Узнаем, что такое имприматура

Имприматура — цветная тонировка (подцветка) грунта или первого слоя холста. Имприматура — простой и эффективный способ создать цветовую гармонию в живописной работе. При тонкослойном письме цвет грунта, просвечивая через слои красок, объединяет их в колористическом отношении.

Так, на грунтах с теплыми и горячими оттенками цвета легче выдержать живопись в теплых тонах, на серых — в серебристых, на холодных — в холодных, на темном грунте — в темных тонах и т.п. Имприматура облегчает работу художника и технологически ускоряет процесс исполнения картины.

Имприматура

Художнику можно не наносить лишних красочных слоев, а это в свою очередь дает большую прочность красочному слою и улучшает сохранность картины.

Кроме того, имприматура является слоем, не допускающим излишнего проникновения масла из красок в грунт, устраняя распространенное в наше время явление чрезмерного прожухания масляных красок.

Иногда даже большие плоскости холста с ярко выраженной имприматурой и фактурой грунта не перекрываются другими красками, а оставляются незаписанными и входят в живописно-пластическое решение картины. Цвет грунта используется в решении контрастов, в достижении реалистической передачи моделировки тела и интенсивности освещения.

«Цвет грунта может играть большую роль в живописи, если пользоваться им по методу старых мастеров, то есть давать ему возможность просвечивать через слои красок и таким образом принимать деятельное участие в общем эффекте живописи.

Так как просвечивание белого грунта весьма благоприятно отражается на лежащих на нем красках (прозрачных или полупрозрачных), то обыкновенно грунту дают белый цвет, которому при желании различными способами можно легко придать любой оттенок.

При умении использовать цвет грунта его можно выдерживать в сером, красном, коричневом, темно-коричневом и др. тонах, в зависимости от живописной задачи.

Каков бы ни был цвет грунта, он проявляет свою активность по отношению к тону лежащей на нем живописи лишь при том условии, если краски на нём лежат не слишком непроницаемым слоем. Обильным наслоением красок можно уничтожить действие всякого цвета грунта на тон живописи.

Работая на цветных грунтах, не надо забывать, что масляному слою красок с течением времени свойственно приобретать большую степень просвечивания, и потому цвет грунта в дальнейшем будет проступать сильнее, чем в свеженаписанной картине». (Д.И. Киплик, профессор Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, автор книги «Техника живописи»)

Особенности имприматуры

На проклеенный холст можно нанести грунтовочную массу, добавив в нее нужный пигмент. Можно добавлять пигмент в последний слой грунта или сделать цветную тонировку белого просохшего грунта масляными красками.

Обычно старые мастера делали имприматуру кроющей краской из свинцовых белил, неаполитанской желтой и колокольной земли, стертых с льняным или ореховым маслом, сваренных со свинцовым глетом. Имприматура кроющими красками оказывает на живопись большее влияние, нежели прозрачными жидкими красками.

Ранее грунты, в массу которых введена краска для придания цвета, применялись сравнительно редко. Основную массу цветных грунтов представляют собой клее-гипсовые или клее-меловые грунты чисто белого цвета, поверхность которых сплошь покрывалась какой-либо цветной краской. Имприматурой, если соблюдать историческую достоверность, является именно слой масляной краски, положенной на белый грунт.

Имприматура может быть нанесена гладким ровным слоем или рельефно с определенной фактурой.

Имприматуру можно наносить кистью, флейцем, щеткой, мастихином, тряпкой, ладонью и тп.

Имприматура получила широкое распространение благодаря художникам венецианской школы того времени — Тициану и др. Почти все произведения Тициана имеют тонкий слой имприматуры. Тициан наносил имприматуру тонким слоем на белую поверхность клее-гипсового грунта после того, как не нее уже был нанесен рисунок.

Ученик Тициана, испанский художник Эль Греко, также писал свои произведения по коричневой имприматуре (жженая умбра), тонким слоем нанося ее на клее-гипсовый грунт белого цвета.

Рафаэль и Корреджо исполняли свои произведения на клеевых грунтах, покрытых тонким слоем масляно-лаковой имприматуры преимущественно синевато-серого, серого и иногда светло-коричневого цвета.

Читайте также:  История возникновения бытового жанра

Имприматура не всегда являлась масляной, например П. Веронезе писал по светло-серым клеевым грунтам, подмалевывая темперой, подобно многим живописцам того времени. Исследователи техники старой итальянской живописи пришли к заключению, что многие венецианцы подмалевывали темперой, затем крыли ее лаком и заканчивали в масле.

Тинторетто писал масляными красками по темным грунтам: серому и коричневому грунту шоколадного оттенка прямо в локальных тонах, без гризайльной подготовки форм, но пользуясь лессировками в драпировках и прочих участках интерьера. Франс Хальс писал на тонированном прозрачной коричневой имприматурой белом клее-мелованном грунте.

Цвет имприматуры:

  • Белый грунт весьма динамичен. Светлый грунт дает теплоту краскам, но лишает их глубины, при необходимости ему можно дать любой цветовой оттенок. На белом грунте сложнее писать в том смысле, что он не объединяет краски в колористическом отношении, как это бывает на цветных грунтах. Некоторые разновидности белых грунтов со временем желтеют. На белых грунтах писали И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Д. Поленов и другие художники.
  • Нейтральные серые имприматуры дают ровное звучание и темным, и светлым краскам. Серая имприматура получалась посредством смешения разных частей виноградной черной со свинцовыми белилами. На имприматурах серебристо-зеленовато-серых оттенков написаны многие произведения Тициана, Ф. Гальса, Терборха, Веласкеса, О.А. Кипренского. Серые теплые тона имприматуры применяли в живописи А.А. Иванов, Рубенс; светло-серые, серо-голубые — Веронезе.
  • Широкое распространение получили так называемые болюсные грунты — от интенсивно красного до темно-красных, красно-коричневых или коричнево-черных с применением умбры. На красных «горячих» имприматурах писали академисты. Светло-красная имприматура состояла из красной земли, неаполитанской желтой и свинцовых белил, смешанных со связующим веществом. Имприматура темно-красного тона готовилась из жженой красной земли, неаполитанской желтой и свинцовых белил. Среди русских художников такие грунты применяли И.Н. Никитин, Ф.М. Матвеев, Ф.С. Рокотов, К.П. Брюллов и др. Ф.С. Рокотов писал мужские портреты на красных, а женские — на холодных имприматурах.
  • Использовались также и темные (черные) грунты. Темный грунт дает глубину краскам в тонком слое и подходит для живописи, в которой преобладают глубокие тени. На черных имприматурах, в том числе и любом другом очень темном цвете грунта, краски вначале выглядят контрастными, яркими. Затем, со временем, они во многом теряют эти качества, особенно в полутонах, холодеют. Это происходит потому, что масляный слой красок со временем становится прозрачнее и больше просвечивает, поэтому цвет грунта в дальнейшем будет проступать сильнее, нежели в свеженаписанной картине. Этот недостаток и нежелательные последствия имприматур надо учитывать. И чем больше имприматура выражена в цвете и тоне, тем больше она проявит себя в дальнейшем. Такие имприматуры применяли Тинторетто, Джорджоне, Тициан, голландские художники, испанцы — Веласкес, Рибера, Сурбаран, иногда Рубенс и Рембрандт.

Источник: https://www.art-spb.ru/article/266

Магазин для художников и дизайнеров

В живописи используется такой термин, как имприматура, которая означает цветную тонировку поверхности белого готового грунта. Имприматуру начали использовать ещё в 16 веке итальянские художники.

Профессор института скульптуры, архитектуры и живописи имени И. Е. Репина в Санкт-Петербурге Д. И. Киплик, который также написал книгу «Техника живописи» описывал и значение имприматуры.

Он писал, что в живописи большую роль может играть цвет грунта, особенно если пользоваться им по методу старых мастеров, и давать возможность  просвечивать через слои красок.

Во время этого действа мастер принимает участие в эффекте живописи. При этом на лежащих на грунте красках просвечивание белого грунта влияет очень хорошо как на прозрачных, так и на полупрозрачных красках, поэтому грунту присваивают белый цвет, которому в последствии можно придать любой оттенок.

Если есть умение использования цвета грунта, то его без труда можно выдержать в красном, сером, коричневом, темнокоричневом, и в других тонах, в зависимости от того, какая поставлена задача.

Несмотря на цвет грунта, он становится по отношению к тону активным только в том случае,  если краска лежит на нем не сильно проницаемым слоем. Если нанести обильный слой краски, тогда действие любого грунта на тон можно уничтожить.

Читайте также:  Характеристика того, что такое постимпрессионизм

Если Вы работаете с цветным грунтом, то не нужно забывать о том, что со временем масляный слой краски станет более просвечиваемым, а следовательно, цвет грунта станет более насыщенным, чем в только что написанной картине.

В живописи цвет грунта может иметь и другое значение, которое схоже с камертоном в музыке. К примеру, если грунт имеет серый цвет, тогда выдержать живопись на нем в серых тонах будет гораздо проще, на красном грунте — в горячих тонах, на светлом грунте — в светлых тонах, и прочее.

Чтобы достичь эффекта старинной живописи, необходимо создать просвечивающиеся друг через друга красочные наслоение, и грунт, который при этом имеет очень важное значение. Цвет грунта должен быть с красочным световым эффектом картины.

Для каждой живописи должен быть свой грунт, благодаря которому работа будет ускоряться. Наибольшей популярностью пользуется серый грунт, который подойдет как для теплых красок, так и для холодных, а также такой грунт не требует пастозной живописи.

Для живописи с интенсивными красками и плоским светом необходимо использовать белый грунт (Рубенс, Рогир ван дер Вейден); для глубоких теней подойдет темный грунт (Веласкес, Караваджо).

Светлый грунт передает краскам, которые нанесены тонким слоем, теплоту, но при этом отсутствует глубина. Грунт темного оттенка передает холод (Метсю, Терборх). Для того, чтобы усилить на светлом грунте глубину теней, в необходимых местах нужно нейтрализовать действие белого грунта на краску с помощью прокладки темно-коричневой краски (Рембрандт).

Чтобы приготовить раствор имприматуры, необходимо 1 часть льняного масла, краска, а также смесь 3-х частей скипидара. В итоге Вы получите мыльную прозрачную смесь. Для  имприматуры не подойдут темные минералы, металлические краски, кроющие краски земли, так как они затемнят все светлые нанесенные краски. Подойдут светлые оттенки охры,  смесь с цинковыми белилами, и другие подобные краски.

В качестве краски можно использовать остатки на палитре, которые остались после работы с живописью. Также Вы сможете сэкономить немного краски, и для следующей работы затонировать холст.

Как и гашение, имприматура может стабилизировать загрунтованный холст, который при этом остается эластичным. Можно нанести друг на друга несколько слоев имприматуры, тогда краски на грунте будут лучше схватываться, а грунт станет более насыщенным.

В связи с развитием Импрессионизма  и живописи с использованием пастозных красок и alla prima влияние грунта практически исчезло, и имприматура уже не имеет такого значения, как имела раньше.

Примеры использования:

  • Веронезе писал работы по серо-голубому грунту, или светлому серо-жемчужному грунту.
  • В раннем периоде творчества Тициан использовал белый грунт, который через некоторое время стал покрывать его прозрачным тоном, придающий живописи теплоту. Затем красный грунт он заменил на темный нейтральный грунт.
  • Как основу для живописи Тинторетто использовал темный грунт с шоколадном и коричневом оттенках.
  • Рубенс создавал живопись на светлом, белом и на темно-сером грунтах. Некоторые его работы, которые остались незаконченными, имеют светло-серый грунт, сквозь который просвечивается белая основа.
  • Рембрандт  первые работы создавал  по белому грунту с помощью проработки форм и рисунка золотисто-коричневой краской. Затем он стал использовать тёмную имприматуру и серый грунт, а рисунок прописывал достаточно темной коричневой краской. С помощью такой техники его работы очень глубокие и теплые.
  • А вот Эль Греко подготовительный рисунок создавал на белом грунте, а затем покрывал его коричневой краской в виде жжёной умбры, чтобы через неё не просвечивался белый цвет. После этого художник создавал моделировку в полутонах и в светах берилами, при этом полутона имели перламутровый, очень интересный оттенок, который невозможно получить с помощью смешивания на палитре красок.
Читайте также:  Как появился поп-арт в живописи?

Источник: http://masterklass.kh.ua/katalog-statey/47-imprimatura.html

Имприматура в Живописи. Что это? (Как Сделать)

У тех, кто начинает писать маслом, сразу на слуху такие слова, как «эскиз», «подмалёвок», «грунтовка». «Имприматура» тоже звучит сразу, но только в профессиональных кругах. Поэтому узнать, что же это такое и с чем её едят – жизненная необходимость для будущего художника.

Что такое имприматура

Как и многие другие слова художественного лексикона, «имприматура» пришла из итальянского. Если перевести на русский, получится «первый слой». Из перевода ясно, что это понятие связано с началом работы над картиной. С неё начинают свои творения многие художники.

Чем имприматура отличается от подмалёвка и эскиза? Её главная цель создать цветовую гамму будущего произведения. Поэтому наш художественный приём больше нацелен на фоновое обеспечение. Писать масляными красками на белом фоне – это одно, а на цветном – это совсем другое.

Использовать этот технический трюк стали итальянские живописцы ещё в XXVI веке. Отсюда и итальянское название. Существует четыре основных вида имприматуры:

  1. Одноцветная простая. Это закрашивание холста одним несмешанным цветом или обычные малярная работа.
  2. Одноцветная сложная. Применение одного цвета, но разными техниками. Для тумана пользуются размывкой, для гор — многослойным наложением и так далее.
  3. Многоцветная простая. Смешивается несколько красок и этим колером покрывается холст.
  4. Многоцветная сложная. Сплошной импрессионизм: любые цвета в любом месте, никаких ограничений.

Какой вариант вы не выберете, помните главную причину использования этого приёма – помочь сохранить одну цветовую гамму для всей картины. Остановимся на конкретных случаях применения техники первого слоя на практике.

Рисуя акварелью на альбомных листах, редко возникают трудности с передачей общего колорита натуры. Однако в масляной живописи, полотна порой достигают многометровых размеров и тогда сохранять нужную гамму очень сложно. Здесь без нашего приёма не обойтись.

Если заглянуть в учебники по цветоведению, то мы сможем многое узнать о цвете. Например, что есть холодные и тёплые цветовые гаммы, сочетаемые и не сочетаемые, контрастные и гармонирующие и много другой полезной информации. Всё это поможет лучше разбираться в окружающих нас красках.

Для воплощения художественного замысла, художники часто применяют цветовые решения. Посмотрите на любую шедевральную картину, прищурив глаза, вы непременно увидите единое цветовое пятно. Оно сразу направляет в нужное русло, по которому хотел отправил вас в плаванье автор произведения.

Единый цветовой фон реализует этот важный приём воздействия на зрителя. Хорошо продумав содержательную гамму, вы сможете задать нужный настрой для всей дальнейшей работы. При рисовании с натуры изучаемый приём помогает выдерживать общий колорит.

Чтобы научиться определять нужную гамму, используйте всё тот же прищур глаз. Когда в глаз попадает меньше света, краски тускнеют и сливаются в единые пятна, которые легче различать и классифицировать. Например, если преобладают тёплые тона, то пятно будет ближе к жёлтому, а если холодные, то к синему.

Хорошо подобрав цветовую палитру, подумайте о варианте реализации задуманного. Хватит вам одной краски или лучше смешать более сложный цвет для первого слоя. Часто этот слой накладывают уже поверх рисунка, так чтобы рисунок сохранился для дальнейшего письма. Существует много разных техник имприматуры. Вот основные из них:

  • Однослойная. Самая простая, когда краска накладывается одним слоем и оставляется до полного высыхания.
  • Многослойная. При этом варианте художник несколько раз накладывает слои краски после высыхания предыдущего слоя.
  • Абстрактная. Создание фона без определённого порядка в одной цветовой гамме.
  • Модельная. Цветовые пятна распределяются по объектам картины и могут быть, как отдельные имприматуры для этих деталей.

Применение на практике этого художественного приёма вознаградит ваши старания при переходе от станковой к монументальной живописи. Учитесь мыслить масштабно, для этого возьмите на вооружение имприматуру и покоряйте художественный Олимп вместе с нами!

Источник: https://www.izocenter.ru/blog/imprimatura-v-zhivopisi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector