Какие представители романтизма в живописи?

Романтизм – вид живописи, возникший в конце восемнадцатого века. В центре картин выступал человек, поставленный в рамки сильной, независимой природы.

Все время шло противопоставление, кто именно сильнее в плане эмоционального порыва – личность, с многогранной возможностью осмыслять происходящее, или природа, чей монолитный образ сложно побороть.

Романтизм в живописи XVII-XIX вв

Романтизм в живописи: цели художники картины

Так как романтизм нужно смотреть в купе нескольких ключевых стран, что повлияли на его становление как жанра, нужно рассмотреть следующие точки на карте:

Россия

Романтизм в Российской Империи начался раньше остальных стран. Так уж вышло, что сначала в данном направлении работала литература, после уже развилась и живопись.

Приход к романтизму был обусловлен патриотическими настроениями после победы в отечественной войне 1812 года. И хотя основные средства тратились на реставрацию Москвы, в других городах расцветало искусство.

Появились первые частные коллекции, которые могли выставляться в других странах. В России появляется такое понятие, как спонсорство и меценатство. Благодаря ним у художников появляется шанс писать работы, не отвлекаясь на коммерческие заказы.

Открывается Русский музей. Уже спустя пять лет в нем будут показано ключевые работы романтизма, которые признаны во всем мире. Стоит выделить следующие имена художников, сделавших данное направление в России культовым. Это Кипренский, и Брюллов.

Последний день Помпеи — венец русского романтизма, где в центре стоит человек, зависимый от природы. Кипренский в основном писал портреты, подчеркивая формы лица. Благодаря его работам впервые романтизм представляется как эмоция, присущая разным людям. Считается, что именно он положил начало школе портретистов в стране.

Франция

Долгое время страна функционировала только по одним законам. Стабильность была присуще даже искусству, которое медленно, но, верно, умирало под гнетом старых догм. После великой французской революции новая кровь начала занимать ключевые посты как в политической жизни, так и в жизни творческой.

В основном французский романтизм не ставил перед собой никаких целей. Он был противопоставлением классицизму, и в первую очередь художники старались высмеять данное направление. Только потом появилась ненависть к старому режиму, и желание выехать за счет оппозиционных настроений. Появляются первые попытки осмыслить революцию, понять, что именно повлияло на ее итог.

Так как обычный гражданин стал частью, и основным звеном революции, в живопись приходят люди практически с улицы. У них нет специального образования, и все свои попытки они делают в слепую. Так как галереи отказываются принимать работу новичков, создаются первые выставки под открытым небом. Общественные заведения начинают покупать картины, выставляя их для своих клиентов.

Теодор Жерико, Эжен Делакруа – вот два имени, которые обозначают расцвет французского романтизма. Жерико был из богатого рода, так что после революции его семья могла лишиться своих богатств. Теодор шел против толпы, выставляя рядового аристократа как часть мира, который может потерять Франция. Из всех его работ можно выделить – «Раненый кирасир», «Плот Медузы», «Фландерский кузнец».

Делакруа не закончил императорскую академию, примкнув к восстаниям народа. Его картины можно считать законченным манифестом поколения, а после осмыслением содеянного. Из всех работ выделяются – «Резня на Хиосе», «Правосудие Траяна». В центре стоит человек, захваченный страстями общества.

Романтизм в живописи: цели художники картины Тердор Жерико Плоть Медузы

Англия

Так как писали в основном буржуа, их мировоззрение стало культовым для обычного человека. В центре английского романтизма стоит природа, где человеку попросту нет места. На первое место выходят романтические пейзажи, которые отлично пишут два мастера.Джон Констебл и Джон Милле.

Констебл существовал в парадигме превосходства дворянства над простым рабочим. Природа выступала как короли, когда как случайный человек в ее царстве был простым смертным. Особенно это заметно на картинах «Телега для сена» и «Пляж в Брайтоне и угольщики».

Работы выполнены в ярких цветах, но образы крестьян и рабочих обрисованы грубыми мазками. Они выделяются на общем фоне, так как художник преследовал именно эту цель.

В центре же картин Миллеса стоит обычный человек, который старается поднять до уровня природы. Все работы выполнены сухим почерком, где только изредка масло превалирует над акварелью.

Из работ стоит выделить – «Последний рейс корабля отважный», Улисс насмехается над Полифемом, «Ганнибал, пересекающий Альпы в метель» . Все три работы ставят во главу человека, лишь от него строя дальнейшую композицию. Остальная картина даже в пересечении линий продолжается от этого образа.

Америка

Американский романтизм – это набор образов, которые оседали после заселение разных слоев общества. Пришельцы из других миров приносили с собой искусство, от которого никто пока что не зависел духовно

Страна только формировалась, и художники были ей не так нужны, как ремесленники, или банкиры. Основная идея романтизма сошла с освещения знаковых событий, которые происходили со страной. Лишь позже течение получит иные проявления, но они уже будут преследовать иные цели, чем ранние работы прерафаэлитов.

Романтизм в живописи: цели художники картины «Смерть генерала Монтгомери в Квебеке»

«Смерть генерала Монтгомери в Квебеке» — картина Джона Трамбулла, выполненная в темных тонах. В центре находится военная баталия, которая не может закончится по многим причинам. Даже небо серчает на бой, и вся, работа выполнена редкими мазками кисточки, с минимальной обводкой гуашью.

«Договор между мистером Пенном и американскими индейцами» — картина Бенджамина Уэста, который старался изобразить процесс обмена максимально честно.

Индейцы не понимают, что белые люди от них хотят, и какую силу будет иметь их подпись на документе. Лица белых людей специально растянуты, чтобы показать их некий дьяволизм во плоти. Картина выполнена в размытых тонах, но фигуры индейцев прописаны детально, в плоть до мускулатуры тела.

Источник: https://wpainting.ru/stili/romantizm-v-zhivopisi.html

Романтизм в живописи стран Европы XVIII – XIX вв

Романтизм в живописи: цели художники картины

Свобода, ведущая народ — Эжен Делакруа (1830)

Романтизм как направление в искусстве зародился в Европе в конце XVIII — начале XIX в. и до сих пор считается одним из самых противоречивых явлений мировом культурном наследии. Наиболее ярко и последовательно идеи романтизма развивались в живописном искусстве Германии, Австрии, Англии, Франции, Италии и России.

Романтизм возник из особого мироощущения поколения людей, испытавших на себе поражение Великой французской революции и потерявших веру в идеалы Просвещения.

Драматизм социальной атмосферы, окружавшей человека, усугублялся еще и тем, что утрата казавшихся незыблемыми ценностей породила в творческой среде настрой пессимизма и разочарования. Именно в этом мучительном несовпадении мечты с реальностью следует искать основы романтического мировосприятия.

Творцы — художники, писатели, поэты, музыканты — выбрали объектом нового идеала скрытую душевную жизнь человека. Центром внимания романтиков стала мятущаяся личность с ее страстями и переживаниями, жадным стремлением к свободе.

Характерной чертой романтизма является то, что в каждой отдельно взятой стране это направление приобретало свой особый национальный колорит.

Развитие романтизма  в живописи Германии

В Германии, например, где романтические идеи возникли раньше, чем в других странах Западной Европы, художники стали идеализировать средневековое прошлое. Немецкие романтики отдались в плен безотчетным душевным порывам, рассуждениям о бренности человеческой жизни. Поэтому их творения часто носили пассивный и созерцательный характер.

Лучшие работы немецкие художники-романтики создали в области портретной и пейзажной живописи. Особо следует отметить полотна выдающегося портретиста Отто Рунге. При внешнем спокойствии они поражают интенсивной и напряженной внутренней жизнью.

Романтизм в живописи: цели художники картины

Меловые скалы на острове Рюген — Каспар Давид Фридрих (1818)

Другой не менее знаменитый представитель романтизма — пейзажист Каспар Давид Фридрих — восхищал современников изображением на своих картинах красот горных ландшафтов юга Германии.

С присущим только ему мастерством художник передает меланхолическую призрачность северных морских побережий, которую усиливает выписанный с необыкновенным умением лунный свет.

Немецкие художники романтизма

Филипп Отто Рунге, Каспар Давид Фридрих, Асмус Якоб Карстенс

Романтизм в живописи Англии

В Англии романтические тенденции наиболее остро проявились в графических и живописных работах художника Иоганна Генриха Фюсли. Придерживаясь основных принципов романтизма, пейзажист мастерски сочетал в своих картинах гротескную фантастику с классической идеализацией.

Читайте также:  Какие существуют жанры живописи?

Одним из ярких представителей романтизма был и Уильям Тернер, прославившийся смелыми по колористике световоздушными пейзажами. Его живописи свойственны необычные эффекты, красочная фантасмагория. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на его картину «Китобойное судно».

Романтизм в живописи: цели художники картины

Китобойное судно — Уильям Тернер (около 1845 г.)

Романтизм в живописи Франции

Совершенно в иной ипостаси предстает романтизм как направление искусства живописи во Франции

Французский романтизм прежде всего был тесно связан с исторической обстановкой в стране. Это художественное течение отразило глубокое разочарование от результатов Великой французской революции, стало протестом против буржуазной действительности.

Художники-романтики Франции более активно, чем в других странах Западной Европы и России, восставали против традиционных академических принципов классицизма.

Французских художников увлекали сильные и деятельные личности, люди глубоких переживаний и страстного темперамента. Мастера живописи находили своих героев среди современников, в национальной истории.

Романтизм в живописи: цели художники картины

Раненый кирасир, покидающий поле боя — Теодор Жерико (1814. Париж, Лувр). Теодор Жерико — яркий представитель французской живописи эпохи романтизма

Излюбленным жанром, в котором творили живописцы- романтики Франции, был портрет. Именно в этом жанре они стремились отразить напряженность и динамику внутренней духовной жизни человека.

Триумф и последовавшее за ним поражение Наполеона как никогда остро поставили вопрос о роли личности в истории человечества. Поэтому образ бывшего императора Франции стал главным действующим лицом полотен многих французских художников-романтиков.

Важную роль в достижении своих романтических принципов и идеалов французские живописцы отводили жанру пейзажа. Он стал для них возможностью выражения восхищения силой и мощью природы.

Романтизм во Франции так же как и в других странах Западной Европы и России, во многом предвосхитил появление реализма. Большинство художников-романтиков в поздний период своего творчества обращались к реалистическому изображению действительности.

Французские художники романтизма

Жан Огюст Доминик Энгр, Жак-Луи Давид, Теодор Жерико, Оноре Домье

Романтизм в живописи России

Выше уже говорилось о том, что в каждой национальной культуре романтическое направление имело свой колорит, свои специфические особенности. В России начала XIX в.

романтизм возник как антипод классицизму и сосуществовал одновременно с ним.

Придерживаясь эстетики классицистических канонов, еще продолжали творить такие известные мастера живописи, как Андрей Иванович Иванов, Василий Кузьмич Шебуев, Григорий Иванович Угрюмов.

Романтизм в живописи: цели художники картины

Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами — Григорий Иванович Угрюмов (1793)

Русские художники романтизма

Однако в творчестве нового поколения художников — Ореста Кипренского, Александра Орловского, Карла Брюллова, Михаила Лебедева, Алексея Венецианова и некоторых других — идеалы гармонии, душевного спокойствия, умиротворенности, присущие классицизму, сменяются повышенным интересом к внутреннему состоянию человека, его духовной жизни. В российской живописи зародился совершенно новый способ мышления и восприятия действительности.

Полемизируя с традициями классицизма, художники-романтики утверждали в своих произведениях индивидуальность творческой манеры, живописную динамику, силу и насыщенность цвета, яркие контрасты света и тени.

Источник: https://evivid.ru/romantizm-v-zhivopisi-stran-evropy-xviii-xix.html

Романтизм в живописи

Романтизм в живописи: цели художники картины

Конец ХVIII и начало ХIХ века ознаменовалось тем, что идея Просвещения и классицизма утратила свою актуальность и привлекательность. В ответ на моральную публичную теорию Просвещения, а также канонический прием классицизма, к человеку обратилось новое направление в искусстве, которое набирало силу, завладевало мозгами человека, и было направлено на его внутренний мир. Романтизм обрел весьма широкое распространение во всех областях философии и культурной жизни общества.

Все: живописцы, писатели и музыканты в своих произведениях стремились осветить высочайшее предназначение человека, его богатый духовный мир, глубину переживаний и эмоций.

Именно с этого момента человек с его духовными переживаниями и исканиями, внутренней борьбой стали самой главной темой в произведениях искусства, а «размытая» идея всеобщего благоденствия и процветания ушла на «второй план».

Художники романисты:

  • Адольф Жозеф Тома Монтичелли,
  • Александр Орловский,
  • Альберт Бирштадт,
  • Андрей Рябушкин,
  • Артур Хьюз,
  • Василий Тропинин,
  • Генри Реборн,
  • Генрих Семирадский,
  • Гюстав Доре,
  • Данте Габриэль Россетти,
  • Дейвид Уилки,
  • Джозеф Райт,
  • Джон Констебл,
  • Джон Синглтон Копли,
  • Джон Уильям Уотерхаус,
  • Джон Эверетт Милле,
  • Джон Эткинсон Гримшоу,
  • Джордж Стаббс,
  • Жан-Леон Жером,
  • Иван Айвазовский,
  • Карл Брюллов,
  • Карл Шпицвег,
  • Каспар Давид Фридрих,
  • Константин Маковский,
  • Корнелис Спрингер,
  • Лев Лагорио,
  • Лоуренс Альма-Тадема,
  • Николаос Гизис,
  • Ньюэлл Конверс Уайет,
  • Орест Кипренский,
  • Павел Свиньин,
  • Пьер Поль Прюдон,
  • Рудольф фон Альт,
  • Теодор Жерико,
  • Томас Коул,
  • Уильям Тёрнер,
  • Уильям Холман Хант,
  • Уильям Шайер,
  • Фердинанд Георг Вальдмюллер,
  • Франсиско де Гойя,
  • Франц Ксавер Винтерхальтер,
  • Франц Рихард Унтербергер,
  • Франческо Хайес,
  • Эдвард Бёрн-Джонс,
  • Эдвин Генри Ландсир,
  • Эдвин Лорд Уикс,
  • Эжен Делакруа,
  • Ян Матейко.

Романтизм в живописи

Глубина собственных личных переживаний и мыслей – вот что передают живописцы через свой художественный образ, который сделан с помощью цвета, композиции и акцентов.

В различных европейских странах существовали свои особенности в трактовке романтического образа. Всё это связано с философским течением, а также общественно-политической обстановкой, на которое единственным живым откликом было искусство. Не была исключением и живопись.

Германия того времени была раздроблена на маленькие герцогства и княжества и переживала суровые публичные потрясения. Живописцы не изображали героев-титанов, не делали монументальных полотен, в данном случае энтузиазм вызывал глубокий духовный мир человека, нравственные искания, его величие и красоту.

Потому в наибольшей степени романтизм в живописи Германии представлен в пейзажах и портретах. Традиционный эталон этого жанра – это Работы Отто Рунге.

В портретах этого живописца, через обработку черт лица и глаз, через контраст тени и света передаётся рвение художника продемонстрировать противоречивость личности, ее глубину и мощь чувствования. Благодаря пейзажу гиперболизированное и в меньшей степени умопомрачительное изображение деревьев, птиц и цветов.

Отто Рунге также пытался открывать многоплановость человеческой личности, её схожесть с природой, неопознанной и различной.

Романтизм в живописи: цели художники картины

Броский представитель романтизма в живописи был художник – пейзажист Фридрих К.Д. Он делал акценты на мощи и силе природы, морских и горных пейзажей, которые созвучны человеку. Во Франции романтизм в живописи развивался по иным принципам.

Бурная общественная жизнь, а также революционные потрясения проявляются в живописи тяготением живописцев к изображению умопомрачительных и исторических сюжетов, также, с «нервным» возбуждением и патетикой, которые достигались ослепительным цветовым контрастом, некоторой хаотичностью, экспрессией движений, а также стихийностью композиций.

В творчество Э. Делакруа и Т.Жерико наиболее ярко представлены романтические идеи. Живописцы создавали пульсирующую глубину эмоций, профессионально воспользовались светом и цветом, изображали возвышенный порыв к свободе и борьбе.

Источник: https://allpainters.ru/napravleniya/romantizm.html

Лучшие картины эпохи романтизма

Хотелось бы выделить наиболее выдающиеся холсты художников этой эпохи, но сначала стоит рассказать о самом жанре,именуемым «романтизм».

Романтизм пришел на замену идее Просвещения и классицизма из-за утраты их актуальности и привлекательности в начале 19-го века. Догмы и цели нового жанра включали в себя веру в доброту человечества и лучшие качества личности, повышенную искренность и раскованность, справедливость для всех, другими словами — доминирование сил чувств и эмоций над разумом и интеллектом.

После упадка системы аристократического правления, романтики стали чувствовать себя свободнее,они стремились высказывать глубины собственных переживаний. Для представителей романтизма в живописи главным было передать и показать эмоции своих героев в необычных моментах и обстоятельствах, так как в эти моменты они лучше всего проявляются.

Поездка русского художника Карла Брюллова в Италию, а именно к разрушенному Везувием некогда процветающему городу Помпеи, стала значимой для него. Набравшись впечатлениями от увиденного, Брюллов создаёт полотно «Последний день Помпеи». На картине показано величие природы над городом. В час настоящей трагедии все люди равны перед стихией .

На их лицах изображена паника и отчаяние. Самое дорогое, что остается у этих людей — любовь к друг другу. В этом шедевре зрители пытаются найти ответы на вековые вопросы о истинном предназначении человека в мире и истории.

На полотне описывается фрагмент сражения, где отряд повстанцев пытается пробраться к своей цели через своих падших товарищей и град вражеских пуль. С флагом в руках и штыковым ружьем впереди всех находится женщина «Свобода».

Читайте также:  Что такое футуризм в живописи?

Обнаженная грудь символизируется безудержным желанием революционеров идти на королевские штыки с открытой грудью. Судя по одежде можно сказать,что плечом к плечу были революционеры разных слоев общества.

Сам автор изобразил себя в образе борца за свободу в цилиндре слева от Свободы, чтобы показать одобрение и единение с революционерами, хотя сам непосредственного участия в боях не принимал.

Девятый вал это самая сильная из волн, наивысшая точка моря при шторме. На холсте бодрствует буря в роли погодного явления и переполнения эмоций. На картине изображено море, которое еще с ночи не оправилось от бури, но в предчувствии новой, самой сильной и всепоглощающей.

Измотанные ночным штормом люди надеются на то,что всё пройдет и Бог морей сжалится,оставив им жизни. Взглянув на сияющее небо можно предположить, что скоро всё нормализуется и путники доберутся в целости и сохранности до своей родной земли, но глядя на темного цвета воду можно догадаться,что моряков ничего не спасет и они отправятся на корм рыбам.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5baa20de8f43c900aac87236/5bd8a5d5fde83000a9e7273c

Романтизм в живописи

На рубеже XVIII и XIX веков европейская и, в том числе американская, культура переживали зарождение, совершенно отличного от периода размышлений и философии — Просвещения, этапа Романтизма.

Вкрапляясь постепенно из Германии в культуру и искусство Англии, Франции, России и других европейских стран, Романтизм обогащал художественный мир новыми красками, сюжетными линиями и смелостью обнаженной натуры.

Название свежего течения родилось из тесного переплетения нескольких значений однозвучных слов разных стран – romantisme (Франция), romance (Испания), romantic (Англия). Впоследствии имя направления укоренилось и дошло до наших дней как romantique – нечто живописно – странное, фантастически – красивое.

Свое отражение эпоха Романтизма нашла в полотнах художников, обличающих внутренние страхи, порывы, любовь и ненависть в четких контрастах света, тени и полутонов. Выбеленные тела Г.И.Фюсли наряду с фантасмагорией вымышленных чудовищ, обнаженные трогательные женские тела Э.

Делакруа на фоне мрачных обломков и дыма,картины, написанные магической силой кисти испанского живописца Ф. Гойя, свежесть штиля и мрачность шторма И. Айвазовского — вытянули из глубины веков Готики и Возрождения на поверхность то, что ранее так умело маскировалось общепринятыми канонами.

Если живопись XIII и XIV веков была скупа на эмоции, а в последующее трехсотлетие становления искусства Раннего и Высокого Возрождения, с его преодолением религиозности и слепой веры в иное или периода Просвещения, положившего конец «охоте на ведьм», то художественное отображение на полотнах Романтизма позволило заглянуть в мир отличный от реального.

Для передачи страстей художники прибегали к использованию сочных красок, ярких мазков и насыщению картин «спецэффектами ». Наиболее последовательно развивалась живопись романтического течения во Франции. Ее школа была основана на принципах объединения всех участников сюжета, в том числе неодушевленных, в единый движущейся клубок с динамикой и амплитудой.

Как яркий пример, А-Ж.Гро , Т.Жерико , Э.Делакруа . Германская техника письма имела основу меланхоличную, слишком чувственную, что отображалось в красках и размытых линиях (К.Давид Фридрих, К.Блехен, Филипп Отто Рунге, К. Ф. Лессинг, К. Шпицвег и др.). Английская, да и американская живопись «наслаждалась» изяществом природы и надуманностью пейзажных сюжетов ( Дж.Констебл , Р.

Бонингтон, У.Блейк, Э. Уильям, Т. Коул , У. С. Маунт, Ф. Э. Чёрч, А. Бирштадт) или противоположным мистическим характером картин У.Тернера . Россия прославилась морской тематикой И. Айвазовского, насытившего мир искусства красотой соленой воды – от «Всемирного Потопа » до « Радуги ». А так же работами прекрасных русских портретистов В.А.Тропинина, О.А.Кипренского, А.О. Орловского,С.Ф.Щедрина

Рождение и принятие знатоками или обывателями нового стиля Романтизма перенесло немало испытаний. Аллегория, мистика и фантастика нестандартного мышления художников этого периода нашли потом отголоски в других направлениях живописи – символизме, постимпрессионизме, искусстве модерна, вонзив свои принципы и идею в творчество сюрреалистов XX века.

Источник: https://paintingromanti.jimdo.com/

Романтизм в живописи

Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов. В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли).

Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты).

В противоположность классицизму, возвеличившему ясную силу разума, романтики воспевали страстные, бурные чувства, захватывающие человека целиком. Ранее всего откликнулись на новые веяния портрет и пейзаж, которые становятся излюбленными жанрами романтической живописи.

Расцвет портретного жанра был связан с интересом романтиков к яркой человеческой индивидуальности, красоте и богат­ству ее духовного мира. Жизнь человеческого духа преобладает в романтическом портрете над интересом к физической красоте, к чувственной пластике образа.

В романтическом портрете (Делакруа, Жерико, Рунге, Гойя) всегда выявляется неповторимость каждого человека, передается динамика, напряжённое биение внутренней жизни, мятежная страстность.

Интересует романтиков и трагедия сломанной души: героями произведений часто становятся душевнобольные люди (Жерико «Сумасшедшая, страда­ющая пристрастием к азартным играм», «Вор детей», «Умалишенный, воображающий себя полководцем»).

Пейзаж мыслится романтиками как воплощение души мироздания; природа, как и душа человека, предстает в динамике, постоянной изменчивости.

Характерные для классицизма упорядоченные и облагороженные ландшафты сменились образами стихийной, непокорной, могучей, вечно меняющейся природы, соответствовавшие смятению чувств романтических героев.

Романтики особенно любили писать бури, грозы, извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер).

Свойственная романтизму поэтизации ночи – странного, ирреального мира, живущего по своим законам – привела к расцвету «ночного жанра», который становится излюбленным в романтической живописи, особенно у немецких художников.

Одной из первых стран, в изобразительном искусстве которой сложился романтизм, стала Германия.

Заметное влияние на развитие жанра романтического пейзажа оказало творчество Каспара Давида Фридриха (1774–1840).

В его художественном наследии преобладают пейзажи с изображением горных вершин, леса, моря, морского побережья, а также руин старых соборов, заброшенных аббатств, монастырей («Крест в горах», «Собор», «Аббатство среди дубовых деревьев»). В них обычно присутствует ощущение неизменной грусти от сознания трагической затерянности человека в мире.

Художник любил те состояния природы, которые наиболее соответствуют романтическому ее восприятию: раннее утро, вечерний закат, восход луны («Двое, созерцающие луну», «Монастырское кладбище», «Пейзаж с радугой», «Восход луны над морем», «Меловые скалы на острове Рюген», «На паруснике», «Гавань ночью»).

Постоянные персонажи его произведений – одинокие мечтатели, погруженные в созерцание природы. Глядя в необъятные дали и бесконечные выси, они приобщаются к вечным тайнам мироздания, уносятся в прекрасный мир мечты. Этот чудесный мир Фридрих передаёт с помощью волшебно сияющего света – лучезарного солнечного или таинственного лунного.

Творчество Фридриха вызывало восхищение современников, в том числе И. В. Гёте и В. А. Жуковского, благодаря которому многие его картины были приобретены Россией.

Живописец, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777–1810), в основном, посвятил себя портретному жанру.

В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто – своих близких («Мы втроем» – автопортрет с невестой и братом, не сохранился; «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»).

Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена). Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера».

Стремление возродить религиозно-нравственные устои в немецком искусстве связано с творческой деятельностью художников назарейской школы1 (Ф. Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус).Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св. Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты.

Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV – XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах).

Читайте также:  Как создать оптические иллюзии?

В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» – одноимённой гравюре Дюрера.

Главными достоинствами художника члены братства считали душевную чистоту и искреннюю веру, полагая, что «только Библия и сделала Рафаэля гением». Ведя уединённую жизнь в кельях заброшенного монастыря, они возвели своё служение искусству в разряд духовного служения.

«Назарейцы» тяготели к крупным монументальным формам, пытались воплотить высокие идеалы с помощью вновь возрождённой техники фрески. Некоторые росписи были исполнены ими совместно.

В 1820–30-х годах члены братства разъехались по Германии, получив ведущие должности в различных художественных академиях. Лишь Овербек до самой смерти жил в Италии, не изменив своим художественным принципам.

Лучшие традиции «назарейцев» еще долго сохранялись в исторической живописи. Их идейно-нравственные искания оказали воздействие на английских прерафаэлитов, а также на творчестве таких мастеров, как Швинд и Шпицвег.

Мориц Швинд (1804–1871), австриец по происхождению, работал в Мюнхене. В станковых произведениях изображает в основном облик и быт старинных немецких провинциальных городов с их жителями. Это сделано с большой поэзией и лиризмом, с любовью к своим героям.

Карл Шпицвег (1808–1885) – мюнхенский живописец, график, блестящий рисовальщик, карикатурист, также не без сентиментальности, но с большим юмором повествует о городском быте («Бедный поэт», «Утренний кофе»).

Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии, известного под названием «бидермейер». Бидермейер – это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства)2.

На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя. Центральной темой живописи бидермейера стала повседневная жизнь человека, протекающая в неразрывной связи с его домом и семьей. Интерес бидермейера не к прошлому, а к настоящему, не к великому, а к малому способствовал формированию реалистической тенденции в живописи.

Французская романтическая школа

Наиболее последовательная школа романтизма в живописи сложилась во Франции. Она возникла как оппозиция классицизму, переродившемуся в холодный, рассудочный академизм, и выдвинула таких крупных мастеров, которые определили главенствующее влияние французской школы на все XIX столетие.

Французские художники-романтики тяготели к сюжетам, полым драматизма и патетики, внутреннего напряжения, далеким от «тусклой повседневности». Воплощая их, они реформировали живописно-выразительные средства:

  1. динамизировали композицию, лишая ее величавого спокойствия и наполняя бурным движением;
  2. использовали яркие, насыщенные краски, резкие контрасты света и тени3.

Первые блестящие успехи романтизма во французской живописи связаны с именем Теодора Жерико (1791–1824), который раньше других сумел выразить чисто романтическое ощущение конфликтности мира.

Уже в первых его работах видно стремление к показу драматических событий современности. Так, например, картины «Офицер конных стрелков, идущий в атаку» и «Раненный кирасир» отразили романтику наполеоновской эпохи.

Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства4. Жерико создал гигантское полотно 7×5 м., на котором изобразил тот момент, когда находящиеся на грани гибели люди увидели на горизонте спасительный корабль. Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией.

Эта картина стала символом современной Жерико Франции, которая, подобно людям, спасающимся от кораблекрушения, переживала и надежду, и отчаяние.

Тему своей последней большой картины – «Скачки в Эпсоме» – художник нашел в Англии. Здесь изображены летящие как птицы кони (любимый образ Жерико, который еще подростком стал прекрасным наездником). Впечатление стремительности усиливается определенным приемом: кони и жокеи написаны очень тщательно, а фон – широко.

После смерти Жерико (он погиб трагически, в расцвете сил и таланта) признанным главой французских романтиков стал его молодой друг Эжен Делакруа (1798–1863).

Делакруа был всесторонне одарён, обладал музыкальным и литературным талантом. Его дневники, статьи о художниках – интереснейшие документы эпохи.

Его теоретические исследования законов цвета оказали огромное влияние на будущих импрессионистов и особенно на В. Ван Гога.

Первая картина Делакруа, которая принесла ему известность, – «Данте и Вергилий» («Ладья Данте»), написанная на сюжет «Божественной комедии». Она поразила современников страстной патетикой, мощью сумрачного колорита.

Вершиной же творчества художника стала «Свобода на баррикадах» («Свобода, ведущая народ»). Достоверность реального факта (картина создавалась в самый разгар июльской революции 1830 года во Франции) сливается здесь воедино с романтической мечтой о свободе и символичностью образов. Прекрасная молодая женщина становится символом революционной Франции.

Откликом на современные события была и более ранняя картина «Резня на Хиосе», посвященная борьбе греческого народа с турецким владычеством. Посетив Марокко, Делакруа открыл для себя экзотический мир Арабского Востока, которому посвятил множество картин и зарисовок. В «Алжирских женщинах» перед европейским зрителем впервые предстал мир мусульманского гарема.

Художник создал также серию портретов представителей творческой интеллигенции, многие из которых были его друзьями (портреты Н. Паганини, Ф. Шопена, Г. Берлиоза и др.)

В поздний период творчества Делакруа тяготел к исторической тематике, работал как монументалист (росписи в Палате депутатов, Сенате), и как график (иллюстрации к произведениям Шекспира, Гете, Байрона).

Имена английских живописцев эпохи романтизма – Р. Бенингтона, Дж. Констебла, У. Тер­нера – связаны с жанром пейзажа. В этой области они, поистине, открыли новую страницу: родная природа нашла в их творчестве такое широкое и любовное отражение, какого тогда не знала ни одна другая страна.

Джон Констебл (1776–1837) одним из первых в истории европейского пейзажа стал писать этюды полностью с натуры, обратившись к непосредственному наблюдению природы.

Его картины просты по мотивам: деревни, фермы, церкви, полоска реки или морского пляжа: «Телега для сена», Детхемская долина», «Собор Солсбери из сада епископа».

Произведения Констебла послужили импульсом к развитию реалистического пейзажа во Франции.

Уильям Тёрнер (1775–1851) – художник–маринист6. Его привлекало бурное море, ливни, грозы, наводнения, смерчи: «Последний рейс корабля «Отважный», «Гроза над Пьяцеттой».

Смелые колористические искания, редкие световые эффекты порой превращают его картины в сияющие фантасмагорические зрелища: «Пожар Лондонского парламента», «Метель.

Пароход выходит из гавани и подаёт сигналы бедствия, попав на мелководье»7.

Тёрнеру принадлежит первое в живописи изображение бегущего по рельсам паровоза – символа индустриализации. В картине «Дождь, пар и скорость» паровоз мчится вдоль Темзы сквозь туманную дождевую мглу. Все материальные предметы словно сливаются в образ-мираж, превосходно передающий ощущение скорости.

Уникальное исследование световых и цветовых эффектов, предпринятое Тёрнером, во многом предвосхитило открытия французских художников-импрессионистов.

В 1848 году в Англии возникло братство прерафаэлитов (от лат. prae – «перед» и Рафаэль), объединившее художников, не приемлющих современное им общество и искусство академической школы.

Свой идеал они видели в искусстве Средних веков и Раннего Возрождения (отсюда и название). Главные участники братства – Уильям Холмен Хант, Джон Эверетт Миллес, Данте Габриэль Россетти.

В своих ранних работах эти художники использовали вместо подписей аббревиатуру РВ8.

С романтиками прерафаэлитов роднила любовь к старине. Они обращались к библейским сюжетам («Светоч мира» и «Неверный пастух» У. Х. Ханта; «Детство Марии» и «Благовещение» Д. Г. Россетти), сюжетам из истории Средневековья и пьес У. Шекспира («Офелия» Миллеса).

Для того чтобы писать человеческие фигуры и предметы в их натуральную величину, прерафаэлиты увеличили размеры полотен, пейзажные зарисовки делали с натуры. Персонажи их картин имели прототипы среди реальных людей.

Так, например, Д. Г. Россетти почти во всех произведениях изображал свою возлюбленную Элизабет Сиддал, продолжая, подобно средневековому рыцарю, хранить верность любимой и после её безвременной смерти («Синее шёлковое платье», 1866).

Идеологом прерафаэлитов был Джон Рёскин (1819–1900) – английский писатель, художественный критик и теоретик искусства, автор знаменитой серии книг «Современные художники».

Творчество прерафаэлитов ощутимо повлияло на многих художников и стало предвестием символизма в литературе (У. Патер, О. Уайльд) и изобразительном искусстве (О. Бёрдсли, Г. Моро и др.).

Источник: http://musike.ru/imk/19th-century/romanticism/painting

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector