Определение того, что такое сфумато

Когда вы видите вдохновение, что именно вы ищете? Технику, цветовую палитру или конкретную форму?

Как дизайнер, я каждый день стараюсь выкроить время на поиск вдохновения. И когда я наблюдаю за тем, что меня вдохновляет, я пытаюсь уловить суть концепции или метода, лежащих в его основе, и думаю о том, как применить это в своем дизайне.

Сфумато

Сфумато в живописи: техника Леонардо да Винчи

Я считаю, что лучший способ идти в будущее – это смотреть в прошлое, и именно так в эпохе раннего итальянского возрождения я обнаружил отличные приемы применимые к стилю моей иллюстрации и разработки пользовательского интерфейса.

Это четыре известных техники живописи, которые характеризуют раннее современное итальянское искусство, так называемые «четыре канонические техники рисования эпохи Возрождения». Их называют сфумато (sfumato), унионе (unione), кьяроскуро (chiaroscuro) и кангьянте (cangiante).

Сфумато – это живописная техника, в которой цвета смешиваются вместе. Это создает изображение, лишенное линий или краев вокруг фигур, создавая мягкий эффект размытия.

Классический пример для понимания этого приема – сравнение двух великих картин Боттичелли и Леонардо да Винчи. Боттичелли не использует сфумато. На изображении присутствуют тонкие контуры, но мы можем ясно видеть черный контур, определяющий подбородок Венеры. Напротив, Леонардо использует сфумато, чтобы создать естественную градацию теней для своей Мона Лизы.

Леонардо был увлеченным наблюдателем природы и хотел воссоздать то, как мы воспринимаем мир. Мы не видим контуров вокруг предметов или людей. Поэтому Леонардо использует технику сфумато, чтобы представить мир так, как его видят наши глаза.

Если говорить о мире цифровых продуктов, то философия, которой мы придерживаемся в отделе дизайна фирмы Chama, заключается в том, что мы не вносим изменений в дизайн, мы улучшаем его. Это означает, что мы не начинаем с нуля, когда хотим создать что-то новое. Мы улучшаем то, что уже существует.

Мы начинаем с того, что имеем, и добавляем исследования и знания, чтобы выбрать путь, по которому идти. Именно так я представил концепцию сфумато для улучшения наших иллюстраций и дизайна. Я начал использовать ее на персонаже, который хорошо известен нашим пользователям по имени Chamoso.

Он является ключом к общению с потребителями в нашем интерфейсе, и, естественно, мы прежде всего, сосредоточили свое внимание на создании новой версии этого «парня».

Сфумато в живописи: техника Леонардо да Винчи

Обратите внимание, что форма Chamoso одинакова в обеих версиях. Но, как и при сравнении Боттичелли и Да Винчи, я сначала отбросил контуры вокруг объекта. Несмотря на то, что я использовал плоский стиль, я применил оттенки, которые делают форму единой.

Это также относится к элементам интерфейса. Хороший пример – карточка. Очень часто можно увидеть карточку в обычном состоянии с ненужными контурами или тенями. Это не передает никаких сообщений и является дополнительной информацией в области, которая уже содержит много информации.

Сфумато в живописи: техника Леонардо да Винчи

Используя контрастный фон в качестве элемента разделения карточек, мы опускаем визуальную информацию, чтобы привлечь внимание к актуальной информации.

Сфумато в живописи: техника Леонардо да Винчи

Мы можем использовать тени и контуры для определения некоторых состояний пользовательского интерфейса.

Унионе

Второй прием называется унионе и очень похож на сфумато. Фактически, это ответ Рафаэля на сфумато Леонардо. Унионе также пытается создать медленную цветовую градацию, но в отличие от сфумато, использует яркие и более насыщенные цвета. Вы можете увидеть это ниже на картине Рафаэля. Как и Леонардо, Рафаэль не использует контуры, но в отличие от Леонардо, Рафаэль использует яркие цвета.

Сфумато в живописи: техника Леонардо да ВинчиСфумато в живописи: техника Леонардо да ВинчиПосмотрите на цвета каждой картины в отдельности и проверьте, насколько цветовая палитра Рафаэля насыщеннее, чем у да Винчи

Я использовал эту концепцию (правда не с такими яркими цветами, как в картинах Рафаэля), чтобы создать более унифицированный дизайн интерфейса, используя немного синей насыщенности в градации цветов. Из-за этой насыщенности изображения становятся более последовательными, и я также воспользовался возможностью, чтобы использовать цвета бренда во всей композиции.

Сфумато в живописи: техника Леонардо да Винчи

Чтобы сделать это, я взял оттенки серого, которые составляли мою иллюстрацию, и насыщал их синим.

Сфумато в живописи: техника Леонардо да ВинчиСфумато в живописи: техника Леонардо да ВинчиСфумато в живописи: техника Леонардо да Винчи

Я также создал эффект тумана, используя твердые формы. Это очень сложная деталь, которая сразу дала потрясающий результат, но она проявится еще сильнее, когда вы примените эту концепцию ко всей композиции.

Источник: https://ux.pub/kak-texniki-zhivopisi-epoxi-renessansa-mogut-uluchshit-dizajn-vashego-interfejsa/

Сфумато в живописи: техника Леонардо да Винчи

Существует два классических живописных стиля, ассоциирующихся со старыми мастерами: «сфумато» и «чиароскуро», и сходства между ними не больше, чем между куском сыра и угольком. Но мы все равно путаемся в этих двух соснах, часто не разбирая, какой художник использовал какую технику.

Сфумато и Леонардо

Сфумато использует тонкие переходы тонов с целью замаскировать четкие контуры и создать живое взаимодействие света и тени. Как объяснял один из крупнейших историков искусства Эрнст Гомбрих, «…это знаменитое изобретение Леонардо… благодаря размытым очертаниям и мягким тонам одна форма сливается с другой и всегда оставляет нам пространство для воображения».

Сфумато в живописи: техника Леонардо да Винчи

Да Винчи пользовался этой техникой с большим мастерством: улыбка Моны Лизы своей загадочностью обязана именно этому методу. Неуловимая улыбка будто тает, а нам остается лишь додумывать детали.

Как же именно Леонардо добился этого эффекта? Для всей картины он подобрал определенный диапазон тонов, объединяющих все полотно: это синие, зеленые и земляные оттенки одинаковой насыщенности. Яркие блики нарушили бы приглушенный колорит картины, поэтому мастер от них вовсе отказался.

Леонардо принадлежит цитата: «Если вы желаете создать портрет, пишите в пасмурную погоду или с наступлением вечера».

Впрочем, сфумато работает и на фоне, а не только лишь в центральной части картины: средние тона мягко уходят в темноту, цвет растворяется в монохромных тенях, словно на фотографии с четко настроенным фокусом. Если ваш натурщик стесняется морщин, сфумато — ваш выбор!

Чиароскуро и Рембрандт

На картинах Караваджо, Корреджо, и, конечно, Рембрандта подход совершенно иной: никаких нежных тоновых градаций, граница между светом и тенью четкая и жесткая. Центр композиции освещен очень ярко, будто светом прожектора, а окружение темное и мрачное – жгучие коричневые тона переходят в непроглядный черный.

Сфумато в живописи: техника Леонардо да Винчи

Это и есть чиароскуро, в буквальном переводе означающее «свет и тьма», техника, созданная для передачи эффектных драматических контрастов. Эффект достигается последовательным нанесением полупрозрачных коричневых тонов.

К сожалению, коричневые краски, столь любимые мастерами Возрождения, зачасту. имели в своей основе смолы, и теперь многие полотна находятся в плачевном состоянии, так как смола все время просачивается сквозь холсты.

Достичь эффекта чиароскуро в наши дни вы можете с помощью последовательного нанесения умбры (или жженой умбры для более теплых оттенков). Помните, что если вы хотите нанести пятна света рядом с темными участками, вам следует сделать тон теплее, добавив в смесь красок красной краски – это уравновесит холодные тени.

Значение слова

Итальянское слово «сфумато» буквально обозначает «исчезающий как дым». Во времена Возрождения этот термин стали использовать живописцы, подразумевая под ним особое затушеванное изображение. Позже этот термин стал применяться для наименования особой техники передачи полутонов.

Технические особенности

Считается, что Леонардо да Винчи, которого считают родоначальником сфумато, обобщил и усовершенствовал существовавшие во времена итальянского Возрождения способы передачи полутонов.

Техника заключается в нанесении тончайших, полупрозрачных слоев, которые не перекрывают друг друга, а лишь затемняют или высветляют фрагменты полотна. Тонкие глазури минимального цветового различия позволяют создать ощущение дымки, тумана.

Сфумато в живописи Леонардо да Винчи было доведено до совершенства. Современные исследования показывают, что он мог наносить слои толщиной всего в 3-4 микрона. Приемы сфумато применяются для выделения композиционного центра. Размытые контуры позволяют более рельефно и эффектно подчеркнуть самый главный объект на полотне. Полутона постепенно переходят в плотную тень, не создавая видимых глазом границ переходов.

Классическое сфумато создается при помощи специальных полупрозрачных красок, глазурей. Для работы художники используют легкие кисти из соболя, которые позволяют делать практически невидимые мазки.

Позже появилась техника «сухой кисти», когда по основному изобразительному полотну художник проходился легчайшими мазками с небольшим количеством сухой красящей смеси. А после полного высыхания изображения он еще подчищал излишки, чтобы оставить буквально микроскопический слой.

Сфумато в живописи: техника Леонардо да Винчи

Отличительные признаки сфумато

Увидеть всю прелесть сфумато в живописи можно на полотнах Леонардо да Винчи. Фон на его полотнах лишен четкости, выраженных линий и мазков. Дымчатость и размытость заднего плана позволяет сконцентрировать внимание зрителя на главном объекте картины. При этом мягкий фон придает произведению атмосферности и глубины.

Читайте также:  Кто является представителем рококо в живописи?

Существует заблуждение, что сфумато – это исключительно живописная техника. Это не так. Тот же Леонардо прекрасно использовал технику в карандашном рисунке. Добиваясь штриховкой и растушевкой тончайших переходов. Также этот прием эффектно работает в технике пастели.

Изменяя степень нажима на пастельную кисть, художник достигает разной степени интенсивности цвета, а применение влажного мелка позволяет получить разную степень глубины изображения. Также в пастели для создания эффекта сфумато используется растушевка и подкрашивания. Это позволяет стереть границу между цветовыми и тональными переходами и получить желаемый эффект тумана и дымки.

Шедевры Леонардо

Есть всего несколько гениев, которые смогли придумать что-то исключительно новое в живописи, и один из них – Леонардо да Винчи. Прием в живописи сфумато, также как пространственная перспектива, – это важнейшая находка художника. Когда мы говорим о сфумато, то, естественно, вспоминается главный шедевр да Винчи – «Джоконда».

Фон этой работы является образцом классической «дымчатой» живописи. Фигура Моны Лизы становится рельефнее и выразительнее именно благодаря размытому, неяркому и такому атмосферному заднему плану. Таинственность ее улыбки во многом проявляется именно благодаря прозрачности фона. Также техника сфумато в живописи представлена еще в нескольких работах мастера, в том числе это «Мадонна в скалах», «Мадонна с младенцем», «Иоанн-креститель», «Мадонна с гвоздикой».

Юнионэ

Свое развитие сфумато в живописи получило в технике юнионэ. Она характерна в первую очередь для Рафаэля. В сравнении с классическим сфумато в юнионэ применяются более яркие краски, а контуры фигур остаются более выраженными.

Однако здесь также сохраняется основной принцип незаметности тональных переходов и прозрачности, что создает ощущение воздуха на полотне. Эта новая техника, вобравшая в себя лучшие черты сфумато, а также другие приемы итальянской живописи представлены в таких работах Рафаэля, как «Три грации» и несколько «Мадонн» флорентийского периода.

Сфумато в живописи: техника Леонардо да Винчи

Канджианте

Появление сфумато в живописи привело к тому, что возникает несколько его вариаций. Так, Микеланджело создает свой вариант многослойно манеры письма – канджианте.

Техника построена на передаче света и тени, но, в отличие от сфумато, где переходы были максимально сглажены, здесь применяется цветовой контраст. Задача приема та же – придание изображению глубины и перспективы. Ярким примером этой техники является работа Микеланджело «Мадонна Дони».

Сфумато в живописи: техника Леонардо да Винчи

Кьяроскуро

Появление сфумато в живописи спровоцировало художников на поиски подобных возможностей в графике. Это привело к появлению многослойной техники кьяроскуро.

Она заключается в последовательном оттиске изображения с нескольких досок, что позволяет передать игру света и тени и создать объемную композицию. Родоначальником этой техники был итальянский художник Уго да Карли. Самым известным мастером, который владел данной техникой, был французский график Жорж де Латур.

Сфумато в живописи: техника Леонардо да Винчи

Последователи да Винчи

Со времен Леонардо сфумато в живописи, примеры которого можно найти в разных странах, стало классической техникой создания глубоких, атмосферных произведений. Многие художники применяли и применяют это прием. Самыми заметными последователями да Винчи считаются Тициан, Йохан Абелинг, Омар Галлиани.

1. Сфумато — секрет живописи Леонардо да Винчи

Несколько столетий человечеству не дает покоя тайна портрета Моны Лизы кисти Леонардо да Винчи. Каких только гипотез того, кто изображен на нём не предлагали исследователи: от автопортрета самого да Винчи или портрета его матери — до изображения знаменитой авантюристки и любовницы флорентийского правителя Джулиано Медичи Пачифики Брандано.

Гипотеза Вазари о том, что модель — Лиза Герардини, супруга флорентийца Франческо дель Джокондо почему-то не устраивает исследователей творчества Великого Леонардо.

Но не это главная тайна. Поражает тонкость и мастерство изображения. Знаменитый биограф художников эпохи итальянского Возрождения Джорджо Вазари писал, что если присмотреться, то кажется, что видишь биение пульса в углублении шеи.

«Самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной», — таково мнение Вазари. Может быть причина такого поразительного воздействия портрета на зрителя заключается в технике сфумато,виртуозное использование которой возможно только в рамках масляной живописи.

Сфумато в переводе с итальянского языка означает «исчезающий как дым». Очень мелкие мазки кистью позволяют достичь тончайших переходов от света к тени, от одного цвета к другому. Но только совсем недавно французские реставраторы открыли то, насколько микроскопическими были эти мазки. Толщина слоя лессировок составляла один-два микрона.

Реставраторы не могут объяснить, как Леонардо да Винчи смог совершить такое чудо. Художник сам изобретал добавки к лакам, краскам, маслам, он добивался чередования слоев красок, достигая великолепного эффекта различного преломления лучей света, падающих на картину. Так достигалось впечатление глубины, объема, особой живости и трепетания красок.

Одним из изобретений Леонардо да Винчи было совершенствование процесса изготовления масляной краски, благодаря добавлению в неё пчелиного воска.

Сфумато в живописи: техника Леонардо да Винчи

2. Масляные краски изменили способ работы живописца

Масляные краски медленно сохнут. В отличие от работы с темперой и любыми клеевыми красками, художник может исправить картину, переписать слои. У него гораздо больше времени на раздумья, а значит, больше возможностей для творческого эксперимента, на воплощение своих идей на полотне.

Кроме того, краски при этой технике не тускнеют, не меняются оттенки цветов, что способствует долговечности произведений искусства. Именно эти возможности сделали открытие масляных красок поистине революционным.

Сфумато в живописи: техника Леонардо да Винчи

3. Новое — хорошо забытое старое

Так уж повелось у человечества, что некоторые изобретения были известны ещё много столетий назад. То же случилось и с масляной живописью. В европейском искусстве эта техника стала известна с XV века, благодаря усилиям фламандского художника Яна ван Эйка.

Но по разным данным, масляную живопись изобрели ещё пять тысяч лет назад. Более достоверная информация — эта техника была широко распространена на территории Западного Афганистана в VII веке нашей эры. Об этом свидетельствуют находки в Бамианской долине образцов искусства Гандхара, оставившего свой след в росписях комплекса буддийских монастырей.

Сфумато в живописи: техника Леонардо да Винчи

4. Основа красок — масло

Связующим веществом в масляной живописи являются масла: ореховое, льняное, сафлоровое. Основные элементы этих красок — измельчённый пигмент, связующие масла и скипидар в качестве разбавителя.

На создание пигментов идут как минеральные вещества, так и органические. Их изготовляли даже из полудрагоценных камней. В прошлом самым дорогим пигментом был синий ультрамарин. Для его создания использовали ляпис-лазурь, а это вещество когда-то было дороже золота.

Сфумато в живописи: техника Леонардо да Винчи

5. У каждого мастера живописи прошедших веков были свои секреты состава масляных красок

Почти каждый великий мастер живописи XVI–XVIII веков изобретал свои способы изготовления масляных красок.

Например, Альбрехт Дюрер использовал ореховое масло в качестве связующего вещества, он пропускал его через просеянный уголь. А Тициан предпочитал маковое масло, которое осветлял на солнце и лавандовую эссенцию. Рубенс писал свои замечательные полотна лаком, который создавался на основе кокосовой копры, лавандовой эссенции и макового масла.

6. Масляная краска использовалась для окраски щитов

В средние века масляным краскам нашли неожиданное применение. Тогда для создания картин и фресок предпочитали темперу, а вот подобием масляных красок раскрашивали щиты. Считалось, что так они становились прочнее.

7. Трещины на поверхности картины заставила ван Эйка вновь изобрести масляные краски

Существует предание о том, что именно заставило художника искать другой состав красок. к-то он создал прекрасное полотно, использовав темперу. Он покрыл свою картину маслом и оставил сушить её на солнце.

Ян ван Эйк был неприятно поражен, что его полотно покрылось трещинами. Художник стал искать масло, которое можно было бы высушить в тени. Множество попыток окончились неудачей, но усилия ван Эйка в конце-концов увенчались успехом.

Уже отчаявшийся художник смешал льняное масло и так называемый «белый лак из Брюгге», который мы сейчас называет скипидаром. В этот раствор он добавил пигменты, добившись нужной густоты. Выяснилось, что такая краска медленно сохнет, что позволяет внести поправки в уже готовую работу. А главное – готовая картина не покрывается трещинами и краски не тускнеют.

8. Изобретение тюбика для хранения масляных красок способствовало появлению нового направления в живописи

Один из основателей импрессионизма Пьер Ренуар говорил, что без изобретения красок в тюбиках не было бы и импрессионизма. Ведь художники сами делали масляные краски, они были привязаны к мастерским, студиям. Для импрессионистов было очень важно запечатлеть мгновение, изменчивость окружающего мира.

Читайте также:  Описание того, что такое алла прима

Без красок в тюбиках работа на пленэре, на открытом воздухе была очень проблематична. В 1841 году американским художником Джоном Рендом был изобретен оловянный тюбик, который можно было сжимать и выдавливать из него необходимое количество красок. Тюбик был снабжен крышечкой. Все эти усовершенствования способствовали тому, что краска не высыхала и художник мог спокойно создавать свою картину на пленэре.

9. Как долго сохнут масляные краски

На ощупь масляные краски становятся сухими спустя две недели после окончания работы над картиной. Однако окончательно их можно считать сухими лишь по истечении шести месяцев, а то и года.

10. Как твердеют масляные краски

Затвердение этого вида красок происходит, благодаря окислению кислородом, а не испарению.

Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/obrazovanie/tehnika-zhivopisi-sfumato.html

Что такое сфумато?

Сфумато в живописи: техника Леонардо да Винчи

А теперь перейдем к практической стороне вопроса: как добиться таких дымчатых образов? Да Винчи писал картину слой за слоем, причем каждый из них был не просто тонким, а супертонким – 30-40 микрон (то есть, 0,03-0,04 мм!). В результате мазков на картине не видно вовсе. Всё это помогли определить рентгенологические исследования, которым ученый Филипп Уолтер подвергнул «Мона Лизу» и другие картины итальянца. Кто отважится на попутку повторить фокус?

Свои открытия как в искусстве, так и в науке, Да Винчи подкрепил теоретическими работами: «О живописи и перспективе», «О летании», «Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором», «О природе, жизни и смерти», «О законах статики», «О том, как изображать лицо, фигуру и одежды», «Несколько изобретений», «О том, как изображать деревья и зелень» и множество других полезностей для художников и им сочувствующих.

Кроме того, Леонардо проявил себя и на литературном поприще, написав несколько басен, фацетий (шуточных рассказов) и даже предсказаний. Все эти произведения (как теоретические, так и художественные) можно найти в следующем сборнике и узнать о философии и творчестве автора не от третьих лиц, а из его собственных слов, а главное –  поучиться у знаменитого творца:

Сфумато в живописи: техника Леонардо да Винчи Книга «Леонардо да Винчи. Избранные произведения (комплект из 2 книг)»

Источник: https://paintingrussia.wordpress.com/2017/06/10/sfumato/

Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения

Я предлагаю углубить знания об этом необычном приеме. Это поможет Вам не только отличать сфумато от обычной светотени. Но Вы раз и навсегда убедитесь в гениальности ее создателя, Леонардо да Винчи.

Самое главное о сфумато

Если художник использует сфумато, то значит Вы НЕ увидите чётких линий и резких переходов от цвета к цвету. Наоборот, один цвет будет мягко перетекать в другой. При этом создаётся иллюзия еле заметной дымки между зрителем и изображением. С итальянского sfumato как раз и переводится, как дымка. Эталонное сфумато мы видим в изображении лица «Моны Лизы».

Очень мягкие тени наложены в уголках рта и вокруг глаз. Если смотреть на портрет с разных углов зрения, то кажется, что выражение лица меняется.

Очертания лица тоже смягчены. Мы словно видим обволакивающий женщину воздух. Поэтому создаётся ощущение, что этот воздух она наберёт в грудь и вздохнёт. Леонардо сделал все, чтобы Мона Лиза казалась живой.

Я долго заблуждалась. Думала, что все просто: наносишь мягкие тени и растушёвываешь линии. Вуаля, вот вам и сфумато. На самом деле все гораздо-гораздо сложнее. Ведь масляные краски не растушуешь. Посмотрите на деталь Моны Лизы в приближении.

Что Вы видите необычного?

Хорошо, давайте сравним. С деталью портрета молодого человека Боттичелли. Чем их техники принципиально отличаются?

У Боттичелли мы видим мазки. У Леонардо словно и нет мазков. Вообще. Даже очень мелких. Вы можете сколько угодно приближать изображение, Вы их не увидите. Даже под микроскопом. И с помощью рентгена тоже не увидите.

Секретное сфумато Леонардо

Леонардо был новатором. Поэтому обычная светотень его не устраивала. Он хотел, чтобы его герои на картинах оживали. Он обратил внимание, что в природе линий нет. А значит их не должно быть и на холсте, решил Леонардо.

Он долго экспериментировал. Даже пускал дым в помещении, пока работал над портретами. И изобрёл свою собственную технику.

С помощью лупы Леонардо наносил очень маленькие мазки. Каждый мазок длиной в одну сороковую миллиметра.

После этого на сеть красочных мазков он наносил тончайший слой светло-жёлтой краски цвета грунтовки. Слой получался в 1-2 микрометра. Это очень-очень мало. Для сравнения – диаметр человеческого волоса – 80 микрометров.

И так 20-30 раз. Слой микро-мазков, слой краски. В результате получилось невообразимое. Ни одной линии, ни одного мазка.  Как Вы уже догадались, с помощью такой техники за неделю картину не напишешь. Вот почему Леонардо возил Мону Лизу с собой до конца жизни. Он возвращался к работе над портретом в течение 16 лет.

Кто ещё использовал сфумато

Леонардо любил делиться своими изобретениями. Технике «сфумато» он тоже обучал других художников. Поэтому она так распространена именно в Эпоху Возрождения, среди его современников. Эту технику использовали Джорджоне и Корреджо.

Мне кажется, Корреджо переборщил с туманной пеленой. Изображение получилось не то что живое, а скорее вне фокуса. У Джорджоне сфумато и правда работает на оживление. Его мужчина очень реалистичен.

Самым старательным учеником был Рафаэль. Он любил учиться у других и перенимал чужие методы очень точно. В том числе сфумато.

Но непревзойденным мастером сфумато так и остался Леонардо. Другие художники его использовали в облегчённом варианте.

Далеко не у всех было время работать годами над одной картиной. Да и наносить микроскопические мазки было сложнейшим навыком. Только Леонардо это и умел.

С чем можно спутать сфумато

Сфумато часто путают с кьяроскуро. И тот, и другой приём используют для перехода от света к тени. Но если сфумато делает этот переход мягким. То кьяроскуро делает его резким. Визуально разница получается в цветовом контрасте.

Если контраст сильный, то появляется эффект театральности. Как будто герои и предметы освещены сценическим прожектором. Это называется кьяроскуро.

Посмотрите, насколько в «Поцелуе Иуды» свет и тьма резко контрастируют. Свет выхватывает из тёмного пространства части лиц и рук. Все очерчено очень четко. А теперь сравните Мону Лизу и деталь «Поцелуя Иуды».

Сразу становится понятно, что сфумато – это общая приглушённость, растушеванность. А тенебросо – это резкий контраст между освещенными участками и затемнёнными. При этом кьяроскуро и сфумато могут использоваться в одной картине. Тот же Леонардо мастерски использовал оба приема. Особенно наглядным является его Иоанн Креститель.

Заключение

Итак, перед Вами техника сфумато, если:

  • Нет четких линий
  • Все контрасты приглушены, как будто на картине – легкие сумерки
  • Создаётся ощущение дымки между вами и изображением
  • Переход от светлого участка к темному долгий и мягкий
  • Возникает иллюзия, что на изображение человека прыснули живой водой

Источник: https://arts-dnevnik.ru/sfumato/

Техника Леонардо да Винчи раскрыта. Мона Лиза слой за слоем

По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов.

Изображение Джоконды состоит приблизительно из 30 слоев жидкой, почти прозрачной масляной краски. Для такой ювелирной работы да Винчи, по-видимому, приходилось одновременно с кистью пользоваться и лупой. По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера.

Однако уже сейчас его исследования удостоились чести находиться рядом с полотнами великого Леонардо да Винчи. Музей Uffizi во Флоренции разместил рядом с шедеврами мастера 6 таблиц Франка, на которых поэтапно описано, как да Винчи писал глаз Моны Лизы, и две воссозданные им картины Леонардо.

Известно, что композиция «Моны Лизы» построена на «золотых треугольниках». Эти треугольники в свою очередь являются кусками правильного звездчатого пятиугольника. Но исследователи не видят в этом никаких тайных смыслов, они скорее склонны объяснять выразительность Джоконды техникой пространственной перспективы.

Этой техникой да Винчи воспользовался одним из первых, он сделал фон картины неясным, слегка затуманенным, тем самым увеличив акцент на очертаниях переднего плана.

Читайте также:  История возникновения бытового жанра

Разгадки Джоконды

Уникальные приемы позволили да Винчи создать настолько живой портрет женщины, что люди, глядя на него,  по-разному воспринимают ее чувства. Грустит она или улыбается? Ученым удалось разгадать эту загадку.

Компьютерная программы Urbana-Champaign, созданная учеными из Нидерландов и США, позволила просчитать, что улыбка Моны Лизы на 83% счастливая, на 9% — испытывающая чувство отвращения, на 6% — полная страха и на 2% — злая. Программа проанализировала основные черты лица, изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций.

Если верить биографу Леонардо да Винчи Джорджо Вазари, неудивительно, что у Моны Лизы преобладают положительные эмоции: «Так как Мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной».

Менее романтичные специалисты в области живописи утверждают, что объяснение загадочной улыбки банально — у женщины просто сбриты брови. Если брови подрисовать, то пропадет и весь ее неповторимый образ.

Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета утверждает, что Леонардо использовал в своей картине законы человеческой физиологии. Есть два вида зрения: прямое и периферическое. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже — тени.

Так вот, по мнению ученого, улыбка Моны Лизы видна лишь, если смотреть не на губы, а на другие детали ее лица: «Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением».

Кто такая Мона Лиза?

Версий существует масса. Самая правдоподобная из них – моделью для картины была Лиза Жерардини, вторая супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джиокондо и мать пятерых детей. На момент написания картины (около 1503-1506 г.г.) девушке было по разным сведениям от 24 до 30 лет. Именно из-за фамилии мужа картина теперь известна под двумя названиями.

По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. Моделью для картины поработала весьма известная в то время куртизанка герцогиня Катерина Сфорцо. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет.

Герцогиня была незаконнорожденной дочерью правителя Милана — легендарного героя итальянского Возрождения герцога Сфорца и скандально прославилась своей распущенностью: с 15 лет она трижды была замужем и родила 11 детей. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. Версия эта подкрепляется портретом двадцатипятилетней герцогини удивительно похожей на Мону Лизу.

Часто можно слышать версию о том, что за моделью для своего шедевра Леонардо да Винчи далеко не ходил, а просто написал автопортрет в женской одежде. Эту версию сложно отвергнуть, ведь очевидная схожесть между Джокондой и более поздним автопортретом мастера есть. Более того, это сходство подтвердил компьютерный анализ  основных антропометрических показателей.

Самая скандальная версия затрагивает личную жизнь мастера. Некоторые ученые утверждают, что моделью для картины послужил ученик и помощник да Винчи Джиана Джакомо, который находился рядом с ним в течение 26 лет и, возможно, был его любовником. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

Две картины – две модели

Однако сколько не разгадывай ребус мастера, все равно вопросов остается больше, чем ответов. Неопределенность в  названии картины вызвала массу предположений относительно ее подлинности. Существует версия, что картины на самом деле две. Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была.

Более того, Рафаэль, побывав в мастерской художника, сделал набросок с еще незавершенной картины. На эскизе оказалась всем известная женщина, по обеим сторонам от которой расположились греческие колонны. Кроме того, по свидетельствам современников, картина была больше и делалась на заказ как раз для мужа Моны Лизы Франческо дель Джиокондо.

Автор передал незаконченную картину в руки заказчика, и она хранилась в семейном архиве на протяжении многих веков.

Однако в Лувре выставлено совершенно иное полотно. Оно меньше по размеру (всего 77 на 53 сантиметра) и выглядит вполне законченным без колонн. Так вот по мнению историков, на луврской картине изображена любовница Джулияно Медичи — Констанца Д’Авалос.

Именно эту картину художник привез с собой во Францию в 1516 году. Он держал ее в своей комнате в поместье под городом Амбуаз вплоть до самой смерти. Оттуда картина в 1517 г. попала в коллекцию короля Франциска I. Именно эта картина  называется «Мона Лиза».

На настоящей картине «Джоконда» изображена жена продавца шелка Франциско дель Джиокондо и, быть может, тайная любовница Леонардо. По мнению историков, подлинное полотно, полностью отвечающее описанию современников, было случайно куплено известным британским антикваром в 1914 г.

на вещевом рынке английского города Бас за несколько гиней и до 1962 года находилось в Лондоне, пока не было куплено синдикатом швейцарских банкиров.

Похищение Джоконды

Скептики утверждают, что уникальную славу Джоконда завоевала не красивыми глазами и загадочной  улыбкой. По их мнению, за неподдельный интерес к шедевру в ответе итальянский живописец Винченсо Перуджиа, который 21 августа 1911 года похитил картину из Лувра.

Мотивом такого неразумного поступка оказалась вовсе не страсть к наживе, а патриотическое желание вернуть итальянскую жемчужину на родину.  Картина действительно была найдена в Италии, но спустя лишь два года, в течение которых, портрет находился на первых полосах всех газет и журналов.

Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.

Загадки Леонардо

Да Винчи оставлял в своих творениях множество загадок и ребусов настолько сложных, что человечество вот уже пять столетий пытается их разгадать. Изобретатель писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, справа налево, переворачивая буквы в зеркальном отображении.

Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. Леонардо не подписывал своих произведений, но оставлял на них опознавательные знаки — взлетающую птицу. По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века.

Возможно, мы только думаем, что находим ответы на загадки мастера, а на самом деле бесконечно от них далеки.

Биография художника

Леонардо получил свою фамилию благодаря городку Винчи к западу от Флоренции, где, предположительно родился 15 апреля 1452 года. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, но воспитывался в доме и отца, поэтому получил основательное образование в чтении, письме и счете.

В возрасте 15 лет он попал в ученики к одному из ведущих мастеров раннего Возрождения Андреа дель Верроккьо, а спустя пять лет вступил в гильдию художников. В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан.

Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика, изобретателя механизмов, музыканта. Долгие годы, переезжая из города в город, да Винчи был настолько увлечен математикой, что не мог заставить себя взять в руки кисти.

Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело; кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо).

Французы, сначала Людовик XII, а затем Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, особенно Тайной вечерей Леонардо. Поэтому неудивительно, что в 1516 Франциск I, хорошо осведомленный о разнообразных талантах Леонардо, пригласил его ко двору, который тогда располагался в замке Амбуаз в долине Луары. Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519; его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении еще несколько веков.

Источник: https://ria.ru/20060414/46385180.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector