Кто основал кубизм в живописи?

Кубизм – модернистское течение в искусстве, в большей степени в живописи, иногда в скульптуре и архитектуре, которое заставило художников по-другому посмотреть на примитивное искусство. Особенностью кубизма является то, что он, в отличие от классического искусства, не основывается на имитации.

Картины кубистов всегда легко узнаваемы благодаря их плоскому, двумерному виду. В этом стиле применяется стандартная цвето- и световоздушная среда и довольно простая линейная перспектива: кубистические картины характеризуются обилием геометрических форм, линий и острых углов, а также преднамеренно скромной, нейтральной цветовой гаммой.

Кубизм в живописи

Кубизм в живописи: картины представители основатель

В отличие от традиционных натюрмортов, пейзажей или портретов, кубистические картины не должны выглядеть реалистично. Вместо того, чтобы рассматривать объект с одного возможного угла, художник как бы дробит изображение на части, а затем уже складывает вместе фрагменты с разных выгодных точек обзора в одну картину.

Многие считают, что кубизм – некое ответвление абстракционизма, в то время как он является таким же самодостаточным направлением авангардного искусства.

Стадии кубизма

Как правило, выделяют две основные стадии стиля кубизм: аналитический и синтетический.

Кубизм в живописи: картины представители основатель

В аналитическом кубизме художник пытается представить более полное, детализированное пояснение объекта, нарушая барьеры пространства и времени. Он разбивает предмет на отдельные блоки и реконструирует его согласно собственному видению. Именно такой вид кубизма обычно приходит на ум, когда люди думают про картины в этом стиле.

Кубизм в живописи: картины представители основатель

Синтетический кубизм – естественное продолжение аналитического кубизма, берущее начало в 1912 году. Он заключается в том, что на основе картины формируется коллаж из отдельных частей, обычно с использованием газет, цветной бумаги и т. д.

Эти части представляют собой разные блоки изображаемого объекта. Но нередко художники не составляли коллаж, используя дополнительные материалы, а полностью рисовали его.

Кубизм: художники

Наиболее известной фигурой в направлении кубизм является испанский художник Пабло Пикассо; именно он – основоположник кубизма, наравне с французским кубистом Жоржем Браком.

Кубизм в живописи: картины представители основатель

Возникло это направление во Франции, в 1906-1907 годы. Название направления появилось благодаря французскому художественному критику Луи Вокселю, который в 1908 году описал серию картин Жоржа Брака (изображения деревьев и гор в виде кубов и пирамид) как «кубические причуды».

Другие представители кубизма: Хуан Грис, Марсель Дюшан, Фернан Леже. Однако не все работы этих художников выполнены строго в стиле кубизм; чаще всего они включают в себя элементы и других направлений.

Известные картины в стиле кубизм

Жорж Брак, «Мандора» (1909-1910)

Кубизм в живописи: картины представители основатель

Это пример ранней живописи в стиле кубизм – его аналитической стадии. Брак решает отказаться от написания пейзажных сюжетов и остановиться на натюрмортах. На картине изображен музыкальный инструмент – маленькая лютня под названием мандора.

Нейтральная цветовая гамма картины является индикатором первых попыток Жоржа Брака в создании разных взглядов на один и тот же предмет – художник экспериментировал скорее с композицией и репрезентацией музыкального инструмента, чем с яркими цветами.

Пабло Пикассо, «Три музыканта в масках» (1921)

Кубизм в живописи: картины представители основатель

Хотя основной период кубизма в творчестве Пикассо приходится на 1909-1917 годы, в 1921-м, незадолго до погружения в сюрреализм, он пишет эту кубистическую картину.

Ее интерпретируют как ностальгические воспоминания художника о былых временах: в центре картины сидит сам Пикассо, переодетый в Арлекина, и по обе стороны от него сидят старые друзья: Гийом Аполлинер (в костюме Пьеро), который умер в 1918 году, и Макс Жакоб (монах), с которым Пикассо перестал поддерживать связь.

Картина представляет собой квинтэссенцию синтетического кубизма. Фигуры персонажей выглядят так, будто бы они приклеены на полотно, отдельно одна от другой.

Увидеть эту работу можно в Художественном музее Филадельфии.

Хуан Грис, «Фантомас» (1915)

Кубизм в живописи: картины представители основатель

Хуан Грис разработал технику коллажирования, при которой он вставлял элементы из газет и журналов в абстрактную живопись. Иногда это бывали настоящие коллажи, а иногда — картины этих коллажей. В этой технике выполнена работа «Фантомас».

Она изображает вид сверху на деревянную столешницу, заваленную периодическими изданиями, включая роман из популярной криминальной серии под названием «Фантомас». Так, Грис стал первым кубистом, использовавшим яркий цвет и свет в своих работах, что впоследствии вдохновило Пикассо и Брака на синтетический кубизм.

Находится эта картина в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, США.

Фернан Леже, «Дама в голубом» (1912)

Кубизм в живописи: картины представители основатель

Леже демонстрирует ранний интерес к геометрической абстракции, которая словно плавает внутри холста. Элементы произведения раздроблены на отдельные части, чтобы передать впечатление художника от современной жизни – таким образом Леже хотел выразить суть характера главного персонажа картины, женщины, а не ее внешний облик.

Источник: http://megapoisk.com/kubizm-iskusstvo-v-zhivopisi-20-veka

Кубизм в живописи: история, виднейшие представители

Кубизм в живописи: картины представители основатель

История кубизма в живописи ведёт своё начало от “Авиньонских девиц” Пабло Пикассо, написанных в 1907 году под влиянием африканской скульптуры и творчества Поля Сезанна…

на фото: Пабло Пикассо В начале ХХ века в живописи (и не только) происходит глобальная революция: художники, игнорируя условности академической школы и реализма, свободно экспериментируют с формой, цветом, аппликацией и другими выразительными средствами, в результате чего возникает ряд модернистских направлений в изобразительном искусстве. Одним из них является кубизм. Кубизм в живописи: картины представители основатель

“Портрет Анны Ахматовой”, Натан Альтман, 1914, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

История кубизма в живописи ведёт своё начало от “Авиньонских девиц” Пабло Пикассо, написанных в 1907 году под влиянием африканской скульптуры и творчества Поля Сезанна. Кубизм в живописи: картины представители основатель

“Авиньонские девицы”, Пабло Пикассо, 1907 (243,9х233,7, холст, масло), Музей современного искусства, Нью-Йорк

Фигуры девиц на картине изображены контурно, светотени и перспектива отсутствуют, задний фон раздроблен на осколки разной формы. Тогда же, в 1907 году, Пабло Пикассо знакомится с молодым, но уже показавшим высокие результаты в фовизме (ещё одно модернистское направление начала ХХ века), художником Жоржем Браком. Совместно они становятся основоположниками нового направления в живописи – кубизма, проводят постоянные встречи, обсуждения, обмениваются находками. Кубизм в живописи: картины представители основатель

“Тарелка и блюдо с фруктами”, Жорж Брак, 1908, частная коллекция (46х55, холст, масло)

Название “кубизм” появилось в 1908 году, когда художественный критик Луи Воссель назвал новые картины Брака “bizarreries cubiques”, что в переводе с французского означает “кубические причуды”.

К новому направлению присоединились художники Хуан Грис, Мари Лорансен, Фернан Леже. В продолжение нескольких лет в стиле кубизма начинают работать Робер Делоне, Альбер Глез, Анри Ле Фоконье, Жан Метценже, Франсис Пикабиа и другие.  Кубизм в живописи: картины представители основатель

“Гитара на столе”, Хуан Грис, 1915, Rijksmuseum Kröller-Müller, Оттерло, Нидерланды, (73х92)

Первый период кубизма называется “сезанновский”, так как художники-кубисты продолжили эксперименты Поля Сезанна (1839-1906) с формой, перспективой и поиском новых композиционных решений. Кубизм в живописи: картины представители основатель

“Пьеро и Арлекин”, Поль Сезанн, 1888, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

Картина “Пьеро и Арлекин” была написана Полем Сезанном в 1888 году, то есть, за 19 лет до возникновения кубизма как отдельного направления. В этой работе прослеживается проработка художником геометрических форм (кругов, овалов и ромбов), направление линий рисунка к некоторой точке, а также нестандартный угол зрения: зритель смотрит на персонажей как бы немного сверху и слева.

Перспектива изображена неправильно: создаётся впечатление, что Пьеро и Арлекин находятся в разных пространственных измерениях. Оригинальное композиционное решение создаёт эффект изломанности, механичности и марионеточности движений фигур несмотря на то, что это – живые персонажи с живыми лицами.

В письме к художнику Эмилю Бернару (около 1904 года) Поль Сезанн писал: “Нужно вернуться к классицизму через природу, иначе говоря, через ощущение. В природе всё лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Рисунок и цвет неразделимы, по мере того, как пишешь, — рисуешь: чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок.

Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Контрасты и соотношения тонов – вот весь секрет рисунка и моделировки”. В теории искусствоведения выделяют III стадии [фазы] кубизма:

  • I стадия: сезанновский кубизм (1907 — 1909) – выделение геометрических форм фигур и предметов, отделение формы от пространства/плоскости.
  • II стадия: аналитический кубизм (1909-1912) – дробление форм на грани и срезы, построение композиции при помощи коллажа из пересекающихся срезов и плоскостей, стирание граней между формой и пространством, визуальное взаимодействие формы и пространства. Кубизм в живописи: картины представители основатель

“Скрипка и подсвечник”, Жорж Брак, 1910, San Francisco Museum of Modern Art (61х50, холст, масло, направление “аналитический кубизм”).

  • III стадия: синтетический кубизм (1913 – 1914) – с помощью геометрических форм и их фрагментов конструируются новые объекты, которые обладают реальностью сами по себе, а не являются изображением видимого мира. Коллажи создаются, в том числе, с помощью аппликаций, которые наиболее часто представляют собой фрагменты газетного листа, вклеенного в композицию.

Кубизм в живописи: картины представители основатель

“Le Jour”, Жорж Брак, 1929, National Gallery of Art, Вашингтон (115х146,7, холст, масло, направление “синтетический кубизм”)

Таким образом, кубисты разложили предмет на геометрические элементы и отделили его от пространства, форму предметов показали в срезах, изгибах, под разными углами зрения, в бессистемных репликациях и других видоизменениях. Начавшись во Франции, кубизм стал популярен в разных странах мира, в том числе, и в России.

К наиболее выдающимся (виднейшим) представителям кубизма в живописи относят Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Фернана Леже, Хуана Гриса. Впоследствии художники-кубисты начнут осваивать новые направления, и примерно с 1925 года кубизм постепенно пойдёт на спад, внеся свой важный вклад в развитие живописи.

Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2016/07/blog-post_52.html

Кубизм — это модернистское направление в искусстве. Кубизм в живописи и архитектуре :

Способности и фантазии человека иногда просто поражают. Живопись и архитектура стали именно той областью, где люди развивают и выражают своё творчество в самых разнообразных направлениях.

Чтобы удивить мир новыми ветвями в искусстве, художники всеми силами стараются изобразить то, что видят, в совершенно новом и необычном свете. Отсюда и появился авангардизм – результат развития множества творческих идей и планов. А из него, в свою очередь, и произошло такое понятие, как кубистский стиль. Веяние чего-то неординарного и интересного.

Читайте также:  Как рисовать масляной пастелью?

Кубизм в искусстве

Одним из главных направлений в авангардистском искусстве стал именно кубизм. От французского cubism означает куб – художественное течение во французском стиле начала XX столетия. Главными представителями и основоположниками были Пабло Пикассо и Жорж Брак, благодаря их творениям мир увидел этот стиль в совершенно новом и необычном цвете.

Само представление «кубизм» возникло из-за острого замечания по поводу трудов Ж. Брака о том, что он сдвигает города и фигуры к геометрическим прогрессиям и кубам.

Художественная составляющая концепции выстраивалась на попытке найти самые обыкновенные пространственные модели и конфигурации вещей, явлений, которые бы персонифицировали всю сложность и разнообразие жизни.

По своей сущности, кубизм – это примитивизм, который воспринимает мир через формы геометрических фигур.

Кубизм в живописи: картины представители основатель

Зарождение культуры

Истоками стали картины Поля Сезанна и африканские скульптуры. Под воздействием этого действа и возникли знаменитые на всю планету «Авиньонские девицы» П. Пикассо (1907), это и стало зарождением кубизма.

По сути, данное течение — это огромное желание расчленить предметы реальности на стереометрические примитивы. В формировании пережило три стадии: сезанновскую, аналитическую и синтетическую.

Кубизм — это сравнительно сложный художественный вид, который смог сплотить живописцев, скульпторов, музыкантов и стихотворцев со всего мира. Разберём три стиля данного течения.

Сезанновский

Это первая ступень кубизма, характеризуется абстрактными и упрощёнными формами объектов. Естественное влияние на развитие кубизма оказали опыты с конфигурацией в творениях Поля Сезанна. В 1904 и 1907 годах в Париже были выставки его трудов.

В «Портрете Гертруды Стайн», который сотворил Пикассо, уже отмечается увлечённость искусством Сезанна. После этого Пикассо нарисовал картину «Авиньонские девицы» которая слывёт первым шагом на пути к кубизму. Осенью 1907 года произошло два значительных события — выставка Сезанна и встреча Брака и Пикассо.

А в конце этого же года они начали близкое сотрудничество в кубистическом стиле.

Аналитический

Это следующая стадия, которая характеризуется пропаданием образов предметов и пошаговым стиранием отличий между формой и пространством.

В подобных картинах уже возникают переливистые краски, которые перекрещиваются через полупрозрачные плоскости, и их расположение отчётливо не определено. Элементы аналитического кубизма — это труды Брака в 1909 году, а также творения Пикассо в 1910 году.

Однако интенсивнее начал созревать аналитический кубизм тогда, когда зародился творческий союз «Золотое сечение» во главе со знаменитыми мастерами.

Кубизм в живописи: картины представители основатель

Синтетический

Это третья фаза течения, элементы которого возникли в произведениях Хуана Гриса, он стал яростным сторонником направления в 1911 году. Важнейшей характеристикой его работ является отвержение третьего измерения в живописи и ударение на поверхности. Важнейшая фактура поверхности — очертание и узор, которые применяются для конструирования нового предмета.

Картины в этом стиле

Отречение от объёмного живописания действительности — ключевая особенность течения под названием кубизм. Картины в этом стиле узнаваемы по всему миру благодаря плоским формам без светотени и перспективы.

Образы являются деформированными, нелогичными, иррациональными, разбиты на некоторые детали. Натюрморт, портрет похожи на набор геометрических фигур, которые взаимодействуют друг с другом.

К какому направлению причисляют кубизм в живописи? Это в первую очередь абстракция, примитивизм и авангардизм.

Кубизм в живописи: картины представители основатель

Пабло Пикассо – яркий представитель

Самым броским примером является картина Пабло Пикассо «Авиньонские девицы». Произведение мастера отличается рублеными, дерзкими линиями, заостренными углами и отсутствием игры теней. Для кубизма Пикассо характерно нереалистичное изображение оголённых женщин. Мастер применял нейтральные, натуральные тона.

Африканские маски, как считают искусствоведы, представляют собой символ зарождения инновационного течения кубизма в живописи. Так, по мнению Эрнста Гомбриха, искусствоведа, Поль Сезанн — это основоположник, а Пикассо — его ученик.

Сезанн в послании к Пабло изложил свой совет по использованию бесхитростных, геометрических форм (сферы, цилиндры, конусы). Автор послания подразумевал эту основу как базу для сотворения картины, но этот кубизм Пикассо интерпретировал в буквальном значении.

Исторические факты

Начиная с эпохи Возрождения творцы пытались с максимальной реалистичностью передавать изображение. В кубизме художники совсем отошли от реалистичности, натуральности, гармонии света и тени.

Главная черта творчества художников — это стремление создать кубизм, картины представлены в плоском изображении вместо объёмного. Они, как правило, применяли геометрические фигуры для абстрактного изображения людей, природы, предметов.

Формы, которые передаются в стиле кубизма, осязаемы, незамысловаты и просты.

Кубизм в живописи: картины представители основатель

Но не все было гладко. Созданные в стиле кубизма картины не сразу прижились в мире искусства – изображения эти очень часто становились предметом непонимания и серьезной критики.

Это стало радикальным для живописи течением, которое пришло на смену реализму и стало предметом нелестных отзывов. Натюрморт в таком стиле стал смелым творческим экспериментом.

Вначале поклонников кубизма в искусстве было немного, но среди них наблюдались критики и меценаты, которые внесли равнозначный вклад в историю развития этого направления.

Архитектура

Кубизм в архитектуре начался очень необычно. На Осенней выставке в Париже 1912 года некая группа авторов представила огромный (10 на 3 метра) макет «кубистского дома».

Фасады были созданы скульптором Раймоном Дюшан-Вийон, а оформление комнат сделано несколькими людьми, среди которых был Андре Маре, талантливый исполнитель и мастер своего дела.

Покои были эффектно обставлены, а стены украшали небольшие картины художников-кубистов. После выставки в Париже этот дом демонстрировали на Армори Шоу в Нью-Йорке.

Стиль кубизм – новое веяние эпохи, то есть универсальный вид, который подходит под общий вид искусства. Затем появились сразу и первые строения архитекторов-кубистов. Но не в Париже, а в Праге, в самом большом центре кубистского искусства.

Архитектура этого течения чрезвычайно авангардна и вместе с тем невообразимо традиционна. Мы можем видеть в ней такие же знаменитые симметричные фасады, фронтоны, люкарны, порталы, что и в домах прошлых лет. Архитекторы этой направленности предлагали лишь украсить обновленными рисунками внешний вид зданий, которые по структуре остались прежними.

Кубизм в живописи: картины представители основатель

Чешский кубизм

Когда закончилась Первая мировая война, архитекторы Чехословацкой республики опять взялись за свое ремесло, но постройки уже стали другими. Надоевшие треугольники, созданные в 20-е годы, сменились полукругами и цилиндрами.

В тот момент они основали архитектуру под названием рондокубизм. В Праге и Роттердаме в XX веке были построены здания, создатели которых сумели по-своему воплотить одно из наиболее нестандартных решений в кубизме архитектуры.

Это направление нашло признание и место непосредственно в Праге, так как истоки уходят не только в геометрические здания, но и в готическую архитектуру, которая присуща для Праги. Именно готические приёмы и их резкость стали для Павла Янака главнейшими принципами, которые и оказали влияние на создание его теории кубистической архитектуры.

Прославленные архитекторы

Ведущими мастерами кубизма были Павел Янак, Йозеф Гончар, Властислав Гофман, Эмиль Коаличек и Йосеф Хохол. Работали они в Праге, а также в других городах. Самым знаменитым во всем мире зданием в кубистском стиле значится дом «У черной Матери Божьей» в Праге, построенный Йозефом Гочаром.

На сегодня облик этого дома может показаться повседневным и ничем не выделяющимся, но для начала XX века это здание было крайне необычным и даже немножко дерзким.

Властислав Гофман спроектировал входные павильоны Дяблицкого кладбища, Йосеф Хохол построил парочку жилых домов под Вышеградом.

Кроме этого, неподалёку от Вацлавской площади можно увидеть кубистические фонари, которые разработал Эмиль Краличек. Он также стал творцом Diamond House в Праге.

Кубизм в живописи: картины представители основатель

Необычные места

Самые особенные и изумительные здания в кубистической манере сегодня можно увидеть в Роттердаме (в Нидерландах). Это целый городок домов-кубов, которые были возведены в 1978-1984 годах по проекту мастера Пита Блома.

Дома имеют три этажа, общая площадь примерно 100 кв. метров. В них нет прямых стен, кроме тех, которые расположены посередине.

На первом этаже — гостиная и кухня, на втором кабинет, спальня и ванная, на третьем (со стеклянной крышей) многие располагают зимний сад.

5 самых талантливых представителей кубизма:

  • Пабло Пикассо, полотно «Авиньонские девицы»;
  • Жорж Брак, картина «Дом в Эстаке»;
  • Хуан Грис, полотно «Портрет Пикассо»;
  • Поль Сезанн, картина «Пьеро и Арлекин»;
  • Фернан Леже, холст «Строители».

Занимательный факт

Примечательно, что Пикассо стал самым дорогостоящим, востребованным и работоспособным кубистом. Его картина «Обнажённая, зелёные листья и бюст» была оценена в 155 миллионов долларов.

Полотна стоят на первом месте по популярности среди расхитителей творений искусства. Общая стоимость только лишь официальных продаж картин превосходит 270 миллионов.

Источник: https://www.syl.ru/article/318358/kubizm—eto-modernistskoe-napravlenie-v-iskusstve-kubizm-v-jivopisi-i-arhitekture

Кубизм в живописи

Кубизм, одно из самых необычных течений, появился в искусстве в первом десятилетии XX в. Название его восходит к французскому слову cubisme, от cube — куб. Основателями этого течения были французские художники П. Пикассо и Ж. Брак.

Большую роль в появлении кубизма сыграло негритянское искусство (скульптуры, привезенные в Европу).

Идею изображения предметов окружающего мира в виде геометрических тел (куб, шар, цилиндр) представители данного направления заимствовали у П. Сезанна.

Современники с иронией называли творчество этих художников «искусством кубиков». Действительность в картинах кубистов представала как нагромождение кубов, прямых линий и острых углов.

Основоположники кубизма считали, что непосредственное отражение существующего мира не является целью художника. Он должен сам творить реальность, подчиненную законам искусства.

При взгляде на картины кубистов кажется, что живописцы разъединяют обычные предметы на множество деталей, а потом раскладывают их на полотне в другой последовательности. Нередко один и тот же предмет изображается с разных точек зрения.

Читайте также:  Описание стиля дадаизм в живописи

Например, лицо человека может быть расположено одновременно и в профиль, и в анфас.

Цветовая гамма произведений большинства кубистов выдержана в серых, бледно-коричневых, светло-зеленых и блекло-голубых оттенках.

Главное изобразительное средство для художников этого направления — не цвет, а линия и плоскость, которая часто представляет собой треугольник.

Обычно перспектива в их картинах отсутствует, а если она есть, то имеет совершенно искаженный вид. Излюбленные жанры кубистов — натюрморт, портрет, архитектурный пейзаж.

Кубисты постоянно искали новые выразительные средства для своего искусства. Одним из приемов их творчества был коллаж (от французского collage — наклеивание). Художники наклеивали на свои картины кусочки тканей, газет, обоев, перемежая их с одиночными мазками краски.

Кроме П. Пикассо и Ж. Брака кубизмом увлекались Р. Делоне, позднее обратившийся к абстракционизму, и Ф. Леже. Последний изображал машины, главными деталями которых были цилиндры, людей с шарообразными головами и конечностями, похожими на трубы. В манере кубистов работал в Париже испанский художник Х. Грис, уделявший в своих картинах большое внимание цве¬товым сочетаниям.

Пабло Пикассо

Испанец по происхождению, Пабло Руис-и-Пикассо родился в Малаге в 1881 г. Его первым учителем был отец, преподаватель рисования. В 1895 г. Пикассо поступил в Академию художеств в Барселоне.

Уже в своих ранних произведениях, написанных в возрасте 14-15 лет, он проявил себя талантливым художником. В 1897 г.

Пикассо сдал экзамены на старший курс Королевской Академии в Мадриде, но вскоре оставил ее и вернулся в Барселону, где вращался в кругах местных художников.

В 1900 г. девятнадцатилетний Пикассо впервые приехал в Париж. Несколько лет он жил то в Париже, то в Барселоне, но в 1904 г. окончательно переехал во французскую столицу. Ранние его работы отмечены влиянием творчества импрессионистов и постимпрессионистов, но очень скоро художник начал искать собственный путь в живописи.

Творчество Пикассо 1901-1904 гг. получило название «голубого» периода. На картинах, созданных в эти годы, изображены неловкие, угловатые человеческие фигуры на синем фоне («Жизнь», 1903; «Старый еврей с мальчиком», 1903). Художник пишет нищих, слепцов, одиноких и бесприютных в этом огромном мире («Старый гитарист», 1903; «Бедняки на берегу моря», 1903; «Ужин слепца», 1903).

Живопись «розового» периода творчества Пикассо (1904-1906) наполняют образы странствующих актеров и акробатов. Теперь в картинах преобладают теплые и светлые краски. Фигуры кажутся удивительно легкими и хрупкими.

Такова знаменитая «Девочка на шаре» (1905) а также композиции «Актер» (1904) и «Семья акробатов с обезьяной» (1905).

Ощущение печали и одиночества по-прежнему пронизывает картины мастера («Семья бродячих акробатов», 1905).

В 1906 г. художественная манера Пикассо резко меняется. Под влиянием негритянской скульптуры и живописи П. Сезанна он пишет монументальные композиции с тяжеловесными фигурами («Две обнаженные», 1906; «Автопортрет», 1907).

Переход к кубизму наметился в большом полотне Пикассо «Авиньонские девицы» (1907) с угловатыми и искаженными формами. В картинах художника, относящихся к раннему кубизму, изображение дробится на грани и плоскости. Колористическая гамма этих работ состоит главным образом из охристо-серых и зеленоватых оттенков («Даниэль Анри Канвейлер», 1910).

В произведениях 1912-1915 гг. появляются графические символы (надписи, ноты, цифры, рисунки игральных карт), а также элементы коллажа (наклейки из цветной бумаги, газет, афиш, обоев). Таким способом художник пытается отразить реальность в картинах «Композиция с виноградной гроздью и грушей» (1914) и «Моя красавица» (1914).

В середине 1910-х гг. Пикассо использует новый метод — имитацию коллажа с помощью средств живописи.

Композиции этого времени отличаются яркими, насыщенными красками («Человек с трубкой», 1915; «Арлекин», 1915).

Приемы кубизма Пикассо переносит и в скульптурные работы, создавая конструкции из бросовых материалов, а также в театральные декорации: в 1917 г. художник оформляет спектакль С. Дягилева «Парад».

Знакомство с балетом повлияло на художника, который обращается к изобразительным приемам и сюжетам классического искусства. В конце 1910-х — начале 1920-х гг. он создает ряд портретов, отличающихся почти энгровским изяществом рисунка («Ольга Хохлова», 1917; «Сидящий Арлекин», 1923). Нередко классические мотивы в живописи Пикассо приобретают экспрессивно-деформированные формы.

Тяжеловесные, массивные фигуры кажутся разделенными на множество фрагментов («Три женщины у источника», 1921; «Флейта Пана», 1923).

В этот период Пикассо продолжает создавать картины в манере кубистов. Выполненные с помощью ярких цветовых контрастов композиции «Три музыканта» (1921) и «Танец» (1925) создают ощущение громко звучащей джазовой музыки. Героев классической драмы напоминают гипсовые слепки с античных скульптур в картинах «Натюрморт с античной головой» (1925), «Мастерская с гипсовой головой» (1925).

В 1925 г. Пикассо познакомился с сюрреалистами. Их метод отразился в таких его работах, как «Художник и модель» (1926), «Мастерская модистки» (1926), «Большой натюрморт на круглом столе» (1931). В картинах с изображением купальщиц («Сидящая купальщица», 1930; «Фигуры на берегу моря», 1931) появились женщины, напоминающие металлических роботов.

В 1928 г. Пикассо вновь обращается к скульптуре. Этот вид искусства художник не оставляет до самой смерти. Он создает проволочные композиции, собирает фигуры из болтов, гвоздей, обломков старой мебели, корзин, кувшинов, детских игрушек, гофрированного картона.

Кубизм в живописи: картины представители основатель

П. Пикассо. Странствующие гимнасты. 1901 г.П. Пикассо. Девочка на шаре. 1905 г.

Значительное место в творчестве Пикассо занимают графические работы. В первой половине 1930-х гг.

он создает иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия (1930), альбом офортов «Сюита Воллара» (1933), цикл гравюр с изображением Минотавра.

В графике Пикассо, соединившей сюжеты античности и современности, реальность и фантазию, отразились размышления мастера об искусстве и художественном творчестве, о сложной связи вымысла с действительностью.

В произведениях Пикассо, исполненных в 1930-х гг., появляются мрачные и трагические ноты, связанные с событиями, происходящими в Европе, а также с личными невзгодами художника. Живописец изображает кровавые драмы корриды («Коррида. Смерть тореро», 1933; «Коррида», 1934).

Темная сторона жизни воплощена в образе Минотавра (офорт «Минотавромахия», 1935). В композициях с обнаженными фигурами и портретах преобладают два женских типа — ясный и спокойный образ (Мари Терез Вальтер) и печальный и трагический (Дора Маар).

В это время появляется прием, характерный для портретов Пикассо, — совмещение фаса и профиля («Девушка перед зеркалом», 1932; «Сон», 1932; «Мари Терез Вальтер», 1937; «Дора Маар», 1937). Во многих его произведениях 1930-х гг.

встречаются одни и те же персонажи, между которыми как будто складываются загадочные отношения.

Самым значительным произведением Пикассо в этот период стало монументальное панно «Герника», предназначенное для испанского павильона Всемирной выставки в 1937 г. (Ныне композиция находится в Центре искусств королевы Софии в Мадриде.

) В картине отразилось событие, потрясшее весь мир, — бомбардировка фашистской авиацией испанского города Герники. Художник написал апокалипсическую картину гибели человечества. Многие образы «Герники» — девушка со свечой, плачущая женщина, мать с ребенком, умирающая лошадь — стали символами протеста против военной агрессии.

В этом же году Пикассо создал посвященную теме гражданской войны в Испании картину «Мечты и ложь генерала Франко».

Кубизм в живописи: картины представители основатель

П. Пикассо. Герника. 1937 г.

Начало Второй мировой войны Пикассо встретил в Париже. В трагичной живописи этого периода преобладают образы смерти и насилия («Натюрморт с бычьим черепом», 1942; «Бойня», 1944-1945).

В 1944 г., после того как Париж был освобожден от фашистов, Пикассо вступил в коммунистическую партию и вошел в Движение сторонников мира. Его послевоенная живопись пронизана радостным и светлым чувством. В картинах преобладают идиллические мотивы, трактованные в примитивистской манере. В 1945-1946 гг.

художник работает в Антибе, где расписывает цементные плиты во дворце Гримальди фигурами вакханок, фавнов и кентавров. Крупной работой этих лет стала пасторальная композиция «Радость жизни» (1946).

Пацифистские настроения художника отразились в таких произведениях, как «Резня в Корее» (1951) и панно «Война» и «Мир» (1952), предназначенных для Храма мира в Валлорисе.

В позднем творчестве Пикассо большое место занимают литографии и линогравюры. Художник занимается также скульптурой из дерева, листовой жести, работает в области монументального и прикладного искусства, пишет поэтические и драматические произведения.

В конце 1940-х гг. Пикассо подолгу живет на юге Франции, недалеко от Канна. С 1961 г. он больше не приезжает в Париж. В этот период художник создает портреты, пейзажи, пишет интерьеры и фантастические композиции на литературные и театральные сюжеты («Весна», 1956; «Бухта в Канне», 1958; «Утренняя серенада», 1965).

Нередко он переосмысливает темы живописи известных мастеров прошлого. Среди подобных работ — «Алжирские женщины» (1954-1955) по произведению Э. Делакруа, «Менины» (1957) по Д. Веласкесу, «Завтрак на траве» (1959-1961) по Э. Мане, «Похищение сабинянок» (1961-1962) по Ж. Л. Давиду, «Турецкая баня» (1968) по Ж. О. Энгру.

В 1955 г. вышел фильм А.-Ж. Клузо «Пикассовское чудо», рассказывающий о художественном методе Пикассо, который работал без предварительной подготовки.

Он импровизировал прямо на холсте или бумаге, где в результате соединения линий и цветовых плоскостей рождались образы и формы. В последние годы жизни художник создавал целые серии.

Например, им было написано 58 «Менин», похожих на множество фотографических кадров, возникших в результате восприятия художником одной картины — «Менин» Д. Веласкеса.

Умер Пикассо в 1973 г. Большое количество своих картин он подарил барселонскому музею, названному его именем. Часть работ художник завещал Франции. Ныне они хранятся в Музее Пикассо в Париже.

Жорж Брак

Французский живописец Жорж Брак родился в 1882 г. в Аржантёе-сюр-Сене. В 1897-1899 гг. он учился в Гавре в Школе изящных искусств, затем в Париже в академии Эмбера и Школе изящных искусств. В 1905 г.

Читайте также:  Что такое северное возрождение?

художник сблизился с фовистами. В его пейзажах, написанных в 1905-1907 гг., чувствуется влияние А. Дерена и А. Матисса. В гамме ярких и чистых оттенков исполнены прекрасные виды гаваней и морских заливов Брака.

Одной из лучших картин художника этого периода является «Антверпенский порт» (1906), написанный в Бельгии, куда Брак ездил вместе с фовистом О. Фриезом. Хотя основную выразительную функцию в этом пейзаже выполняет рисунок, колорит также играет важную роль.

Насыщенные зеленые и красные цвета причала, кораблей, лодок, розово-сиреневые оттенки неба создают ощущение теплого и солнечного летнего дня.

В 1907 г. Брак сблизился с П. Пикассо. Вместе они создали изобразительный метод, ставший основой нового направления — кубизма. Из пейзажей Брака исчезает небо, воздух; плоскостным становится пространство. В картине «Дома в Эстаке» (1908) городские постройки напоминают разнообразные геометрические тела.

В 1909-1911 гг. Брак пишет картины, в которых предметы и фигуры кажутся разделенными на подвижные призматические грани («Скрипка и палитра», 1909-1910; «Женщина с мандолиной», 1910). Цветовая гамма этих работ состоит из серых, охристых, блекло-зеленых оттенков.

В 1912-1914 гг., как и Пикассо, Брак вводит в свои композиции элементы коллажа (куски газет, обоев, клеенки), а в краску добавляет песок, опилки, металлическую стружку. В картинах появляются графические знаки (надписи, ноты, цифры). В такой манере написаны композиции «Вальс» (1912), «Бокал, скрипка и нотная тетрадь» (1913), «Гитарист» (1914).

В начале Первой мировой войны Брака отправляют на фронт. В мае 1915 г. он получает тяжелое ранение в голову. К живописи художник смог вернуться только в 1917 г. Он вновь пишет пейзажи, но теперь рисунок становится более плавным и мягким, а колорит — изысканным и сдержанным.

Свет, заполняющий пространство полотен, делает краски прозрачными и мерцающими. Такова картина «Баркасы на пляже» (1929), глядя на которую можно узнать черты северного побережья Франции с его песчаными отмелями и высокими утесами.

Плавные контуры и тончайшие градации серо-синих и розовых оттенков придают пейзажу свежесть и очарование. В то же время черные и темно-синие краски моря, неба и земли вносят в пейзаж драматическую напряженность.

В подобной манере художник пишет серии натюрмортов («Натюрморты на круглом столе», 1918-1942; «Камины», 1922-1927; «Биллиарды», 1944-1952). С 1931 г. Брак живет в Варанжвиле и в Париже, время от времени совершая поездки по странам Европы.

Помимо натюрмортов, он создает композиции с человеческими фигурами на фоне интерьера («Женщина с мандолиной», 1937; «Художник и модель», 1939).

Натюрморты Брака, созданные в годы Второй мировой войны, наполнены символикой, придающей изображению трагическое звучание («Графин и рыбы», 1941; «Натюрморт с лестницей», 1943).

В 1849-1956 гг. художник исполнил серию «Мастерских». В нее вошло восемь крупноформатных монументальных композиций. Это натюрморты с изображением атрибутов искусства. Белая птица в полотнах «Мастерская II» (1949), «Мастерская III» (1949-1951) , «Мастерская IX» (1952-1956) стала символом творческого полета художника.

Образ птицы появляется в живописных и графических работах Брака как самостоятельный мотив («Птица и гнездо», 1955; «Черные птицы», 1956-1957; «Расправив крылья», 1956-1961).

Кубизм в живописи: картины представители основатель

Ж. Брак. Лимоны. 1929 г.Ж. Брак. Птица и гнездо. 1955 г.

В пейзажных композициях последнего периода творчества художника звучат печальные ноты. Ярким примером служит одна из последних картин «Марина. Непогода» (1959), изображающая море и берег, почти скрытые в темной пелене дождя.

Светлыми пятнами выделяется лишь желтый песок на берегу. Монотонность и одиночество пустынных морских берегов, полей и равнин подчеркивают горизонтально вытянутые форматы («Морской пляж.  Варанжвиль», 1952; «Равнина», 1955; «Лодка», 1960).

Мастерство Брака проявилось не только в гравюре и живописи, но и в книжной иллюстрации, скульптуре, сценографии.

Умер художник в 1963 г. в Париже.

Источник: http://istoriya-iskusstva.ru/kubizm-v-zhivopisi/

Кубизм

Кубизм в живописи: картины представители основатель

Стиль кубизм в живописи позволил взглянуть на творчество другими глазами. В картинах кубистов нет единого цветового решения и линейной перспективы: предмет как будто разрушается в воображении живописца, а затем снова приобретает знакомые очертания.

Представители кубизма

Начало существования стиля относят к 1907 году. Основоположниками кубизма стали Пабло Пикассо и Жорж Брак. Главный принцип кубизма был отражен в знаменитой картине «Авиньонские девицы» Пабло Пикассо.

На этом полотне изображены деформированные фигуры, а перспектива и светотень отсутствуют. В творчестве Сальвадора Дали также присутствуют работы, выполненные в данном стиле, – картина «Кубический автопортрет».

Большую известность получили картины «Любительница абсента», «Голова спящей женщины» Пабло Пикассо, «Натюрморт с цветами» Хуана Гриса, «Три музыканта» Леже Фернана, «Башня и колеса» Робера Делоне.

Кубизм представлен в изобразительном искусстве Чехии, Англии, Италии, России, США. В России кубизм не сложился в самостоятельное художественное течение, но его влияние испытывали многие представители русского авангарда.

Кубистическую технику живописи использовали художники объединения «Бубновый валет». Представителями являются М. Ларионов, И. Машков, П. Кончаловский, А. Лентулов, Р. Фальк.

Основные черты кубизма в искусстве

Кубизм в живописи: картины представители основатель

Картины, выполненные в стиле кубизма, имеют ряд характерных особенностей, которые позволяют безошибочно определить данное направление:

  • экспериментальная работа с геометрическими формами, оттенками;
  • объемные фигуры, разнородные элементы на плоскости;
  • максимально упрощенный сюжет;
  • использование новых, нехарактерных для других стилей художественных приемов;
  • предметы на полотнах разделены на небольшие сегменты;
  • буквы-трафареты, создание коллажей;
  • выраженная декоративность, тяготение к своеобразному абстракционизму.

Картины известных художников-кубистов в народной галерее «Мансарда Художников»

За время существования кубизма как направления живописи в картинах этого стиля стали разбираться многие люди. Картины знаменитого Пабло Пикассо и других его последователей пользуются огромной популярностью на аукционах по всему миру и стоят порой миллионы. Холст в стиле Пикассо идеально дополнит дизайн интерьера дома, если он выдержан в стиле минимализм, хай-тек или даже лофт.

Чтобы приобрести работы современных художников – последователей стиля кубизма, каждый желающий может прийти в выставочный зал нашей галереи в Санкт-Петербурге или воспользоваться онлайн-каталогом, в котором выбрать любую картину из наличия и оформить доставку. Осуществляем доставку по России и странам зарубежья со всеми разрешительными документами.

Также у нас есть услуга под названием «Примерка картины». Суть ее в том, что если вы сомневаетесь, впишется понравившаяся картина в интерьер или нет, вы можете на 3 дня взять ее «на примерку». Необходимо внести полную стоимость картины, после чего ее можно будет забрать. Если картина не подошла, оформляется возврат, и вы получаете денежный залог назад.

Если вам понравилась какая-то работа, но она превышает запланированный на покупку бюджет, мы предложим приобрести ее в рассрочку. Отметим, что в нашей галерее любой ценитель живописи сможет подобрать произведение изобразительного искусства по своему вкусу.

Источник: https://art-mx.ru/kubizm/

5 самых ярких представителей кубизма

Знаменитые кубисты и их работы.

В начале прошлого столетия во всех областях искусства происходят большие перемены.

Художники решают отказаться от старых канонов живописи, считая их скучными, и стремятся пробовать новые, совершенно неизвестные до тех пор, техники.

Живописцы ставят множество экспериментов с цветом, начинают использовать декоративные материалы, что со временем привело к формированию нового направления живописи, которое назвали кубизм.

Обнаженная, спускающаяся по лестнице. Марсель Дюшан

Как и во всех направлениях живописи, в кубизме можно выделить несколько самых ярких и запоминающихся личностей.

1.Пабло Пикассо

Данного живописца можно смело назвать отцом кубизма, ведь именно его картина «Авиньонские девицы», написанная в самом начале 20 века, положила начало данного направления.

За всю свою долгую жизнь Пабло Пикассо написал около двух десятков тысяч картин. За свою творческую карьеру он сменил несколько направлений живописи. Помимо кубизма он прошел через сюрреализм и постимпрессионизм. По данным экспертов, Пикассо является самым дорогим живописцем во всем мире.

2. Жорж Брак

Данный живописец начинал свою творческую карьеру в роли декоратора, немного работал в фовизме. Через некоторое время начал проявлять большой интерес к картинам Поля Сезанна, относящимся к кубизму, что сподвигло его резко сменить свой стиль живописи и примкнуть к рядам кубистов.

После начала работы в кубизме художник познакомился с Пабло Пикассо, который оказал на него большое влияние и вдохновлял его долгие годы. Вдвоем они внесли огромный вклад в основание кубизма.

3. Хуан Грис

Хуан Грис — испанский художник, которого также можно отнести к основоположникам кубизма.

На ранних этапах творческой карьеры его картины можно было отнести скорее к модерну. После переезда в Париж художник попадает в круг известных художников, работающих в кубизме, Брака, Пикассо и Леже. Общение с опытными коллегами помогло молодому художнику выбрать для себя творческую линию и работать по ней.

Портрет Пикассо. Хуан Грисс

4. Поль Сезанн

Поль Сезанн — знаменитый французский художник, один из самых вдающихся представителей постимпрессионизма.

Несмотря на то, что художник стоит у истоков постимпрессионизма, которому он посвятил всю свою творческую жизнь, он также сделал большой вклад в основание кубизма, сам того не осознавая.

За два десятка лет до основания кубизма, Сезанн написал картину «Пьеро и Арлекин», в которой использовал геометрические элементы.

Данная картина вдохновила многих других художников на использование похожей техники, что привело к возникновению отдельного художественного направления.

Пьеро и Арлекин. Поль Сезанн

5. Фернан Леже

Фернан Леже — известный художник из Франции, внесший большой вклад в историю кубизма и абстракции.

Художник учился рисовать в Париже, подрабатывая чертежником и посещая занятия в школе искусств. При переезде в Париж также, как и многие другие начинающие художники, заводит много полезных знакомств с известными живописцами, которые всегда являются объектом вдохновения и готовы помочь новичкам.

Источник: https://artrue.ru/style/abstract/cubism/5-samyx-yarkix-predstavitelej-kubizma.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector