Какие существуют жанры живописи?

Одно из ярких направлений изобразительного искусства — декоративная живопись. Её призвание — украшать. Её отличительные особенности — чистые цвета, логическое построение композиции, тщательно проработанные формы.

Латинское decus переводится как «украшение». В художественном искусстве это изысканные, отточенные детали, использование орнамента с целью украшения архитектуры или убранства помещений. К этому понятию относят витраж, фреску, мозаику, а также художественные работы с особым эффектом.

Декоративная живопись, или Искусство украшать

Жанры живописи: история особенности характеристики Жанры живописи: история особенности характеристики Жанры живописи: история особенности характеристики

Такие работы художники часто пишут на продажу. Обыватели очень положительно воспринимают такие картины. Декоративно-прикладная живопись им понятна: смысловой посыл на поверхности, изображение часто стилизированное, плюс картины идеально вписываются в интерьер.

Собственно, это живописное направление и имеет своей целью создание гармоничного сосуществования картины с другими составляющими интерьера. Но даже здесь есть свои законы построения формы, применения цвета. А перед художником всегда стоят две задачи: изобразительное решение и интерьерное.

В этом направлении не ограничений в выборе материалов. Чаще всего художники применяют краски (гуашь, акрил, акварель), но также могут работать тушью, карандашом. Работа происходит по следующему алгоритму:

  • Изменение пропорций предметов.
  • Нарушение перспективы.
  • Усиление характерных особенностей формы предметов.
  • Отказ от объёма предметов (частично или полностью).
  • Применение ярких сочетаний основных цветов.
  • Локальное нанесение цветовых пятен.
  • Использование черного или цветного контура.
  • Создание из деталей и линий объекта единого орнаментального узора.

Жанры живописи: история особенности характеристики Жанры живописи: история особенности характеристики Жанры живописи: история особенности характеристики

Станковое искусство — свободолюбивое, очень самостоятельное. Оно ни к чему не привязано, оно обращено к зрителю. Станковая живопись имеет связь только с чувствами художника, а воплощается выбранными им средствами художественной выразительности. Характерно, что и формат такого произведения может быть любым.

Он зависит только от видения, решения мастера. Размер станковой работы не подгоняется художником под параметры интерьера или формат его других работ.

Декоративное искусство имеет рамки. Здесь внимание уделяется уплощению пространства, колориту, стилизации, деформации объектов, применению контрастного цвета. Для таких работ обязательно логическое композиционное построение. Размер картин часто ограничивается определённым форматом.

Несмотря на некоторые ограничения живописцы могут создать свой стиль в этом художественном направлении. Обратите внимание на фигурные композиции Акжаны Абдалиевой.

Художница с лёгкостью играет с формой, вводит орнаментальные фрагменты, стилизирует предметы. Её работы очень женственные, мягкие, уютные. При этом стиль художницы индивидуален и узнаваем.

Натюрморты Олега Давыдова сочные, солнечные. Похоже, у мастера не бывает плохой погоды. Даже «Вечер в Нижнем» настолько оптимистичен в цвете, что больше похож на многообещающее утро.

Жанры живописи: история особенности характеристики Жанры живописи: история особенности характеристики Жанры живописи: история особенности характеристики

Совсем другие по стилю натюрморты американской художницы Эрин Хансон. В её работах много экспрессивности, напора. Форма и цвет в картинах Эрин организуют единый ансамбль, в котором сольную партию исполняют только деревья.

Стильные натюрморты и пейзажи Олега Давыдова — яркий пример продаваемых произведений. Эти работы тщательно продуманные, технически очень качественные. Они без затруднений вписываются во многие интерьерные стили и при этом остаются самобытными.

Источник: https://izokurs.ru/blog/dekorativnaya-zhivopis-ili-iskusstvo-ukrashat/

Жанр исторический в искусстве

Жанры живописи: история особенности характеристики

Искусство — понятие емкое и разнообразное. Именно оно позволяет нам глубже понимать окружающий мир. Одним из главных направлений в искусстве является исторический жанр. Разнообразный и непредсказуемый, он нашел отражение не только в живописи или книгах, но и в музыке, кинематографе.

Классификация искусства

По традиционной классификации искусство делят на три большие группы: изобразительное и неизобразительное, а также зрелищное. К первому принадлежит, пожалуй, один из самых объемных блоков. Это живопись, декоративно-прикладное искусство, графика, скульптура, фотоискусство, комиксы и граффити, а также немое кино.

Вторую группу составляют литература, архитектура (нединамические виды) и музыка, балет, хореография (динамические). Ну а к зрелищному искусству относятся кино, эстрада, театр, опера и цирк.

Все виды, словно ветви большого дерева, создают сложную сеточку узоров, разделяются на множество подвидов. Это может быть отдельный стиль или жанр, исторический в том числе. В статье мы расскажем вам о данном направлении в живописи, кинематографе, литературе и музыке.

Историческая живопись

Исторический жанр является одним из основных в изобразительном искусстве. Его основная задача – это воссоздание значимых не только для одного народа, но и для всего человечества в целом событий современности и прошлого.

При этом художники на полотнах выражают свое собственное отношение и мнение в соответствии с философскими, религиозными и этическими взглядами своей эпохи.

Именно поэтому исторический жанр в изобразительном искусстве всегда обращен к настоящему.

Он традиционно включает в себя не только произведения с изображением событий, которые имели место в реальности, но и мифологических, евангельских, библейских. Кроме того, историческая живопись тесно переплетается с бытовым, батальным, портретным, пейзажным жанрами.

Жанры живописи: история особенности характеристики

Вехи развития жанра в живописи

Исторический жанр в изобразительном искусстве существует с незапамятных времен. Свидетельством тому являются изображения битв, охоты и мифологических событий на камнях, стенах пещеры, древних амфорах и пр. К примеру, картина «Битва Александра Македонского с Дарием», созданная греческим живописцем Филоксеном.

Она не сохранилась до наших дней, однако представление о ней у современных ценителей искусства складывается по римской мозаичной копии, найденной в Помпеях.

Читайте также:  Описание того, что такое алла прима

Официальным началом данного жанра в живописи принято считать эпоху Ренессанса, когда активно изучалась античная культура. К этому периоду относятся картины исторического жанра А. Мантенья, создавшего целый цикл полотен под названием «Триумф Цезаря», фрески Рафаэля в Ватикане, Пьерро делла Франческа в Ареццо и многие другие.

В XVII в. данный жанр, как и в целом все искусство, развивался в двух направлениях: классицизм и барокко. Бурная динамика, мощь, отчасти сложная аллегоричность форм и образов преобладают в творчестве П.

П. Рубенса («Похищение дочерей Левкиппа»). К евангельской и библейской тематике обращено творчество Рембрандта. В Испании в это время создает свои великолепные картины Веласкес, во Франции – Н. Пуссен.

Жанры живописи: история особенности характеристики

В романтичном XVIII в. художники делают акцент на драматизме событий, которые ярко проявляют человеческие качества персонажей, и заставляют зрителя сопереживать им. Поворот в сторону реалистичности полотен произошел во второй половине XIX в.

В этот период свои знаменитые картины исторического жанра, представляющие эпоху Фридриха Великого, пишет А. Менцель, а также русские художники Иванов А. И., Бруни Ф. А., Бакалович С. А., Суриков В. И. («Утро стрелецкой казни» — на фото выше), Рябушкин А.П. и др.

В ХХ в., богатом на войны, живописцы обращаются к исторической живописи в ее высоком, героическом и трагическом воплощении.

Жанры живописи: история особенности характеристики

Историческая проза

Данное понятие охватывает все литературные произведения в прозе (рассказы, романы, повести), повествующие о реальных событиях, которые происходили в более или менее отдаленном периоде времени, а действующими персонажами (главными или второстепенными) в них являются исторические личности.

Исторический жанр (книги наиболее известных авторов перечислены далее по тексту) зародился еще в произведениях об А. Македонском и Троянской войне, а затем получил широкое распространение в Средневековой Европе. Родоначальником жанра по праву считают Вальтера Скотта («Роб Рой», «Айвенго», «Квентин Дорвард» и др.), который смог совместить художественный вымысел с историческими фактами. Романиста вы можете увидеть на фото выше.

Русский исторический роман

Первая попытка адаптации исторического повествования в русской литературе была предпринята Н. М. Карамзиным в повести «Наталья, боярская дочь» в 1792 г. Однако и читатель, и сам автор осознали, что задача овладения исторической эпохой не разрешена. Процесс сдвинулся с мертвой точки под влиянием все того же В.

Скотта, которое отразилось в первую очередь на произведениях Пушкина А. С. («Капитанская дочка», «Арап Петра Великого»). Однако отечественными авторами-создателями исторического русского романа считают М. Н. Загоскина («Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», «Брынский лес») и И. И.Лажечникова («Ледяной дом», «Последний Новик»).

Кроме того, следует отметить следующие наиболее значимые романы исторического жанра: «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Белая гвардия» М. А. Булгакова.

Жанры живописи: история особенности характеристики

Узнаем историю из книг

Учить историю в школе по скучным учебникам? На это способны только очень упорные и ответственные. Гораздо приятнее и интереснее узнавать об исторически важных событиях своей страны в процессе прочтения незыблемой классики. Предлагаем вам подборку из десяти выдающихся русских исторических романов:

  • «Война и мир». Л. Н. Толстой создал бессмертный роман-эпопею о русском обществе во времена Наполеоновских войн.
  • «Доктор Живаго». Роман Б. Пастернака рисует грустное и трагичное полотно жизни русской интеллигенции во времена кровавых событий начала ХХ века.
  • «Петр I» А. Н. Толстого – это незаконченный роман, в советское время, кстати говоря, позиционировавшийся как эталон исторического жанра. Мощная энергетика первого императора и сила характеров персонажей не оставляют равнодушным читателя.
  • «Учитель фехтования» А. Дюма. Сюжет построен на воспоминаниях преподавателя по фехтованию, который приезжал в Россию и давал уроки будущим декабристам.
  • «Ледяной дом» И. И. Лажечникова – роман, действие которого разворачивается во времена правления Анны Иоанновны.
  • «Дмитрий Донской». С. П. Бородин на страницах своего романа воссоздает картины средневековой Москвы, вступившей в борьбу с Золотой Ордой.
  • «Фаворит» В. Пикуля. Исторический роман о событиях XVIII в., когда правление Екатерины Великой достигло своего апогея.
  • «Нечистая сила». Еще один роман В. Пикуля, на этот раз о загадочной исторической фигуре — Валентине Распутине.
  • «Живые и мертвые» К. М. Симонова – одно из лучших произведений о Великой Отечественной войне.
  • «Басурман». Произведение Лажечникова И. И. о Руси начала XV в.

Жанр исторический в кинематографе

Историческое кино принято также называть костюмным. Оно изображает на экране определенные исторические эпохи, воспроизводит события из прошлого или жизни отдельной личности. В связи с этим принято различать несколько видов в данном жанре:

  • историко-биографические, то есть фильмы об исторических деятелях, которые иллюстрируют их жизненный путь («Спартак, «Александр», «Клеопатра» и т. д.);
  • историко-приключенческие, то есть кино о вымышленных персонажах из прошлых эпох, зачастую такие фильмы имеют остросюжетную интригу;
  • литературные экранизации – они стоят особняком, но, по сути, могут принадлежать как к первому, так и ко второму виду.

Жанр исторический в кинематографе зачастую пересекается с другими, а именно приключенческим и боевиком. Связано это с тем, что в фильмах чаще всего отражаются судьбоносные и драматические события, войны, перевороты и пр. Следует упомянуть еще об одной классификации кинематографа исторического жанра, которая проводится в зависимости от времени и характера действий.

Читайте также:  Как появилась готика в живописи?

Это весьма специфические разновидности: батальное кино (особенно популярное в советском кинематографе), вестерн, пеплум (киноленты о древнем мире), тямбара (о самураях), фильмы плаща и шпаги (с динамичными фехтовальными поединками), уся (китайское кино с утрированной фантастической версией восточных единоборств).

Зарубежный вестерн

В рамках одной статьи невозможно перечислить все лучшие зарубежные фильмы исторического жанра. Они настолько многочисленны и разнообразны, что способны удовлетворить даже самого притязательного зрителя.

Так, вестерн – это исключительно американское изобретение, имея историческую основу, он в то же время может быть как мелодрамой, так и боевиком или комедией. Расцвет данного направления кинематографа пришелся на середину ХХ в. Местом его действия всегда является запад США, а временем – период с 1860 г. до окончания «индейских войн».

Одними из самых лучших считаются фильмы «Бутч Кэсседи и Санденс Кид», «Дилижанс», «Дикая банда», «Искатели», «Непрощенный», «Хороший, плохой, злой», «Золото Маккены», «Шейн» и др.

Японская тямбара

Понять особенности исторического жанра в японском кинематографе можно при просмотре фильмов в стиле тямбара («бои на мечах»).

Эти красочные истории о самураях, о сражениях на мечах являются аналогом американского вестерна и европейских фильмов шпаги и плаща. Крупнейшим мастером направления был Акира Куросава. Наиболее известные его работы: «Трон в крови», «Семь самураев», «Тень воина», «Отважный самурай».

Не стоит также забывать и о телевизионных проектах. В 90-х годах прошлого столетия особо популярен был мини-сериал «Сёгун» по мотивам одноименного романа Д. Клавелла.

Исторические эпопеи

Нельзя не упомянуть и о пеплуме – направлении исторического жанра, который характеризуется обращением к библейским и античным сюжетам, большой временной продолжительностью фильма, а также масштабностью и грандиозностью съемок (массовка, костюмы, общие планы и т. д.).

Настоящей классикой считаются такие ленты, как «Юлий Цезарь» (1953 г.), «Десять заповедей» и «Александр Великий» (1956 г.), «300 спартанцев» (1962 г.), «Спартак» (1960 г.), «Последние дни Помпеи» (1959 г.) и др. Не отстает в этом плане и современный кинематограф: «Гладиатор», «Александр», «Троя», «Исход: Цари и боги», «Бен-Гур».

Отечественные исторические ленты

Жанры живописи: история особенности характеристики

Отечественный кинематограф тоже не обошел данный жанр (исторический) стороной. Вот только он имеет свой особый путь развития. Историческое кино в основной своей массе в нашей стране снималось и до сих пор снимается под влиянием трех эпохальных и переломных событий ХХ в.: революции и двух мировых войн. При этом история народа ранее ХХ в.

в фильмах представлена крайне скудно. Из наиболее ярких проектов следует отметить следующие: «Иван Грозный» (1944 г.), «Андрей Рублев» (1966 г.), «Война и мир», «Орда», «Арап Петра Великого». Особую категорию составляют советские фильмы-экранизации романов, в частности, «Три мушкетера», «Узник замка Иф», «Анна Каренина», «Мастер и Маргарита» и др.

Но наиболее масштабно, как уже было сказано, представлены фильмы о войне, особенно Второй мировой: «Они сражались за Родину», «Баллада о солдате», «А зори здесь тихие» (не путайте с ремейком 2016 г.), «Восхождение», «Батальоны просят огня», «Сталинград», «Кукушка», «Служили два товарища» и т. д.

Жанр исторического произведения в музыке

Исторические события получали отражение в песне с древнейших времен. Данная тема разрабатывалась в средневековой церковной музыке, пример — русские стихиры, посвященные князьям Глебу и Борису. Новый виток развития данного жанра пришелся на XVII в.

В этот период в Европе возникли опера и оратория, которые использовали в качестве источников главным образом библейский и мифологический материал. Доказательством тому служат оперы «Орфей» (1607 г.), «Коронация Поппеи» (1642 г.). Выдающийся немецкий композитор Г. Ф.

Гендель осуществил новый подход к исторической теме в музыке. Его оперы с классическим сюжетом «Тамерлан» (1724 г.), «Ксеркс» (1738 г.) и «Юлий Цезарь» (1724 г.) — это, в первую очередь, героическая драма с бурей страстей и сильными характерами, в то время как исторические имена добавлены лишь для помпезности.

А вот его оратории с библейским сюжетом, напротив, отражают психологическую атмосферу изображаемых событий прошлых времен.

В XVIII в. исторический жанр в искусстве музыкальном (оперы, оратории) в Европе сосредоточился на сюжетах, отражающих события национального масштаба: «Гугеноты», «Весталка», «Риенци», «Летучий голландец» и др. В следующее столетие на исторический жанр оказали влияние определенные события – революционные и национально-освободительные движения в Европе.

В XIX в. и в начале двадцатого западные композиторы обращаются вновь к античным сюжетам, возврат в русло национальной истории произошел только после Второй мировой войны.

Развитие жанра в России

В России жанр исторической песни и музыки в целом наиболее сильное развитие и популярность имел в XVI-XIII вв. В это время созданы отдельные циклы, посвященные Степану Разину, Петру I, Ивану Грозному, Ермаку.

Читайте также:  Определение того, что такое сфумато

Русская оратория как таковая возникла в первой половине XIX в. Одно из выдающихся произведений того времени – это «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» (1811 г.) авторства Дегтярева С. А.

В тот момент национальная историческая тема в русской опере присутствовала незначительно. Новый поворот случился после создания М. И. Глинкой национальной школы музыки в Москве.

Именно он первым обратился к теме историко-патриотического звучания в опере «Иван Сусанин» (1836 г.), широко использовав народные мелодии. В дальнейшем это направление поддержали композиторы «Могучей кучки».

Наиболее значимыми являются такие произведения, как «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина А. П., «Царская невеста» и «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакового, «Суворовский марш» А. С. Аренкова и др.

Советская музыка приняла лучшие демократические традиции исторической темы в классике. Однако Октябрьская революция свое дело сделала, и особое внимание стало уделяться теме восстаний, народных движений, борьбы с захватчиками, а также подвигу народа.

Источник: https://www.syl.ru/article/298706/janr-istoricheskiy-v-iskusstve

Жанры живописи

Жанром называют вид изобразительного искусства, сложившийся исторически в результате классификации изображений на полотнах по тематическому признаку.

Жанры живописи, представленные в современном искусстве, начали формироваться в эпоху древних цивилизаций Рима и Греции – в искусстве выделяют первые признаки градации по видам. Жанр, как одно из ключевых понятий в живописи, начал формироваться в эпоху Возрождения.

В 17 веке появились понятия «высоких» и «низких» жанров. Например, портрет, натюрморт – «низкие», историческая и религиозная живопись – «высокие» виды. Классификация была актуальна до 19 столетия.

Специфика передачи изображения зависела от стиля, который доминировал в определенную историческую эпоху:

  • Барокко: 16 – 17 столетия: динамичность передачи изображений, яркая, пышная декоративность.
  • Классицизм: 17 – 19 века, характерная черта – возврат к традициям античности.
  • Реализм: 19 – 20 века, сформировался под влиянием философии позитивизма, в конце 19 века породил два течения – импрессионизм и натурализм. Представители направления – российские «передвижники», веризма в Италии, «школы мусорного ведра» в США. В 200 веке из реализма появились соцреализм, критическое и магическое направления, гиперреализм.
  • Авангард – направление в искусстве 20 века, которое делится на множество видов.

В современном искусстве существует такая градация видов:

Историческая живопись

Вид, сформированный в эпоху Возрождения. Представляет работы, с изображениями реальных исторических событий. Проявлениями считают мифологические, религиозные, некоторые аллегорические сюжеты.

Цель исторической живописи – прославление героев, формирование идеологии и определенного образа мышления. Примеры: В.Суриков «Переход Суворова через Альпы», К.Брюллов «Последний день Помпеи», Э. Делакруа «Свобода на баррикадах».

Портрет

Изображение реалистичного облика человека или группы людей. На особенности передачи образа влияли особенности стиля, доминантного в определенную эпоху, каноны красоты исторического периода, индивидуальный стиль художника.

Натюрморт

Вид живописи, целью которого является изображение предметов, фруктов, букетов цветов. Другими словами – изображение мертвой природы. Сформировался в 15 веке в Западной Европе. Изначально цветы, фрукты и прочие атрибуты были частью религиозной живописи, которые в эпоху Возрождения выделились в отдельный жанр.

Мифология

Мифологический вид изобразительного искусства – одно из направлений исторической живописи, имеющее аналогичную смысловую нагрузку. В центре внимания художников находятся герои мифов, преданий, былин. В зависимости от стиля, характерного для конкретной исторической эпохи, мифологический жанр отличался разнообразными особенностями.

Батальный

Баталистика считается разновидностью исторической живописи. В центре внимания живописцев – сцены битв. Для картины в батальном направлении характерно: монументальность, динамика, реалистичность, внимание к деталям.

Жанр имеет серьезную информативную и смысловую ценность. Многие полотна были написаны художниками, которые непосредственно были очевидцами событий – особенно, это касается живописи 19-20 веков. К батальному жанру можно отнести полотна, отображающие быт военного времени.

Бытовой жанр

Жанр, отображающий быт, современный художнику. Направление зародилось в Средние века, с 16 века – наблюдается подъем вида изобразительного искусства. Идейными основами жанра стал реализм, гуманизм, демократизм, что породило повышенный интерес к народному быту. Через картины художники стремились передать социальные проблемы общества.

Пейзаж

Жанр живописи, выделенный в эпоху Нового времени. На протяжении многих веков пейзаж существовал в качестве фона для религиозной или мифологической картины. Полотна с изображением природы представлены в работах художников разных стилей и направлений.

Главная тема работ пейзажистов – открытое пространство: город, деревня, горы, море. Исходя из объекта, который изображен на полотне, пейзажи классифицируют, выделяя марины, панорамные и индустриальные полотна, городской и деревенский пейзаж. Особенность жанра: человек может присутствовать на изображении, но никогда не будет в центре внимания.

Анималистика

Жанр искусства, посвященный изображению животных. Художники работают в стилях реализм, абстракционизм, импрессионизм, чтобы передать особенности представителей фауны или фантазийных животных – героев сказок и мифов. Анималистика зародилась еще во времена древних цивилизаций.

Работы в различных жанрах представлены у художников Средневековья, Нового времени, эпохи Просвещения, современности и других исторических периодов, демонстрируя характерные черты живописи своего времени.

Источник: https://artrecept.com/zhivopis/zhanry

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector