Описание стиля дадаизм в живописи

Дадаизм или «дада» в переводе с разных языков означает хвост коровы, обращение к матери, бессвязный детский лепет. Единственное что объединяет эти значения вместе — отсутствие всякой логики и здравого смысла. Именно так и можно охарактеризовать Дадаизм.

Это направление в искусстве зародилось в Швейцарии сразу после Первой Мировой войны. Художники были потрясены ужасами и преступлениями войны и обвинили в этом рациональность и хищническую логику властей европейских стран.

Дадаизм в живописи. Картины дадаизма

Дадаизм в живописи: стиль идеи художники картины

В своем искусстве они отрицали упорядоченные формы, гармоничное сочетание цветов, рациональность линий. Отсутствием привычных художественных форм дадаисты пытались шокировать публику, привлечь ее внимание художественным китчем.

К основоположникам дадаизма в изобразительном искусстве прежде всего относят художников Ханса Арпа, Макса Эрнста и Марселя Янко.

Любимой формой творчества дадаистов был коллаж — на различную основу (картон, стекло, дерево) наклеивались кусочки разноцветной ткани, бумаги или другие яркие и броские материалы. В целом можно выделить три ветви развития коллажа: цюрихский, берлинский и ганноверский.

Как сформировавшееся течение это направление в искусстве просуществовало недолго и уже в 20-е годы прошлого века французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом.

Картины художников дадаистов

Дадаизм в живописи: стиль идеи художники картины Дадаизм в живописи: стиль идеи художники картины Дадаизм в живописи: стиль идеи художники картины

Источник: https://gogetart.art/blog/138-dadaizm

Дадаизм и сюрреализмв изобразительном искусстве

Дадаизм и сюрреализм – это одно из порождений потрясений военных лет (1914–1918). Направление дадаизма, возникшего в 1916 году в швейцарском Цюрихе, выражало анархический бунт в живописи и декоративно-прикладном искусстве против буржуазной цивилизации, угнетения, войн.

Чувствуя бессилие и страх перед враждебным человеку буржуазным обществом, художники-дадаисты пришли к отрицанию реальной действительности вообще.

Дадаисты – Франсуа Пикабия, Жан Арп, Макс Эрнст и другие немецкие и швейцарские художники, ставившие своей целью уничтожение искусства вообще, апеллировали к «подсознательному и инстинктивному» самовыражению чувств; шумные публичные скандалы и развязный цинизм сопровождали выступления сторонников дадаизма, являвшегося одним из крайних проявлений идеологического мракобесия, полного отрицания цивилизации и прогресса.

Дадаисты объявили разум, моральные нормы, эстетику ложью и обманом. «Произведения» дадаистов представляли собой подражание «детскому», точнее, младенческому рисунку. Они культивировали также беспредметность, деформацию и грубый натурализм.

Произвольный акт фиксирования случайно возникающих хаотических ассоциаций провозглашался проявлением свободного творчества. На выставках «дада» экспонировались наклеенные на холст куски мочала, пуговицы, битое стекло и другие предметы обихода.

Из анархического нигилизма дадаистов в живописи выросло к началу 1920-х годов течение сюрреализм (от французского слова «surrealite», то есть искусство «сверхреального», «сверхъестественного»), наиболее непосредственное выражение в искусстве кризиса буржуазной культуры.

Он возник на французской почве и первоначально включал в свой пестрый состав талантливых писателей, поэтов, режиссеров. Эти деятели, позже перейдя от анархического бунтарства на сознательно прогрессивные общественные позиции, отошли от сюрреализма и создали ряд произведений, полных гуманистического содержания (Луи Арагон, поэт Поль Элюар и др.).

Дадаизм в живописи: стиль идеи художники картины

Дадаизм в живописи: стиль идеи художники картиныОсновное ядро сюрреалистов (особенно работавших в области изобразительного искусства) продолжало придерживаться враждебных реализму взглядов (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Ив Танги, Дороти Таннинг и др.).

Их холодное циничное искусство апеллирует к разрушительным, инстинктивным побуждениям и влечениям, к кошмарным психопатическим видениям, бредовым ассоциациям душевнобольных и представляет фантастически уродливое изображение переплетенных человеческих тел, переданных то натуралистически достоверно, то причудливо деформированно, в абсурдных взаимосочетаниях с различными предметами – таковы «Пылающий жираф», «Великий бред параноика» Сальвадора Дали, одного из крайних представителей модернизма. К концу 1930-х годов некоторые сюрреалисты переселились в Америку – их творчество стало одним из проявлений реакционной идеологии американского империализма.

В США абстракционизм и абстрактный экспрессионизм фактически стали официальными направлениями. Здесь находят признание и поддержку многие европейские художники формалистических течений.

Работы абстракционистов и сюрреалистов покупаются крупными музеями Западной Европы и США, им обеспечиваются реклама и сбыт. Для них создаются музеи современного искусства в Нью-Йорке и Париже, их «произведения» преобладают на выставках Биеннале в Венеции. Абстракционизм распространяется в Италии, Франции, Швейцарии, ФРГ, Японии и т. д.

В противоположность реакционным формалистическим направлениям 20 века стремительно развивается на почве революционного движения новый реализм, который приобретает все более боевой характер, политическую и эмоциональную заостренность.

Большую роль в развитии реализма сыграли художники Американского континента, на формирование которых оказали воздействие художники Франции, Англии, Германии. Неповторимое своеобразие американской живописи определилось, однако, деятельностью множества любителей – «художников воскресного дня».

Большое значение имела также традиция искусства колониального периода. Группа «Восьмерка» в США. Еще в начале 20 века в борьбе за новые принципы реализма немалые заслуги принадлежали художникам, объединившимся на выставке 1908 года в группу «Восьмерка». Это были молодые филадельфийские газетные рисовальщики Д. Слоун, Д.

Лаке и другие, сформировавшиеся под воздействием Р. Генри, который призывал молодежь изображать в живописи повседневную жизнь. На выставке впервые появились произведения, показывающие жизнь большого города с изнанки – его задворки, трущобы, ночные бары, жалкие жилища бедняков и т. д.

Картины, разоблачающие американское «процветание», вызвали озлобление буржуазной публики. «Восьмерка» получила прозвище «Школы мусорного ящика». Из мастерской Генри вышел и выдающийся американский живописец Д. Беллоуз, автор многочисленных картин и литографий на темы современности («Ставьте у Шарки», 1909, Кливленд, Художественный музей и др.).

Источник: http://smallbay.ru/article/dadaizm_painting.html

Дадаизм как стиль в живописи

Первое крупное движение против искусства, своего рода – антиискусство — дадаизм был бунтом против культуры и ценностей. Дадаизм в живописи – это искусство анархического типа, важное направление авангарда, цель которого состояла в том, чтобы подорвать систему ценностей академической живописи.

Художники считали, социально-политические проблемы – неотъемлемая часть деятельности, от этой темы нельзя отказаться.

История развития

Дадаизм в живописи: стиль идеи художники картины

Стиль дада зародился в Швейцарии во время Первой мировой войны – это событие глобального значение было главным толчком к формированию радикального течения в искусстве. Родина стиля – Цюрих. Швейцария поддерживала нейтралитет в войне, поэтому именно здесь новое направление успешно выросло в самостоятельный стиль живописи, театра, кино, скульптуры.

Направление существовало в 1916 – 1922 годах, после чего влилось в другие направления – экспрессионизм, сюрреализм. Исследователи истории искусства полагают, что именно дадаизм был первым направлением постмодернизма.

Основатель

Дадаизм сформировался в литературе и поэзии, затем – развился в изобразительном искусстве. Основателем считается поэт Т.Тцара – он и дал новому стилю название. Тцара нашел это слово в одном из словарей, значение было связано с африканской культурой: дада – это хвост священной коровы. Это же понятие обозначает детскую деревянную лошадку, лепет ребенка.

По мнению основателя течения, главное значение слова «дада» — бессмыслица, предмет, не имеющий особого значения и важной роли. Тцара считал, что именно так можно описать все направление.

Направление возникло как реакция войну и национализм — многие думали о том, что привело к войне. Под влиянием других авангардных течений — кубизма, футуризма, конструктивизма и экспрессионизма – стиль дада выражал наиболее важные идеи. Картины художников отмечены иронией, осуждением, критикой общественных перемен.

Благодаря актуальности развиваемой тематики, дадаизм быстро распространился в Берлине, Ганновере, Париже, Нью-Йорке, Кельне и других городах Западной Европы и Америки:

  • Движущей силой стиля в Цюрихе был Т. Тцара. Основными идеями были: нигилизм, социальная тематика, отношения в обществе в связи с военными действиями в Европе. С 1917 по 1921 год активисты выпустили несколько номеров тематического журнала, который выпускался на немецком и французском языках. С конца войны важность Швейцарии в качестве нейтральной территории снизилась. Р. Хюльзенбек, один из основателей дадаизма, уехал в Берлин, Тзара – в Париж. В 1920 году дадаизм в Цюрихе теряет влияние.Дадаизм в живописи: стиль идеи художники картины
  • После Первой мировой войны, активисты стиля разъехались по всей Европе. Преимущественно, поселились в Париже и Берлине. Хюльзенбек основал клуб дада в Берлине, членами движения стали Й.Баадер, Дж. Грос, Р.Хаусманн, Х.Хох. Берлинская версия стиля была более сатирической и политизированной. Главным оружием были периодические издания.
  • Кельнский филиал развития дада в искусстве был менее политизированным, более тяготел к эстетизации искусства, чем в других городах. Главные деятели дадаизма в Кельне – Ж.Арп и М.Эрнст. Последний успешно применял сатирические приемы коллажа с использованием популярного печатного материала, с изображением гротеска. В Кельне прошла одна из крупнейших выставок работ в мае 1920 года. Шоу было закрыто властями в течение нескольких дней в связи с подозрением деятельности, которая противоречила нормам морали, но выставку снова открыли.
  • В Ганновере ведущим деятелем стиля был К.Швиттерс. Его картины считаются наиболее ярким примером чистоты стиля.Дадаизм в живописи: стиль идеи художники картины
  • В Нью-Йорке дадаизм был основан на философии и творчестве М.Дюшана. Особую роль сыграли его рэди-мэйды. Дюшан акже сотрудничал с К.Дрейер в создании Societe Anonyme – ассоциации для содействия росту современного искусства в Америке.
  • К 1921 году многие художники, философы, поэты и скульпторы дада – Ж.Арп, М.Дюшан, М.Эрнст, М.Рэй, Т.Тцара – переехали в Париж. Французская версия дадаизма характеризуется мультикультурностью, яркостью, театральностью, большей эстетизацией. Многие парижские дадаисты перешли в сюрреализм, принеся в него некоторые черты дада.Дадаизм в живописи: стиль идеи художники картины
Читайте также:  Как появился минимализм в живописи?

Ключевые идеи

Дадаизм был первым направлением в искусстве, где в центре внимания художников была не эстетика объектов. Художники поставили на передний план сложные социальные проблемы, роль в обществе человека, художника, цели искусства.

В качестве антиискусства дадаизм прибегал к разнообразным методам борьбы с каноничностью живописи, принятыми правилами, традициями, стандартами. Использовали демонстрации и манифестов, выставки абсурдного искусства, поставив цели намеренно шокировать власть и широкую общественность.

Художники в стиле дада известны использованием объектов – готовых бытовых предметов, которые созданы не с художественной целью, но представлены как произведение искусства после небольшого количества манипуляций художника. Такая практика получила название рэди-мэйд – это помогло переосмыслить искусство, суть живописи и ее основные цели.

Дадаизм в живописи: стиль идеи художники картины

Стиль существовал вопреки всем нормам традиционного художественного искусства, в соответствии с которыми работа художника должна быть тщательно спланирована и завершена.

Картины пропагандировали случайности, спонтанность, импровизацию, чтобы бросить вызов художественным нормам и поставить под сомнение роль художника в художественном процессе. Стиль спровоцировал появление важных новшеств в изобразительном искусстве. Например, использование техники коллажа и фотомонтажа в живописи.

Значение

Формирование нового стиля, основы для развития искусства постмодерна, стало переломным моментом в истории живописи. Дадаизм существовал не долго, но оказал влияние на экспрессионизм, поп-арт, новый реализм, концептуализм.

Главные идеи стиля провозглашают отказ от традиций и канонов в пользу расширения рамок творчества. Направление имело яркий социальный подтекст.

Утверждение дадаизма стало важным этапом борьбы деятелей искусства с социальными трудностями, проблемами глобального значения. При помощи необычных, шокирующих работ, дадаисты передавали свои убеждения народу, призывали обратить внимание на важнейшие проблемы современности.

Источник: https://artrecept.com/zhivopis/stili/dadaizm

Русский след в дадаизме

В европейском дадаизме русский след можно обнаружить с самого его начала. Известно, что в Цюрихе по соседству с «Кабаре Вольтер» на той же улице Шпигельгассе в 1916 году жил Ленин, что подтверждают сами дадаисты Арп, Хюльзенбек и основатель цюрихского движения Хуго Балль.

«Странные бывают совпадения, — написал Балль в своем дневнике годом позже, — в то время как на Шпигельгассе, № 1, открыли свое кабаре, напротив, на той же самой Шпигельгассе, в доме № 6 жил господин Ульянов-Ленин. Он, несомненно, каждый вечер должен был слышать нашу музыку и тирады.

А когда мы открывали галерею на Банхофштрассе, русские уехали в Петербург, чтобы поставить на ноги революцию».

Главный же мистификатор немецкого дада Йоханнес Баадер уверял всех, что дадаизм вообще изобрели Ленин с Троцким в Цюрихе, а затем Тристан Тцара отправил их в том самом пломбированном вагоне в Россию — делать революцию.

Дадаизм в живописи: стиль идеи художники картины

Георг Гросс и Джон Хартфилд на дада-ярмарке держат плакат «Искусство умерло. Да здравствует новое машинное искусство Татлина». Берлин, 1920 г.

Да, контакты европейских дадаистов с их русскими единомышленниками-футуристами были ограниченны — сначала из-за войны, а затем революции. Но без русского влияния не обошлось даже в Цюрихе в 1916 — м, где кроме Ленина было много и других эмигрантов из России.

На открытии «Кабаре Вольтер» играл балалаечный оркестр; затем состоялся и русский вечер. Балль еще с Мюнхена серьезно увлекся идеей синтеза искусств Василия Кандинского, что повлияло на формы, в которых проходили вечера в «Кабаре Вольтер» — соединение музыки, поэзии, танца, лекций и выставок.

Работы Кандинского выставили в 1917-м и в цюрихской галерее «Дада».

Немцы, будучи географически ближе к России, больше остальных интересовались достижениями русских.

Дадаисты в Берлине не слышали об альбомах-коллажах Алексея Кручёных, близких «мерцам» Курта Швиттерса, но сочли за идеальный образец «реального», в духе реди-мейдов Дюшана, «скульптуроживопись» Александра Архипенко.

Еще одним их кумиром стал Владимир Татлин, о работах которого немцы знали в основном из публикаций в местной прессе. Активные участники немецкого дада братья Хартфилд даже предлагали издавать журнал под названием «Татлин».

На знаменитой берлинской Ярмарке дада 1920 года было много работ, вдохновленных машинерией Татлина. А одним из главных экспонатов стал гигантский ассамбляж Баадера Пластодиодададрама — своеобразный ответ татлинской Башне III Интернационала.

Дадаизм в живописи: стиль идеи художники картины

Страница издания Ильи Зданевича (Ильязда) Париж: Сорок первый градус. 1923. Деталь

Непосредственным же участником движения в Берлине был русский музыкант и художник Ефим Голышев, а парижских акций и выставок — Сергей Шаршун, приехавший во французскую столицу в 1912 году учиться на художника и больше не вернувшийся в Россию, и Илья Зданевич (Ильязд), оказавшийся там же в 1921-м.

Желая подключить соотечественников к движению дада, в 1922 году Шаршун издал два номера журнала «Перевоз ДаDа» на русском языке и книгу Дадаизм: компиляция. А с 1921 года начали появляться публикации о дада и в России. О дада писал в своих Письмах с Запада Роман Якобсон, посетивший в 1920 году берлинскую дада-ярмарку.

Из русских публикаций узнал о дада и Велимир Хлебников, включивший в свой список председателей Земного шара и Тцара. В свою очередь, Тцара от Зданевича узнал о дада-группе «41º», основанной им и Алексеем Кручёных в Тифлисе в 1918 году. Знала о дада и поэтическая группа «Ничевоки», образовавшаяся в 1920 году в Ростове-на-Дону.

В 1922 году в свой сборник Собачий ящик они включили обращение Ничевок России — дада Запада.

Дадаизм в живописи: стиль идеи художники картины

Ефим Голышев. Без названия. 1920-е. Холст, масло

О Ефиме Голышеве (1897–1970) сегодня больше знают специалисты по авангардной музыке 1920-х, чем историки искусства. И на это есть свои причины.

Голышев уехал из России в Берлин в 1909 году и больше не вернулся, выступал он как музыкант и художник в акциях берлинских дадаистов, о которых у нас меньше знали, поскольку хватало и своих enfants terribles — тех же кубофутуристов, шумевших и эпатировавших добропорядочную публику не хуже, чем европейские нарушители спокойствия.

Читайте также:  Какие черты символизма в живописи?

Родился Голышев на юге России, в Херсоне. Учился на скрипача и даже выступал с Одесским симфоническим оркестром; там же, в Одессе, занимался живописью. Переехав в Германию, посещал Берлинскую консерваторию и почему-то еще учился на химика, что ему, впрочем, обеспечило сносное существование в трудные времена, когда к власти в Германии пришли нацисты и пришлось эмигрировать.

Знакомство и сближение с дадаистами — в 1919 году Ефим Голышев стал членом Клуба дада в Берлине — не прошли даром для него как музыканта и художника.

Он начал изобретать новые музыкальные инструменты из кухонной утвари и увлекся сочинением атональной музыки, которую исполнял на дада-вечерах.

Знал Голышев сочинения и современных европейских композиторов и исполнителей, переписывался с Арнольдом Шёнбергом, Антоном Веберном и Ферруччо Бузони.

Искусством Голышев занимался с неменьшим энтузиазмом. Писал абстрактные картины, экспериментировал с разными нехудожественными материалами.

Немецкий дадаист Рауль Хаусман утверждал, что именно Голышев «первым сделал ассамбляжи из самых невозможных материалов».

В частности, он любил демонстрировать свой портрет, сделанный из кусков сигаретных коробок, хлебных корочек и спичек. С Хаусманом они организовали первую выставку дада в Берлине в 1919 году.

Когда дада сошло на нет, Голышев стал зарабатывать на жизнь как инженер-химик, писал музыку для кинематографа, но не бросал при этом и искусство, даже планировал персональную выставку в 1933 году. Однако она была запрещена нацистами как «дегенеративная», а работы уничтожены.

Голышев эмигрировал в Испанию, затем в 1936 году во Францию, а когда она была оккупирована, скрывался от немцев. В 1956 году он переехал в Сан-Паулу, где снова занялся живописью. В 1966-м Голышев вернулся в Париж и даже участвовал в выставке к 50-летию дада в Национальном музее современного искусства.

Последняя ретроспектива Голышева прошла в Сан-Паулу, уже посмертно.

Дадаизм в живописи: стиль идеи художники картины

Курт Швиттерс. Конструкция для избранных женщин. 1919

В цюрихском Кунстхаусе хранится около 700 документов и произведений дада (живопись, графика, коллажи, фотомонтажи), имеющих отношение к 50 активным участникам этого интернационального движения.

Среди них — Ханс Арп, Йоханнес Баадер, Андре Бретон, Сергей Шаршун, Марсель Дюшан, Поль Элюар, Макс Эрнст, Георг Гросс, Ханна Хёх, Франсис Пикабиа, Курт Швиттерс, Софи Тойбер-Арп и другие. Большая их часть была подарена музею одним из первых коллекционеров дадаизма швейцарцем Хансом Болиджером.

Свою коллекцию музей показывал на выставках дада в 1966 и 1980 годах и на ретроспективе Dada global в 1994-м. Музейное собрание дадаизма продолжает пополняться и сегодня. Одна из лучших коллекций, представленная знаковыми произведениями европейского и американского дада, собрана в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке.

Дадаистов с середины 1930-х годов целенаправленно собирал его легендарный директор Альфред Барр-младший. Так, благодаря Барру в 1935 году в музей попала коллекция Поля Элюара, затем несколько крупных американских частных коллекций.

В Париже через арт-дилеров для библиотеки МоМА приобретались редкие документы и литература о дадаизме. Примечательно, что в подборе вещей для музея Барру ассистировал сам Марсель Дюшан, не забывая, естественно, и о себе.

Внушительным собранием произведений дадаистов и сюрреалистов обладает Музей Израиля в Иерусалиме, благодаря разным дарителям. В первую очередь в него вошла блестящая коллекция Артуро Шварца (р. 1924), итальянского историка искусства, поэта, эссеиста и куратора, лично знавшего и дружившего с Дюшаном, Бретоном и Ман Рэем. В конце 1990-х Шварц передал иерусалимскому музею около 700 произведений и документов.

В  2014 году подборка из этой коллекции была показана в Государственном Эрмитаже на выставке Дада и сюрреализм.

Одна из самых полных коллекций дадаизма, в основном работ на бумаге небольшого формата и документов, хранится в Библиотеке Жака Дусе в Париже. Жак Дусе (1853–1929) был яркой личностью даже для Парижа первой половины ХХ века.

Известный модельер Belle Epoque, коллекционер и меценат, поклонник искусства XVII века, рококо и импрессионистов, он не чурался и современного искусства, дружил с Бретоном, Элюаром и Тцара.

В результате этой плодотворной во всех отношениях дружбы в его библиотеку, основанную в 1913 году, попал огромный массив уникальных документов и произведений дадаистов на бумаге. На выставке в Цюрихе почти четверть экспонатов — из Библиотеки Жака Дусе, практически никогда не покидавших ее стен.

Еще одна крупная коллекция принадлежит Берлинской галерее (Музей современного искусства), тоже участвующей в цюрихской выставке. Кроме того, неплохие собрания дадаистов хранятся в Художественном музее Филадельфии, в Центре Жоржа Помпиду в Париже и в Тейт Модерн в Лондоне, не раз устраивавших свои крупные ретроспективы.

Дадаизм в живописи: стиль идеи художники картины

Почтовая открытка Ханса Арпа, Макса Эрнста и Тристана Тцара Полю Элюару. 1921. Кунстхаус, Цюрих

В библиотеке Кунстхауса в Цюрихе хранится 180 произведений графики и рисунков дадаистов, 540 изданий, оригинальных и исследований по дадаизму, уже включенных в библиотечный онлайн-каталог (opac.kunsthaus.ch).

Специально же к 100-летию дада Кунстхаус решил оцифровать и выложить в Интернет все хранящиеся в музее документы и произведения дадаистов на бумаге. Интерес к дадаизму не спадает, и эти работы часто просят для показа на разных выставках по всему миру.

Между тем они очень хрупкие, большинство из них выполнено на бумаге плохого качества в Первую мировую войну, и Кунстхаус вынужден отказывать другим музеям, даже если они находятся в Швейцарии.

Проект оцифровки, который возглавили куратор выставки Глобус дада. Реконструкция Катерина Хьюг и специалист по дадаизму Раймунд Меер, оказался весьма трудоемким.

Выяснилось, что многое перед оцифровкой нужно еще и отреставрировать, а в самой цифровой версии — восстанавливать стертости и удалять пятна. Было решено книжные издания дадаистов оцифровывать целиком: обложки, все страницы и даже корешок, чтобы не делать этого в будущем повторно.

Также было решено пока ограничиться оцифровкой работ только времени существования дада — 1916–1925 годами.

Первые результаты этого большого виртуального проекта будут выложены на сайте музея отдельным микросайтом 5 февраля — в день открытия выставки Глобус дада. Реконструкция. Вторую партию планируют выложить 3 июня.

Причем каждое изображение будет сопровождаться развернутым комментарием. Будут также перекрестные ссылки между представленными художниками, их работами и центрами, где разворачивались основные события дада.

Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/2651/

Дадаизм в живописи

Дадаизм можно смело называть предвестником сюрреализма. Стиль дадаизм произошел как отзыв на Первую мировую войну. В то время большинству людей необходимо было бежать из военной территории на нейтральную в Швейцарию.

Художники-дадаисты, которые остались без родины и потеряли жизненный ориентир, стали проповедовать антиискусство, в котором нет ни логики, ни традиций, ни морали. Суть самовыражения — провокация, как единственный возможный способ существования.

Они советуют жить исключительно сегодняшним днем, отрицая завтра. Самым известным художественном приемом был коллаж и его разновидность.

Дадаизм – это авангардистское литературно-художественное направление, которое зародилось в период Первой мировой войны в промежуточной Швейцарии, в Цюрихе (К. Вольтер). Стиль просуществовал с 1916 по 1922 года. Сутью дадаизма – это насмешка над буржуазным творчеством и обесславливание мещанских нравов.

Главной была анархическая инициатива отдельного человека, который ничем не связан в повседневной жизни и в искусстве.

Дадаизм в живописи: стиль идеи художники картины

«Дадаист наиболее свободный человек на земном шаре».

«Те, кто живут для сегодняшнего дня – вечно живут».

«Я против любой системы. Самая подходящая система – не иметь никакой системы».

Это основные лозунги дадаистов.

Первые деятели дадаизма: Рихард Гюльзенбек (поэт, немец), Ганс Арп (художник, немец), Тристан Цара (поэт, румын), Марсель Янко (художник, румын), Гуго Балл (организатор дадаистов). Они все были брошены за границыу своей родины войной и были пропитаны сумасшедшем отвращением к правительствам своих стран.

Читайте также:  Какие виды пейзажа в живописи?

Вначале дадаизм возник как искусство кабаре, но потом уже перешел в живопись и литературу.

Художники дадаисты

Георг Гросс, Жан Арп, Жоан Миро, Курт Швиттерс, Макс Эрнст, Ман Рэй, Марсель Янко,Франсис Пикабиа.

Сам термин дадаизм придумал и предложил поэт Тристан Тцара, который приметил в словаре слово «дада».

Его значение на языке негритянского племени Кру – хвост священной коровы; в Италии, в некоторых областях, так называли мать; это также может обозначать детскую деревянную лошадку; удвоенное утверждение в русском и румынском языке.

Также это слово обозначает и бессвязный лепет младенца, что и стало самым лучшим выражением сути всего направления.

Функционирование дадаистов осуществлялось в самой разнообразной форме. Они ставили спектакли, которые эпатировали буржуазную публику, организовали шокирующие выставки, проводили провокационные фестивали.

Беженцы, которые находились в нейтральной Швейцарии, поначалу просто веселились, а затем показали злые и довольно циничные гримасы всему обществу.

Они делали то же, что делалось в их кабаре и кафе-шантанах, только выступления были намного более острыми.

В живописи наиболее распространенная форма искусства дадаистов – коллаж – технический приём формирования произведения из скомпонованных и приклеенных на плоскую основу (картон, холст, бумагу) кусочков различных материалов.

Дадаизм в живописи: стиль идеи художники картины

В дадаизме можно определить три ветви развития коллажа: Манифестационный коллаж (Берлин), Поэтический коллаж (Кельн и Ганновер) и Случайный коллаж (Цюрих).

Дадаисты в Цюрихе сделали упор на произвольность комбинирования элементов и случайность коллажа. К примеру, Ханс Арп, создавая свои коллажи, в случайном порядке высыпал на лист картона четырехугольники из цветной бумаги и приклеивал их так, как они ложились.

Дадаизм в живописи: стиль идеи художники картины

Коллаж берлинских дадаистов имеет множественный состав, визуально насыщенный и чаще всего носит ярко выраженный протестный, политический заряд.

Коллаж дает шанс выразить в зрительной форме то, что могло быть запрещено цензурой, если бы оно сказано словами. Берлинский коллаж активно использует фрагменты фотографий.

Художники называют себя «фотомонтажниками», проводя тем самым параллель с рабочими на промышленных предприятиях.

Третье течение наделяло коллаж свойствами поэтического произведения. Реализовалось в кёльнских произведениях М. Эрнста, а также в мерц-картинах К. Швиттерса, который работал в Ганновере.

Хотя стиль художников непохож, их объединяет то, что они оба видят коллаж как явление, которое близко поэзии, как объединение двух или более чужеродных действительностей в откровенно неподходящей для них среде с возникновением творческой искры от их объединения.

Стиль дадаизма быстро попал в тупик и сохранился в истории как социальный символ своего периода.

В 1920 году немецкий дадаизм смешался с экспрессионизмом, а во Франции — с сюрреализмом.

Основные художники, которые представляли дадаизм, это: Марсель Дюшан (Франция), Марсель Янко (Румыния), Ганс Арп (Германия), Франсис Пикабиа, Макс Эрнст (Германия), Софи Тойбер-Арп (Швейцария), Курт Швиттерс (Германия), Ханс Беллмер (Германия), Ман Рэй (Франция).

Источник: https://allpainters.ru/napravleniya/dadaizm.html

Дадаизм всем и каждому

Из многих известных новаторских измов, появившихся в конце XIX – начале XX веков, дадаизм сегодня менее всего известен и понятен. Предвестник сюрреализма, философское движение «сигнал тревоги против разрушения ценностей», «игра шута с безделицей» — все это он. Вопрос «что есть Дада?» — бездарный и школьный… Дада нельзя понять. Дада надо пережить.— Рихард Хюльзенбек.

Строгое и лаконичное определение дадаизму (дада) найти нельзя, это противоречит его сути. В манифесте, написанном создателями в 1918 году говориться так: «Слово дада символизирует самое что ни на есть примитивное отношение к окружающей действительности».

Один из основоположников направления, Тристан Тцара писал, что дада в разных языках имеет разное значение, но всегда нечто совершенно бессмысленное, поэтому оно и стало самым удачным названием для всего течения. Если вы предпочитаете конкретные слова, то для дада это: хаос, абсурд, ирония и авангард.

Дада — это нонконформистский дух, который существует во все времена в каждый период, потому что человек — это человек.— Марсель Дюшан.

Появившись в Цюрихе 1916 года в маленьком «кабаре Вольтера», дада стал результатом философских споров богемы, пацифистов и уклонистов. Стекаясь со всей Европы в нейтральную Швейцарию и обдумывая ужас Первой мировой войны, они пришли к выводу, что европейская культура с ее строгой логикой и существующим институтом искусств привела к мировой войне, а значит она не правильная.

При этом дада не создавал свою программу действий и правил, в отличие от других течений, объясняя это так: «дадаисты терпеть не могут милитаристский дух футуризма. Да, мы разрушители, но пацифисты и анархисты: свобода во всем и от всего, и никаких авторитетов.» Дадаисты писали стихи, пели их на манер молитв, устраивали первые перформансы, создавали скульптуры, картины и конечно плакаты.

Последние занимали важнейшее место. Постепенно дадаизм распространился по Европе и появились три школы дада плаката: цюрихский «случайный» коллаж, берлинский манифестационный коллаж и кёльнско-ганноверский поэтический коллаж.

В Цюрихе плакат делали доверяя случаю. Одни брали элементы из мешка в слепую, другие делали упор на случайность композиции, бросая составные части коллажа на картон, приклеивая их там, куда они попали.

В Берлине работая с плакатом художники называли себя фотомонтажниками, чтобы подчеркнуть свою близость с простыми рабочими. На плакате они собирали коллаж из фото и слов, часто можно было увидеть отсылки к актуальным политическим событиям.

В Кельне и Ганновере коллаж воспринимали не как опыты со случаем или возможность политического анализа, а как тонкое поэтическое произведение, не лишенное романтизма.

В 1922 году интерес к дадаизму стал угасать и один из его основоположников объявляет о смерти дадаизма, более того в 1924 году некоторые бывшие дадаисты заявили о поглощении дада сюрреализмом…

Но мы-то знаем, что дада есть всегда, наверное, поэтому в 2016 году по всему миру масштабно отмечали столетие дадизма, а в маленьком цюриховском «Кабаре Вольтера» снова можно собраться и поговорить о искусстве и жизни.

Умер или нет?

Кроме современного неодадаизма есть художники, верные классическому дада. Ирландская художница Лола Дюпре (Lola Dupre) работает с дадаизмом, создавая независимое искусство. Она вручную создает коллажи из разрезанных фотографий, моделируя изображение заново.

Почему бы не применить идеи дада в современном графическом дизайне. Попытки совместить отдельные несвязанные элементы в один объект или композицию могут прекрасно выглядеть в коммерческих работах. Для рекламной кампании Carven SS 2014 были созданы именно такие коллажи, но уже используя не клей и ножницы, а Photoshop и Lightroom.

Но это не все. По примеру Марселя Дюшана можно переосмыслить вошедшие в анналы истории художественные объекты. Подрисовав Моне Лизе усы вы создадите новый шедевр дадаизма. Такой прием использования шедевров живописи в рекламных целях не нов, его активно используют.

Однако, используя такую обманчиво легкую в реализации идею, дизайнер очень рискует. Во-первых, консервативно настроенная аудитория вряд ли воспримет результат положительно, а во-вторых, в неумелых руках это обернется китчем. Впрочем, как говорил Тристан Тцара «дада принадлежит всем и каждому», а значит не стоит бояться работать с ним.

Источник: https://pllsll.com/blog/232

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector