Кто является основоположником реализма в живописи?

Это понятие вошло в оборот с подачи Горького на I съезде писателей в 1934 году, а потом отразилось в уставе СП.

Сначала определение было размыто и велеречиво, в нем говорилось об идейном воспитании в соответствие с духом социализма, об отображении жизни в революционном поступательном движении.

Советская живопись социалистического реализма

Реализм в живописи: художники картины

Что такое соцреализм в культуре СССР

Это направление – революционное движение в будущее, более приемлемо к литературе, так как там возможно развитие фабулы и изменение характера героев. Но определение распространилось на всю культуру, в том числе и изобразительное искусство.

Под социалистическим реализмом подразумевалось переустройство мира в соответствии с коммунистическими идеалами. Основными чертами его были:

  • пафосность,
  • жизнеутверждающее начало,
  • народность,
  • интернационализм,
  • неразрывность общества и судьбы отдельного человека.

Просуществовал соцреализм в живописи XX века до середины 80-х годов.

Первые картины соцреализма

Ярким примером жанра может служить работа Дейнеки «Стахановцы» ( 1937 г). Колонны демонстрантов в ослепительно белых одеждах с восторженными лицами шествуют в направлении, которое символично задает Ленин, парящий над всеми на заднем плане.

Панно в духе апофеоза дает понимание о стиле, который монополизировал советское искусство на последующие почти 4 десятилетия. Похожее композиционное решение использовано в огромном коллективном панно (руководитель В. Ефанов) «Знатные люди страны Советов»: те же колонны демонстрантов в белых одеждах на первом плане, малыши на плечах героев труда и аксакалы в национальных одеждах.

Сообщества художников

Государство выступало основным заказчиком  и потребителем нового искусства. Культура же была агитационным и пропагандистским средством. Реалии времени заставляли художников, отображая в живописи соцреализм, создавать то, что необходимо было государству.

И это имело отношение как к тематике, так и к способу отображения, к форме. Заказ не обязательно был прямой, мастера творили по собственному желанию, но существовала определенная властная инстанция, которая решала вопросы о присутствии картины на выставке, о поощрении творчества или его порицании.

Зачастую роль такой инстанции брали на себя критики. И хотя определенных норм и канонов в советской живописи соцреализма не существовало, рецензенты отлично воспринимали и передавали идеологические запросы от высших эшелонов власти. Они творили суд над творчеством художников и выносили приговор.

Тон критики мог быть нелестным, издевательским, растаптывающим и карательным. Основы системы государственного заказа были заложены еще на заре Советской власти, а поставщиком была Ассоциация художников революционной России.

В ее обязанности входило выполнение соцзаказов государственных органов. Но в то время существовали и конкурировали между собой другие сообщества, отражающие различные направления.

Победителем в этой конкурентной борьбе вышел АХРР. Он своей эстетикой наиболее соответствовал чаяниям власти и вкусам масс. Сюжеты членов Ассоциации иллюстрировали и протоколировали то, что происходило в жизни, они были всем ясны и понятны.

Такая эстетика легла в основу советского живописного  соцреализма после насильственного расформирования всех других обществ к началу тридцатых годов.

Жанры живописного соцреализма

В соцреалистической живописи СССР была жесткая иерархия жанров. Во главе находилась определенная тема с точно размещенными акцентами, в основе ее лежала современность.

Если картина имела историческую подоплеку, то сюжет словно обещал прекрасное сегодня, показывая революционное развитие, как и провозглашалось в определении социалистического реализма.

Часто в таких работах просматривается конфликт противоборствующих сторон, но та, на чьей стороне правда, очевидна была с первого взгляда. Это отлично выражено в холсте «На старом уральском заводе».

Иогансон поместил рабочего в луче света, а фигура хозяина находится в тени, да и внешне он неприятен. В «Допросе коммунистов» также малосимпатичные лица белогвардейцев находятся в тени, а жирный складчатый затылок офицера вызывает отвращение.

Реализм в живописи: художники картиныТематические полотна с революционным содержанием перекликались с историческими. Многие из них были созданы после победы над Германией. Жанрово они были близки к тем, что упомянуты выше и наполнены театральностью, апофеозом. Это хорошо видно у А. Бубнова в «Утре на Куликовом поле». Здесь воины застыли в ожидании решающего сражения.

Портреты стали своеобразным приемом для прославления выдающихся личностей, заслуживших своей деятельностью право на то, чтобы их запечатлели.

Реализм в живописи: художники картиныЭто также являлось и источником просвещения. Часто герои представлены в процессе труда: в кабинете или в лаборатории, на операции, как Юдин или во время творческого процесса, как Мухина у М. Нестерова.

Читайте также:  Какие существуют стили живописи?

В последние десятилетия XIX в. он расписывал храмы и создал много полотен о святой Руси. При Советах, обратившись к другому жанру, он стал самым востребованным портретистом. У него учился П. Корин, его же портреты настолько грандиозны и величественны, что их можно сравнивать с памятниками.

Меж тем, в портрете, особенно женском, в фактуре, антураже чувствуется материальный натиск. Тяжелые ткани: бархатные и плюшевые складки, меховые накидки и горжетки, все со следами былой роскоши. Таковы салонные портреты актрисы Зеркаловой Б. Иогансона,  И. Машкова — «Дама в голубом».

Художественные средства соцреализма

Реализм в живописи: художники картиныМасштабность и размах был принят в массовых сценах и в пейзажах. Не стремительная вертикальность линий или динамика диагонали, а статичное, ориентированное горизонтально, раздолье олицетворяло просторы России.

Это можно увидеть у Ф. Шурпина в «Утре нашей родины», хотя здесь пейзажная панорама служит лишь фоном для масштабной фигуры вождя. Присутствие Сталина ощущается и на других полотнах, даже там где его нет.

Апофеозные работы писались не только на основе исторических или тематических линий, но и  на основе обычной жизни. Например, авторы С. Герасимов и А. Пластов отобразили моменты сельского торжества в одноименных полотнах «Колхозный праздник» 1937 г.

Здесь все как тогда было принято: изобилие, ощущение радости, полноты жизни, исполнения надежд. В это время часто изображаются гигантские строительства, индустриальные темы, в которых присутствует гиперболизированность.

Реализм в живописи: художники картины

Все основные черты живописи соцреализма есть в картинах:

  • гигантизм,
  • пафосность объемов и масштабов.

Это хоть и не имеет прямых формулировок, но очевидно в тематике, в самой манере письма, полотно становится плотнее и тяжелей. Особенно проявили себя в написании индустриальных пейзажей бывшие бубнововалетцы.

Таковы мотивы у Лентулова в «Крекинге нефтеперерабатывающего завода» в цикле о керченских рабочих. Материальность, характерная для подобной манеры письма, пришлась кстати.

Реализм в живописи: художники картиныМонументализм присутствует во всем, даже в натюрмортах. Сами названия несут налет эпичности. Машков именует свои работы: «Советские хлебы», «Снедь московская». П. Кончаловский, также из числа бубнововалетцев, в 1941 году написал «Алексея Николаевича Толстого в гостях у художника».

Мы видим на столе не просто изобилие, а огромные куски окорока, рыбы, целую курицу, овощи, рюмки разных размеров для напитков. Монументализм свойственен для всего, принимается все грузное, крупное. Так, Дейнека даже спортсменов изображает мощными и полнотелыми.

А. Самохвалов в своем цикле про метростроевок выписывает дородные, но красивые женские фигуры. Они воплощают созидание, всемогущество, силу. Изобразительное искусство становится более тяжеловесным, плотным, густым, но эта густота имеет меру. И такая умеренность являлась также обязательной чертой.

Излишнее выпячивание собственного стиля или манеры письма не поощрялась, хотя и сглаженность не приветствовалась. Необходимо было показать мазок, чтобы сразу было видно, что мастер немало потрудился. Использование различных приемов считалось посредничеством, это мешало художнику быть искренним.

Реализм в живописи: художники картиныДля разных сюжетов использовались разные манеры письма и подходы. Лирическая тема подчеркивалась ахроматичным импрессионизмом. Это заметно у Ю. Пименова в цикле о «Новых кварталах» или в более ранней «Новой Москве».

Даже в пафосных полотнах звучат ноты дождливого летнего утра или атмосферы ливня, го они излучают теплоту и человечность. К таким можно отнести « Иосифа Сталина и Климента Ворошилова в Кремле» Герасимова.

В произведениях советского периода прослеживается футуристическая направленность – нацеленность на будущий результат революционного обновления. Неизбежность победы социализма проявляется признаками уже наступившего будущего в сегодняшней жизни.

Наблюдается уникальное явление, при котором настоящее время уже и есть будущее. Достигнут исторический пик, далее никакого будущего не следует. И герои полотен Дейнеки не просто стахановцы, они подобны богам, смотрящим не на тебя, а в вечность, которая уже с нами.

Вершины социалистический реализм достигает в конце тридцатых годов, где обязательный герой Сталин, тут можно перечислить разных авторов. Несколько полотен того времени есть у  художников жанра Ефанова и В. Сварога. Сюжеты на них словно библейские явления чуда. В этот период социалистический реализм становится сбывшейся тоталитарной утопией. Он как бы застывает во времени, становится академично монументальным.

Читайте также:  Как освоить живопись гохуа?

Альтернативная живопись советского периода

Все другие направления оказываются в забытье. Хотя художники имели ниши, где можно было творить, но они были незаметны. В 1935 году специалисты старой школы объединяются в Мастерскую монументальной живописи, но и такие объединения были недолговечны.

Парадоксальность того времени заключается в том, что искусство тоталитарное декларирует человечность, заботу о человеке, но в пафосе авангарда, чрезмерной увлеченностью революционным построением нового мира, не остается места отдельному человеку. А «подшкафное» альтернативное творчество отображает индивидуальность, человечность.

Особенности поздней истории жанра

Реализм в живописи: художники картиныПозже, в 50-х годах, когда Сталина, олицетворяющего в себе стиль тоталитаризма, уже нет, социалистический реализм попытается присвоить черту человечности.

Предвестником этого направления стали полотна художника А. Пластова. Особенно пронзителен его сюжет о бессмысленной смерти пастушка в «Фашист пролетел» 1942 г. Хорошо видно, как меняется государственная интонация на семейную у Ф.Решетникова.

Он показывает простых людей, моменты частной жизни, таковы — «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы». На эту тему откликается Пименов. Очень сентиментально  и поучительно лактионовское «Письмо с фронта». Его можно описать, как соцреалистический обывательский стиль.

Этот период, как лебединая песнь соцреализма в живописи, до распада СССР он еще просуществует, но будет на излете своих возможностей. В годы оттепели появятся новые стили и другие мастера. Творения андеграунда заставят иначе взглянуть на мир советского искусства.

Источник: http://velikayakultura.ru/russkaya-zhivopis/sovetskaya-zhivopis-sotsialisticheskogo-realizma

Соцреализм. Картины и художники

Реализм в живописи: художники картиныСоцреализм — направление в искусстве, не только вызывающее сегодня споры, но и обросшее современными антихудожественными подражаниями, которые компрометируют данное направление и вводят в заблуждение человека плохо знакомого с идеями, жизненными установками и эпохой, ставшей основой соцреализма.

Хотя, конечно, нельзя не признать, что направление само по себе неоднородно и сильно эволюционировало с течением времени.Однако никакие трансформации не смогли изменить сути соцреализма, адресующегося к всему лучшему в человеке.

Соцреализм остается одним из крупнейших достижений культурной жизни XX века. Многие полотна уходят с молотка на самых крупных мировых аукционов. Уходят, чтобы никогда больше не открыть свое лицо людям, о которых и для которых они писались.

Я предлагаю читателю оценить собрание полотен и небольшую заметку о соцреализме, взятую мной тут, надеюсь автор простит мне это самоуправство. Всем, кто интересуется темой, рекомендую просто погуглить по фамилиям авторов. Интернет выдаст еще много очень интересных полотен и даже в хорошем качестве.

Сегодня я хочу вам предложить разговор о соцреализме в живописи. Тема, скажу вам честно, совсем не простая, и задумался я о живописи советского периода после того, как прочитал один из комментариев на сайте.

Я не буду приводить этот комментарий полностью, но суть его сводилась (как я его понял) к следующему:

  • были «маститые» художники, которые писали безмерный и далекий от правды жизни энтузиазм;
  • художники, которым этот «энтузиазм» претил, писали «цветочки, натюрмортики, пейзажики, птичек-котиков и бытовые милые сценки».

И получается, что не было живописи в СССР. Впрочем, и народ был какой-то «не задумчивый». Я не буду сейчас рассуждать о недостатках и прелестях жизни в СССР – у этого сайта совсем другая тематика и у меня нет желания открывать дискуссию «про СССР». Для таких горячих дискуссий у меня есть другой сайт.

Что же касается искусства, то, мне так кажется, есть две основные причины такого идейного отношения к живописи периода СССР, ныне именуемой соцреализмом:

  • очень слабое поверхностное представление о предмете дискуссии;
  • твёрдая точка зрения — я не знаю и знать не хочу по той простой причине, что всё созданное в СССР плохо потому, что это было создано в СССР. И всё!!!

Я не буду сейчас проводить ликбез (тем более, что второй категории людей он и не нужен). Просто предлагаю вспомнить имена некоторых художников и их картины. По понятной причине у меня нет возможности «пригласить» в эту галерею всех авторов и тем более не могу показать все работы этих художников. Тут нужно создавать просто огромный сайт.

Читайте также:  Какие примеры батального жанра?

В эту галерею я подобрал почти три десятка работ не связанных единой темой. Как-то хотелось показать, что были не только вожди и безмерный энтузиазм. Это раз. А два – были мастера живописи, работы которых, как минимум, не корректно именовать «натюрмортиками» и «пейзажиками». Дремучее хамство это.

Художники и картины времен соцреализма

Яблонская Татьяна Николаевна, «Хлеб» 1949, 370×201 см

Решетников Федор Павлович. «Добыли языка»

Иванникова Светлана Федоровна, «Субботние работы», 1941

Ряснянский Михаил Алексеевич. «Комсомольская свадьба»

Яновская Ольга Дмитриевна. «Мастера тортов», 1937-1939 гг.

Ткачевы Алексей Петрович и Сергей Петрович. «Дочери», 1976 — 1977 г.

Дейнека Александр Александрович. «Эстафета по кольцу «Б», 1947. Холст, масло. 199 x 299 см

Китаев Ахмед Ибадуллович, «Мы идем в новую жизнь», 1950-е.

Герасимов Сергей Васильевич, «Колхозный праздник». 1937 г. Холст, масло. 234 x 372 см

Смукрович Петр Иосифович

Попков Виктор Ефимович, «Весна в депо», 1958 год

Васильева Мария Михайловна. «С удоя». 1961 Холст, масло

Налбандян Дмитрий Аркадьевич. «Дрезден»

Шевандронова Ирина Васильевна. «На приёме у врача»

Володин Михаил Фёдорович. «Концерт на стройке»

Медяников Сергей Иванович. Птицеферма в Симферополе, 1987 г. Холст, масло. 123х180.

Тихий Иван Антонович. «Приём в пионеры»

Мочальский Дмитрий Константинович. «Новосёлы. Из палатки в новый дом»

Мочальский Дмитрий Константинович

Мыльников Андрей Андреевич

Ковалевская Зинаида Андреевна

Баскаков Николай Николаевич. «Бабушка с внуками»

Тырса Николай Андреевич. «Любовники», 1930 г.

Солодовников Алексей Павлович. «Юный шахматист»

Коробов Григорий Семенович

Кутилин Владимир Александрович. «Жена»

Любимов Александр Михайлович. «Материнство»

Пименов Юрий. «Женщина в гамаке», 1934. Холст, масло. 130 x 162

Кутилин Владимир Александрович. «Первое поле»

P.S Все же обидно, что хорошие советские картины уходят в частные коллекции. И при этом за немалые деньги.

Источник: https://tstealth1.livejournal.com/220419.html

Российские художники-реалисты

Реализм – это направление в мировой живописи, характерной чертой которого является точная передача окружающей действительности на холст, начиная общей композицией и заканчивая отдельными деталями. Таким образом, этот жанр живописи стал противопоставлением академизму и романтизму.

Термин «реализм» появился в середине 19-ого века во Франции, и с тех пор завоевал популярность и признание у любителей искусства по всему миру. В российской живописи реализм стал известен как передвижничество. Это связано с организацией Товариществом художников передвижных выставок, на которых вниманию общественности были представлены полотна в стиле реализма.

У истоков Товарищества художников стояли такие деятели искусства, как И. Крамской, Н. Ге, В.Г. Перов. Позже к товариществу присоединились и другие живописцы, работы которых на сегодняшний день признаны бесценными. Это такие имена, как:

Илья Ефимович Репин, один из самых известных российских художников-реалистов (http://ruskartina.ru/artists.html)являющийся автором полотен, широко известных во всем мире искусства: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге» и многих других картин.

Исследователи творчества И.Е. Репина отмечают многообразие его работ: портреты, пейзажи, иллюстрации. Тематика и стиль их исполнения называют «образцами российского реализма».

Иван Иванович Шишкин, являющийся пейзажистом и автором таких работ, как «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «На севере диком…». Особенностями его картин является максимально точная передача растительных мотивов и деталей живой природы.

Алексей Кондратьевич Саврасов, известный как автор легендарной картины «Грачи прилетели». Признанный пейзажист, во всех работах которого прослеживается преданная любовь к своей родной земле и российской глубинке. Его перу принадлежат многие произведения живописи, реалистично передающие красоту и многогранность природы.

Василий Иванович Суриков знаменит написанием масштабных полотен на исторические темы: «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы» и многими другими работами. Характерным для его творчества является изображение на картинах большого количества людей с реалистично и тщательно прописанными чертами их лиц; что подвергалось критике со стороны академистов.

Этот список художников, которые писали в стиле реализма, можно дополнить еще многими известными именами, но даже самые красочные описания не заменят эмоций и восторга от созерцания принадлежащих их кисти полотен.

Источник: https://igis.ru/blog/item-1844

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector