Описание того, что такое алла прима

На страницах своего блога я уже писала об основных техниках в живописи с описаниями, в том числе и о технике алла прима. Причем, как многие мои читатели успели заметить, отзываюсь о ней очень хорошо. Действительно, я ценю эту технику и отдаю ей должное за те прекрасные возможности, которые она предоставляет.

В то же время я знаю, что многие мастера относятся к алла прима с некоторым пренебрежением, считая её техникой, не заслуживающей внимания творца «вечных картин», своеобразной забавой. Понять их можно, а вот полностью согласиться — вряд ли. И сейчас мы попробуем подробнее рассмотреть и разобраться во всех « за» и «против» техники по сырому.

Что такое алла прима?

Техника Алла прима A la prima живописьмаслом

Алла прима — это одна из основных техник масляной живописи, главной отличительной особенностью которой является написание всей картины до полного высыхания красок. Этим она отличается от многослойной техники, которая считается классической.

При многослойной живописи краски наносятся на холст слоями, один на другой, причем следующий слой наносится уже после полного просыхания подлежащего.

Еще техника алла прима называется техникой «по-сырому», а само ее название происходит от итальянского термина «a la prima» (читается как «а-ля прима»), означающего работу в один присест.

Техника Алла прима A la prima живописьмаслом

Портрет в технике Алла прима за 2 часа

Интересно и то, что картины, написанные в алла прима, могут фактически называться «многослойными». Только в этой технике есть особенность нанесения краски друг на друга в сыром виде.

Однако для того, чтобы нанести один слой краски поверх другой, ещё не высохшей, и получить требуемый результат, нужно определенное мастерство и особое понимание. Ведь масляная краска податливая, и один слой может частично «пропасть», «раствориться» в другом.

Чем хороша техника алла прима?

Главное достоинство алла прима — это возможность написать картину очень быстро, буквально за несколько часов, а иногда — даже меньше, чем за час. За это её любят мастера-импрессионисты, которым нужно передать на холсте мимолетное впечатление, какое-то явление природы, которое невозможно зафиксировать и писать неделями.

Пример — картина «Впечатление. Восход Солнца» Клода Моне, которая считается классикой импрессионизма. Кстати, именно с этой картины начался путь стиля « Импрессионизм». На картине запечатлен морской пейзаж в утренних сумерках в момент восхода солнца.

Техника Алла прима A la prima живописьмаслом

«Впечатление. Восход Солнца» Клода Моне

Очевидно, что такую картину можно было писать буквально несколько минут, пока ещё не рассвело. Также нужно было правильно передать оттенки неба, воды и других объектов именно в момент восхода солнца.

Дело осложнялось тем, что в разные дни восход солнца различен из-за тумана и облачности. И потому чтобы передать конкретный вид и особое впечатления, нужно было писать картину здесь и сейчас…. Пока художник находился под особым впечатлением!

За это «здесь и сейчас» технику алла прима любят не только художники-импрессионисты, но и начинающие живописцы. Для них на этапе обучения важно суметь правильно передать геометрию форм и сочетание основных цветов, что вполне можно сделать «а ля прима», за один присест.

Техника Алла прима A la prima живописьмаслом

Техника по сырому

Также алла прима позволяет отработать те или иные элементы письма маслом с получением быстрого результата, не углубляясь в анализ композиции и разбор рисунка. Уже этот результат можно анализировать и выяснить, освоил художник тот или иной элемент, или нет.

А для некоторых начинающих художников важен сам факт завершения картины и получения сразу конечного результата. Длительная работа в многослойной манере, при которой на картину уходят дни и недели, может их смутить.

А не будучи уверенными в том, что конечный результат будет именно таким, каким они его видят сейчас, многие не доводят картину до конца и бросают живопись вообще!

К примеру, многослойная живопись, у которой есть свой алгоритм, проверенный веками, подходит не всем, а только особенно терпеливым и целенаправленным. Написать картину  по типу «Здесь и сейчас» здесь не получиться!

Алла прима же дает возможность быстро завершить работу, получить удовольствие от её созерцания и уверенность в том, что в этом направлении стоит работать дальше. Техника алла прима- это импульс, особое состояние и эмоциональное впечатление от того, что выходит у вас из под кисти!

Техника Алла прима A la prima живописьмаслом

Картина в быстрой технике по сырому

Выводы «за»:

  • Преодоление различных страхов и внутренних барьеров ( например, боязнь белого холста, страх незаконченной картины и разочарование…)
  • Возможность закончить картину за один или два сеанса, пока краски не высохли
  • Работа начинается сразу с красок, без глубокого анализа и детального рисунка
  • Получить удовольствие и увидеть свою картину в ближайшие пару часов
  • Возможность находиться в особом, импульсивном и приятном эмоциональном состоянии Почувствовать себя в состоянии «здесь и сейчас»

Кстати, доказано, что, находясь в «состоянии импульса»,  у человека повышаются эндорфины, что и улучшает сразу же настроение. Именно это первым делом отмечают любители живописи и вообще творчества.

Какие недостатки техники по сырому?

В то же время, у техники алла прима есть некоторые недостатки. Скажу о них кратко:

  • Некоторая незавершенность картин, нестрогое запечатление на холсте объектов, их форм, мелких элементов, возможная простота изображения;
  • Сложность передачи игры цветов и оттенков без большого опыта;
  • Сложность работы с рельефностью картины без навыка

Фундаментальным «недостатком» алла прима считается склонность художников, работающих в ней, постоянно упрощать свои картины.

Техника Алла прима A la prima живописьмаслом

Упрощенные сюжеты в технике Алла прима

Из-за чего в некоторых случаях работы теряют художественную ценность и превращаются просто в мазки красками, которые автор пытается преподнести и интерпретировать, как выражение своих чувств и мыслей. Абстракция, одним словом…

Читайте также:  Характеристика того, что такое постимпрессионизм

Помните, как в фильме «Один плюс один», где картину- мазню продали за 11, 000 евро. Хотя чему удивляться, продать можно буквально все и всем… был бы талант в этом!

Техника Алла прима A la prima живописьмаслом

Фрагмент из фильма « 1+1»

Великие картины и мастера, писавшие в алла прима

И тем не менее, именно алла прима существенно изменила живопись и позволила всему направлению в искусстве пережить появление фотографии и выйти из конкуренции с ней.

Алла прима показала, что живопись может служить не только для документальной фиксации образов, пейзажей и предметов, но и для отображения внутренних чувств автора. Отчасти и алла прима посодействовала тому, что живопись превратилась из ремесла в искусство.

Кстати, именно техника алла прима позволила художникам выйти и творить за пределами своей мастерской при естественном дневном освещении. Вот так вот и родилась, всем извесное слово и понятие «Пленэр», то есть на свежем воздухе.

Техника Алла прима A la prima живописьмаслом

Живопись а ля прима на свежем воздухе

На пленэрах обычно пишут различные пейзажи и не удивительно, что выйдя на публику, техника приобрела большую известность и большое число приверженцев. Творить на природе куда приятнее, чем прибывать в душной мастерской!

Про картину Клода Моне я уже говорила выше. Добавлю только, что она была жутко раскритикована критиками в пух и прах, что ничуть не повлияло на желание Моне продолжать писать в том же направлении! Позже писали в этой технике Винсент Ван Гог, Джон Сарджент, Роберт Генри и другие.

Техника написания картин по- сырому существует достаточно давно, с XVI века. Ее использовали для портретных эскизов, а также набросков пейзажей на полотне на свежем воздухе (плэнер), прежде чем продолжить картину в мастерской. Ну, а использовать такую манеру письма для законченых картин, стали чуть позже.

Из картин, полностью написанных в алла прима, известно не мало работ. Например, многие картины Веласкеса- испанского придворного художника XVII века,  Франца Халса- голландского портретиста XVII века, Жана Оноре  Фрагонара — француского мастера гравюр XVIII века или Эжена Делакруа- француского графиста и мастера красок XIX века.

Также этюды к картине Репина «Государственный совет», и морские пейзажи Уинслоу Хомера и многие другие.

Техника Алла прима A la prima живописьмаслом

Картины известных мастеров в технике алла прима

Несколько советов тем, кто начинает осваивать технику алла прима

А теперь скажу несколько противоречивую вещь: техника алла прима сложна. Да-да, хоть я и говорила, что её предпочитают начинающие, нужно понимать, что написать действительно значимое произведение в ней сложно.

Здесь нужно идеально чувствовать оттенки красок и манеру их нанесения на холст, чтобы получить требуемый эффект с одного раза. Поэтому чтобы освоить технику, нужно начинать с малого:

  • Подберите светлый грунт холста, который не будет оттенять краски, например, розоватый или желтоватый;
  • Если нужен рисунок (набросок), то воспользуйтесь углем, не сильно нажимая, нанося воздушно.
  • Почувствуйте возможность быстро получать результат, посмотрите, что получится, затем уже усложняйте задачу;
  • Не бойтесь, если первые картины будут «пестреть» ляпами и недоработками. Это нормально. Ведь именно эти ошибки, вовремя замеченные, позволят вам в будущем писать еще лучше;

А дальше будет видно. Если вас сильно увлечет техника «по-сырому», быть может, самые значительные картины вы напишете именно в ней.

А может случиться такое, что алла прима станет для вас только очередной ступенькой для покорения традиционной многослойной живописи маслом. Но чтобы это понять, попробовать написать картину нужно уже сейчас⇓

Источник: http://www.viktoria-latka.com/osobennosti-texniki-alla-prima-i-chto-nuzhno-znat-nachinayushhemu-xudozhniku/

Техника живописи маслом «алла прима»

Техника Алла прима A la prima живописьмасломТехника –а-ля прима (алла прима) в настоящее время используется чаще других как в большей степени отвечающая задачам изображения «формы в среде», пленэрной живописи с присущей ей воздушностью и прозрачностью, мягкостью колорита и непосредственностью манеры исполнения.

Суть этой техники заключается в следующем. Художник стремится к передаче в красках всего, что он видит в натуре: цвета, светотени, не расчленяя процесс работы на отдельные этапы.

При этом работа, как правило, ведется «по сырому». Уже после первого сеанса художник по невысохшему красочному слою определенным образом освежает появившуюся на ней подсыхающую пленку.

Существует ряд способов поддержания красочного слоя в свежем состоянии. Незаконченный этюд ставят лицом к стене в прохладном, но не сыром помещении. Можно употреблять медленно сохнущие цинковые белила.

В другом случае перед началом очередного сеанса пленку на красочном  слое (если она все-таки появилась) растворяют лаком для живописи (межслойные лаки) или протирают поверхность красочного слоя срезом дольки чеснока или лука (этот способ употребляли старые мастера).

Такая предварительная подготовка красочного слоя к последующей работе предотвратит жухлость краски, положенной на непросохший слой.

Как правило, живопись в технике «а-ля прима» ведется красками в тюбиках, без употребления разбавителя. Лишь в тех случаях, когда консистенция каких-либо красок значительного гуще остальных, следует для удобства письма уравнять ее разбавителем.

Работая пастозно, художник должен учитывать, что в начале работы слой краски не должен быть слишком толстым, особенно в первом сеансе.

Избыток красок удаляется мастихином, а фактурному письму отводятся последующие сеансы, на которых в процессе завершающего обобщения работы наиболее мощные мазки и цвета предельной силы появятся там, где художник определил самые активные цветовые акценты мотива.

Другой способ выполнения живописи «а-ля прима» заключается в следующем.

Первоначально холст широко закрашивается «впритирку» разжиженными разбавителем краскам и и наносится жидким раствором подобно акварели. При этом способе письма объемность формы не моделируется, потому что цель первоначальной широкой и тонкослойной прописки заключается в определении основных цветовых отношений и общих цветовых масс.

Читайте также:  Какая история возникновения настенной живописи?

Холст очень влияет на цвет тонкого красочного слоя. Учитывая это, используйте качество материала подобно тому, как используют в работе с акварелью белый цвет бумаги.

Работая жидко, следует стараться сразу правильно взять цветовой отношение. Затем вводятся пастозные мазки, освещенные участки предметов прописываются более фактурно (корпусно), тени наносятся тонкослойно.

Таким образом в технике «а-ля прима» возможны различные приемы наложения красок и разнообразные методы моделирования фактуры.

Но не допускайте избыточного наслоения красок, так как в этом случае просыхание красочного слоя замедлится и будет неравномерным, что отрицательно скажется на качестве живописи.

Источник: http://way-art.ru/art/texnika-zhivopisi-maslom-alla-prima.html

Техника живописи Alla prima (алла прима)

Техника Алла прима A la prima живописьмаслом

Такая техника отлично подходит для написания пейзажей, особенно на пленэре, натюрмортов и портретов. Смысл этой техники заключается в написании картины за один сеанс, то есть на одном дыхании, не дожидаясь высыхания слоев краски, а также в смелых и уверенных мазках с большим количеством краски на кисти. В написании пейзажей в технике alla prima отлично передается солнечный свет и тени, обширные участки неба и воды.

Техника алла прима подходит даже для новичков для наработки навыков масляной живописи, для понимания секретов поведения краски на холсте, смешения оттенков, форм и линий.

Алла прима помогает завершить картину быстро или внести выразительность и текучесть ее определенным областям. И выполняется “мокрым по мокрому”, то есть пишется не дожидаясь просыхания каждого слоя краски.

Считается, что такая техника наиболее простая в живописи, но в ней нужно уметь планировать несколько важных моментов:

  • размещение основных цветовых пятен на холсте;
  • основные и очаговые цвета, которые наносятся в первую очередь;
  • взаимодействие цвета на разных слоях краски. Цвет фона может повлиять на слой, наносимый поверх него. Если цвет сверху темнее, чем фон, то он станет светлее, и наоборот;
  • светлые участки лучше запланировать заранее, чтобы не загрязнить их темным фоном;
  • цвета лучше смешивать на палитре, а не на холсте – это гарантируем мазкам спонтанный характер без перегрузки лишним.

Техника алла прима освобождает художника от прописывания деталей и пишется на одном дыхании. А так как мы ограничены во времени, чтобы краска не начала подсыхать, такая техника считается наиболее спонтанной и инстинктивной в использовании цветовых смесей, размеров мазков и их форм.

Самыми яркими художниками, писавшими за один сеанс в технике алла прима, были импрессионисты и постимпрессионисты: Моне, Сезанн, Матисс, Пикассо, Ван Гог.

Интуитивный способ такой живописи на одном дыхании отличается очарованием, свежими и спонтанными чувствами, передаваемыми художником.

В начале работы используется самый тонкий слой масляной краски и большие кисти, а затем намечаются основные цветовые пятна по всему холсту, которые заполняются определенным тоном.

А уже в конце идет детальная работы небольшой мягкой кисточкой толстыми слоями краски. Такая картина сохранит следы от кисти и цветовые полосы, которые придадут ей свежесть и живость восприятия.

Источник: https://itvoru.studio/tehnika-zhivopisi-alla-prima-alla-prima/

Техника живописи — Алла Прима (Особенности + Как рисовать)

Постоянный круговорот в природе, смена погодного настроения – заставляли бесконечно страдать великолепного Клода Моне – французского художника-импрессиониста, да и многих других собратьев живописцев, мечтающих запечатлеть одно мгновение пролетающей жизни. «Я бы хотел рисовать так, как поют птицы», – с грустью сказал однажды Моне.

Одним из спасительных выходов в сложной творческой задаче импрессиониста стала техника алла прима. Это письмо «в один присест», (буквальный перевод с итал. «а la prima»), должно быть завершено за сеанс. В этом ее главное отличие от многослойной, пастозной живописи.

Для новичков в искусстве подобный прием письма – колоссальный опыт, развивающий:

  • повышенную концентрацию на рисуемых объектах;
  • навыки работы с красками на палитре;
  • техническое живописное мастерство;
  • живость и спонтанность восприятия;
  • глазомер, чувство цвета, формы;
  • нестандартное, образное мышление и многое другое.

Классически сложилось, что в технике живописи алла прима работают маслом и акварелью. Но стоит ли себя ограничивать при таком огромном выборе художественных материалов? Главное в творчестве – это постоянный поиск.

О необыкновенной плавности, лёгкости, мягкости акварели знают все начинающие живописцы. Но мало кто догадывается, что эта краска может быть жесткой и графичной, по-ярмарочному яркой, насыщенной. За эти контрастные качества акварель применяют в разных живописных приемах. В том числе и в технике алла прима, быстрое письмо которой диктует свои правила:

  • Нельзя допустить высыхания краски на бумаге! Это главное условие живописи «за один сеанс». Поэтому при работе с акварелью лист сильно увлажняют. Подтёки и растворение одного красочного пятна в другом создают невероятные цветовые сочетания, узоры и фактуры. В этом приеме алла прима акварель царственна и самодостаточна. Пушистые силуэтные окантовки, мягкие, нежнейшие цветовые переходы, прозрачность, чистота – главная сила этих красок!
  • Яркость мазков, минимум перекрытий! Когда акварель высыхает, она теряет первоначальную выразительность в несколько раз. Особенно на сырой бумаге. В технике алла прима акварель желательно не перекрывать другими слоями, пытаясь вновь увеличить ее интенсивность. Есть опасность переборщить с количеством цветов и получить грязь. Следует сразу писать активными, сочными мазками. А необходимые акценты, придающие резкость и законченность, можно аккуратно подчеркнуть на высохшей работе.

Начнем с положительных моментов.

Главное достоинство техники быстрого письма – возможность написать работу за очень короткий отрезок времени. Это прекрасный выход для тех, кто занимается этюдной живописью на пленэре и ловит разные состояния природы.

Читайте также:  Когда появилась аллегория в живописи?

С техникой алла прима можно отработать конкретные задачи «на освещение», «состояние», не вдаваясь в проработку деталей и без сложного композиционного анализа.

Натюрморт + в технике алла прима позволит сохранить особое впечатление, свежесть и красоту. Особенно если в постановке живые цветы, фрукты или овощи.

Для начинающих живописцев техника «в один присест» – возможность избавиться от скованности руки, робости и нерешительности. Это отличная школа, развивающая и обогащающая молодых художников.

Минусы техники алла прима в том, что:

  • Многие художники, освобождающие себя от детализации, со временем заметно упрощают свои картины, сводя их к совершенно абстрактным образам и пятнам. Ведь незавершенность работ и некоторая общность форм допускается с технике быстрого письма.
  • Алла прима не так легка для новичков! Сложность возникает уже с первых шагов. От художника требуется смелость в работе, знания о смешении цветов, разнообразных оттенков. Необходимо владеть и какой-либо техникой живописи. А в идеале – уметь работать красками сразу, без предварительных контуров карандашом.

И тем не менее технику «одного сеанса» выбирают многие начинающие живописцы. Любили ее и такие известные художники, как: П. Сезанн, А. Матисс, П. Пикассо.

Алла прима – техника, которую использовал в своем творчестве и чудаковатый, отчаянно талантливый Винсент Ван Гог. Его «Звездная ночь» с танцующими мазками завораживает зрителя своим стремительным, спиралевидным ритмом.

Удивительна и серия лондонских зарисовок К. Моне, где мы наблюдаем постоянное «движение» погодного настроения, тончайшие цветовые переходы. «Эти эффекты превосходны, но они длятся не более 5 минут», – писал художник.

Быть может, как раз в этом и кроется загадочная притягательность живописи алла прима? Мы часто стремимся поймать убегающее время, ускользающую, хрупкую красоту и постичь нечто неуловимое.

Источник: https://www.izocenter.ru/blog/tehnika-alla-prima-risovat-tak-kak-poyut-pticy/

Как рисовать в технике «алла прима»

Много ли людей действительно понимают, что такое метод «алла прима»? Держу пари, их меньше, чем вы думаете, хотя на самом деле он довольно прост, и вы, возможно, уже пользовались им, не осознавая этого.

В переводе с итальянского «алла прима» означает «в один приём». Это техника, при которой рисунок выполняется сразу, без ретуширования, также известна как «живопись без подмалёвка». Если вы хотите работать в этой технике, всё, что вам нужно, – это суметь закончить рисунок до того, как краска высохнет.

Для этого может потребоваться как один сеанс, так и несколько, хотя пуристы утверждают, что одного вполне достаточно. Это определение оставляет простор для различных интерпретаций.

Например, некоторые говорят, что ретуширование допустимо, пока краска не высохла, другие же считают, что в технике «алла прима» каждый мазок имеет значение и не должен исправляться.

Большинство сходятся на том, что можно стирать и переделывать те места, которые вам не нравятся. Вы можете выбрать то, что вам нравится. Для многих это любимая техника, поскольку в ней есть место спонтанности и свежести.

Техника «алла прима» в том виде, в котором существует сейчас, впервые была использована в 16 веке фламандским художником Франсом Халсом.

Она сильно отличалась от распространённой тогда и очень трудоёмкой практики использования подмалёвков и множества слоёв краски. На самом деле, его приёмы рисования в один этап использовались с древнейших времён и являются инстинктивно понятными.

Благодаря своей быстроте, техника «алла прима» часто используется в живописи на пленэре, набросках маслом и предварительных этюдах.

Используйте тонированный холст или основу

Белая поверхность может отвлекать или смущать. Кроме того, будет не страшно, если где-то будут оставаться незакрашенные части холста. Используйте средний или нейтральный тон. Лично я больше всего люблю серовато-розовый.

Обдумайте цвета

Приготовьте цвета, которые вы хотите использовать, и постарайтесь ограничить палитру.

Наметьте места, где будет много цветов, кистью, карандашом или углём (с ним нужно быть осторожнее – следите, чтобы он не испортил цвет краски). Помните, что цель этой подготовки – создание рисунка в один слой. Несмотря на то, что живопись «алла прима» в какой-то степени инстинктивна, хорошего результата без планирования достичь довольно трудно.

Переходите от тёмных цветов к светлым

Это моё личное предпочтение; некоторые художники делают наоборот, переходя от светлых к тёмным, или даже начинают с нейтральных цветов. Преимущество перехода от тёмных тонов к светлым состоит в том, что, когда вы работаете со свежей краской, цвета быстро смешиваются.

Будет сложно получить насыщенный тёмный цвет, если под ним уже будет более светлый. Самые светлые цвета лучше использовать последними.

Будьте уверенны

Начинайте с самой большой кисти, а заканчивайте самой маленькой, и не экономьте краску – набирайте её обильно. Делайте уверенные мазки. Главный принцип «алла прима» — каждый мазок имеет значение.

Не перегружайте отдельные участки

Если вы сделали ошибку, просто снимите краску в этом месте до холста и начните заново. Это поможет вам сохранить свежую, экономичную законченность работы в технике «алла прима».

Три образца

Если у вас закончилось вдохновение, можно рассмотреть работы некоторых мастеров.

Познакомьтесь с лёгкими красочными портретами голландского художника Франса Халса, а также с картинами великого импрессиониста Эдуарда Мане, который использовал технику «алла прима», чтобы запечатлеть мимолётные явления «здесь и сейчас», такие, как облака или закаты. Наконец, откройте для себя Тома Томпсона, канадского пейзажиста начала XX века. Это менее известный художник, автор ярких миниатюрных набросков маслом.

Источник: https://urokiakvareli.ru/kak-risovat-v-tehnike-alla-prima

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector