Какие примеры исторической живописи?

Италия, где зародился исторический жанр в изобразительном искусстве, имела все предпосылки для возникновения этого вида живописи. Римская империя обладала очень высоким уровнем культурного развития, и её достижения стали основой искусства всех стран Западной Европы.

Неудивительно, что именно в Италии в эпоху Возрождения, в XV веке, возник исторический жанр в изобразительном искусстве.

Краткая история

Исторический жанр в изобразительном искусстве и живописи

Для понимания, что такое исторический жанр в искусстве, необходимо учитывать особенности развития рассматриваемого периода. Время Возрождения – это эпоха расцвета гуманистических идей, которые обусловили интерес не только к человеческой личности, но и к гражданской и политической истории.

События героического прошлого страны и должен был отображать исторический жанр в изобразительном искусстве.

Примеры можно привести следующие: картины Андреа Мантенья «Триумф Цезаря» (1485-1492), разнообразные полотна Пауло Уччелло, посвящённые сражению при Сан-Романо и другие. Достижения эпохи Возрождения в Италии быстро распространились по всей Европе, где исторический жанр в изобразительном искусстве также начал своё развитие.

Европейские художники исторической живописи XVII-XVIII веков

События прошлого привлекали мастеров и в западноевропейских странах. Развитие этого направления можно отнести к XVII веку – времени расцвета классицизма и барокко.

Следует отметить, что в художественной культуре на передовые позиции вышел именно исторический жанр. Все другие разновидности изобразительного искусства на какое-то время уступили ему место по значимости, поскольку классицизм предполагал создание в первую очередь героических образов и монументальных полотен.

В таком стиле, на историческую тематику, работали Питер Пауль Рубенс (картина «Битва греков с амазонками», 1619-1620 гг.), Никола Пуссен («Похищение сабинянок», 1614-1615 гг.), Жак-Луи Давид, который писал как на античную, так и на современную тематику.

Эти работы отличаются пафосным духом, героическими позами, возвышенными мимикой и жестами. По своей композиции полотна напоминали действие античных пьес и отличались некоторой театрализованной напыщенностью. К этому направлению можно отнести картины, написанные на евангельские сюжеты.

Например, Харменс ван Рейн Рембрандт создал полотно «Возвращение блудного сына» (1669).

Историческая живопись в Европе в первой половине XIX веке

Исторический жанр в изобразительном искусстве и живописи

Классицизм и барокко вскоре уступили место новому культурному течению – романтизму. Представители этого направления отошли от героической интерпретации прошлого, сделав упор на эмоциональную составляющую. Художники задались целью создавать такие образы, чтобы вызвать сочувствие и сопереживание у зрителей.

Исторический жанр в живописи получил совершенно иное оформление, поскольку на первый план вышла тема человеческих переживаний и эмоций. В качестве примера можно привести картину Эжена Делакруа «Резня на острове Хиос», написанную в 1826 году.

Исторические мотивы можно обнаружить и творчестве другого видного французского художника Оноре Домье: картина «Восстание» (1848).

Читайте также:  Какие особенности сюрреализма в живописи?

Возникновение российского исторического жанра в живописи

Исторический жанр в изобразительном искусстве и живописи

Интересна для анализа и отечественная история искусства. Истоки, виды и жанры в России – это тема для отдельного разговора, поскольку наша культура очень многое позаимствовала из европейского искусства. Эпоха классицизма на просторах родины датируется XVIII веком: именно в это время отечественные художники обратились к событиям прошлого в своих работах.

Основоположник исторического жанра русского изобразительного искусства – Антон Павлович Лосенко. Его перу принадлежат известные картины из прошлого Древней Руси («Владимир и Рогнеда», 1770 год) и полотна, посвящённые античным сюжетам.

Его последователями были Иван Акимов, также обратившийся к событиям Киевской Руси, Пётр Соколов, изображавший мифологические образы, Григорий Угрюмов, обратившийся к истории XIII века. Эти работы, так же как и европейские полотна в стиле классицизма, отличаются возвышенностью образов и сюжетов.

Историческая тематика в российской живописи в 1800-1850 годах

Жанры живописи картин в изобразительном искусстве были самыми разнообразными, однако, в связи с развитием академизма, в первой половине столетия исторические сюжеты заняли господствующее направление в художественной культуре.

Художники этого направления во многом продолжали традиции классицизма, выбирая объектом для своих работ героические факты из прошлого.

Исторический жанр в изобразительном искусстве, картины которого отличались особенной выразительностью, пользовался наибольшей популярностью как среди интеллигенции, так и у массовой публики.

Исторический жанр в изобразительном искусстве и живописи

К этому направлению можно отнести работы Антона Иванова «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году» (1810), Алексея Егорова «Отдых на пути в Египет» (1830).

В это же время возникло новое направление – романтизм, представители которого создавали яркие, эмоциональные образы, насыщенные психологической напряжённостью.

Например, Карл Павлович Брюллов, создавший знаменитое полотно про гибель Помпеи, Фёдор Антонович Бруни и Александр Андреевич Иванов, писавшие библейские сюжеты.

Исторический жанр в изобразительном искусстве и живописи

Исторические сюжеты в работах авторов последней четверти века

Во второй половине XIX столетия живописцы начали рисовать сюжеты из истории России. В искусстве появляется ряд картин, посвящённый тем или иным событиям из прошлого нашей страны.

Исторический жанр в изобразительном искусстве представлен следующими полотнами: картинами Ильи Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» (1879) и «Иван Грозный убивает своего сына» (1884), работами Василия Сурикова, обратившегося к наиболее драматичным событиям из истории России XVIII века. Эти произведения отличаются как красочностью и выразительностью образов, так и фоном обстановки.

Исторический жанр в изобразительном искусстве и живописи

Исторический бытовой жанр изобразительного искусства

Отечественные художники стали обращаться не только к политическим событиям, но и к изображению повседневной жизни русских людей. Поэтому видное место в живописи занял так называемый бытовой исторический жанр. Изобразительное искусство этого направления получило большую популярность среди образованной общественности того времени.

Читайте также:  Что такое пастозная живопись?

В качестве примера можно назвать работы следующих авторов: Вячеслава Шварца, создавшего картину про царскую охоту, Константина Маковского, написавшего полотна про Московское царство в XVII веке.

Историческая бытовая тематика занимала большое значение в творчестве представителей объединения «Мир искусства». Особенностью их картин было воспроизведение пышности и торжественности, но с оттенком грусти (Альберт Бенуа, изображавший помпезные выходы российских императоров и императриц в XVIII веке, Евгений Лансере, запечатлевший роскошную обстановку при дворе, Валентин Серов, нарисовавший царские увеселения).

Исторический жанр в живописи советского и современного времени

В советское время художники довольно часто обращались к событиям прошлого России. При этом они возродили традиции академизма XIX века, изображая героические эпизоды из отечественной истории.

Например, художник В. Е. Попков считается основателем «сурового стиля» в советской живописи (картина, запечатлевшая строительство ГЭС). Особое значение в его творчестве занимает тема Великой Отечественной войны («Мезенские вдовы», 1965-1968 гг.). А перу Т. Е. Назаренко принадлежат работы, на которых можно видеть переломные моменты: восстания Пугачёва, декабристов.

Исторический жанр в изобразительном искусстве и живописи

Современные художники проявляют большой интерес к истории России. И. С. Глазунов прославился созданием монументальных полотен, посвящённых осмыслению прошлого нашей страны: произведение, в символическом виде показывающее судьбу автора, «Россия, проснись!» (1994) и другие.

Итак, подводя итоги, можно констатировать, что историческая тематика занимала очень видное место как в европейском изобразительном искусстве, так и в российской живописи. Правдивостью и точностью, драматизмом и торжественностью всегда отличался исторический жанр. Все жанры изобразительного искусства передают экспрессию, но этот стиль является лидером.

Источник: https://monateka.com/article/123733/

Историческая живопись

Определение и характеристики

Производная от итальянского слова «istoria» (описательный) термин «историческая живопись» применяется к любой картине, в основе сюжета которой лежат темы из истории, литературы или мифологии. Есть пять основных категорий направления:

  • Религиозное. Название говорит само за себя: сюда относятся любые картины, основанные на различных верованиях. Большое количество работ на христианскую тему создавались во времена реформации (1520–1700) и контрреформации (1560–1700). Также к религиозным историческим работам можно отнести произведения на сюжеты «Снятия Иисуса с креста», «Авиньонской Пьеты» и так далее.
  • Мифологическое. Относится к картинам, в основе которых лежит иллюстрирование сюжета из мифологии, басни или легенды. В качестве примеров можно привести картины с изображением греческих и римских богов (Зевсом, Герой, Гефестом, Афродитой, Венерой, Юпитером и т.д.) или историй о похищении сабинянок, самоубийстве Лукреции, Давиде и Голиафе и прочие.
    Самоубийство Лукреции. Рембрандт.
  • Аллегорическое. К этому направлению следует отнести произведения, в которых содержится скрытый смысл, ряд отсылок и метафор. Символизм используется в картинах «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха, «Буря» Джорджоне, «Аллегории хорошего и плохого правительства» Лоренцетти и так далее.
  • Литературное. Более узкая категория, которая иногда интерпретируется как мифологическая живопись. Состоит из повествовательных картин на темы, взятые из литературы. В качестве примера можно привести работы, основанные на путешествиях Данте из «Божественной комедии», шекспировских пьесах и других произведениях.
  • Историческое. Самая простая категория, включившая в себя изображения реальных событий, моментов истории, исторических фигур. Отнести к направлению можно картины «Сдача Бреды» Веласкеса, «Третье мая 1808» Гойи, «Афинская школа» Рафаэля и массу других произведений.
Читайте также:  Какая история возникновения настенной живописи?

Ренессанс

В своем трактате «О живописи» итальянский мастер эпохи Возрождения Альберти говорит об исторической живописи как об изображении святых, библейских персонажей, мифологических героях и исторических личностях, несущих позитивные идеи и правила морали. Вдохновляющие и обучающие работы эпохи Возрождения по традиции были направлена на поднятие общего культурного уровня общества и идеально подходили для оформления помещений, церквей, городских залов и дворцов.

Среди величайших живописцев раннего Возрождения можно выделить Мозаччо и Боттичелли, чьи знаменитые работы (фрески Капеллы Бранкаччи, картина «Весна») основывались на мифологических сюжетах.

Затем Леонардо да Винчи создает фреску «Тайная вечеря», ставшую одной из самых известных работ христианского исторического искусства.

Ряд вдохновляющих исторических произведений создают Микеланджело, Рафаэль, Босх, Дюрер и другие мастера эпохи ренессанса.

17-й век

Среди художников барокко, занимавшихся исторической живописью, следует отметить Питера Пауля Рубенса, Караваджо, Веласкеса, Рембрандта, создававших ряд религиозных, мифологических и исторических работ.

18-й век

Этот период становится переломным в развитии исторической живописи. В связи со спорными предписаниями академий искусств жанр был девальвирован. Среди известных мастеров исторической живописи восемнадцатого века можно выделить неоклассицистов Жака Луи Давида и Ангелику Кауфман.

19-й век

В 19-м веке художники стремились создавать более драматичные работы, а диапазон объектов и явлений, пригодных для изображения, значительно расширился. Исторические картины создавали Жан-Леон Жером, Эжен Делакруа, Эрнест Месонье, Адольф Менцель, Гюстав Курбе, в русской живописи масштабными историческими полотнами прославился Василий Суриков и другие.

В наше время

Классифицировать в качестве исторической живописи можно ряд абстрактных картин, затрагивающих монументальные и серьезные проблемы, авторства Дали, Роберта Мазервелла, Барнетта Ньюмена.

В современных реалиях интерес к исторической живописи гаснет. Почти все знаковые исторические события, религиозные и мифологические сюжеты находят свое выражение в жанрах фотографии или кинематографа. Если в изобразительном искусстве не произойдет нового Возрождения, вероятно, жанр исторической живописи не сможет существовать в своем классическом понимании.

Источник: https://artrue.ru/articles/istoricheskaya-zhivopis.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector