Жанр карикатура в искусстве

Карикатура представляет собой рисунок реального человека, который искажает или преувеличивает некоторые черты, но сохраняет сходство. Другими словами карикатура – утрированная форма портретного искусства.

Гротеск – термин в искусстве портретной живописи, где лицо искажается в уродливую форму. Одним из лучших примеров работ в этом стиле является серия «гротескные головы» Леонардо да Винчи.

Карикатура в живописиЖивопись карикатура как жанр: гротеск шарж

Гротеск

В то время художник вряд ли рисовал с юмором – просто попытался передать крайне неприятную форму лица. В 18 веке гротескные рисунки были переименованы в карикатуры. На практике гротескным искусством занимались И. Босх и П. Брейгель Старший.

Живопись карикатура как жанр: гротеск шарж

Шарж

Шаржи впервые стали популярным жанром изобразительного искусства в 16-17 веках. Рисунки создавались сатириками, чтобы высмеивать общественных деятелей и политиков — это работы с нравственным значением. Они по-прежнему остаются популярными сегодня, и используются в журналах и газетах, чтобы подшучивать над кинозвездами, политиками и другими знаменитостями.

Единственное, что изменилось – это художественные инструменты и материалы. Изначально карикатуристы делали рисунки углем, карандашом или пером при помощи чернил. Сегодня художник имеет доступ к графическим программам в ПК.Живопись карикатура как жанр: гротеск шарж

Карикатуристы обладали значительной властью над общественным мнением, благодаря доступности информации даже для неграмотных людей.

Одними из самых известных примеров графики в таком стиле являются сатирические офорты Наполеона Бонапарта от британского художника Джеймса Гилрея.

Он изобразил французского императора коротышкой в огромной шляпе. В результате до сегодняшнего дня эта тема интересует публику.

Шаржи являются популистской формой искусства. Это талантливые фигуративные рисунки, более действенные и эффектные, чем большинство портретов.

Классификация

В живописи современности карикатура представлена в виде юмористического или сатирического рисунка на социальные, личные, бытовые, политические темы или в виде иллюстрации к анекдотам.

Художники выполняют цветные или монохромные рисунки:

  • линиями и контурами,
  • штрихами.

Этот жанр делят на юмористические, сатирические изображения и станковую карикатуру с философским подтекстом. Работы карикатуристов можно видеть не только в живописи, но и в любой полиграфической продукции в технике:

  • графики,
  • коллажей,
  • иллюстрациях,
  • фотографиях,
  • плакатах,
  • рекламе,
  • монтаже,
  • инсталляциях,
  • анимации,
  • архитектуре,
  • перформансе.

Разница между карикатурой и комиксом

Комиксы и лубок — это образы вымышленных персонажей. Впервые рассказы в картинках в этом стиле были опубликованы в 19 веке швейцарским писателем и художником Тепфером в попытке создать новый способ передачи литературного произведения. Его концепция была предвестником появления анимационного искусства и современных комиксов.

Первые связанные истории в живописи были предназначены для публикации в ежедневных газетах, поэтому быстро набросаны и не отличаются талантливостью.

В противоположность этому карикатуры и сатирические шаржи являются очень кропотливой работой – вручную подбирались и печатались цвета в глянцевых изданиях.

Даже сегодня эта дифференциация остается. Цветная карикатура, используемая для иллюстрации статей журнала или газеты, отличается более высоким художественным качеством, чем комический эскиз.

С появлением компьютерной техники, карикатуристы расширили жанр, создавая сложные, комические и мультипликационные изображения, особенно в области фантастики.

Британский художник Джайлс, известный по своей работе в «Дейли Экспресс», работал в жанре политической карикатуры.

Он создал фиктивную семью в комиксах, в которой доминирует загадочная «Бабушка», которая комментировала современных британских и мировых политиков, нет портретов или картин с реальными людьми. Несмотря на различия, слово «комический» используется как популярный синоним карикатуры.

Развитие жанра

В итальянском «caricare» и «carico» означает «преувеличить» и «загрузить» А.Карраччи сделал несколько портретных гротесковых зарисовок в 1590 году в Болонской академии для иллюстрации теории живописи, и назвал их этими словами. Так произошло название жанра – карикатура.

Процесс развития карикатуры продолжался веками, параллельно основным жанрам – от гротеска Босха до геометрических абстрактных форм в работах Мондриана:

  • Истинным карикатуристом считается художник и дизайнер Дж. Арчимбольдо, который в Праге написал серию пародий на королей и императоров, используя овощи, кастрюли, сковородки и другие кухонную утварь.Живопись карикатура как жанр: гротеск шарж
  • Профессиональный талантливым карикатуристом эпохи рококо был П. Л. Гецци.
  • Сатирические острые шаржи и карикатуры стали в 18 веке писком моды в Англии, России, Франции, Америке. В моралистических жанровых картинах и гравюрах «Карьера проститутки», «Похождения повесы» англичанин У. Хогарт через явно преувеличенный портретный стиль перешел к гротесковой карикатуре.Живопись карикатура как жанр: гротеск шарж
  • Во Франции, жанр доминировал в течение 19 века, благодаря работам О.Домье в области политики антимонархической направленности. В 1835 году французские власти запретили все крамольные виды искусства и политическую карикатуру, после чего Домье перешел на социальные комиксы.

Карикатура, как искусство, особенно востребованным было на рубеже 19-20 веков до появления телевидения. Самые известные художники-карикатуристы 20 века:

  • Уильям Гроппер — коммунистический карикатурист, известный своими социальными рисунками.
  • Алекс Гард — русский художник, который произвел более 700 картин знаменитостей, посещающих популярные рестораны Нью-Йорка, в исследуемом стиле.Живопись карикатура как жанр: гротеск шарж
  • Аль Гиршфельд — американский художник, известный простыми черно-белыми карикатурами известных звезд и знаменитостей шоу-бизнеса, политиков и телезвезд. Он был одним из немногих художников, работы которого отображены на почтовых марках Америки.
  • Дэвид Ливайн — видный американский карикатурист, известный чернильными карикатурами известных писателей и политиков, опубликованных в «Time», «Playboy», «The New York Times» и других известных изданиях.

Жанр позволяет с юмором продемонстрировать социальные проблемы и отношение к ним деятелей искусства.

Источник: https://artrecept.com/zhivopis/zhanry/karikatura

Искусство карикатуры

Живопись карикатура как жанр: гротеск шарж

Карикатура — очень старый вид искусства, чаще всего использовавшийся не просто, чтобы повеселить народ, а как инструмент влияния на общественное мнение. Карикатуры не только забавляют, но и раздражают, задевают и злят — не даром многие известные личности, стоящие у власти, частенько устраивали карикатуристам «веселую жизнь» в ссылках и тюрьмах.

Есть и другое древнеегипетское изображение, которое можно считать прообразом карикатуры. На стене одного храма Хатшепсут изображена сцена, на которой царь и царица встречают египетскую делегацию.

Царица на барельефе обладает впечатляющими формами, в то время как ослик для перевозки жены царя, изображенный на соседней стене, поражает своей миниатюрностью.

Время создания этого барельефа примерно 1479-1458 годы до нашей эры, и, таким образом, это самое старое сатирическое изображение реального исторического лица.

Конечно, первые карикатуры мало походили на то, что можно увидеть сейчас — в основном, это были человечки с непропорционально большими головами на маленьких тельцах. К тому же в то время карикатура не была доступна широкой публике, а только ценителям искусства.

Широкое распространение карикатура получила после изобретения печатного станка и начала Реформации. В XVI веке чаще всего нападкам карикатуристов-протестантов подвергался Папа Римский.

В частности сравнивалось богатство Папы и бедность Иисуса Христа, как, например, в серии парных рисунков «Страсти Христовы и Антихристовы», среди которых были такие: «Иисус омывает ноги своим ученикам» — «Посетители целуют туфлю Папы», «Иисус носит терновый венец» — «У Папы на голове три золотые короны» и много других. Среди авторов подобных карикатур отметились и такие великие художники, как Альбрехт Дюрер и Лукас Кранах-старший.

Читайте также:  Характеристика того, что такое постимпрессионизм

Во Франции карикатура переживала расцвет во время Французской революции, и направлена она была, в основном, против королевской власти. Так, например, король Людовик XVI изображался жирной свиньей, а Мария Антуанетта в виде волчицы или пантеры.

Но не все было так просто — из-за довольно злобного характера карикатуры, на художников начались гонения. Уже начиная с XVI века, несколько европейских стран публикуют разнообразные законы и указы, запрещающие распространение изображений клеветнического характера.

Франция не была исключением — там цензуру отменили только в 1789 году, правда, в 1791 появляется декрет, запрещающий публикацию материалов, носящий подстрекательский характер против власти, а еще через год распространение таких материалов начинает считаться серьезным преступлением.

Живопись карикатура как жанр: гротеск шаржВ XIX веке свободнее всего себя чувствовали карикатуристы Англии, где власть оставляла практически без надзора «искусство низших слоев». Особенно сильно была распространена карикатура во время анти-наполеоновской пропаганды — тогда ее поддерживало правительство.

В это же время во Франции цензура нещадно резала неугодные изображения. Наполеон вообще весьма нервно реагировал на карикатуры англичан и русских и даже требовал от английского короля судить карикатуристов, как убийц.

Во время Отечественной войны 1812 года русские художники вволю поиздевались над многочисленными физическими недостатками французского императора, а Кутузов для такого дела даже организовал при своем штабе специальную типографию.

Вообще, в России карикатуры изначально представляли собой сатирически-нравственные изображения религиозного характера, мотивы церковных росписей, воздаяния за грехи. Только после того, как в  XVIII веке в Россию завезли потешные немецкие листы, карикатура получила светское содержание.

В XVIII веке главной темой карикатур в России являлся неправильный суд, например «Шемякин суд», «Суд дворянина с крестьянином» и другие. Очень известна карикатура, высмеивающая обычаи, введенные Петром I, и его погребение — «Мыши кота погребают», политический смысл которой позднее был утрачен.

Во второй половине XVIII века большинство карикатур выходило с так называемой Ахметьевской фабрики в Москве, правда, были они  качества невысокого и довольно грубы. Война  1812 года вызвала всплеск карикатурного искусства.

Позже, в советское время, а особенно в годы Великой Отечественной, карикатура стала мощным пропагандистским инструментом. В те времена появилось множество талантливых художников-карикатуристов, например группа Кукрыниксы, состоящая из Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова.

Первыми объектами их карикатур были литературные герои.  Позднее из-под пера художников выходили гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни, агитационные и антифашистские плакаты и иллюстрации к художественным произведениям.

К слову, товарищ Сталин не очень любил карикатуру, как и любую другую двусмысленность, поэтому многим художникам довелось попробовать лагерной жизни.

Широкое распространение получила карикатура в США — там к началу XX века практически все газеты уже обзавелись своими собственными художниками-карикатуристами. Мало того, с 1922 года Пулицеровскую премию (одну из самых престижных наград в области журналистики) стали вручать и карикатуристам.

Правда, американская карикатура того времени отличалась от современной. Так, художники преувеличивали не только действия, но и активно издевались над физическими недостатками людей.

Кроме того, изображения были расистскими и подверженными стереотипам, приписывали разным группам людей определенные черты, в общем, все то, на чем в эпоху политкорректности нельзя заострять внимание.

В наше время политическая карикатура постепенно уходит в прошлое, становясь все больше просто юмористическими картинками на разные темы.

Хотя карикатура все еще способна встряхнуть мир, как это случилось недавно — наверняка все помнят скандал, вспыхнувший вокруг карикатур на Пророка Мухаммеда, опубликованных осенью 2005 года.

Источник: https://cirkul.info/article/iskusstvo-karikatury

Термины и понятия в искусстве — Карикатура

Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать), способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания отрицательных сторон жизненных явлений или лиц; сатирическое или юмористическое изображение, дающее критическую оценку каким-либо определённым общественно-политическим и бытовым явлениям или конкретным лицам и событиям.

В карикатуре, составляющей специфическую область проявления комического в изобразительном искусстве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно- политических, бытовых явлений.

В широком смысле слова под карикатурой понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления.

Карикатура в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем. Истоки такой карикатуры восходят к античной художественной культуре; позднее её можно видеть в средневековом искусстве, народном творчестве, особенно в лубке.

Методы карикатуры могут быть использованы в различных видах и жанрах искусства (например, в плакате, газетной или журнальной графике).

В более узком смысле карикатура — особый жанр изобразительного искусства (как правило, графики; гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий ясной идейной социально-критической направленностью.

Расцвет карикатуры связан обычно с периодами крупных общественных конфликтов, с эпохами наибольшей активности народных масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демократических сил.

Зарождение жанра карикатуры связано с Крестьянской войной 1524-26 в Германии, Реформацией, первыми буржуазными революциями XVI-XVIII вв. в Нидерландах, Англии, Франции.

В этот период отчётливо видна непосредственная связь карикатуры с лубком, с народной моралью, с эстетическими принципами фольклора, что характерно и для многих позднейших этапов развития карикатуры (русская карикатура 1812 года, мексиканская политическая графика 1910-х гг., китайская карикатура 1920-х гг.).

Важную роль в карикатуре играет текст, часто раскрывающий и расширяющий смысл изображений, усиливающий их сатирическую остроту. Активная общественная роль карикатуры сказывается в формах её бытования — одних из самых массовых в изобразительном искусстве.

Поставив себе на службу наиболее многотиражные виды графики — ксилографию, офорт, литографию, а также типографский станок, карикатура распространяется в виде «летучих листков», журнальных и газетных иллюстраций, широко доступных альбомов и т. д. Обладая собственными социальными разоблачительными задачами и своей образной спецификой, карикатура несёт и художественно-стилевые черты своего времени.

Самостоятельная эстетическая значимость карикатуры была впервые теоретически осмыслена в начале XIX в. романтиками, чья эстетика отводила иронии и гротеску одно из видных мест. Но уже в первой половине XVIII в. картины и гравюры У.

Читайте также:  Характеристика того, что такое лессировка

Хогарта, высмеивающие нравы современного ему английского общества, положили начало систематическому развитию карикатуры как важной области изобразительного творчества. Вслед за Хогартом английские графики-карикатуристы второй половины XVIII — начала XIX вв. Дж. Гилрей, Т. Роулендсон, Дж.

Крукшанк выработали свой тип карикатуры: они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности.

Социально-обличительный пафос английской карикатуры не поднимался выше «парламентского оппозиционерства» и осмеяния нравов, но в ней сформировались многие характерные творческие приёмы европейской карикатуры.

Тогда же определились специфическая для карикатуры оперативность отклика на все крупные события общественной и государственной жизни, международной политики: таковы карикатуры-лубки Великой французской революции (1789-94), английские «антинаполеоновские листы» и русские сатирические «народные картинки» И. И. Теребенёва, А. Г. Венецианова, И. А.

Иванова, направленные против захватнических притязаний Наполеона и французомании русского дворянства. Язвительные «портреты» его представителей создал А. О. Орловский. В сатирических офортах Ф.

Гойи, бичующих испанскую реакцию и мракобесие, зверства французских оккупантов, гротескный язык карикатуры приобрёл небывалую силу и глубину художественного воздействия. В XIX-XX вв. развитие карикатуры тесно связано с литературной публицистикой, с передовой журналистикой и её социально- политическими устремлениями.

Повседневное сотрудничество карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творческой деятельности. Прогрессивная карикатура XIX в., участвуя в классовых боях, много внимания уделяла главной теме критического реализма — отстаиванию прав и достоинства личности в условиях власти денег.

Антибуржуазный пафос окрашивает творчество крупнейшего карикатуриста О. Домье, со свойственным ему богатством градаций от резкого обличения до грустного юмора, и карикатура Парижской Коммуны 1871 (Ж. Пилотель, Молок и др.). В условиях жёсткой цензуры острая социальная сатира выступала часто в форме бытовой карикатуры, нравоописательных сцен, в которых осмеивались пороки политического строя и общественной жизни. Текст помогал угадывать скрытый сатирический смысл сцены.

Этот приём характерен для карикатуристов русских сатирических журналов середине XIX в. — «Искры», «Гудка» и др. (Н. А. Степанов, Н. В. Иевлев, П. М. Шмельков), нередко участвовавших в революционно-демократической борьбе против самодержавия и крепостничества.

Из лубка в карикатуру пришли иносказание, сатирические сцены-аллегории, в которых собирательные понятия — труд, капитал, свобода — представлены в виде персонажей. Одним из самых действенных и ёмких сатирических средств стал гротескный обобщённый образ — «социальная маска» — то портрет-шарж, то собирательный образ, воплощавший типичные черты господствующих классов.

Таковы созданные французскими графиками — Ш. Филипоном, Ж. И. Гранвилем, Домье и др. — обличительные образы «короля-буржуа» Луи Филиппа и проходимца Робера Макера. Сатирические портреты царя и его сановников, перерастающие в социальные маски, создавались в русской политической графике, ставшей важным фактом общественной жизни в годы Революции 1905-07 (В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Е.

Е. Лансере). Обострение социальной борьбы на рубеже XIX-XX вв. вызвало широкое развитие прогрессивной газетной и журнальной графики и карикатуры, а также появление профессиональных газетчиков- карикатуристов, в числе которых находились и многие крупные мастера (П. Синьяк, Т. Стейнлен во Франции, И. Изер в Румынии и др.). В выработке гротескного лаконичного графим.

языка карикатуры участвовали также художники немецкого журнала «Симплициссимус» (основан в 1896), русских журналов «Сатирикон» (1908-14) и «Новый Сатирикон» (1913-1918).

В XX в. карикатура отразила усложнившееся соотношение общественных сил. Так, в карикатуре Революции 1905-07 в России наряду с общедемократической борьбой за свободу получили выражение и социалистические идеи, позже развитые политической графикой дооктябрьской большевистской газеты «Правда».

Большого напряжения и эмоциональной остроты достигла антимилитаристская карикатура, протестующая против захватнической политики империализма, несущей человечеству муки и страдания. Большое влияние на развитие европейской карикатуры оказала политическая графика бельгийца Ф. Мазереля с её сочетанием гротеска, трагизма и романтической патетики.

В период резкого обострения классовой борьбы пролетариата в 1910-20-х гг. передовые карикатуристы всё чаще связывают своё творчество с рабочей и коммунистической прессой (Р. Майнор, У. Гроппер, Ф. Эллис, Дж. Бёрк в США, Ж. Грос, О. Дикс, Г. Цилле в Германии, М. Лингнер, Л. Лафорж, Р. Дюбоск, Р. Каброль во Франции, Н. Тоница в Румынии). С 30-х гг. важную роль играла антифашистская графика (И. Бешков в Болгарии, Ф. Бидло, И. Чапек в Чехословакии, А. Жикиди в Румынии, О. Постружник в Хорватии, Д. Ло в Великобритании). В послевоенные годы стали широко известны прогрессивные карикатуристы Ж. Эффель, Л. Миттельбер (Франция), Х. Бидструп (Дания).

В советском искусстве в первые годы Советской власти карикатура стала составной частью разных видов агитационно- массового искусства. В сатирическом плакате (в т. ч. в «Окнах РОСТА») (М. М. Черемных, В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев) сложились идейно-художественные принципы и стилистика советской карикатуры — её политическая активность, обращение к широчайшим народным массам, социальная определённость критического пафоса, направленного против внешних и внутренних врагов революции. В 20-30-х гг.

в РСФСР и других республиках появились многочисленные сатирические журналы, ставшие центром развития профессиональной карикатуры. Среди её мастеров — И. А. Малютин, Черемных, А. А. Радаков, Л. Г. Бродаты, Б. Е. Ефимов, Н. Э. Радлов, Ю. А. Ганф, К. П. Ротов, Б. И. Антоновский, Кукрыниксы, А. М. Каневский, В. Н. Горяев, К. С. Елисеев, Б. И. Пророков, Л. В. Сойфертис, И. М. Семёнов, А. Азимзаде, В. Г. Литвиненко.

Большое политическое значение приобрели регулярно публикуемые газетами карикатуры, обличающие силы мировой реакции, империализма и колониализма. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 карикатура как один из самых массовых видов искусства сыграла важную роль в патриотическом воспитании народа, в борьбе с фашистской агрессией.

Она получила широкое распространение в журналах, газетах (в т. ч. фронтовых), агитационных листовках, большое место заняла в плакате (в т. ч. в «Окнах ТАСС»). В 50-80-х гг. расширился круг тем карикатуры, обращающейся к различным сторонам международной и внутренней жизни, истории, быта, к борьбе с пережитками капитализма.

Мастера советской карикатуры, как и карикатуристы социалистических стран (А. Байер-Ред, X. Зандберг в ГДР, И. Бешков, С. Венев в Болгарии, Ч. Дамадьян, Э. Тару в Румынии), активно борются за коммунистические идеалы.

Источник: http://www.art-drawing.ru/terms-and-concepts/2281-caricature

КАРИКАТУРА

КАРИКАТУРА — жанр ис­кус­ст­ва, изо­бра­же­ние, соз­даю­щее ко­мический эф­фект в це­лях ос­мея­ния и кри­тической оцен­ки то­го или ино­го ли­ца или об­щественного яв­ле­ния.

Карикатура ис­поль­зу­ет сред­ст­ва са­ти­ры и юмо­ра, шар­жа, гро­те­ска и ху­дож.

ги­пер­бо­лы; в ней со­еди­ня­ют­ся ре­аль­ное и фан­та­сти­че­ское, пре­уве­ли­чи­ва­ют­ся и за­ост­ря­ют­ся ха­рак­тер­ные чер­ты фи­гу­ры, ли­ца, кос­тю­ма, ма­не­ры по­ве­де­ния лю­дей, при­ме­ня­ют­ся не­ожи­дан­ные со­пос­тав­ле­ния, упо­доб­ле­ния и ме­та­фо­ры.

Читайте также:  Как появилась готика в живописи?

Вслед­ст­вие сво­ей об­щественной зна­чи­мо­сти карикатура обыч­но бы­ту­ет в мас­со­вых фор­мах: ис­поль­зу­ют­ся наи­бо­лее мно­го­ти­раж­ные ви­ды гра­фи­ки (пер­во­на­чаль­но — кси­ло­гра­фия, офорт, за­тем ли­то­гра­фия, фо­то­ме­ха­нические спо­со­бы вос­про­из­ве­де­ния и др.).

Основные фор­мы карикатура — «ле­ту­чие ли­ст­ки», народные кар­тин­ки, позд­нее га­зет­но-жур­наль­ная гра­фи­ка, пла­кат, ре­же са­ти­рическая жи­во­пись, скульп­ту­ра (мел­кая пла­сти­ка).

Тер­мин «карикатура» был, как счи­та­ет­ся, впер­вые ис­поль­зо­ван Ан­ни­ба­ле и Аго­сти­но Кар­рач­чи в конце XVI века при­ме­ни­тель­но к изо­бра­же­ни­ям от­кро­вен­но гро­те­ск­но­го ха­рак­те­ра.

Становление жан­ра карикатуры мож­но от­не­сти к началу XVI века; её ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние при­хо­дит­ся на вре­мя Ре­фор­ма­ции и Кре­сть­ян­ской вой­ны 1524-1526 годов в Гер­ма­нии.

В даль­ней­шем рас­цвет карикатуры так­же сов­па­да­ет с пе­рио­да­ми круп­ных об­ще­ственно-по­ли­тических по­тря­се­ний — Тридца­ти­лет­ней вой­ной 1618-1648 годов, ре­во­лю­ци­ями XVI-XVIII века в Ни­дер­лан­дах, Анг­лии, Фран­ции.

В этот пе­ри­од про­сле­жи­ва­ет­ся связь карикатуры с фольк­ло­ром, луб­ком, воз­ро­ж­дав­шая­ся и позд­нее, во вре­ме­на во­енных кон­флик­тов и ре­во­лю­ций. Су­ще­ст­вен­ная роль в карикатуре от­ве­де­на тек­сту, рас­ши­ряю­ще­му смысл изо­бра­же­ния, уси­ли­ваю­ще­му его са­ти­рическую ост­ро­ту.

Са­мо­сто­ятельная эс­те­тическая зна­чи­мость карикатуры бы­ла впер­вые ос­мыс­ле­на в начале XIX века ро­ман­ти­ка­ми, в эс­те­ти­ке ко­то­рых иро­ния и гро­теск за­ни­ма­ли вид­ное ме­сто, од­на­ко уже в XVII-XVIII веках к карикатуре об­ра­ща­лись круп­ней­шие мас­те­ра — Дж.Л. Бер­ни­ни (пре­имущественно карикатуры на от­дель­ных лиц), Гвер­чи­но, Дж.Б. Тье­по­ло, Ж. Кал­ло; пер­вым из ху­дож­ни­ков, поч­ти це­ли­ком по­свя­тив­ших се­бя это­му жан­ру, был П.Л. Гец­ци.

В 1-й половине XVIII века кар­ти­ны и гра­вю­ры У. Хо­гар­та, вы­смеи­ваю­щие нра­вы со­вре­мен­но­го ему английского об­ще­ст­ва, по­ло­жи­ли на­ча­ло сис­те­ма­тическому раз­ви­тию карикатуры как важ­ной об­лас­ти изо­бра­зительного твор­че­ст­ва.

Вслед за Хо­гар­том английские гра­фи­ки-ка­рика­ту­ри­сты 2-й половины XVIII — начала XIX веков (Т. Ро­уленд­сон, Дж. Крук­шанк, У. Дент, Р.

Нью­тон) вы­ра­бо­та­ли свой тип карикатуры: они пре­об­ра­зо­вы­ва­ли жан­ро­вые сце­ны в осо­бый тип те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го зре­ли­ща, об­на­жаю­ще­го урод­ли­вые и смеш­ные сто­ро­ны дей­ст­ви­тель­но­сти.

Со­ци­аль­но-об­ли­чительный па­фос английской карикатуры не под­ни­мал­ся вы­ше «пар­ла­мент­ско­го оп­по­зи­цио­нер­ст­ва» и ос­мея­ния нра­вов, но в ней сфор­ми­ро­ва­лись многие ха­рак­тер­ные твор­че­ские приё­мы ев­ропейской карикатуры (этой ли­нии карикатуры близ­ки ра­бо­ты немецкого художника Д.Н. Хо­до­вец­ко­го).

То­гда же оп­ре­де­ли­лась спе­ци­фи­чес­кая для карикатуры опе­ра­тив­ность от­кли­ка на круп­ные со­бы­тия об­щественной жиз­ни (карикатуры-луб­ки Французской ре­во­лю­ции XVIII века, «ан­ти­на­по­ле­о­нов­ские» ра­бо­ты Дж. Гил­рея и других в Ве­ли­ко­бри­та­нии и т. д.). В са­ти­рических офор­тах Ф. Гойи гро­те­ск­ный язык карикатуры при­об­рёл не­бы­ва­лую си­лу и глу­би­ну ху­дожественного воз­дей­ст­вия.

С XIX века раз­ви­тие карикатуры тес­но свя­за­но с литературной пуб­ли­ци­сти­кой и её со­ци­аль­но-по­ли­тическими уст­рем­ле­ния­ми: по­сто­ян­ное со­труд­ни­че­ст­во ху­дож­ни­ков с жур­на­ла­ми и га­зе­та­ми ста­ло обыч­ной фор­мой их твор­че­ской дея­тель­но­сти.

Ан­ти­бур­жу­аз­ный па­фос ок­ра­ши­ва­ет твор­че­ст­во круп­ней­ше­го ка­ри­ка­ту­ри­ста О. До­мье и К. вре­мён Па­риж­ской ком­му­ны 1871 года (Ж. Пи­ло­тель и др.).

Од­ним из са­мых дей­ст­вен­ных и ём­ких са­ти­рических средств стал гро­те­ск­ный обоб­щён­ный об­раз («со­ци­аль­ная мас­ка» или порт­рет-шарж), во­пло­щав­ший ти­пичные чер­ты различных об­щественных клас­сов (у П. Га­вар­ни, Ж.Ж. Гран­ви­ля, Ш. Фи­ли­по­на, До­мье, Г. До­ре, В. Бу­ша, Дж. Ли­ча и др.).

На ру­бе­же XIX-XX веков ши­ро­кое раз­ви­тие по­лу­чи­ла по­ли­тическая карикатура, в жан­ре ко­то­рой ра­бо­та­ли многие круп­ные мас­те­ра — П. Синь­як, Т. Стейн­лен во Фран­ции, ху­дож­ни­ки немецкой живописи «Сим­пли­цис­си­мус» (ос­но­ван в 1896 году; А. Ку­бин, О. Гульб­ранс­сон, К. Коль­виц, Т.Т. Хей­не, Г. Цил­ле и др.).

В 1-й половине XX века боль­шо­го на­пря­же­ния и эмо­цио­наль­ной ост­ро­ты до­стиг­ла ан­ти­ми­ли­та­ри­ст­ская карикатура (Ф. Ма­зе­рель, Г. Грос, О. Дикс, Дж. Харт­филд в Гер­ма­нии; Дж. Лоу в Ве­ли­ко­бри­та­нии; У. Гроп­пер в США; Ж. Эф­фель во Фран­ции; Х. Бид­ст­руп в Да­нии; И. Беш­ков в Бол­га­рии и др.).

На про­тя­же­нии сво­ей ис­то­рии карикатура не­од­но­крат­но под­вер­га­лась го­не­ни­ям — лис­ты кон­фи­ско­вы­ва­лись вла­стя­ми, из­да­ния за­пре­ща­лись (например, «Жур­нал ка­ри­ка­тур» А.Г. Ве­не­циа­но­ва в 1808 году), ху­дож­ни­ков при­го­ва­ри­ва­ли к тю­рем­но­му за­клю­че­нию и штра­фам (О. До­мье и др.).

О том, что карикатура не ут­ра­ти­ла зна­че­ния и в на­ши дни, сви­де­тель­ст­ву­ют, в ча­ст­но­сти, ме­ж­ду­народные «ка­ри­ка­тур­ные скан­да­лы» середины 2000-х годов, спро­во­ци­ро­ван­ные об­ра­ще­ни­ем ху­дож­ни­ков к ре­лигиозной те­ма­ти­ке; ак­ту­аль­ным ос­та­ёт­ся искусство по­ли­тической и ан­ти­во­ен­ной ка­ри­ка­ту­ры.

В Рос­сии к наи­бо­лее ран­ним об­раз­цам карикатуры сле­ду­ет от­не­сти лу­боч­ные лис­ты 1-й половины XVIII века (рас­кра­шен­ные кси­ло­гра­фии), вы­смеи­ваю­щие бы­то­вые по­ро­ки, фи­зические урод­ст­ва или ино­зем­ные нра­вы; схе­ма­тич­но-гро­те­ско­вые изо­бра­же­ния не­из­мен­но до­пол­не­ны риф­мо­ван­ным тек­стом.

В карикатуре конца XVIII века по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние мо­ти­вы городского бы­та, пре­имущественно ме­щан­ско­го и ку­пе­че­ско­го, шар­жи­ро­ван­ные об­ра­зы русской зна­ти. Отечественная вой­на 1812 года да­ла но­вый им­пульс раз­ви­тию са­ти­рической гра­фи­ки («народные кар­тин­ки» И.И. Те­ре­бе­нё­ва, А.Г. Ве­не­циа­но­ва, И.А.

Ива­но­ва, на­прав­лен­ные про­тив императора На­по­ле­о­на I и гал­ло­ма­нии русского дво­рян­ст­ва). В середине XIX века карикатура сбли­жа­ет­ся с са­ти­рической ил­лю­ст­ра­ци­ей (А.А. Агин, П.М. Бок­лев­ский, Е.И. Ков­ри­гин, Р.К. Жу­ков­ский и др.).

В ус­ло­ви­ях цен­зу­ры со­ци­аль­ная са­ти­ра вы­сту­па­ла час­то в фор­ме бы­то­вой карикатуры, нра­во­опи­са­тель­ных сцен, в ко­то­рых ос­меи­ва­лись об­щественные по­ро­ки, в шар­жи­ро­ван­ном ви­де пред­ста­ва­ли со­вре­мен­ни­ки (А.О. Ор­лов­ский, П.А. Фе­до­тов).

Этот при­ём ха­рак­те­рен и для ка­ри­ка­ту­ри­стов русских са­ти­рических жур­на­лов середины XIX — начала XX веков — «Ис­кры», «Гуд­ка», «Бу­диль­ни­ка», «Шу­та» и др. (Н.В. Иев­лев, А.И. Ле­бе­дев, Н.А. Сте­па­нов, П.М. Шмель­ков, П.Е. Щер­бов).

Тес­но свя­зан­ное с об­ще­ственно-по­ли­тическими со­бы­тия­ми, искусство карикатуры пе­ре­жи­ло подъ­ём в го­ды русской Ре­во­лю­ции 1905-1907 годов, ко­гда в са­ти­рических жур­на­лах «Жу­пел», «Ад­ская поч­та» и других, а так­же в поя­вив­ших­ся позд­нее жур­на­лах «Са­ти­ри­кон», «Но­вый са­ти­ри­кон» пуб­ли­ко­ва­лись ра­бо­ты круп­ней­ших мас­те­ров (в т. ч. И.Я. Би­ли­би­на, М.В. До­бу­жин­ско­го, Б.М. Кус­то­дие­ва, Е.Е. Лан­се­ре, А.А. Ра­да­ко­ва, Н.В. Ре­ми­зо­ва, В.А. Се­ро­ва, А.А. Юн­ге­ра).

В го­ды Гражданской вой­ны 1917-1922 годов основной фор­мой са­ти­рической гра­фи­ки стал пла­кат («Ок­на РОСТА»; ху­дож­ни­ки В.Н. Де­ни, В.В. Мая­ков­ский, И.А. Ма­лю­тин, В.В. Ле­бе­дев, М.М. Че­рем­ных). В 1920-х годах вы­хо­ди­ло мно­же­ст­во са­ти­рических жур­на­лов, с ко­то­ры­ми со­труд­ни­ча­ли мас­те­ра карикатуры, как из­вест­ные с до­ре­во­люционного вре­ме­ни (Б.И.

Ан­то­нов­ский, Д.С. Мо­ор, Ра­да­ков, Н.Э. Рад­лов и др.), так и ху­дож­ни­ки но­во­го по­ко­ле­ния (Л.Г. Бро­да­ты, Ю.А. Ганф, К.С. Ели­се­ев, В.И. Коз­лин­ский, Б.Б. Ма­ла­хов­ский, К.П. Ро­тов и др.).

Как со­став­ная часть идео­ло­ги­зи­ро­ван­но­го советского искусства, карикатура ста­ла дей­ст­вен­ным спо­со­бом борь­бы с внеш­ни­ми и внут­рен­ни­ми «вра­га­ми ре­во­лю­ции»; боль­шое зна­че­ние уде­ля­лось об­ли­че­нию «сил ми­ро­вой ре­ак­ции», им­пе­риа­лиз­ма и ко­ло­ниа­лиз­ма, борь­бе с «пе­ре­жит­ка­ми ка­пи­та­лиз­ма», ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­де и т. п.

В го­ды Великой Отечественной вой­ны ан­ти­фа­ши­ст­ская карикатура по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в жур­на­лах, га­зе­тах, аги­тационных лис­тов­ках и в пла­ка­те (в т. ч. в «Ок­нах ТАСС», ле­нинградском «Бое­вом ка­ран­да­ше»).

Но­вая вол­на карикатуры и са­ти­рического пла­ка­та на внут­ри­по­ли­тические те­мы про­ка­ти­лась в конце 1980-х годов; с жан­ром карикатуры сбли­жа­ют­ся многие про­из­ве­де­ния соц-ар­та. Сре­ди круп­ней­ших мас­те­ров отечественной карикатуры XX века — В.Н. Го­ря­ев, Б.Е. Ефи­мов, А.М. Ка­нев­ский, Ку­кры­ник­сы, Н.Е. Му­ра­тов, И.М. Се­мё­нов, Л.В. Сой­фер­тис.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/karikatura

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector