы реального изображения переходят в нереальное: склонившиеся шеи лебедей отражаются в озере и превращаются в слоновьи хоботы, оперенные крылья — в уши слонов, а стволы деревьев в отражении становятся их лапами.

Перед утесом изображен мужчина — считается, что это автопортрет Дали. Он стоит к озеру спиной, отчего чувствуется некая тревога: вдруг он повернется назад, и окажется, что лебеди и слоны были всего лишь миражом? Именно столкновение действительности и фантазии является основной идеей этой работы.

Рене Магритт

Еще один из известнейших авторов, работавших в стиле сюрреализм, — бельгийский художник Рене Магритт. Он достиг такой популярности благодаря своеобразному подходу к стилю: сюрреализм, в котором Магритт писал картины, называют парадоксальным.

Изображения, прекрасные в своей ясности и простоте, в то же время провоцируют тревожные мысли; это только на первый взгляд кажется, будто они ничего под собой не скрывают.

Магритт обладал талантом увидеть простую, обыденную вещь и придать ее образу нечто таинственное и мифическое.

Он терпеть не мог психоанализ в живописи, его работы можно назвать скорее философско-поэтическими.

Художник стремился избегать отвлекающих факторов, используемых в большей части современной живописи, и придерживался изобразительной техники, которая четко определяла содержание его картин.

Сюрреализм в живописи: представители известные картины

Ключевым элементом творчества Магритта можно назвать мужчин в котелках, которые очень часто появляются на его картинах. Их часто интерпретируют как автопортреты художника, хотя их можно рассматривать и как банальные источники его вдохновения, которые, как известно, находятся вокруг нас в самых обыденных мелочах.

«Влюбленные» (1928)

Сюрреализм в живописи: представители известные картины

На этом популярном произведении живописи в стиле сюрреализм изображена целующаяся пара, лица которой полностью обернуты белой тканью. Магритт довольно часто оставлял комментарии к своим работам, однако эта осталась без авторского объяснения. Отсюда и происходит множество самых разных интерпретаций, которые выдвигают арт-критики и поклонники художника.

Распространенные версии — «Любовь слепа», «От любви теряют голову», которые, однако, кажутся слишком банальными. Специалисты считают, что это попытка двух людей победить отчуждение, которое они чувствуют по отношению друг к другу, но им не удается это сделать даже в момент близости. Существует и версия о том, будто все люди — загадки друг для друга, даже влюбленные.

«Сын человеческий» (1964)

Сюрреализм в живописи: представители известные картины

На этой картине изображен мужчина, одетый в пальто и шляпу; за его спиной мы видим каменную стену, которая обрывается и открывает вид на синее небо, облака и бескрайнее море. Лицо мужчины закрывает словно бы зависшее в воздухе зеленое яблоко.

Исходя из названия произведения живописи, «Сын человеческий», можно сделать предположение о ее значении: несмотря на то, что на ней изображен современный деловой человек, он все равно остается сыном Божьим и, подобно Адаму, способен поддаваться земным искушениям, которые и символизирует яблоко, подобно плоду с древа познания.

Макс Эрнст

Сюрреализм в живописи: представители известные картины

Немец по происхождению, Макс Эрнст был инновационным художником, провокатором, извлекающим из своего подсознания сновидческие сюжеты, потешающиеся над социальными устоями. Он был глубоко заинтересован в искусстве живописи, создаваемом душевнобольными, как средстве доступа к первобытным эмоциям и беспрепятственному творчеству.

Именно Эрнст изобрел технику под названием фроттаж: перевод на бумагу текстуры какой-либо шероховатой или выпуклой поверхности, например, коры дерева. А желание рисовать от подсознательного, также известное, как автоматическая живопись, заняло центральное место в его творчестве в стиле сюрреализм и впоследствии окажет влияние на абстрактный импрессионизм.

«Двое детей и соловей» (1924)

Сюрреализм в живописи: представители известные картины

К поверхности картины прикреплен красный деревянный забор, калитка которого приоткрыта в приветственной манере и показывает нам, на первый взгляд, идиллическую картину, которая на самом деле является сценой ужаса и беспорядка.

Одна из девочек находится в явно бедственном положении: в поднятой вверх руке она держит нож и словно отбивается от маленькой птицы над головой – соловья.

Другая девочка, в таком же сером одеянии, вообще лежит на земле, будто потеряла сознание. Эрнст ввел в эту работу две автобиографические отсылки: смерть его сестры и его детская галлюцинация во время лихорадки – рядом со своей кроватью он видел птицу.

«Ангел домашнего очага» (1937)

Сюрреализм в живописи: представители известные картины

На картине изображено неизвестное фантастическое существо с продолговатыми конечностями, которое совершает прыжок, причем с довольно радостным выражением лица. Монстр одет в лохмотья, которые очень странно разукрашены; выглядит он уродливо. Более того, из его правой ноги, похоже, рождается еще один непонятный монстр – подобно тому, как размножаются клетки раковой опухоли.

Эта работа одна из редких произведений живописи Эрнста в стиле сюрреализм, вдохновленных непосредственно мировыми политическими событиями – она была создана после поражения республиканской Испании в преддверии наступления и распространения немецкого фашизма. Название картины нарочно вводит зрителей в заблуждение, чтобы сыграть на контрасте и шокировать аудиторию, наводя ее на размышления.

Фрида Кало

Эта всемирно известная художница, которая стала символом Мексики, прожила нелегкую жизнь, что отразилось и в ее творчестве. В шестилетнем возрасте она переболела полиомиелитом, это пагубно повлияло на ее ногу и сделало девочку хромой, а двенадцать лет спустя Кало попала в серьезную автокатастрофу, что лишило ее возможности когда-либо иметь детей и приковало к постели на год с лишним. В этот период она и начала рисовать в стиле сюрреализм.

Читайте также:  Кто является основоположником реализма в живописи?

Используя свои личные трагедии, физические и психологические, соединенные с реалистичной техникой рисования, Кало создавала произведения живописи, которые были эмоционально сырые и визуально тревожные. В ее художественном вкладе в сюрреализм доминировали автопортреты, которые очень часто изображали художницу в страданиях.

«Автопортрет на границе между Мексикой и США» (1932)

С помощью этого автопортрета в стиле сюрреализм Фрида выражает свои амбивалентные чувства по отношению к США. Она изображена на картине в нехарактерном для нее, милом и элегантном розовом платье, в белых перчатках, подобно статуе на пьедестале, между двумя разными мирами. В руках она держит мексиканский флаг, который демонстрирует ее приоритеты.

С одной стороны мы видим древний мексиканский пейзаж с теплыми натуральными оттенками, экзотическими растениями и частями скульптур ацтеков – мексиканскую сторону регулируют силы природы и естественный цикл жизни.

А с другой стороны можем наблюдать мертвый, технологический пейзаж Соединенных Штатов, изображенный в более унылых оттенках. Соединяет эти две стороны только электрический генератор на американской стороне, который берет энергию из корней мексиканских растений и питает пьедестал, на котором стоит Фрида.

Надпись на нем гласит: «Кармен Ривера нарисовала свой портрет в 1932 году» (Кармен – имя, данное Фриде при крещении, Ривера – фамилия мужа).

«Две Фриды» (1939)

Этот двойной автопортрет является одной из наиболее узнаваемых произведений живописи Фриды Кало в стиле сюрреализм. Он символизирует боль художницы во время развода с мужем Диего Риверой и последующее превращение ее личности.

С левой стороны для зрителя Кало изображена в современной европейской одежде, которую она надевала до брака. Будучи в браке, она проникается национализмом мужа и проявляет интерес к мексиканскому традиционному платью – в него она одета с правой стороны портрета.

Женщины на картине держатся за руки, их также объединяют сердца, связанные одной артерией. Мексиканская Фрида держит в руках медальон с портретом мужа, а европейская Фрида истекает кровью через перерезанную артерию. Так Фрида показывает две свои разные индивидуальности.

Кровоточащее сердце и грозовое небо на фоне являются фундаментальными символами католицизма и ритуальной жертвы ацтеков, что подчеркивается через физическую боль художницы и ее личную скорбь.

Хуан Миро

Всю карьеру этого испанского художника можно охарактеризовать как настойчивый эксперимент и бесконечные заигрывания с беспредметностью.

Особенностями творчества Миро называют биоморфические формы, геометрические фигуры и полуабстрактные предметы. Художник часто работал с ограниченной цветовой палитрой, но при этом используемые им цвета были достаточно смелые и претенциозные.

Миро изобрел новый вид живописного пространства, в котором визуальные объекты, созданные исключительно из воображения художника, соседствуют с основными, узнаваемыми формами – небесными телами, животными, лестницами и т. д. Появляется даже ощущение, будто реальные и нереальные формы всегда сосуществовали вместе, как в материальной сфере, так и в пространстве живописи Миро.

«Ферма» (1921)

Это полотно предлагает зрителю взглянуть на занятную испанскую семейную ферму. Сам Миро говорил, будто именно «Ферма» стала ключевой работой, итогом всей его жизни в деревенской местности. Он хотел поместить на холст все, что любил в деревне, – от огромного дерева до крошечной улитки.

Бывало, что Миро проводил по восемь часов в день за работой над этой картиной, и все это на протяжении девяти месяцев. Почти с маниакальным вниманием к деталям он поместил различные объекты напротив монохроматических участков пространства для создания особого контраста. Впоследствии картина была продана американскому писателю Эрнесту Хэмингуэю.

«Вспаханное поле» (1923)

Наполненное сложными, непостижимыми фигурами, произведение живописи является изображением одного из пейзажей родины художника – Каталонии. Она кишит органическими формами, растениями, птицами и животными, которые объединяются и сливаются воедино вне зависимости от вида, казалось бы, вопреки природе.

Картина может рассматриваться как дань уважения к прошлому Испании и заявление о пережитых страной современных политических потрясениях. В подобных работах, а также работах до и во время Второй мировой войны, Миро нередко выражал свои собственные политические настроения.

Сюрреализм в живописи имел немало представителей в прошлом веке, а еще больше последователей находит сейчас. В Интернете есть множество ресурсов, где можно увидеть картины в стиле сюрреализм авторства и современных художников, и признанных мастеров XX столетия.

Источник: http://megapoisk.com/sjurrealizm-v-zhivopisi-znamenitye-hudozhniki

Что такое сюрреализм в живописи? Известные представители направления :

Сюрреализм в живописи: представители известные картины

Что такое сюрреализм? Ответить на этот вопрос односложно представляется невозможным. Данное понятие слишком многогранно. Каждый деятель искусства, причисляющий себя к данному направлению, трактует определение этого стиля по-своему.

Поэзия

Сюрреализм как стиль возник в конце первого десятилетия 20-го века. Впервые употребил этот термин французский поэт Гийом Аполлинер. Так он назвал действо, которое происходило на премьере балета «Парад». Художественным оформлением данного спектакля занимался Пабло Пикассо.

В этой театральной постановке все компоненты: музыка, живопись, танец раскрывали идею о преломлении в сознании художника окружающей действительности. Такое видение мира и получило название сюрреализма. Это слово происходит из латыни и может буквально переводиться как «потусторонняя реальность» или «то, что находится вне повседневной обыденности».

Таким образом, направление сюрреализм возникло впервые не в живописи, а в литературе. Данный факт является весьма занимательным, ведь большинство людей склонны ассоциировать в своем сознании сюрреализм именно с творчеством художников.

Сын полка

Этот стиль основан на широком применении различных отсылок к другим произведениям искусства, использовании сложные системы образов, частом обращении к таким измененным формам человеческого сознания, как сновидения, гипноз, транс и так далее.

Интерес творческих людей к подобной тематике можно объяснить реакцией на различные события, происходившие в мире в момент возникновения этого вида искусства.

Несомненно, одним из побудителей к отдалению от окружающей, порою очень агрессивной действительности, явилась Первая мировая война. Французский писатель Андре Бретон, которого называют «отцом сюрреализма», участвовал в данном глобальном вооруженном конфликте.

Сюрреализм в живописи: представители известные картины Этот литератор был единственным ребенком в семье парижских интеллигентов. Родители всеми силами старались дать своему отпуску достойное образование. Андре закончил медицинскую академию.

После получения диплома он сразу же был направлен на фронт. Военные события, происходившие на глазах совсем юного человека (ему тогда не исполнилось еще и 30 лет), повлияли на мировоззрение юноши.

Параллельно своей основной деятельности, Бретон стал заниматься литературным творчеством, собрав вокруг себя кружок из единомышленников, одним из первых членов которого был немецкий художник Макс Эрнст.

На этого живописца, также как и на его друга поэта, сильно повлияла Первая мировая война, предоставив ему многочисленные темы для размышления, и толчок к переосмыслению окружающей действительности.

Предшественники сюрреализма в живописи

Сюрреализм в живописи: представители известные картины

Это одно из самых значительных направлений художественного искусства 20-го века, несмотря на свою видимую оригинальность и отдаленность от повседневности, возникло не на пустом месте. У сюрреализма было несколько родителей и прародителей. Макс Эрнст, художник о котором уже упоминалось в данной статье, в своей юности был увлечен дадаизмом.

Это течение так же, как и сюрреализм, было реакцией на шаткое политическое и экономическое положение во всем мире. Творческая интеллигенция, недовольная картиной происходящего, в своих произведениях обращалась к особой, вымышленной ее представителями реальности, которая, по их мнению, не должна была иметь ничего общего с действительностью.

Эти артисты рассуждали примерно так: «Войны и другие межнациональные конфликты спровоцированы политиками, которые действуют на основе логики и здравого смысла. Если такие умозаключения приводят к столь плачевным последствиям, то нужно в своем творчестве воспевать явления, противоположные им.

Поэтому искусство должно отрицать любое проявление здравого смысла, рассудка, логики, общественных норм, морали и тому подобных вещей».

Само слово «дадаизм» является своеобразным лозунгом направления. Понять, откуда оно произошло, невозможно. Созвучные с ним слова есть в различных языках мира, в том числе и в русском.

Так, дадаисты считают, что наименование стиля могло означать утвердительный ответ, повторенный два раза: «Да, да». В одном из наречий, на котором говорят племена из Южной Африки, таким термином обозначается божество — священная корова.

Это почитаемое животное символизирует женское начало и плодородие.

Другим предшественником реализма был фумизм, который провозглашал критическое мышление и отрицание идеалов высшим благом. Примером работы, где прослеживается подобное нигилистическое видение мира, может служить картина художника Эжена Батая «Джоконда с трубкой».

Читайте также:  Характеристика того, что такое лессировка

Художественные приемы сюрреализма в живописи

Дадаизм был ведущим направлением изобразительного творчества в 10-е годы XX века. Его предшественник фумизм возник еще в 1870-е. Таким образом, можно говорить о преемственности этих стилей.

Соответственно, на вопрос: что такое сюрреализм, можно дать следующий ответ: это направление в искусстве, явившееся новым этапом осмысления мира, пришедшим вслед дадаизму и фумизму.

Самое таинственное из художественных течений 20-го века унаследовало от своих прародителей не только философские идеи и стремление разрушить сложившиеся моральные устои, но и ряд творческих приемов.

Так, например, наследие фумизма можно проследить в таких полотнах, как многочисленные картины Сальвадора Дали, где действующими лицами являются различные исторические персонажи, предстающие в нетипичной для них реальности.

Сюрреализм в живописи: представители известные картиныА из дадаизма в сюрреализм перешел такой популярный вид художественной техники, как коллаж. Этот жанр изобразительного искусства основывается на использовании в работах уже готовых элементов — вырезок из газет, опавших листьев, обоев и так далее.

Новаторство

На основе коллажной техники возник и более вызывающий с точки зрения общественной морали вид работ, называемых «готовыми». Идея этого приема заключается в том, чтобы взять какой-либо предмет, мало ассоциирующиеся с художественным творчеством, и, переосмыслив его значение, представить его как шедевр искусства или одну из частей его.

Так, в творчестве скульпторов-сюрреалистов часто употребляются предметы мебели, бытовой техники и так далее. Подобные новаторские техники вызывают до сих пор множество споров среди критиков.

Однако художники сюрреализма, такие как Макс Эрнст, никогда не пренебрегали возможностью подогреть интерес к своим работам при помощи каких-либо скандальных выходок.

А значит, негативные отклики журналистов об их произведениях играли этим деятелям искусств только на руку.

Преемники сюрреализма

Этот стиль, как уже было сказано, являясь одним из звеньев в цепи декадансного искусства, имеет и собственных детей. Например, склонность Сальвадора Дали в своих поздних сюрреалистических картинах изображать знаменитостей из мира богемы, было унаследовано более поздним художественным течением, получившим название поп-арт.

Примером подобных работ можно называть скульптуру «Мозг Элиса Купера», созданную все тем же испанским гением, и портрет Мэрилин Монро, принадлежащий перу Энди Уорхола.

Последний является одним из основоположников поп-арта. От сюрреализма новое направление искусства унаследовало и стремление поэтизировать обычные, казалось бы, предметы повседневного быта. Почти каждому любителю искусства известна работа Уорхола, на которой изображены консервные банки.

Страна снов

На вопрос: «Что такое футуризм?» во многих энциклопедических справочниках дается определение, подобное этому: «Направление представляет собой стиль, основанный на таких явлениях человеческого сознания, как сон и другие малоизученные состояния».

По этой причине несложно догадаться, что многие представители данного стиля являлись поклонниками немецкого психолога Зигмунда Фрейда. Этот ученый известен своим изучением сновидений и их толкованием. У него есть несколько трактатов, посвященных именно этой проблеме.

Возвращаясь к теме живописи, стоит вспомнить такую сюрреалистическую картину, как «Сон, вызванный полетом пчелы…» Это полотно написал испанский гений изобразительного искусства Сальвадор Дали.

Мистический подход

Соответственно, художники, стремившиеся отдалиться от рутины повседневной жизни, часто прибегали в своем творчестве к мистическим и мифологическим сюжетам. Даже обычные предметы домашнего обихода, такие как часы, часто изменяли свою форму и консистенцию на полотнах сюрреалиста Сальвадора Дали.

Интеллектуал среди мистиков

Особняком среди всех картин в стиле сюрреализм стоят творения бельгийского художника Рене Магритта. Этого деятеля искусства можно назвать интеллектуалом направления.

Его работы выделяются среди всего наследия стиля сюрреализм своими идеями, основанными на логической игре, а также на своеобразном стремлением представить на полотнах что-то вроде шарад и ребусов. Они заставляют людей задуматься о смысле окружающей действительности.

Сюрреализм в живописи: представители известные картины

Этот живописец, в отличие от Сальвадора Дали, Макса Эрнста и других, почти не прибегает в своем творчестве к теме мистицизма и и не употребляет образы, связанные с мифологией и религией. Напротив, он старается заставить зрителей вспомнить о том, что окружающий мир лучше всего может быть осмыслен при помощи таких мыслительных процессов, как логика.

Широко известна серия его картин, посвященных идее о том, что человеческое зрение не всегда отражает предметы действительности такими, какие они есть на самом деле.

Например, в этом цикле, носящем название «Вероломство образов» есть полотно, на котором изображена обычная курительная трубка. Надпись, которая приводится под предметом, гласит: «Это вовсе не трубка».

Таким образом, художник хотел сказать о том, что краски, при помощи которых создается иллюзия, вызывающая в сознании человека образ привычной для него вещи, не являются, в сущности, этим предметом.

О политических взглядах

Многие деятели искусства, которые причисляли себя к направлению сюрреализм (картины их имели все признаки этого стиля), пропагандировали оппозиционные и даже радикальные политические идеи. Многие из этих художников были членами коммунистических партий своих стран.

Однако большинство из данных живописцев говорили о том, что революцию нужно проводить не в политической системе, а в мировоззрении людей.

Конфликт Сальвадора Дали с братьями по оружию

Продолжая данную тему, стоит упомянуть о том, что в середине тридцатых годов испанский гений живописи вышел из кружка сюрреалистов, в который он ранее входил.

Его изгнание произошло именно из-за того, что он отказался отождествлять свое творчество с каким-либо политическим течением. Он всегда отвечал на нападки собратьев по творчеству такой фразой: «Неважно, к какой партии я отношусь. Я и есть сюрреализм».

Сальвадор Дали известен и таким изречением: «Пикассо испанец, я тоже. Он — гений, я тоже. Пикассо — коммунист, а я нет».

Сюрреализм в живописи: представители известные картины

Тем не менее существует даже определенное течение в политике, которое также носит название сюрреализм. Соответственно, на вопрос «что такое сюрреализм» можно ответить и следующим образом: это явление в культуре, искусстве и общественной жизни, появившиеся в первой половине 20-го века.

Самокритичный гений

Общепризнанный король представителей сюрреализма, Дали относился к своему творчеству в своеобразной манере, которая содержала большую долю юмора. Свою популярность он тоже воспринимал подобным образом. Порою он подходил к чистому холсту, делал на нем несколько мазков различными цветами, а потом говорил: «Ну, все! Я могу продать эту картину за пару тысяч долларов».

То же самое произошло и во время одной из его встреч со знаменитым рок-музыкантом Элисом Купером, когда он показал певцу свою новую скульптуру. Это был вылепленный из гипса мозг знаменитого американца. На вопрос Элиса: «Я могу это взять себе?» Сальвадор сказал: «Конечно же, нет! Это стоит миллионы долларов».

Заключение

Сюрреализм в живописи: представители известные картины

В данной статье были приведены несколько определений того, что такое сюрреализм. Известные картины, перечисленные в тексте, являются общепринятой классикой. Также была представлена история этого направления. Несколько интересных фактов из жизни знаменитого Сальвадора Дали дополнили этот краткий экскурс.

Одним из примечательных моментов, на которые стоит обратить внимание, является тот факт, что это направление впервые возникло в литературе, а не в художественном искусстве. Сюрреализм, породивший несколько стилей-приемников, жив и сегодня в творчестве современных живописцев.

Источник: https://www.syl.ru/article/368433/chto-takoe-syurrealizm-v-jivopisi-izvestnyie-predstaviteli-napravleniya

Сюрреализм в живописи

Сюрреализм в живописи: представители известные картины

Отличительной особенностью сюрреализма является использование парадоксальности сочетаний форм и иллюзий. В нем умело совмещается сон и реальность, настоящее и вымышленное. Художники-сюрреалисты вдохновились идеей – революцией собственного сознания.

И искусство выступило, по их мнению, инструментом для этого. Смесь философских учений является характерной особенностью теории сюрреализма.

Интуиция (по утверждению философа Анри Бергсона) есть единственное средство в познании истины и на этой идее появляется искусство, где окружающая нас реальность воспринимается в форме «индивидуального виденья», а не как логическое понятие.

Сам процесс творчества имеет мистический, иррациональный характер. Модное в то время учение о психоанализе Зигмунда Фрейда оказало большое влияние на эстетику сюрреалистов.

В 1917 году французский поэт Гийом Аполнер впервые упоминает понятие «сюрреализм». Но лишь в 1924 году сюрреализм получает теоретическое обоснование в «Первом манифесте», который написал Андре Бретон.

Художники сюрреалисты:

  • Сальвадор Дали,
  • Альберто Джакометти,
  • Андре Массон,
  • Аршил Горки,
  • Бальтюс,
  • Вангел Наумовски,
  • Вифредо Лам,
  • Вольфганг Паален,
  • Джорджо де Кирико,
  • Жак Эроль,
  • Жан Арп,
  • Жоан Миро,
  • Жорж Папазов,
  • Здзислав Бексиньский,
  • Ив Танги,
  • Макс Эрнст,
  • Ман Рэй,
  • Мауриц Корнелис Эшер,
  • Михаэль Сова,
  • Октавио Окампо,
  • Пауль Клее,
  • Поль Дельво,
  • Рауль Юбак,
  • Ремедиос Варо,
  • Рене Магритт,
  • Франсис Пикабиа,
  • Фрида Кало,
  • Хедда Штерн,
  • Хорхе Кастильо,
  • Эрнст Фукс,
  • Яцек Йерка.
Читайте также:  Жанр карикатура в искусстве

По теории сюрреализма истинную человеческую сущность и окружающее его мироздание могут отразить «только интуитивные, бессознательные чувства».

Галлюцинации, бред, сны – вот то, что можно по мнению сюрреалистов объединить с действительностью, получив при этом абсолютную реальность – сверхреальность.

Одним главным приемом творчества сюрреалистов является «соединение несоединенного», сближение образов и изображений, которые чужды друг другу. В сюрреализме огромным смыслом обладают символика образов и магические значения вещей.

Прогрессивную, ищущую молодежь, которая стремиться к преобразованиям в обществе, объединяет сюрреализм. Опостылевшая действительность отступает от желания иметь полную свободу творчества и мысли.

Многим казалось, что сюрреализм преодолеет разрыв между обществом и художником, возвышая второго над действительностью.

«Чистый психологический автоматизм» — это то, что стало основополагающим методом в сюрреализме, при котором художники переносили на полотна отрывочные изображения вымышленных и реальных предметов в самых невообразимых сопоставлениях. Создавая на картинах надуманные иррационалистические представления, художники лишили картины эмоциональности, внутреннего содержания.

Этот подход стимулирует изобретение нового приема изображения: расклеивание, натирание, снятие верхнего слоя красок на картине, копчение и т.д. Благодаря технике «ready-made» и коллажам создаются образы абсурдные и противоречивые.

К ведущим мастерам сюрреализма на начальном этапе становления этого направления в искусстве (20-е годы ХХ века) относят Макса Эрнста, Жоана Миро, Андре Массона и Ива Танги. Десятилетие спустя сюрреализм приобретает признание в мировом искусстве. Ряды пополняются такими именами как Магритт и Дали.

Кризис движения вызвала Вторая мировая война. Большинство художников эмигрируют в США. После окончания войны сюрреализм вновь активизирует свою деятельность. Главное первенство принадлежит Сальвадору Дали.

Сюрреализм в живописи: представители известные картины

К 70-м годам ХХ века сюрреализм отходит в прошлое, оставляя нам в наследие свои принципы, которые актуальны и поныне. Сюрреализм в наше время глубоко проник в сценографию, дизайн, отразился во многих авангардных направлениях искусства.

Современный сюрреализм в высокой степени видоизменился. От него остается только внешняя сторона – фантасмагория. Бессознательные страхи, комплексы, фантазии, глубинные переживания и экспрессия игнорируются. Ушла в небытие та часть сюрреализма, которая делала его таким притягательным, таинственным и важным.

Сюрреализм в живописи: представители известные картины

Источник: https://allpainters.ru/napravleniya/sjurrealizm.html

Сюрреализм

Сюрреализм в живописи: представители известные картины

Образы, украшающие полотна сюрреалистов могут отождествляться с добром и злом. Чувства, испытываемые при лицезрении картин, вызывают отчаяние и веру, смирение и буйство — очень неоднозначные, но интересные эмоции. Именно эти противоречия сюрреализма в живописи имеют сильное воздействие на зрителя.

Художник Томаш Копера родился в Польше в 1976 году. Получил диплом инженера в Технологическом университете Вроцлава. Несмотря на образование, Томаш стал профессиональным художником. Tomasz Kopera особенно привлекают темы тайны жизни, борьбы темного и светлого в природе,…

Прашанта Наяк — современный индийский художник. Родился в 1980 году в Агре. В 2003 году окончил Государственный колледж искусств и ремесел при университете Калькутты со степенью бакалавра в области изобразительного искусства. Пишет акриловой краской. Не один раз…

Будучи концептуальным образным художником, Лесли Баллевег стремится представить людей и сцены, в которых они оказываются, таким образом, чтобы рассказать зрителю историю в живописи. Возможно, зритель увидит более одного рассказа — каждый из которых правдоподобен.

Leslie Balleweg также стремится создать образ в целом, который говорит об общности человеческой природы и мира, в котором мы живем.

Когда Кэтрин Александре была маленькой, родители часто видели ее с карандашом в руке. Позже она поступила и окончила школу живописи «Art School», где получила диплом дизайнера.

Потом делала гравюры с работ испанского мастера Альфонсо Саура. Catherine Alexandre имеет множество наград, победитель в конкурсе дизайн одежды в «Courtelle». Она также является писательницей, пишет романы, сценарии к фильмам. Все время пытается совершенствовать свои навыки.

Метаморфоза, переход и развитие — это основа искусства Энн Башелье. Художница очаровывает и захватывает cвою аудиторию яркими образами, оригинальными и немедленно распознаваемыми.

Искусство Anne Bachelier неагрессивно: ее метафизические, сказочные фантазии вызывают ощущения одновременно сильные и спокойные, без чувства тревоги и страха. Этот уникальный фантастический мир художницы, находящийся вне времени и места, напоминает зрителю о вечном танце преобразования и возрождения.

Творчество художника Виктора Браунера (1903-1966) — это иероглифическая аллегория мира в представлении мятущегося интеллигента, чей разум был потрясен ужасами Первой мировой, послевоенными лишениями, откровениями З.Фрейда. Окончил Школу изящных искусств в Бухаресте….

Кирилл Роландо (Cyril Rolando) — французский цифровой художник. Сейчас живет на юге Франции, и работает как психолог, но все свое свободное время отдает созданию цифровых картин в стиле сюрреализм и фэнтези. Художник характеризует свои работы как «потусторонние картины», с добавлением элементов его собственной интуиции и философских аспектов из личного опыта.

Источник: http://vissage.ru/syurrealizm

Картины в стиле сюрреализм, современный сюрреализм в живописи, купить картины онлайн

Стиль родился в послевоенное время во Франции.

В начале XX века сюрреализм обозначился в литературе и других видах искусства, сочетая несочетаемые предметы и явления, играя ассоциативным мышлением, гранью сознания в первые минуты после пробуждения, вовлекая в мир другой реальности. Сюрреализм переводится с французского языка как сверх-реальность, воплощая воображаемые образы в разных ипостасях сознания.

Впервые термин был введен писателем Андре Бретоном в его сюрреалистическом манифесте в 1924 году.

Уверенное влияние литературы на театр, фотографию, музыку, живопись сделало сюрреализм популярным явлением, интересным публике в течение несколько десятилетий. Стремительно развиваясь, стиль объединял талантливых художников.

Уже в 1925 году состоялась первая выставка работ сюрреалистов в Париже. Наряду с новыми именами, в ней прозвучало имя уже известного художника, проповедующего кубизм, Пабло Пикассо.

Описание и основные техники стиля

Работы сюрреалистов наполнены скрытым смыслом, особенной философией. Влияние на проявление бессознательного в их сюжетах оказал автор теории психоанализа Зигмунд Фрейд. Именно внутренний мир, разложенный на отдельные сегменты, парадоксально сочетающиеся друг с другом, заполняет пространство живописных полотен.

Стремясь ухватить тонкую грань проявления воображаемых конструкций, сюрреалисты нередко погружались в состояние гипноза, наркотического или алкогольного опьянения.

Испытывая проявление иллюзорных сюжетов в своих видениях, сюрреалисты изобретали новые методы, с помощью которых их можно запечатлеть. Так возникли:

  1. техника автоматического письма (записывают или автоматически зарисовывают все приходящие в голову ассоциации с предметом);
  2. текстурирование поверхности (графитом или пастелью заштриховывают лист, приложенный к текстурной поверхности, например, дерева или камня);
  3. коллаж (из вырезанных частей газет, картин, журналов создают полноценные сюжеты);
  4. соскабливание (готовые картины размещают поверх текстурной поверхности и соскабливают часть краски, способствуя проявлению рисунка);
  5. фьюмаж (на бумаге создают фантастические образы копотью свечи);
  6. декалькомания (расплескивают колер на большое полотно из ведра, создают брызги при помощи крупных кистей).

Картины сюрреалистов часто сложно соотнести с каким-либо жанром, настолько нереально и парадоксально изображение. Чаще всего темой для своих работ они выбирают сновидения, магию, эротику, сверхъестественное, религию.

Известные художники-сюрреалисты

Имена художников, создававших картины в период между Первой и Второй мировой войной, стали известны всему миру благодаря широте взглядов, мастерству и поднимаемой проблематике. Это Рене Магритт, Макс Эрнст и другие.

Наиболее значимой, известной и неординарной фигурой эпохи сюрреализма стал Сальвадор Дали. Его произведениям свойственны проявление иррационального, отрицание каких-либо рамок и ограничений.

Талант художника проявился в живописи, дизайне, архитектуре, музыке, драматургии. Индивидуализм и самоуверенность повлияли на исключение Дали из кружка сюрреалистов, однако его творчество оказало влияние на становление и развитие стиля.

В период надвигающегося на Европу немецкого фашизма, сюрреалисты перебрались в США, где продолжили работу над картинами. Благодаря их творчеству общество смогло наконец понять и оценить более сложный кубизм, экспрессионизм и абстрактное искусство.

Современный сюрреализм в живописи

Идеи сюрреализма популярны в современном искусстве. Они находят выражение в неординарных работах талантливых художников. Основные черты стиля четко прослеживаются в полотнах, выполненных акрилом, пастелью, маслом.

Наша галерея предлагает своим клиентам купить любую из представленных в каталоге работ в качестве эксклюзивного подарка или декора интерьера. На картину в стиле сюрреализма можно смотреть много раз, находя в ней тайный смысл и новые образы снова и снова.

Источник: https://ArtDoArt.com/paintings/style-surrealism

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector